I. Общие сведения |
|
|
|
Ф.И.О. автора опыта | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала | Стаж работы в должности |
Сукманова Екатерина Александровна | ФГКОУ ТвСВУ МО РФ | Преподаватель географии | 9 лет |
II. Сущностные характеристики опыта |
|
|
|
Тема инновационного педагогического опыта | Инновации в географическом образовании. Моделирование веб-страниц географических объектов как современный аспект образования |
|
|
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.) | Источник изменений – ФГКОУ ТвСВУ МО РФ. Современные образовательные концепции берут за основу личностно-ориентированную парадигму образования и активное внедрение информационно-коммуникационных технологий. Она позволяет для каждого ученика выстраивать свою траекторию образовательной программы с учетом современных достижений в области науки и технике. |
|
|
Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.) | Целостный алгоритм актуального для развития системы образования образовательного ресурса: технологии обучения посредством разработки веб-страницы географического объекта как способа развития творческого мышления во внеурочной исследовательской деятельности. Формирование образовательного стандарта нового сопровождается сменой образовательных парадигм: переходом от гностического («знаниевого») подхода к деятельностному, направленному на самостоятельное, активное добывание знаний обучающимися. Современный молодой человек должен сегодня не столько уметь что-то делать и знать, сколько уметь учиться делать, уметь применять знание. Приоритетным направлением системы образования является поиск возможностей, обеспечивающих развитие личности. В основе ФГОС нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: - формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; - проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; - активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; - построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Интеграция географического знания и навыков из области информатики в виде моделирования веб-страниц географических объектов позволяет решить новые образовательные задачи. Моделирование веб-страницы географического объекта активно задействованы элементы инновационных технологий: технологии исследовательского обучения, технология проблемного обучения, метод проектов, информационно- коммуникационные технологии, мультимедийные и интерактивные технологии, личностно- ориентированное обучение. География — учебный предмет, формирующий систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. Internet сочетает в себе как возможности неограниченного доступа к информации, так и отсутствие территориальных или временных ограничений. Известна высокая заинтересованность обучающихся в технологиях Интернета и значительные затраты времени на бесцельное «путешествие» по виртуальному миру. Эта ситуация может быть оптимизирована путем решения практических задач и формирования географической грамотности. Интернет становится инструментом не потребления, а творчества и образования через творество. |
|
|
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) | Данная методическая система возможна к тиражированию. Раскрывается через построение образовательных и воспитательных задач и организацию деятельности. Может быть реализована учителями географии. Направлена на формирование предметных, личностных и метапредметных компетенций в области географии, предусмотренных ФГОС второго поколения. Имеет теоретическое обоснование и реальное практическое применение. Новизна этого опыта в том, что это не разовые мероприятия, а система проектной и научно-исследовательской работы с обучающимися в рамках работы научного общества обучающихся ТвСВУ. |
|
|
Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) | Сукманова Екатерина Александровна – преподаватель высшей квалификационной категории, кандидат географических наук. Требования высокого уровня профессионализма преподавателя и желание заниматься подобного рода деятельностью приводит к постоянному самосовершенствованию педагога и поиска путей повышения эффективности и популяризации географического образования. Необходимый уровень профессионализма достигается за счёт постоянного общения с преподавателями вуза, участия в городских, всероссийских и международных методических конференциях и семинарах, ведения собственной страницы в интернете с целью распространения накопленного опыта. |
|
|
Результат изменений | Внешняя результативность – проектная работа по предложенной технологии была рекомендована к городскому этапу конкурса «Шаг в будущее» в г.Твери. Внутренняя результативность – согласно разработанному алгоритму создания веб-страниц географических объектов были реализованы проектные работы обучающихся 9-11ласса. Пилотная работа была представлена на первом этапе научно-практической конференции «Шаг в будущее» в феврале 2013 г. и получила 2 место на секции проектных работ. |
|
|
Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте | Элементы педагогического опыта были представлены в виде публикаций по результатам Международной научно-практической конференции «Пути и педагогические условия модернизации современного образования» 25-26 октября 2012 г., г. Рязань; в ходе мастер-класса по применению технологии проектирования в период сборов руководящих кадров образовательных учреждений МО РФ 29-30 июня 2012 г., в ходе обучающего семинара для студентов и магистров ТвГУ и в период проведения и руководства педагогической практикой 2010-2012 гг.; в рамках обучающих семинаров для учителей географии школ-пилотов опережающего введения ФГОС в ООО в Тверской области, март-июнь 2012 г. |
|
|
III. Описание инновационного опыта |
|
|
|
Дидактические цели - Обновление географического образования в условиях перехода на ФГОС нового поколения.
- Реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения на старшей ступени общего образования.
- Совершенствование содержания и технологии обучения.
- Организация работы через индивидуальное обучение, факультативные занятия, элективные курсы и т.п.
Формируемые компетенции Личностный уровень: - осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях;
- представление о мире, России и ее частях как субъекте географического пространства;
- осознание единства географического пространства;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность.
Метапредметный уровень: - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории;
- формирование универсальных способов деятельности.
Предметный уровень: - умение работать с разными источниками географической информации;
- умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- картографическая грамотность.
Методические задачи Интеграция географии и информатики Основополагающие и проблемные вопросы обучения Основополагающий вопрос 1. Расширение представлений о географических объектах явлениях, проблемах в процессе поиска и конструирования информации для веб-страницы. 2. Знакомство и освоение алгоритма построения web-сайта географического объекта. 3. Разработка макета web-сайта географического объекта, явления, события. 4. Организация презентации работы. Вопросы учебной темы (проблемные): О каком географическом явлении, объекте или событии актуально разместить точку в Интернете. Какая географическая информация должна наполнять страницу. Для какого сегмента пользователя создается страница. Какие действия необходимо осуществить для того, чтобы создать собственную информационную географическую страницу. Самостоятельные исследования обучающихся. Анализ географической, справочной литературы .Освоение способов создания сайтов в Интернете. Проведение исследования общественного мнения. Подготовка презентации и доклада. Оформление результатов проекта согласно технологии: отчет по проектной работе с информационными приложениями, макет веб-страницы, созданная точка в Интернете, презентация и доклад. Программно-техническое обеспечение: компьютер, проекционная система, доступ к Интернету, интерактивная доска. Программное обеспечение: программы обработки изображений, программы работы с мультимедиа, текстовые процессоры. Материалы на печатной основе. Проектная работа, созданная на основе межпредметной интеграции Алгоритм работы над проектом по технологии: Определение проблемы, личностно значимого аспекта исследования, области географического знания, требующего расширения и совершенствования. Определение темы проекта. Определение цели и образа продукта. Формулирование задач работы. Составление плана работы и календаря проекта. Исследование сайтов в сети о географическом объекте, явлении, выявление информационного сегмента. Исследование предпочтений вероятных пользователей. Изучение литературы, энциклопедий, публикаций по географии, об объекте, явлении. Разработка структуры и организационных связей информации на проектируемой странице. Составление информационных разделов для сайта. Освоение приёмов работы по созданию странице в Интернете. Создание макета сайта. Создание страницы в Интернете. Подготовка презентации работы. Защита проекта. Анализ результатов. |
|
|
|
IV. Экспертное заключение |
|
|
|
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений |
|
|
|
Ф.И.О. эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес |
|
|
|