Урок географии 6 класс по теме: "Горные породы и минералы."
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Базилюк Наталия Ивановна

Разработка  урока  географии  6 класс  по  теме: "Горные  породы  и  минералы."  Урок  получил

    Диплом  III  степени  на  II Региональном  конкурсе:  "Мой  лучший  урок."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volgogradskaya_gosudarstvennaya_akademiya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное  образовательное  учреждение   дополнительного

профессионального  образования  (повышения  квалификации)  специалистов

                              Волгоградская  государственная  академия                                       повышения   квалификации   и  переподготовки   работников   образования

                                          З А Я В К А  

                 на  участие  во   2   региональном  конкурсе  

     профессионального   мастерства   педагогов   географии

                                     «  Мой  лучший  урок».

           Тема  урока: « Горные  породы  и  минералы».

                                                                 Базилюк  Наталия  Ивановна

                                                                 учитель  географии

                                                                 МБОУ  СОШ  № 2 г. Волжского

                                                                 т. 8 (8443) 34 17 86;  

                                                                      8 937 531 30 91,

                                                                 404130  г. Волжский

                                                                  ул. 19 Партсъезда   № 45 кв. 8

                                          2013 г.

Урок  позволяет  сформировать  представление  о значении  горных  пород  для  жизни  и  деятельности  человека, ознакомить  с  мероприятиями  по сохранению  горных  пород, привить  бережное отношение к ресурсам  Родины.

                     Тема  урока: « Горные  породы  и  минералы».    

  Цель  урока: дать  обучающимся  знания о многообразии горных  пород условиях их образования, исследовать их свойства, сформировать преставление о значении горных  пород   в жизни человека.

           Тип  урока  - комбинированный.

Методы и  формы  обучения: объяснительно - иллюстративный,  исследовательская  работа  в  группах.  

Оборудование:  таблица- схема «Строение  Земли», схема « Строение вулкана»,

 образцы    горных  пород, электронные  слайды,  маршрутные  листы.

Опорные  знания:  строение  Земли,  строение  земной коры, вулканизм.

                                             Ход  урока.

1. Организационный  момент.                                                                                                                                                                  На  доске  схемы –  таблицы « Строение Земли» и  «Строение вулкана»,

на экране  тема урока и его цель. На столах у обучающихся образцы горных пород и маршрутные листы. Приложение № 1.                        

 Учитель:  ребята,  сегодня  мы  с  вами  совершим  необычный  урок  – экскурсию, в  недра земной коры. Цель  нашей  виртуальной   экскурсии - познакомится с многообразием  и  условиями  образования  горных  пород  и  минералов. а  также понять как  из  однородного  вещества  мантии Земли образуется  такое  многообразие  горных  пород  и  минералов,  какие  условия  на  это  влияют?                                                                                                                                       Экскурсию мы  с вами будем проводить с помощью маршрутных  листов, в которых вы будете отмечать по « шагам» результаты полученных  знаний.             Для этого нам придётся   опуститься  на лифте в горную  шахту  где  расположен  подземный  «Музей  горных пород  и  минералов».                                                             Итак, мы с вами начинаем экскурсию.                                                                                    А пока мы с вами образно  будем опускаться  вниз на лифте,  предлагаю

вам  проверить необходимый  багаж  знаний  для  усвоения новой темы.

 Шаг-1.  Учащиеся,   самостоятельно   отвечают  на вопросы  первого  шага

  в  маршрутных  листах. После  чего,  учитель,  задавая   вопросы  классу  уточняет  правильные  ответы  на  эти  вопросы, а  учащиеся  в  своих  маршрутных  листах  выставляют  баллы  за  ответы, общая  сумма  которых и  будет  составлять результат  работы  ученика  на  уроке.

Вопрос № 1.  Какое   внутреннее  строение  Земли?

Вопрос № 2. Какими  свойствами  обладают  ее  внутренние  оболочки?

Вопрос № 3. В чем  отличие  материковой  плиты  от  океанической?

Вопрос № 4. Какие  изменения  происходят  в  земной   коре  и  чем  они

                      сопровождаются?

Вопрос № 5.  Какое  строение  имеет  вулкан?

Вопрос  № 6.  Чем  магма  отличается  от  лавы?  

  Итак, лифт  успешно  доставил  нас  с  вами  в  Гипотетический  музей            «  Мир  камней»!

        ИЗУЧЕНИЕ    НОВОГО  МАТЕРИАЛА.

Учитель:  « Мы  с  вами  успешно  прошли  проверку  знаний  и  теперь  подготовленные  можем  приступить  к  проведению  экскурсии,  т.к. наш  лифт

закончил  свой  путь.

         На  экране  появляется  изображение  Слайд « Горные  породы».

Учитель: Известно, что  на  Земле  залегает  3000  видов  горных  пород  и  минералов. Горная  порода – это природное  вещество, состоящее  из  группы  минералов. Минерал – это  природное  тело, имеющее  однородный  химический  состав.

На  экране  слайд « ВИДЫ  ГОРНЫХ  ПОРОД  И  МИНЕРАЛОВ».

Они  различаются  своими  свойствами: плотностью, массой,  цветом  и  проис-

хождением. Поэтому  их  делят  на  группы.

              1. Магматические  – образуются  при  извержении вулканов.

 И делятся   на: 1) глубинные  – крупнокристаллические – гранит.

                           2) излившиеся  – плотные, мелкокристаллические – базальт.

На экране  слайд « Виды  магматических  пород».

Учитель: « Перед  нами  стоит  задача. Почему  из  одной  и  той же  магмы   на

Земле  образуются  разные  по  своим  свойствам  горные  породы  и минералы?

Учитель  предлагает  ученикам  рассмотреть  гонные  породы  у  них  на партах

гранит  и  пемзу.

Учитель: « Магма,   находясь  в  мантии   имеет  вязкое  состояние, насыщена  газами  и  парами. Поэтому,  застывая   в  сжатом  состоянии   ее  вещество имеет крупные  кристаллы. А,   вырываясь  на  поверхность,  она  теряет  пары  и  газы и  ее  вещество  становится  плотным  и  имеет  мелкие  кристаллы.

2. На  экране  слайд « ОСАДОЧНЫЕ  ГОРНЫЕ  ПОРОДЫ».

Учитель: « Осадочные  горные породы  образуются  в  результате  накопления

останков  отмерших  организмов и  разрушительного  материала.  По  происхождению,  они  делятся:   на  органические  и   неорганические  (обломочные  и  химические). Ученики  рассматривают  известняк   и   песок.

Учитель: « Обломочные  образуются  из  магматических  пород,  когда   они   попадая   на  поверхность  Земли  под  воздействием  внешних  и  внутренних  факторов   изменяют  свои  свойства и  разрушаются,  превращаясь  в  осадочные (обломочные).

Химические  образуются  в  результате  воздействия  воды  и  температуры, меняют  свои  свойства.

На  экране  слайд  « ВИДЫ  ОСАДОЧНЫХ  ГОРНЫХ  ПОРОД ».

На  экране  слайд « МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ  ГОРНЫЕ  ПОРОДЫ».

Учитель: « Метаморфические  горные  породы – это  породы, образовавшиеся  на  глубине  под  воздействием  высокой  температуры  и  давления  и  сильно  

изменившие  свои  свойства». Название  произошло  от  греческого  слова           « метаморфоз».

Примеры:  песок – кварц,   известняк – мрамор,   графит -  алмаз.

Ученики  рассматривают  образцы  метаморфических  горных  пород.

ШАГ – 2. Учитель  предлагает  ученикам  отметить в  своих  маршрутных  листах  усвоенную  ими  информацию  по  новой  теме  в  разделе  ШАГ – 2 и 3.

Учитель: « На Земле  существует круговорот  горных  пород.  Поэтому  одни  

горные  породы,  попадая   в  совершенно  другие  условия,  приобретают  новые  свойства.

На  экране  слайд  «  МНОГООБРАЗИЕ  ГОРНЫХ  ПОРОД».

ШАГ – 4.  Закрепление  -  практическая  работа :  « Описание  свойств  горных  пород» с  помощью  таблицы  в  маршрутном  листе.

   Название

 Цвет

Твердость

Пачкает  руки

Где  применяют

Домашнее  задание: параграф № 14.

В  конце  урока  учащиеся  сдают  маршрутные  листы  на  проверку.

По  итогам  работы  с  маршрутными  листами  они  получают  оценки.

    Приложение  № 1. – Маршрутный  лист.

    Приложение  № 2.- Презентация  «  Горные  породы »  из     слайдов.

 

     

     

                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.

Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока  систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе....

Урок-игра в 5 классе по курсу « Природоведение, 5 класс» по теме: «Обобщение знаний по курсу «Природоведение, 5 класс»

Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в...

Рабочие программы по математике 5 класс, алгебре 7,8 классы, геометрии 7,8 классы

Рабочие программы составлены согласно рекомендациям ЦРО г.Братска....

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Рабочая программа учебного курса по математике для 10 класса под редакций А.Н Колмагорова. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Алгебра и начала анализа 10 класс и Геометрия 10 класс под редакций А.В Погорелова.

Учебник: Колмогоров А. Н. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы; учебник /А. Н. Колмогоров. - М.: Просвещение, 2009, Погорелов А.В Геометрия 10-11 классы;/А.В.Погорелов. - М.: Просвещение, 2010...