Урок географии 6 класс по теме: "Горные породы и минералы."
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме
Разработка урока географии 6 класс по теме: "Горные породы и минералы." Урок получил
Диплом III степени на II Региональном конкурсе: "Мой лучший урок."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volgogradskaya_gosudarstvennaya_akademiya.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования
З А Я В К А
на участие во 2 региональном конкурсе
профессионального мастерства педагогов географии
« Мой лучший урок».
Тема урока: « Горные породы и минералы».
Базилюк Наталия Ивановна
учитель географии
МБОУ СОШ № 2 г. Волжского
т. 8 (8443) 34 17 86;
8 937 531 30 91,
404130 г. Волжский
ул. 19 Партсъезда № 45 кв. 8
2013 г.
Урок позволяет сформировать представление о значении горных пород для жизни и деятельности человека, ознакомить с мероприятиями по сохранению горных пород, привить бережное отношение к ресурсам Родины.
Тема урока: « Горные породы и минералы».
Цель урока: дать обучающимся знания о многообразии горных пород условиях их образования, исследовать их свойства, сформировать преставление о значении горных пород в жизни человека.
Тип урока - комбинированный.
Методы и формы обучения: объяснительно - иллюстративный, исследовательская работа в группах.
Оборудование: таблица- схема «Строение Земли», схема « Строение вулкана»,
образцы горных пород, электронные слайды, маршрутные листы.
Опорные знания: строение Земли, строение земной коры, вулканизм.
Ход урока.
1. Организационный момент. На доске схемы – таблицы « Строение Земли» и «Строение вулкана»,
на экране тема урока и его цель. На столах у обучающихся образцы горных пород и маршрутные листы. Приложение № 1.
Учитель: ребята, сегодня мы с вами совершим необычный урок – экскурсию, в недра земной коры. Цель нашей виртуальной экскурсии - познакомится с многообразием и условиями образования горных пород и минералов. а также понять как из однородного вещества мантии Земли образуется такое многообразие горных пород и минералов, какие условия на это влияют? Экскурсию мы с вами будем проводить с помощью маршрутных листов, в которых вы будете отмечать по « шагам» результаты полученных знаний. Для этого нам придётся опуститься на лифте в горную шахту где расположен подземный «Музей горных пород и минералов». Итак, мы с вами начинаем экскурсию. А пока мы с вами образно будем опускаться вниз на лифте, предлагаю
вам проверить необходимый багаж знаний для усвоения новой темы.
Шаг-1. Учащиеся, самостоятельно отвечают на вопросы первого шага
в маршрутных листах. После чего, учитель, задавая вопросы классу уточняет правильные ответы на эти вопросы, а учащиеся в своих маршрутных листах выставляют баллы за ответы, общая сумма которых и будет составлять результат работы ученика на уроке.
Вопрос № 1. Какое внутреннее строение Земли?
Вопрос № 2. Какими свойствами обладают ее внутренние оболочки?
Вопрос № 3. В чем отличие материковой плиты от океанической?
Вопрос № 4. Какие изменения происходят в земной коре и чем они
сопровождаются?
Вопрос № 5. Какое строение имеет вулкан?
Вопрос № 6. Чем магма отличается от лавы?
Итак, лифт успешно доставил нас с вами в Гипотетический музей « Мир камней»!
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Учитель: « Мы с вами успешно прошли проверку знаний и теперь подготовленные можем приступить к проведению экскурсии, т.к. наш лифт
закончил свой путь.
На экране появляется изображение Слайд « Горные породы».
Учитель: Известно, что на Земле залегает 3000 видов горных пород и минералов. Горная порода – это природное вещество, состоящее из группы минералов. Минерал – это природное тело, имеющее однородный химический состав.
На экране слайд « ВИДЫ ГОРНЫХ ПОРОД И МИНЕРАЛОВ».
Они различаются своими свойствами: плотностью, массой, цветом и проис-
хождением. Поэтому их делят на группы.
1. Магматические – образуются при извержении вулканов.
И делятся на: 1) глубинные – крупнокристаллические – гранит.
2) излившиеся – плотные, мелкокристаллические – базальт.
На экране слайд « Виды магматических пород».
Учитель: « Перед нами стоит задача. Почему из одной и той же магмы на
Земле образуются разные по своим свойствам горные породы и минералы?
Учитель предлагает ученикам рассмотреть гонные породы у них на партах
гранит и пемзу.
Учитель: « Магма, находясь в мантии имеет вязкое состояние, насыщена газами и парами. Поэтому, застывая в сжатом состоянии ее вещество имеет крупные кристаллы. А, вырываясь на поверхность, она теряет пары и газы и ее вещество становится плотным и имеет мелкие кристаллы.
2. На экране слайд « ОСАДОЧНЫЕ ГОРНЫЕ ПОРОДЫ».
Учитель: « Осадочные горные породы образуются в результате накопления
останков отмерших организмов и разрушительного материала. По происхождению, они делятся: на органические и неорганические (обломочные и химические). Ученики рассматривают известняк и песок.
Учитель: « Обломочные образуются из магматических пород, когда они попадая на поверхность Земли под воздействием внешних и внутренних факторов изменяют свои свойства и разрушаются, превращаясь в осадочные (обломочные).
Химические образуются в результате воздействия воды и температуры, меняют свои свойства.
На экране слайд « ВИДЫ ОСАДОЧНЫХ ГОРНЫХ ПОРОД ».
На экране слайд « МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ ГОРНЫЕ ПОРОДЫ».
Учитель: « Метаморфические горные породы – это породы, образовавшиеся на глубине под воздействием высокой температуры и давления и сильно
изменившие свои свойства». Название произошло от греческого слова « метаморфоз».
Примеры: песок – кварц, известняк – мрамор, графит - алмаз.
Ученики рассматривают образцы метаморфических горных пород.
ШАГ – 2. Учитель предлагает ученикам отметить в своих маршрутных листах усвоенную ими информацию по новой теме в разделе ШАГ – 2 и 3.
Учитель: « На Земле существует круговорот горных пород. Поэтому одни
горные породы, попадая в совершенно другие условия, приобретают новые свойства.
На экране слайд « МНОГООБРАЗИЕ ГОРНЫХ ПОРОД».
ШАГ – 4. Закрепление - практическая работа : « Описание свойств горных пород» с помощью таблицы в маршрутном листе.
№ | Название | Цвет | Твердость | Пачкает руки | Где применяют |
Домашнее задание: параграф № 14.
В конце урока учащиеся сдают маршрутные листы на проверку.
По итогам работы с маршрутными листами они получают оценки.
Приложение № 1. – Маршрутный лист.
Приложение № 2.- Презентация « Горные породы » из слайдов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока математики в классе- комплекте по теме: в 6 классе "Применение распределительного свойства умножения" (повторение), в 5-м классе "Упрощение выражений"(изучение нового материала)
Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов...
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.
Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе....
Урок-игра в 5 классе по курсу « Природоведение, 5 класс» по теме: «Обобщение знаний по курсу «Природоведение, 5 класс»
Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в...
Рабочие программы по математике 5 класс, алгебре 7,8 классы, геометрии 7,8 классы
Рабочие программы составлены согласно рекомендациям ЦРО г.Братска....
Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»
урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...
Рабочая программа учебного курса по математике для 10 класса под редакций А.Н Колмагорова. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Алгебра и начала анализа 10 класс и Геометрия 10 класс под редакций А.В Погорелова.
Учебник: Колмогоров А. Н. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы; учебник /А. Н. Колмогоров. - М.: Просвещение, 2009, Погорелов А.В Геометрия 10-11 классы;/А.В.Погорелов. - М.: Просвещение, 2010...