Рабочая программа интегрированного курса "География , ОБЖ" 6 класс
методическая разработка по географии (6 класс) по теме
Представляю Вам свои разработки рабочих программ по географии 6 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Данная программа используется в учебном процессе в 2012-2013 учебном году | 63.93 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Пояснительная записка
к интегрированному курсу «География, ОБЖ», 6 класс
(68 часов, 2 часа в неделю)
Начальный курс является частью целостного единого учебного предмета «География. Землеведение». В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений у учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
Начальный курс — первая ступень в географическом образовании, имеющая лишь некоторые пропедевтические знания из курсов «Природоведение», «Окружающий мир» о свойствах некоторых природных веществ (воды, воздуха, горных пород, растительного и животного мира), о человеке и окружающей его среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В таких условиях главная цель и задачи изучения курса в основной школе: овладение «азбукой» нового для учащихся учебного предмета. При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топографо-картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства. Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является человеческий фактор. Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях.
Данная программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений «География 6-11 класс» курс «Землеведение» (М., «Дрофа», 2009 год) (авторы В.П. Дронов, Л.Е. Савельева) и программы для общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа. 5-11 классы» (М., «Просвещение», 2009 г.) (под общей редакцией А.Т. Смирнова).
Темы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс» вставлены в содержание курса «Землеведение» и существенно обогащают курс конкретными практическими навыками поведения в различных ситуациях. В данной программе количество часов, предусмотренных общеобразовательной программой сохранено.
Так как в авторской программе по географии отсутствует практическая часть, а она необходима для подготовки к сдаче ЕГЭ и ГИА, то перечень практических работ добавлен из программы «Начальный курс географии. 6 класс» (автор Т.П. Герасимова) ( сборник программ для основной и средней школы «География» 6-11 классы, М., «Дрофа» 2004 год).
В связи с допущенными изменениями тематическое планирование интегрированного курса «География, ОБЖ. 6 класс» выглядит следующим образом:
Таблица тематического распределения количества часов:
№ п\п | Разделы, темы «Землеведение» | Разделы, темы курса «ОБЖ» | Количество часов | |
Примерная или авторская программа | Рабочая программа | |||
Введение | 1 | 1 | ||
Земля во Вселенной | № 1: Подготовка к активному отдыху на природе. №4: Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде. | 7 | 7 | |
Географические модели Земли | №2:Активный отдых на природе и безопасность. | 10 | 10 | |
Земная кора | №5: Опасные ситуации в природных условиях. | 15 | 15 | |
Атмосфера | 12 | 12 | ||
Гидросфера | №3:Дальний и выездной туризм. Меры безопасности. | 12 | 12 | |
Биосфера | № 6: Первая медицинская помощь при неотложных состояниях. | 6 | 6 | |
Географическая оболочка | № 7: Здоровье человека и факторы, на него влияющие. | 5 | 5 | |
Всего часов: | 68 | 68 |
2. Содержание программы интегрированного курса
«География, ОБЖ» 6 класс.
Введение (1 час).
Что изучает география. Планета Земля как объект изучения различных наук. География — наука, изучающая поверхность Земли как среду, где возникло и развивается человечество. Многообразие земной поверхности. Элементы земной поверхности. Географические объекты, их происхождение. Важнейшие характеристики географических объектов: положение на земной поверхности, образы, количественные параметры (площадь, высота, форма и др.). Изменения географических объектов и земной поверхности во времени. Процессы и явления, влияющие на географические объекты.
Темы по ОБЖ: № 1: Подготовка к активному отдыху на природе.
Раздел I.
Земля во Вселенной (7 часов).
Земля и космос. Вселенная, галактики. Млечный Путь, его форма и размеры. Ближайшие к Земле галактики, расстояние до них. Место и движение Земли в нашей Галактике. Ориентирование по звездам, навигационные звезды.
Земля — часть Солнечной системы. Состав Солнечной системы: Солнце, планеты и их спутники, астероиды, кометы, межпланетное пространство. Черты сходства и различия планет. Особенности планет земной группы и планет-гигантов. Земля — уникальная планета. Отличия Земли от других планет: три агрегатных состояния вещества и три внешние оболочки, соответствующие им (атмосфера, гидросфера и земная кора). Главное отличие Земли от других планет — наличие жизни, образующей ее четвертую оболочку - биосферу. Деление земной поверхности на материки и океаны, их размеры. Мировой океан. Неравномерное распределение воды и суши по поверхности Земли. Материковое и океаническое полушария.
Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Воздействие на Землю ближнего и дальнего космоса. Роль Солнца в жизни и хозяйственной деятельности людей.
Движения Земли. Вращение Земли вокруг своей оси и его географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца.
Форма и размеры Земли. Древние и современные доказательства шарообразности Земли. Размеры Земли, площадь земной поверхности. Экватор. Влияние формы и размеров Земли на жизнь планеты.
Темы по ОБЖ: №4 Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.
Раздел II.
Географические модели Земли (10 часов).
Глобус - уменьшенная объемная модель Земли. Сходства и различия глобуса и Земли. Масштаб.
Градусная сеть. Географические координаты. Параллели и меридианы. Географическая широта и географическая долгота.
Изображение земной поверхности на плоскости. Аэрофотоснимки и космические снимки. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки - самые точные изображения земной поверхности.
Географические планы и карты. Условные знаки. Различия между планом и картой. Разнообразие карт по масштабу и содержанию. Использование планов и карт. Можно ли самому составить план местности?
Темы по ОБЖ: № 2 Активный отдых на природе и безопасность.
Практические работы:
На местности: 1.Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение над погодой, фенологическими явлениями (водоемы, растительность); измерение высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу.
На контурной карте: 2.Ориентирование на местности. 3. Глазомерная съемка небольшого участка местности (одним из способов). 4. Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.
5.Топографический диктант. 6.Обучение приемам: показ объектов по карте, оформление контурной карты, надписи названий объектов. 7.Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте (в том числе: своя местность). 8.Проведение на контурной карте меридианов и параллелей, в том числе проходящих через вашу местность. 9. Характеристика карты (или ее части) своей местности.
Раздел III.
Земная кора (15 часов).
Внутреннее строение Земли. Состав земной коры.
Ядро, мантия, земная кора. Горные породы и минералы.
Разнообразие горных пород. Магматические, осадочные, метаморфические породы.
Земная кора и литосфера — каменные оболочки Земли. Различия в строении континентальной и океанической земной коры. Литосферные плиты.
Разнообразие форм рельефа. Крупнейшие, крупные, средние и мелкие формы рельефа. Причины разнообразия рельефа, его зависимость от внутренних и внешних сил. Влияние рельефа на природу и человека. Изображение рельефа на планах и картах. Отметки высот и глубин. Горизонтали. Абсолютная и относительная высоты.
Движения земной коры. Медленные вертикальные и горизонтальные движения. Движения земной коры и залегание горных пород.
Землетрясения. Очаг и эпицентр землетрясения. Изучение землетрясений.
Вулканизм. Строение вулкана. Действующие и потухшие вулканы.
Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Физическое, химическое и биологическое выветривание.
Работа текучих вод, ледников и ветра. Овраги, речные долины, барханы, дюны. Деятельность человека и рельеф.
Главные формы рельефа суши. Горы и равнины, их различия по высоте.
Рельеф дна океанов. Основные части рельефа дна Мирового океана: срединно-океанические хребты, ложе, переходные зоны, глубоководные желоба.
Человек и земная кора. Взаимное влияние.
Темы по ОБЖ: №5 Опасные ситуации в природных условиях.
Практические работы:
На контурной карте: 10. Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам). 11.Определение по карте географического положения и высоты гор, равнин. 12.Изучение рельефа своей местности. 13.Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.14. Описание земной коры.
Раздел I V.
Атмосфера (12 часов).
Из чего состоит атмосфера и как она устроена.
Границы, состав атмосферы и ее роль в жизни Земли. Строение атмосферы.
Нагревание воздуха и его температура. Различия в нагревании воздуха в течение суток и года. Средние температуры, амплитуда температур.
Зависимость температуры воздуха от географической широты. Географическое распределение температуры воздуха. Пояса освещенности.
Влага в атмосфере. Водяной пар. Абсолютная и относительная влажность. Туман и облака.
Атмосферные осадки. Виды атмосферных осадков, их распределение на поверхности земного шара.
Давление атмосферы. Измерение атмосферного давления. Причины изменения атмосферного давления, его распределение на поверхности Земли.
Ветры. Причины возникновения ветра. Основные характеристики ветра. Разнообразие и значение ветров.
Погода. Элементы погоды. Причины разнообразия и изменчивости погоды. Воздушная масса. Изучение и предсказание погоды.
Климат. Изображение климата на картах.
Человек и атмосфера. Взаимное влияние.
Практические работы:
На контурной карте: 15. Наблюдение погоды и обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм, описание погоды за день, месяц). 16. Описание климата своей местности. 17. Наблюдения за природой: установление сроков начала времен года.
Раздел V.
Гидросфера (12 часов).
Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Гидросфера, ее возникновение и состав, значение гидросферы для природы и хозяйственной деятельности человека. Возрастающий дефицит пресной воды. Круговорот воды в природе.
Мировой океан — основная часть гидросферы. Мировой океан и его части: океаны, моря, заливы, проливы. Изучение Мирового океана.
Свойства океанических вод. Цвет и прозрачность, температура, соленость воды.
Движения воды в океане. Волны. Различия волн по глубине и причинам возникновения. Цунами. Приливы и отливы.
Течения. Различия течений по температуре, глубине, продолжительности существования. Причины возникновения течений. Влияние течений на природу Земли.
Реки. Части реки. Речная система и речной бассейн. Влияние земной коры на работу рек. Равнинные и горные реки. Роль климата в жизни рек. Питание и режим реки.
Озера и болота. Зависимость размещения озер и болот от климата и рельефа. Различия озер по размерам, глубине, форме, происхождению котловин, характеру стока, солености. Болота.
Подземные воды. Как образуются подземные воды. Грунтовые и межпластовые, пресные и минеральные подземные воды. Карст.
Ледники. Многолетняя мерзлота. Причины возникновения ледников, их влияние на климат. Древнее и современное оледенение. Покровные и горные ледники. Многолетняя мерзлота.
Человек и гидросфера. Стихийные явления в гидросфере: наводнения, лавины. Водохранилища. Как человек воздействует на гидросферу.
Темы по ОБЖ: №3 Дальний и выездной туризм. Меры безопасности.
Практические работы: 18.Надписать названия материков и океанов.
19.Характеристика карты океанов. 20. Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору), обозначение их на контурной карте. 21. Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего населенного пункта до ближайшего моря. 22. Изучение подземных и поверхностных вод своей местности как части мирового круговорота воды в природе. 23.Описание гидросферы.
Раздел VI.
Биосфера (6 часов).
Что такое биосфера и как она устроена. Биосфера - оболочка жизни. Вертикальные границы биосферы, их изменение во времени.
Роль биосферы в природе. Биологический круговорот. Биосфера и жизнь Земли. Распределение живого вещества в биосфере.
Особенности жизни в океане. Разнообразие морских организмов. Особенности жизни в воде.
Распространение жизни в океане. Распространение организмов в зависимости от глубины, климата и удаленности от берегов.
Жизнь на поверхности суши. Особенности распространения организмов на суше. Леса и основные широтные зоны их распространения: влажные экваториальные леса и леса умеренного пояса. Жизнь в безлесных пространствах. Саванны, степи, пустыни и полупустыни, тундра.
Почва. Почва и ее состав. Условия образования почв. Строение почв. Плодородие.
Человек и биосфера. Человек — часть биосферы. Воздействие человека на биосферу.
Темы по ОБЖ: № 6 Первая медицинская помощь при неотложных состояниях.
Практические работы:
На контурной карте: 24. Работа по плану-местности: найти природные комплексы и комплексы, созданные человеком. 25.Составление полного описания географического комплекса своей местности.
Раздел VI I.
Географическая оболочка (5 часов).
Из чего состоит географическая оболочка. Что такое географическая оболочка. Границы географической оболочки.
Особенности географической оболочки. Этапы развития географической оболочки. Уникальность географической оболочки.
Территориальные комплексы. Территория. Природные и природно-хозяйственные территориальные комплексы. Разнообразие и взаимосвязи природных комплексов. Широтная зональность. Высотная поясность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
От географической оболочки к географической среде. Глобальная экологическая проблема.
Темы по ОБЖ: № 7 Здоровье человека и факторы, на него влияющие.
3. Перечень практических работ.
На местности:
1. Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение над погодой, фенологическими явлениями (водоемы, растительность); измерение высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу.
2. Экскурсия по изучению форм земной поверхности, характера залегания горных пород, водоемов (их использование, изменения, охрана).
На контурной карте:
- Нанести маршруты путешествий Ф. Магеллана, X. Колумба.
- Надписать названия материков и океанов.
- Ориентирование на местности.
- Глазомерная съемка небольшого участка местности (одним из способов).
- Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.
- Топографический диктант.
- Обучение приемам: показ объектов по карте, оформление контурной карты, надписи названий объектов.
- Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте (в том числе: своя местность).
- Проведение на контурной карте меридианов и параллелей, в том числе проходящих через вашу местность.
- Характеристика карты (или ее части) своей местности.
- Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам).
- Определение по карте географического положения и высоты гор, равнин.
- Изучение рельефа своей местности.
- Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа. Описание земной коры.
- Характеристика карты океанов.
- Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору), обозначение их на контурной карте.
- Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего населенного пункта до ближайшего моря.
- Изучение подземных и поверхностных вод своей местности как части мирового круговорота воды в природе. Описание гидросферы.
- Наблюдение погоды и обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм, описание погоды за день, месяц).
- Описание климата своей местности.
- Наблюдения за природой: установление сроков начала времен года.
- Работа по плану-местности: найти природные комплексы и комплексы, созданные человеком.
- Составление полного описания географического комплекса своей местности.
4. Требования к уровню подготовки учащихся:
По окончании изучения интегрированного курса «География, ОБЖ» учащиеся 6 класса должны:
1.Называть и /или показывать:
- существенные признаки плана местности, географической карты, виды масштабов картографических изображений;
- форму и размеры Земли (длина окружности);
- на глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан;
- основные земные сферы и части внутреннего строения Земли;
- основные формы рельефа суши и дна океана и их различия по высоте;
- основные части земной коры, гидросферы, атмосферы;
- характерные природные явления, изменяющие рельеф земной коры;
- части Мирового океана;
- среднюю соленость вод океана;
- воды суши подземные и поверхностные;
- речную систему, речной бассейн;
- компоненты ПТК;
- правила поведения в природе;
- причины изменения температуры воздуха в течение суток, года;
- главную причину образования ветра;
- главную причину образования облаков, осадков;
- пояса освещенности Земли;
- географические координаты своей местности.
2.Приводить примеры:
- характерных природных явлений в земной коре, гидросфере, атмосфере;
- связей между элементами погоды;
- изменения погоды в связи со сменой воздушных масс воздействия организмов на компоненты неживой природы;
- влияние климата на водоемы, растительный и животный мир в природе;
- меры по охране природы в своей местности;
- горных пород и минералов, их использования человеком;
- влияния природы на отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорт, отдых населения в своей местности;
- взаимосвязей: река — рельеф;
- искусственных водоемов;
- из истории географических исследований и открытий.
3.Определять:
- атмосферное давление, температуру воздуха, виды облаков, осадков, направление ветра;
- стороны горизонта (ориентироваться) на местности, стороны света по плану местности и географическим картам;
- абсолютные и относительные высоты;
- объекты на плане и карте, расстояния, обозначать их на чертеже, контурной карте;
- по карте географическое положение объектов;
- по образцам: осадочные и магматические горные породы;
- фенологические сроки начала времен года.
4.Описывать:
— географические объекты и явления на местности (погода, рельеф, воды, почвы, растительность и животный мир), их использование и изменение человеком; давать оценку экологического состояния.
5. Объяснять:
— особенности рельефа, климата, вод, биокомплекса, окружающей среды, влияющей на жизнь, труд, отдых населения (на примере своей местности).
6. Оценивать и прогнозировать:
- природно-ресурсный потенциал страны, региона;
- экологическую ситуацию в стране, регионе;
- изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
- изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;
- развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.
5. Список рекомендуемой учебно-методической литературы:
- Поурочные разработки по географии. Начальный курс геграфии.6 класс. Н.А. Никитина, издательство «Вако», Москва, 2007 год.
- Программы для общеобразовательных учреждений «География» 6-11 классы, издательство «Дрофа», Москва, 2009 год.
- Программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа» 5-11 классы, под общей редакцией А.Т. Смирнова, издательство «Просвещение», Москва, 2009 год.
- Учебник для общеобразовательных учреждений «География. землеведение», В.П. Дронов, Л.Е. Савельева, издательство «Дрофа», Москва, 2011 год.
СОГЛАСОВАНО: на заседании ШМО учителей _________________________________________ _________________________________________ Протокол № _______ от ________________ г. Руководитель ШМО ________________ / / | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР ______________/Осипчук Е.Г./ «___»_________ _________г. |
Календарно-тематическое планирование к интегрированному курсу
«География, ОБЖ» , 6 класс.
(68 часов, 2 часа в неделю)
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Даты проведения | Практические работы | Д\з | Оборудование урока | |
план | факт | ||||||
Введение | 1 | ||||||
1 | Что изучают в курсе. | 1 | § 1 | ||||
Раздел I. Земля во Вселенной | 7 | ||||||
2 | Земля и космос. | 1 | § 2 | в\ф, К | |||
3 | Земля — часть Солнечной системы. | 1 | § 3 | Э, К | |||
4 | Влияние космоса на Землю и жизнь людей. | 1 | § 4 | ||||
5 | Движения Земли. | 1 | § 5 | ||||
6 | Форма и размеры Земли. | 1 | § 6 | ||||
7 | Темы по ОБЖ: №4 Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде. | 1 | тетрадь | ||||
8 | Обобщение по разделу: «Земля во Вселенной» | 1 | |||||
Раздел II. Географические модели Земли | 10 | ||||||
Глобус - уменьшенная объемная модель Земли | 1 |
| § 7, к\к | К | |||
Градусная сеть. Географические координаты. | 1 | § 8 | К | ||||
Географическая широта и географическая долгота. | 1 | § 8 | |||||
Изображение земной поверхности на плоскости. | 1 | § 9 | |||||
Аэрофотоснимки и космические снимки. | 1 | § 10 | |||||
Географические планы и карты. | 1 | § 10 | |||||
Условные знаки. | 1 | § 10 | |||||
1 | |||||||
Темы по ОБЖ: № 2 Активный отдых на природе и безопасность. | 1 | ||||||
Обобщение по разделу «Географические модели Земли» | 1 | ||||||
Раздел III. Земная кора | 8 | ||||||
Тема 1. Литосфера и рельеф земли | 2 | ||||||
6 | Гипотезы происхождения и теории эволюции литосферы. Темы «ОБЖ»: № 1: Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера. | 1 | № 3: Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположения размещения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит). | § 2, к\к | Т, К, в\ф | ||
7 | Рельеф земной поверхности. Природные катастрофы, происходящие в литосфере. Темы «ОБЖ»: №2: Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и последствия. | § 3 | К, Т, в\ф | ||||
Тема 2. Атмосфера и климаты Земли (2 часа). | |||||||
8 | Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатообразующие факторы. | § 4,5 | Э | ||||
9 | Климатические пояса и области. Опасные природные явления в атмосфере. Тема «ОБЖ»: № 3: Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения, их причины и последствия. | § 6 | К, в\ф | ||||
Тема 3. Гидросфера. Мировой океан (2 часа). | |||||||
10 | Мировой океан – главная часть гидросферы. Свойства вод Мирового океана. | § 7,8 | в\ф, К | ||||
11 | Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Тема «ОБЖ»: № 4: Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения, их причины и последствия. | № 4: Выделение на карте побережий и шельфа как особых территориально-аквальных природных комплексов. | § 9, к/к | Э, в\ф | |||
Тема 4. Биосфера (0,5 час). Тема 5. Географическая оболочка (0,5 часа). | |||||||
12 | Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Природные комплексы, их строение и разнообразие. Тема «ОБЖ»№ 5: Чрезвычайные ситуации биологического происхождения и защита населения. | № 5: Анализ схем круговоротов вещества и энергии. | § 10, к\к | Т, К, Э | |||
Тема 6. Земля – планета людей (1 час). | |||||||
13 | Размещение населения по материкам. Основные виды хозяйственной деятельности. | № 6: Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направленной миграций людей в прошлом и современные перемещения. | § 11,12,13 к\к | К, Э | |||
Раздел IV. Атмосфера | |||||||
Тема 1. Африка (10 часов). | |||||||
14 | Географическое положение. История исследования материка. | № 7: Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусах и километрах. Обучение определению географического положения материка. | § 14, к\к | К, в\ф | |||
15 | Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. | № 8: Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. | § 15 ,к/к | К | |||
16 | Климатические пояса и типичные для них погоды. | № 9: Оценивание климатических условий жизни одного из африканских народов на основе сопоставления ареала его распространения с данными климатограмм и описанием климата этого района, составленным по плану. | § 16, к\к | К, Э | |||
17 | Внутренние воды. | § 17 | К, в\ф | ||||
18 | Природные зоны | № 10: Определение причин разнообразия природных зон материка. | § 18, 19, к\к | К, в\ф | |||
19 | Народы и страны. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта. | § 20 | Э | ||||
20 | Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Алжир). | № 11: Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран. | § 21 | Э | |||
21 | Центральная Африка (Нигерия, Заир). | § 21.1 | в\ф | ||||
Раздел V. Гидросфера | |||||||
22 | Восточная Африка (Эфиопия, Кения). Южная Африка (ЮАР). | § 21.2 | в\ф | ||||
23 | Обобщение по теме: «Африка» | ||||||
Тема 2. Австралия и Океания (8 часов). | |||||||
24 | Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования Австралии. | § 23 | К, Э | ||||
25 | Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир). | § 24 | К, в\ф | ||||
26 | Природные зоны материка, их размещение в зависимости от климата. Природные богатства. | § 24 | в\ф | ||||
27 | Изменения природы человеком и современные ландшафты. Меры по охране природы на континенте. | № 12: Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов, а также степени природных и антропогенных изменений ландшафтов каждого из материков. | § 25, к\к | К | |||
28 | Население Австралии. Австралия - страна, занимающая весь континент. | № 13: Обоснование причин современного распространения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения крупных регионов материка. | § 25, к\к | К, Э | |||
29 | Географическое положение. Из истории открытия и исследования Океании. | § 26 | К, в\ф | ||||
30 | Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные народы и страны Океании. | § 26 | К | ||||
31 | Обобщение по теме: «Австралия и Океания» | ||||||
Тема 3. Южная Америка (10 часов). | |||||||
32 | Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования материка. | № 14: Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки. | § 27,к\к | К, Э | |||
33 | Особенности природы: строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа в зависимости от строения земной коры. Размещение месторождений полезных ископаемых. | § 28 | К, в\ф | ||||
34 | Климат. Внутренние воды. | № 15: Описание Крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору учащихся). Оценивание возможностей и трудностей хозяйственного освоения бассейнов этих рек. | § 29,к\к | К, в\ф | |||
35 | Своеобразие органического мира континента. | § 30 | К, в\ф | ||||
36 | Природные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. | § 30, доклады | К | ||||
37 | Проявление на материке широтной зональности. Высотная зональность в Андах. | № 16: Оценивание по картам ареалов и центров наибольшего и наименьшего антропогенного воздействия на природу, выбор мест для создания охраняемых территорий. | § 30, к\к | К | |||
38 | Народы и страны. История заселения материка. | § 31 | К, Э | ||||
39 | Деление Южной Америки на крупные регионы – Восточную часть и Андийскую область. Путешествие по крупным странам каждого из регионов. | § 32 | К | ||||
40 | Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран Южной Америки. | § 33 доклады | К, Э | ||||
41 | Обобщение по теме: «Южная Америка». | - | |||||
Тема 4. Океаны (2 часа). | |||||||
42 | Тихий и Индийский океаны. | § 34 | К, в\ф | ||||
43 | Атлантический океан. | № 17: Изображение на контурной карте шельфовых зон океанов и видов хозяйственной деятельности на них, а также маршрутов научных, производственных, рекреационных экспедиций по акваториям одного из океанов (по выбору). | § 35, к\к | К, в\ф | |||
Тема 5. Полярные области Земли (2 часа). | |||||||
44 | Особенности природы полярных областей. Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие природы ледяного континента. Современные исследования материка. | § 36, 37 | К, Э | ||||
45 | Особенности природы полярных областей. Северный Ледовитый океан. Географическое положение. Основные этапы исследования природы океана. | № 18: Сравнение природы Арктики и Антарктики; защита проектов практического использования Антарктиды или Северного ледовитого океана в различных областях человеческой деятельности. | § 38, к\к | К, в\ф | |||
Тема 6. Северная Америка (8 часов). | |||||||
46 | Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Открытие и исследование материка. | § 39 | К, Э | ||||
47 | Особенности природы: строение рельефа, закономерности размещения полезных ископаемых. | § 40 | К, в\ф | ||||
48 | Климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды. | № 19: Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения. | § 41, к\к | К, Э | |||
49 | Внутренние воды. | § 41, доклады | К | ||||
50 | Особенности проявлений зональности на материке. Уникальные природные ландшафты материка. Заповедники и национальные парки. | § 42, доклады | К | ||||
51 | Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. | § 43 | К, Э | ||||
52 | Краткая характеристика стран. | № 20: Составление проекта возможного путешествия по странам континента с обоснованием его целей, оформлением картосхемы маршрута, описанием современных ландшафтов и различий в характере освоения территории по линии следования. | § 44,45, 45.1, к\к | К | |||
53 | Обобщение по теме: «Северная Америка» | - | |||||
Тема 7. Евразия (10 часов). | |||||||
54 | Географическое положение материка, его размеры и очертания. Отечественные имена на карте Евразии. | § 46 | К, Э | ||||
55 | Особенности природы: этапы формирования рельефа; горы, нагорья, равнины, размещение месторождений полезных ископаемых. | § 47 | К, в\ф | ||||
56 | Климатообразующие факторы, разнообразие климатов, климатические пояса и области. | № 21: Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности. | § 48, к\к | К | |||
57 | Внутренние воды и распределение их по территории материка в зависимости от рельефа и климата. | § 49 | К | ||||
58 | Проявление на материке широтной и высотной зональности. Особенности природы континента. | № 22: Сравнение природных зон по 40-1 параллели в Евразии и северной Америки, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения. | § 50, к\к | К | |||
59 | Народы и страны. | § 51 | К, Э | ||||
60 | Крупные регионы Евразии. | № 23: Составление «каталога» стран Европы и Азии, группировка их по различным признакам. | § 52-57, к\к | ||||
61 | Западная Европа. | № 24: Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы и стран зарубежной Азии. | § 52-57, к\к | К, Э | |||
62 | Зарубежная Азия. | № 25: Составление простейших картосхем размещения культурно-исторических центров зарубежной Евразии или картосхем крупнейших городов и разработка заданий для ориентирования по ним. | § 58-62, к\к | К, Э | |||
63 | Обобщение по теме: «Евразия» | - | |||||
Раздел V. Земля – наш дом (3 часа). | |||||||
64 | Географическая оболочка, ее свойства и строение. Этапы развития географической оболочки. | № 26: Работа на местности по выявлению компонентов природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в получении тепла и влаги, а также степени антропогенного воздействия. | § 63, к\к | Э | |||
65 | Взаимодействие природы и общества. | № 27: Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы. | § 64, к\к | Э | |||
66 | Обобщение по теме: «Повторение изученного в курсе «География материков и океанов»» | зачет | |||||
Резервное время – 2 часа. | |||||||
67 | Тема ОБЖ № 6: Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека. | тетрадь | в\ф | ||||
68 | Тема ОБЖ №7: Первая медицинская помощь при неотложных состояниях. | тетрадь | в\ф |
Э – электронный учебник, М- мультимедийные презентации, в\ф – видеофильмы, К – тематические карты, Т- таблицы по теме урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа интегрированного курса "История" 9 класс
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и примерной программой по истории; количество часов - 102....
рабочая программа по истории 10 класс-интегрированный курс
Программа рассчитана на 70 учебных часов.46 отводится на изучение истории России, 24 часа отводится на всеобщую историю. Определенной новизной предлагаемой программы является интеграция кур...
Рабочая программа интегрированного курса по истории в 9 классе.
Программа составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение предмета истории по учебному плану образовательного учреждения – 70 ч. в год, 2 ч. Ввнеделю. Основные...
рабочие программы по истории -11 классов (интегрированный курс для профильного обучения)
Интегрированный курс всеобщей истории и истории России дл учебников издательство Просвещение. Подготовлен с учетом требований институтов силовых структур для абитуриентов. Авторы учебников А.А.У...
адаптированная рабочая программа по математике .5 класс.Для интегрированного обучения детей с ОВЗ
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методического комплекта:Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией коллектива авторов: Н.Я. Виленкин...
Рабочая программа интегрированного курса "История" 11 класс.
Данная рабочая программа содержит интегрированный курс "Истории Отечества" и "Истории зарубежных стран". Предназначена идля использования в 11 классе. Созданна на два уровня - базовый и профильный....
Рабочая программа по музыке 7 класс (интегрированный курс на английском языке)
Рабочая программа для 7 класса разработана на основе Примерной программы по английскому языку с учетом положений Федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовател...