Программа кружка "Юные лесоводы"
рабочая программа по географии (8 класс) по теме
Предлагаемая программа кружка юных исследователей и любителей природы "Юные лесоводы", составлена и опробирована мной в ходе работы ДО "Юные лесоводы". Материал содержит пояснительную записку, собственно программу, календарно-тематическое планирование, ресурсное обеспечение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ставровская средняя общеобразовательная школа
Собинского района Владимирской области
Программа кружка исследователей и любителей природы
«Юные лесоводы»
Составитель: Филимонова И.А.
учитель географии
2010год.
Пояснительная записка.
Программа предназначена для учащихся 8 классов как внеурочные и внешкольные занятия по выбору в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями и рассчитана на 216 часов в год.
Курс включает как теоретические занятия в виде лекций и бесед по основам лесного хозяйства, так и выполнение практических заданий непосредственно на объектах базового лесничества, исследовательскую деятельность. Предусмотрено широкое участие кружковцев в подготовке и проведении массовых праздников: «День работников леса», «День птиц», «Месячник леса», участие в региональных и районных конкурсах школьных лесничеств, в трудовых операциях: «Муравей», «Семена», «Кормушка», «Лесная аптека», «Скворечник», «Посади дерево», «Озеленение» и др.
Программа кружка включает знакомство с направлениями работы местного леспромхоза и лесхоза, встречи с тружениками предприятий лесной отрасли, с целью знакомства с профессиями лесного профиля, пропаганды важности и значимости такой деятельности.
К проведению занятий привлекаются специалисты базового Собинского лесничества, которые организуют лесотехническую учебу, работу школьников на объектах по сезонам, предлагают тематику исследовательских работ.
В программе предусмотрены примерные варианты практических работ, экскурсии, которые могут быть использоваться выборочно или заменяться другими в соответствии с потребностями учащихся и лесничества.
Программа кружка преследует следующие цели и задачи:
-дать представление о лесоводстве, как науке о жизни леса и выращивании высококачественной древесины, роли лесного хозяйства в этом;
-воспитывать у школьников чувство любви и бережного отношения к лесу, его обитателям, ответственность за их судьбу;
-углубить теоретические знания об окружающем мире, тесных экологических связях в природе, о влиянии хозяйственной деятельности человека на природу и мерах её охраны;
-развивать практические навыки и умения проведения практических и исследовательских работ;
- воспитывать качества рачительного и разумного природопользователя;
- вооружить учащихся трудовыми навыками и умениями выполнения лесохозяйственных и лесовосстановительных работ, предусмотренных трудовым договором, а так же умениями агитационной, пропагандистской деятельности по охране лесных богатств и зеленых насаждений;
-профориентация на профессии лесного профиля.
Освоив данную программу, учащиеся должны знать:
-основы лесоведения и лесоводства, основы лесной таксации и способы лесовосстановления;
- роль лесных богатств в жизни населения региона;
- направления деятельности, проблемы и задачи местных предприятий лесного профиля, виды природосберегающих и лесовоссстанавливающих технологий,
- способы природоохранной деятельности учащихся;
-правила поведения в лесу, правила сбора лекарственных растений, грибов, ягод.
Учащиеся должны уметь:
-проводить наблюдения, исследования в природе;
-использовать имеющиеся знания для изучения лесных богатств, обоснования рационального их использования,
-распознавать основные породы древесной растительности своей местности;
-устанавливать связи между региональными особенностями природы и занятием населения, хозяйственной деятельностью и экологическим состоянием природы;
-использовать различные способы природоохранной деятельности для сохранения экологического равновесия региона.
Программа.
Тема 1. Введение (4 часа).
Цели и задачи кружка. Требования. Инструктаж учащихся по правилам безопасности при выполнении любых работ в лесу.
Школьные лесничества, их роль в лесозащитной и лесовосстановительной деятельности. Участие школьников в деле охраны леса и зеленых насаждений. Выборы лесничего.Праздник «День работника леса» (поздравительные открытки, плакат, встреча с ветеранами лесного производства).
Тема 2. Лес – основной компонент окружающей среды
и богатство человечества (30часов).
Понятие о лесе и лесных насаждениях. Характеристика лесных ресурсов мира и региона. Типы леса. Роль леса в природе и жизни человека. Лесные богатства региона и их роль в жизни местного населения. Пищевые, лекарственные, фитонцидные растения, промысловые виды, редкие растения и животные леса. Лесные сенокосы и пастбища. Пчеловодство. Ядовитые грибы, ягоды и растения. Правила сбора грибов, ягод и лекарственных растений.
- Экскурсия «Определение типа леса по лесорастительному покрову».
- Экскурсия « Фенологические наблюдения . Осень.»
- Оформление экспозиций на стенде и памяток для учащихся: «Помни, сборщик грибов!», «Помни, сборщик ягод!», «Правила сбора лекарственных растений», «Правила поведения в лесу», «Ядовитые грибы», «Осторожно: они ядовиты!»
- Выступление перед учащимися начальной школы «Лес – мир добра и чудес».
- Оформление гербария «»Видовой состав деревьев леса»,
- Проект «Деревья нашего леса».
Тема 3. Основы лесоводства и лесоведения (7 часов).
Дендрология. Основные лесообразующие древесные и кустарниковые породы России и области. Лесоводство - наука о жизни леса и выращивании высококачественной древесины.
Подрост, подлесок, надпочвенный покров, их значение для леса.
Виды и способы рубок. Рубки ухода за лесом и санитарные рубки, их значение для формирования ценных насаждений.
Применение машин и механизмов, орудий труда на лесохозяйственных работах, знакомство с современными технологиями.
- «Определение древесных пород по побегам, листьям, хвое, шишкам и плодам, семенам и коре»
- «Определение урожайности ягод, грибов и цветения растений по шкалам глазомерной оценки».
Тема 4. Основы лесной таксации (7 часов).
Единицы измерения и учета в лесной таксации, применяемые инструменты. Таксация насаждений. Главнейшие таксационные признаки и элементы леса: состав, форма, средняя высота, диаметр, возраст, полнота, бонитет, запас, прирост и т. д.
- «Ориентирование на местности по компасу, местным признакам, топографическим и дорожным знакам. Работа в лесу по плану лесонасаждений, планшетам и выкопировкам с них».
- «Измерение диаметра и высоты растущего дерева с помощью инструмента. Определение возраста насаждений. Определение объёма леса на корню». Операция «Меткий глаз».
Тема 5. Организация лесозаготовок и переработки древесины (10 ч).
Лес как источник получения древесины, побочных продуктов и сырья для многих отраслей промышленности. Понятие о лесном сортименте. Рациональное использование лесосырьевых ресурсов в народном хозяйстве. Использование отходов.
- Экскурсия «Знакомство с технологиями заготовки, переработки и охраны леса в местном леспромхозе».
- Оформление буклета «Что дает 1 кубометр древесины».
- Изготовление коллекции образцов лесных древесных пород своего края.
- Экскурсия «История леспромхоза».
- Исследовательская работа «Настоящее и будущее переработки древесины во Владимирской области».
Тема 6.Лесовосстановление ( 14 часов).
Лесосеменное дело. Порядок сбора, обработки и хранения семян. Стратификация семян. Семенное и вегетативное размножение. Прививки.
Выращивание посадочного материала в лесном питомнике и древесной школке. Ускоренное выращивание укрупненных саженцев для механизированной посадки леса под полиэтиленовой пленкой.
Виды подготовки почвы под лесные культуры. Выкапывание и упаковка посадочного материала.
Реконструкция малоценных насаждений и содействие естественному возобновлению леса.
Расчет потребности в семенах и посадочном материале при различных схемах посева и посадки сеянцев.
- «Определение урожайности шишек, плодов и семян древесных пород по шкалам глазомерной оценки».
- Операция «Семена».
- «День птиц».
- Операция «Скворечник».
Тема 7.Охрана и защита лесов (17 часов).
Положение о государственной лесной охране. Понятие о видах лесонарушений и ответственность за них.
Причины пожаров в лесу. Виды лесных пожаров. Простейшие способы и техника их тушения.
Вредные и полезные для леса птицы, звери и насекомые. Лесные животные «Красной книги». Животные, занесенные в «Черную тетрадь». Охраняемые виды. Вредители и болезни леса, способы защиты от них. Насекомые – энтомофаги. Привлечение и охрана насекомоядных птиц и муравьев как биологический метод борьбы с вредителями леса.
Правила инвентаризации и охраны муравейников. Роль искусственных гнездовий. Значение зимней подкормки зверей и птиц.
- Исследовательская работа «Оценка степени заражения разных участков леса вредителями и болезнями».
- Оформление коллекции повреждений насекомыми древесины и других частей дерева, поражений болезнями.
- Операция «Муравей» для учета и охраны.
- Экскурсия в пожарную часть п. Ставрово.
Тема 8. Внеклассные мероприятия (10 часов)
- День работников леса.
- Новый год.
- Поездка в музей природы г. Владимир.
- Экскурсия на Демидовский фанерный комбинат.
Подведение итогов работы – 2ч
Итого – 113 час.
+103 часа – практическая деятельность. В течение года работа отрядов школьного лесничества согласно договору (прилагается).
Примерный календарь работ в школьном лесничестве
Мероприятие | Сроки | Содержание работ |
Учебная работа | Круглогодично | Исследования, подготовка рефератов |
"Птичья столовая" | Ноябрь - март | Подкормка птиц и изучение их поведения |
"Птицелов" (борьба с отловом птиц) | Ноябрь - март | Воспитательная работа с другими школьниками, патрули, рейды с работниками природоохранных органов |
"Шишка" | Ноябрь - март | Сбор семян сосны, ели |
"Рыба" | Декабрь - февраль | Бурение скважин при сильном обледенении для обеспечения доступа кислорода в воду |
"Ель" | 15-31 декабря | Охрана еловых и сосновых посадок для предотвращения их порубок перед новогодними праздниками |
"Птичий домик" | Январь - март | Изготовление и развешивание скворечников, дуплянок |
"Берёзовый сок" | Март - апрель | Охрана берёзовых лесов для предотвращения порчи берёз |
"Первоцветы" | Апрель - май | Патрулирование с работниками природоохранных органов лесов и лугов, на которых начинают распускаться весенние цветы |
"Нерест" | Апрель - май | Патрулирование рек |
"Питомник" | Апрель - октябрь | Работы в школьном питомнике |
"Муравей" | Апрель - август | Огораживание муравейников |
"Лесной костёр" | Апрель - сентябрь | Оборудование мест отдыха, патрулирование |
"Лесопосадки" | Апрель-сентябрь | Весенне-осенние лесопосадки |
Экологические походы | Июнь - август | Познавательные походы |
"Семена" | Сентябрь - ноябрь | Сбор семян дикорастущих растений |
Агитация и просвещение | Круглогодично | Проведение экскурсий, подготовка листовок, чтение лекций |
Ресурсное обеспечение:
- Бобров Р. В. Беседы о лесе. М., Лесная промышленность, 1979 г.
- Воронцов А. И. Лесозащита. М., Лесная промышленность, 1975 г.
- Справочник лесничего. М., Лесная промышленность, 1973 г.
- Инструкции по технике безопасности при выполнении работ в лесу, экскурсий, практических работ.
- Географические карты природных зон, растительности мира, Владимирской области.
- Определители растений и животных.
- География Владимирской области .Карлович И.А., кузнецов В.В. и др., Владимир, 1996г.
- Природа и экология Владимирской области Карлович и.А. , Владимир, 1996 год
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Тема занятия |
Ведение. (4ч) | ||
1. | Введение. Цели и задачи кружка. Требования. Инструктаж учащихся по правилам безопасности при выполнении любых работ в лесу. | |
2. | Школьные лесничества, их роль в лесозащитной и лесовосстановительной деятельности. Участие школьников в деле охраны леса и зеленых насаждений. Выборы лесничего | |
3-4. | Праздник «День работников леса» | |
Лес- основной компонент окружающей среды и богатство человечества.(36ч) | ||
5-6. | Понятие о лесе и лесных насаждениях. Характеристика лесных ресурсов мира и региона. | |
7-8 | Типы леса. | |
9-10. | Роль леса в природе и жизни человека. Лесные богатства региона и их роль в жизни местного населения. | |
11-12 | Пищевые, лекарственные, фитонцидные растения, промысловые виды, редкие растения и животные леса. | |
13-14 | Лесные сенокосы и пастбища. Пчеловодство. | |
15-16 | Ядовитые грибы, ягоды и растения. | |
17-18 | Правила сбора грибов, ягод и лекарственных растений. | |
19-22 | Экскурсия «Определение типа леса по лесорастительному покрову» | |
23-26 | Экскурсия « Фенологические наблюдения . Осень.» | |
27-29 | Оформление гербария «»Видовой состав деревьев леса», | |
30-33 | Проект «Деревья нашего леса». | |
34-37 | Оформление экспозиций на стенде и памяток для учащихся: «Помни, сборщик грибов!», «Помни, сборщик ягод!», «Правила сбора лекарственных растений», «Правила поведения в лесу», «Ядовитые грибы», «Осторожно: они ядовиты!» | |
38-41 | Выступление перед учащимися начальной школы «Лес – мир добра и чудес». | |
Основы лесоводства и лесоведения (7 ч) | ||
42-43 | Дендрология. Основные лесообразующие древесные и кустарниковые породы России и области. Лесоводство - наука о жизни леса и выращивании высококачественной древесины | |
44 | Подрост, подлесок, надпочвенный покров, их значение для леса. | |
45 | Виды и способы рубок. Рубки ухода за лесом и санитарные рубки, их значение для формирования ценных насаждений | |
46 | Применение машин и механизмов, орудий труда на лесохозяйственных работах, знакомство с современными технологиями. | |
47 | «Определение древесных пород по побегам, листьям, хвое, шишкам и плодам, семенам и коре» | |
48 | «Определение урожайности ягод, грибов и цветения растений по шкалам глазомерной оценки». | |
Основы лесной таксации (7ч) | ||
49 | Единицы измерения и учета в лесной таксации, применяемые инструменты. Таксация насаждений. Главнейшие таксационные признаки и элементы леса: состав, форма, средняя высота, диаметр, возраст, полнота, бонитет, запас, прирост и т. д. | |
50-52 | «Ориентирование на местности по компасу, местным признакам, топографическим и дорожным знакам. Работа в лесу по плану лесонасаждений, планшетам и выкопировкам с них». | |
53-55 | «Измерение диаметра и высоты растущего дерева с помощью инструмента. Определение возраста насаждений. Определение объёма леса на корню». Операция «Меткий глаз». | |
Организация лесозаготовок и перерабртки древесины (10 ч) | ||
56-59 | Лес как источник получения древесины, побочных продуктов и сырья для многих отраслей промышленности. Понятие о лесном сортименте. Рациональное использование лесосырьевых ресурсов в народном хозяйстве. Использование отходов. | |
60-63 | Экскурсия «Знакомство с технологиями заготовки, переработки и охраны леса в местном леспромхозе». | |
64 | Оформление буклета «Что дает 1 кубометр древесины». | |
65-66 | Изготовление коллекции образцов лесных древесных пород своего края. | |
67-68 | Иссл. Работа «Настоящее и будущее переработки древесины во Владимирской области». | |
Лесовосстановление (14ч) | ||
69-70 | Лесосеменное дело. Порядок сбора, обработки и хранения семян. Стратификация семян. Семенное и вегетативное размножение. Прививки. | |
71 | Выращивание посадочного материала в лесном питомнике и древесной школке. Ускоренное выращивание укрупненных саженцев для механизированной посадки леса под полиэтиленовой пленкой. | |
72 | Виды подготовки почвы под лесные культуры. Выкапывание и упаковка посадочного материала. | |
73 | Реконструкция малоценных насаждений и содействие естественному возобновлению леса. | |
74 | Расчет потребности в семенах и посадочном материале при различных схемах посева и посадки сеянцев. | |
75 | «Определение урожайности шишек, плодов и семян древесных пород по шкалам глазомерной оценки». | |
76 | Операция «Семена». | |
77-78 | «День птиц». | |
79-82 | Операция «Скворечник». | |
Охрана и защита лесов (17ч.) | ||
83. | Положение о государственной лесной охране. Понятие о видах лесонарушений и ответственность за них. | |
84-85 | Причины пожаров в лесу. Виды лесных пожаров. Простейшие способы и техника их тушения. | |
86 | Экскурсия в пожарную часть п. Ставрово. | |
87 | Вредные и полезные для леса птицы, звери и насекомые | |
88-89 | Лесные животные «Красной книги». Животные, занесенные в «Черную тетрадь». Охраняемые виды | |
90 | Вредители и болезни леса, способы защиты от них. Насекомые – энтомофаги. | |
91 | Привлечение и охрана насекомоядных птиц и муравьев как биологический метод борьбы с вредителями леса. | |
92 | Правила инвентаризации и охраны муравейников | |
93 | Роль искусственных гнездовий. Значение зимней подкормки зверей и птиц. | |
94-95 | Исследовательская работа «Оценка степени заражения разных участков леса вредителями и болезнями». | |
96-97 | Оформление коллекции повреждений насекомыми древесины и других частей дерева, поражений болезнями. | |
98-99 | Операция «Муравей» для учета и охраны. | |
100-101 | Подведение итогов работы. | |
Внеклассные мероприятия(8ч) | ||
102-103 | Новый год. | |
104-107 | Поездка в музей природы г. Владимир | |
108-111 | Экскурсия на Демидовский фанерный комбинат | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка " Юный лесовод"
Данная программа носит интегрированный характер. Она объясняет географию, биологию, экологию, водную экологию, почвоведение, лесоразведение, охрану природы Цель: ...

Рабочая программа кружка "Юный лесовод"
Рабочая программа кружка включает в себя: пояснительную записку, тематическое планирование, содержание програмного материала, учебно-тематический план...

Программа кружка «ЮНЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР»
Данная программа предназначена для вовлечения учащихся 5-7 классов в творческую работу с применение одного из направлений компьютерных технологий, а именно мультимедийных технологий и графики. Так как...
Дополнительная образовательная программа кружка "Юный лесовод"
Организация внешкольной работы природоохранной направленности учащихся является процессом формирования осознанного отношения детей к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.Да...

Программа экологического кружка: "Юные лесоводы"
Программа экологического кружка направлена на углубление знаний учащихся в области изучения леса, формирование экологической культуры учащихся, улучшение охраны окружающей среды, развитие природ...

Программа внеурочной деятельности: дополнительная образовательная программа "Кружка "Юный дизайнер"
Программа внеурочной деятельности по технологии является обязательным элементом основной образовательной программы и должна обеспечивать достижение следующих целей:- развитие инновационной творческой ...