Увлекательный мир географии 9 класс
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

Мухина Людмила Прокопьевна

Разработка внеклассного мероприятия по географии для 9 класса. Подвижные ролевые игры и конкурсы  для  повторения и  закрепления  полученых  знаний. Игру  можно провести в декаду  или предметную неделю географии. Не требует особой подготовки. Проводится легко и очень нравится детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon uvlekatelnyy_mir_geografii_9_klass.zip23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Мухина Людмила  Прокопьевна

учитель географии

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 имени А.А. Первенцева станицы Новопокровской  Краснодарского края.

Увлекательный мир географии 9 класс           

Работа (не публиковалось) выполнена   январь   2013 г.    

Пояснительная записка

Творческие, ролевые игры на уроках географии и во внеурочное  время - один из важнейших элементов приобретения знаний, умений, навыков. Они во многом зависят от мастерства учителя: подборки увлекательного и познавательного материала, сочетающего теоретическую и практическую направленность.

Настоящее методическое пособие состоит из 12 разнообразных ролевых конкурсов, которые можно использовать не только во внеклассных мероприятиях, но и на уроках.

Основываясь на дидактические принципы развития личностно- ориентированного обучения, представленная методическая разработка для учащихся 6 класса, подразумевает не только передачу ученикам определённой системы знаний и умений, но и приобретение ими навыков практической деятельности.

Целью данного методического пособия является:

- Показать возможность применения разнообразных ролевых игр для повышения интереса к предмету и углубление знаний.

- Развивать у учащихся навыки практического применения знаний.

При разработке пособия учтён собственный педагогический опыт. Апробация материала проходит в течение уже многих лет и даёт положительный результат в оценке качества знаний учащихся.

Ценным считаю то, что через ролевые игры в духе конкурсных соревнований, учащиеся  с большим удовольствием постигали такую многогранную и увлекательную науку как география.

Конкурсная, ролевая  игра

География.

РОССИЯ - РОДИНА МОЯ.

9 класс

Цель проведения мероприятия.

В игровой форме  повторить и обобщить изученный материал по  географии в 9 классе.

Закрепить практические навыки работы с географической картой, компасом, горными породами.

Задачи мероприятия

1.Развивать познавательный интерес, память, внимание, логику, мышление.

2.Закрепить умение работать с географической картой,  умение ориентироваться на местности.

3.Привить любовь к знаниям и предмету. .

Воспитательные задачи:

Привить умение работать в коллективе, развивать чувство содружества, взаимопонимания,  взаимовыручки,  патриотизма.

Форма проведения:  (Игра-соревнование).

Оборудование:

Физическая карта мира, физическая  карта полушарий, контурная карта мира, коллекция горних пород, компас, мяч.

В конкурсе участвуют: капитаны, геологи, биологи, альпинисты, кладоискатели, путешественники, картографы.

Мухина Людмила  Прокопьевна

учитель географии

МАОУ средняя общеобразовательная школа № 1 имени А.А. Первенцева станицы Новопокровской  Краснодарского края.

(конкурс по группам или нескольких команд)

  1. Представление команд: приветствие, название, девиз.
  2. Разминка:

-какой город центральной  России носит мужское имя? (Владимир).

-большая часть, какого экономического района заболочена? (Западно-  Сибирского).

-распространение, какого вида транспорта привело к введению поясного времени? (железнодорожного).

-какой город является воротами в Тихий океан? (Владивосток).

-самый древний город России ему 1100 лет (здесь была война со шведами)? (Новгород).

3.        Конкурс капитанов:  а) выдаются конверты, в которых находится задание и кораблики на пластилине, ими на географической карте надо отметить кратчайший путь следования.  б) Кто первый и правильно доплыл, получает 5баллов

а)        Совершить кротчайшее путешествие на корабле из Черного
моря в Белое море.

б)        Совершить кротчайшее путешествие на корабле из
Балтийского моря в Каспийское

4.  Конкурс картографов:  а) в конвертах выдаются разрезанные из старых атласов карты России, в виде пазлов.

б) Чья команда раньше и правильно сложит разрезанную карту России,  выигрывает 5 баллов.

5.  Конкурс геологов:

а) Из горных пород выбрать по происхождению: органические, магматические и метаморфические, назвать крупнейшие месторождения в России.

6.  Конкурс болельщиков:

-самое солёное (солонка) озеро России? (Эльтон).

-самое холодное (замерзающее озеро) России?  (Таймыр).

-где находится самое горячее озеро России? (п-ов Камчатка).

-где находится завод ГАЗ?  (Н. Новгород).

-где находится завод ВАЗ?  (Тольятти).

7.  Конкурс альпинистов:

В конвертах задание: Определить на физической карте, по координатам  название вершины с её высотой. По одному участнику от команды.

  а) Кто раньше доберется до вершины, по координатам, получает 5 балов.

-41°11'с.ш. 48°10'в. д ; (Базардюзю).

-42°с.ш. 43°в. д;   (Эльбрус).           

- 50°с.ш. 86°в. Д  (г. Белуха).

8.  Кладоискатели.     По заданному азимуту найти клад.  

а) по азимуту-180° пройти 5 шагов.

б) по азимуту-236° пройти 3 шага.

в) по азимуту-90° пройти 4 шага.

г) по азимуту-45° пройти 2 шага.

10 Игра  Геобол - ловкость и знание:

- игроки от каждой команды становятся в круг, ведущий бросает мяч.  Лови мяч, если в городе миллион жителей и отбивай, если нет.

Самара - да, Пермь - да, Якутск - нет, Омск - да, Иркутск - нет,

Курган - нет, Челябинск - да,  Астрахань - нет, Уфа - да, и т.  д.  

11.  Конкурс эрудитов:  По одному игроку от команды  - Участники должны быстро определить экономический район и поместить звёздочку, но контурную экономическую карту России

        1 а)        богатые минеральные ресурсы;

б)        металлургическая база - старейшая в стране;

в)        развито тяжелое машиностроение;

г)        основная проблема - экологическая.  (Урал).

       2    а)           в XVIII веке район был «диким полем»;

б)        находится крупное месторождение железной руды;

в)        АПК - отрасль специализации;

г)        проблема рекультивации почвы. (ЦЧР).

    3    

          а)        отрасли специализации: точное и наукоемкое машиностроение, химическая промышленность, текстильная;

           б)        занимает 1 место по численности населения;

           в)        имеет мощную научную базу;

            г)        район беден природными         ресурсами.  (центральный район)

     4      а)        имеет приморское положение;

б)        богат лесными ресурсами;

в)        слабо развита транспортная сеть;

г)        развита рыбная промышленность. (Северный район)
5.

а)        на порожистых реках созданы небольшие ГЭС;

б)        на западе района развита горнодобывающая промышленность;

в)        реки используются для сплава леса;

г)        найдены месторождения алмазов. (Северный район)


6.

а)        плодородные почвы;

б)        водная проблема;

в)        политическая нестабильность;

              г)        район имеет избыток трудовых ресурсов.

(СеверныйКавказ)
12.  Блицтурнир: Участвует вся команда

- чья команда наберет больше правильных ответов за минуту.

Вопросы  1 команде:

-на какой реке Саратов?  (Волге).

-столица Хакасии?  (Абакан).

-сколько республик на территории России? (21).

-самый многочисленный народ России? (русские).

-татары, из какой группы народов? (тюркской).

-религия чувашей? (христианство).

-на какой реке Омск? (Иртыш).

-столица Башкортостана? (Уфа).

-второй по численности населения город России? (С- Петербург).

-процент женского населения России? (53%).

-объединение пригородов в черту города? (агломерация).

-народ, какой республики северного Кавказа проповедует христианство? (осетины).

-самый северный медно-никелевый завод?  (Норильск).

-процесс улучшения почвы? (мелиорация).

-рост городского населения и городского образа жизни? (урбанизация).

-средняя плотность населения России? (8,6ч/км2).

-в каком экономическом районе 4 города с миллионным населением? (Уральском).

-самый востребованный угольный бассейн России? (Кузбасс).

-самый большой край России? (Красноярский).

-специализация Поволжского экономического  Района? (нефтехимия, машиностроение).

-центр Азии? (Кызыл).

-в каком экономическом районе проживает 20 млн. человек? (Уральский).

- самая большая республика России?  (Саха).

-самая маленькая республика России? (Ингушетия).

Вопросы  2 команде:

-на какой реке город Якутск? (р. Лена).

- столица Калмыкии? (Элиста).

-площадь России? (17,1млн. км2).

- второй по численности народ России? (татары).

-коми,  из какой группы народов? (финской).

-какой народ в европейской части проповедует буддизм? (калмыки).

- столица Татарстана? (Казань).

- на какой реке город Иркутск? (Ангара).

- сколько городов с миллионным населением в России? (13).

-  процент мужского населения России? (47%).

- сколько субъектов на территории России? (83).

- крупнейшая агломерация России? (Московская).

-какое машиностроение Поволжья является ведущим? (транспортное).

-религия  в Татарстане? (ислам).

-какое место Россия занимает по добыче газа? (1).

-в каком экономическом районе России три города с миллионным населением? (Поволжье).

- северный металлургический комбинат? (Череповецкий).

-процент сельского населения России? (27%).

-восстановление природного ландшафта? (рекультивация).

-сколько краёв на территории России? (9).

- где находится оловянный пояс России? (Дальний Восток).

- в каком экономическом районе Омская область? (Западносибирский).

- где находится космодром России (Мирный)? (Европейский Север).

-где находится самая развитая отрасль рыбной промышленности? (Дальний Восток).

-какому субъекту относится о. Новая Земля? (Архангельской области).

-где производят автомобиль Урал?  (Миасс).

13. подведение итогов  

Литература:

1. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский.  География  население и хозяйство России- учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. изд. Москва (Русское слово)  2010год

2 Атлас по географии для 9 класса изд. Москва (Русское слово)  2010год                                                                                                                         3.Алексеев А.И. География России. Природа и население. – М.: Дрофа, 2009                    

 4 Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. – М.:Дрофа,2003                          

  5. Маерова Н.Ю. Уроки географии: 8-9 кл. – М.: Дрофа,2004                                                         6.Пятунин Б.Б. Новые контрольные и проверочные работы по географии: 8-9 кл. – М.: Дрофа,2005                                                                                                                                               7. Терская И.А., Терский А.В., Терский Д.А. «География Краснодарского края. Природа

Анализ

Вопросы и задания  по конкурсу подобраны  согласно образовательной программе по географии  9 класса.

Мероприятие не требует особой подготовки.

Провести  его можно по параллелям классов либо в одном классе по группам.  Обычно я провожу эту игру во время « декады или недели географии» наряду с другими мероприятиями.  

Элементы этой игры я  так же использую на уроке в качестве закрепления, обобщения и повторения материала. Например,  конкурс путешественников, кладоискателей, альпинистов даёт хорошие практические навыки,  вызывает большой интерес у учащихся и оживляет урок.

Повторяется и закрепляется большой объём  школьной программы по географии.

Игра проходит интересно,  увлекательно и очень нравится детям. Проведите, не пожалеете. Успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Увлекательный английский", 5 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности  «Увлекательный английский» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования II поколения  и при...

Программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС " Увлекательный английский " ( 5 класс)

Программа составлена всоответствии с требованиями ФГОС и прошла апробацию в 2015-2016 учебном году....

Программа дополнительного образования "Увлекательный английский", 5 класс

Пояснительная записка, содержание обучения и примерное календарно-тематическое планирование, 72 часа...

Программа дополнительного образования "Увлекательный английский", 6 класс

Пояснительная записка, содержание обучения и примерное календарно-тематическое планирование, 72 часа...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Увлекательный мир географии"

Программа внеурочной деятельности по географии формирует не только базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных разделов географии, но и помогает в становлении устойчивого, познава...

Материалы внеурочного занятия "Климат и человек" (Курс внеурочной деятельности "Увлекательный мир географии", 6 класс)

Материал представляет собой полную методическую разроботку занятия внеурочной деятельности "Климат и человек" со всеми необходимыми материалами и описанием....