Рабочая программа краеведческого кружка «История и поэзия родного края»
материал по истории (8 класс)

Зуева Елена Николаевна
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Смоленской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Агибаловская средняя общеобразовательная школа»

Холм – Жирковского района

Смоленской области

Рассмотрено

Рабочая группа

Протокол № ________

от « ____»___________ 2016г.

«Согласовано»

заместитель директора по ВР МБОУ «Агибаловская СОШ» _______/Васильева Н.В./

« ____»___________ 2016г.

«Утверждено»

Директор МБОУ«Агибаловская СОШ»___________ /Кремнёв Ю.Л./

Приказ №______

от «_____»_________2016 г.

Рабочая программа краеведческого кружка

«История и поэзия родного края»

Разработали: учитель истории обществознания Зуева Е. Н.,

учитель русского языка и

литературы Серегина О.Е

Агибалово, 2016г.

Любовь к родному краю, знание его истории — основа,

 на которой только и может осуществляться рост

духовной культуры всего общества. Культура как растение:

у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно,

чтобы рост начинался именно с корней.

Д. С. Лихачев

Пояснительная записка

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к нашим родным местам - к замечательной Смоленской земле. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю. Данная программа - авторская программа Серегиной Ольги Егоровны. Целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся. Рассчитана на учащихся 11-17 лет. Программа реализуется в течение 1 часа в неделю. Итого 34 часа в год.

Цели программы:

  • Познакомить учащихся с историко - культурным наследием Холм-Жирковского района Смоленской области;
  • сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.

Задачи программы:

  • Изучение прошлого и настоящего Холм-Жирковского района, обычаев, традиций и духовной культуры народа, проживающего в нашем районе и д. Агибалово.
  • Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о районе и деревне.
  • Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
  • Активизация поисковой деятельности учащихся.
  • Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
  • Формирование у школьников навыков информационной культуры. Использование Интернет и информационных технологий в изучении краеведения.
  • Пополнение фондов школьной библиотеки работами учащихся по краеведению.

Основные направления: 

Программа «История и поэзия родного края» включает следующие основные направления учебной деятельности: историческое, духовное краеведение, краеведение в области литературы и искусства.

Формы проведения занятий:

  • Экскурсия.
  • Работа в архивах.
  • Конференции.
  • Уроки.
  • Работа с документами.
  • Исследовательская деятельность.

Принцип программы: От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство «малой родины» - к систематизированному знанию о родном крае.

Режим занятий: Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу. Длительность изучения 34 часа в год.

Механизм реализации программы:

  • организация экскурсий в районный музей;
  • пешие экскурсии по селу;
  • встречи с людьми, заинтересованными в данной проблеме;
  • сбор материалов;
  • оформление материалов экспедиции;
  • участие в районных, областных и российских краеведческих конкурсах.

Прогнозируемые результаты: Программа «История и поэзия родного края» предполагает проведение итоговых занятий (после каждого этапа изучения). Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии.

Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.

Формы реализации программы «История и поэзия родного края».

  • Участие в районных краеведческих и областных конкурсах.
  • Участие в российских конкурсах
  • Проведение летней этнографической экспедиции.

Тематическое планирование занятий

ПЕРВЫЙ этап – «КРАСОТОЮ МИР СПАСЁТСЯ»

Задача первого этапа занятий в кружке - накопление эмоциональных и эстетических впечатлений о своем районе и деревне. Эстетической категорией выступает понятие красоты – родной природы, понятие добра, понятие бережного отношения к земле.

Тема занятий

Содержание

Кол-во часов

1

Краеведение - наука о родном крае.

Человек и его окружение. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае.

1

2

Наш дом родной.

Экскурсия по району (деревне).

1

3

Откуда пошёл мой род.

Знакомство со своей родословной. Создание родословной своей семьи.

1

4

Холм-Жирковская земля в литературе, живописи, музыке.

Знакомство с литературными произведениями.

1

5

Я и мой район.

Мой район через 10 лет. Создаем проекты домов и зданий нашего района в будущем.

1

6

От чистого истока

Сочиняем легенды, предания, рассказы, стихи о любви к родному краю.

1

ВТОРОЙ этап - «ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ»

Задача второго этапа занятий: развитие интереса к прошлому родного края, приобщение к культуре и быту народов, проживающих в нашем районе, наши земляки - участники Великой Отечественной войны.

7

С чего всё начиналось.

Наш край в древности. Археологические памятники на территории района.

1

8

Здесь пыль веков.

Экскурсия в школьный и районный краеведческий музей.

1

9

О чём рассказали книги.

Работа с краеведческой литературой.

1

10

Первые русские поселения.

История появления на карте района первых русских деревень. Знакомство с бытом и традициями народа в нашем районе. Работа с архивным материалом.

1

11

Вся власть Советам!

Установление советской власти в нашем районе. Мероприятия Советской власти.

1

12

Столкновение различных политических сил.

Гражданская война на территории нашего района. Окончание гражданской войны.

1

13

У каждого своя судьба.

Образование в 20-е – 30-е годы. Коллективизация. Образование нашего района. Репрессии 30-х.

1

14

Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд.

Наш город и район в годы войны. Тыл фронту. Работа с архивными источниками.

1

15

Я не участвую в войне, война участвует во мне.

Знакомство с книгой «Памяти». Наши земляки - Герои Советского Союза. Война в судьбе моей семьи. Военная доблесть наших земляков.

1

16

О чём рассказали фотографии из семейного альбома.

Составить рассказ о людях на старых фотографиях в семейном альбоме. Человек и история. История в лицах

1

17

История моей страны в названиях улиц.

Названия улиц нашей деревни и поселка.

История в названиях улиц.

1

18

Памятники нашего района, связанные с историей

Творческие проекты

1

19

Подводим итоги работы кружка.

Отчёт руководителя кружка. Выступления учащихся. Выставка творческих работ кружковцев.

1

ТРЕТИЙ этап - поэзия ЗЕМЛИ Холм – Жирковской

Задача третьего этапа занятий – изучение истории и культуры нашего района через знакомство с известными личностями, прославившими наш город и район, развитие интереса к жизни конкретных людей, воспитание уважительного отношения к своим близким бабушкам и дедушкам, показать историю в контексте с историей страны.

20

В районе каждый знаменит

Творческие проекты о знаменитых людях

1

21

«Будем знакомы»

История районной газеты «Вперед»

1

22

Творчество пишущих, но малоизвестных земляков

Творческие проекты

1

23

Человек своего времени

Знакомство с поэтом, прозаиком и публицистом И. Савельевым

1

24

« Я отпел свое звонкое лето…»

Знакомство с творчестом поэта-земляка В.П. Сазонова.

1

25

Развитие журналистики

Развитие журналистики в районе

1

26

Летописец истории родного края

Знакомство с книгой В.И. Смирнова « Холм – Жирковский. Моя малая Родина: история, события, люди».

1

27

Ими гордится наш район

Сбор материала о людях, прославивших район

1

28

Спортсмены района

Составление презентаций о спортсменах района

1

29

«Не позволяй душе лениться»

Сбор материала о героях социалистического труда.

1

30

Люди в белых халатах

Известные врачи нашего района. Сбор материала о врачах и медсёстрах, работающих в районной больнице.

1

31

Гордое звание – учитель

Гордость нашей школы. Сбор материала об учителях, работающих в нашей школе. Оформление папки.

1

32

«Поставьте памятник деревне...»

Анализ стихотворения Н. Мельникова

1

33

Памятники района, посвященные культуре и поэзии

Творческие проекты

1

34

Подводим итоги работы кружка.

Отчёт руководителя кружка. Выступления учащихся. Выставка творческих работ кружковцев.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа краеведческого кружка "По страницам прошлого"

данная рабочая программа предназначена для организации работы с краеведческим материалом...

Рабочая программа краеведческого кружка "Истоки"

Программа предназначена для учащихся 5-10 классов. Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, село (его традиции, памя...

Программа краеведческого кружка "История населенного пункта в истории страны"

Краеведение поддерживает живую связь времен, поколений, их преемственность в родном крае, селе, городе. Благодаря краеведению хранится память историческая, воспитывается духовная оседлость. ...

Рабочая программа краеведческого кружка « История школы и моего поселка».

 Рабочая программа краеведческого кружка составлена на  основе авторской программы « История школы и моего поселка», автор Перепеличенко Г.В    Программа предназначена ...

Кружок "История и поэзия родного края"

Данный кружок был разработан для знакомства с историй и культурой родного села и района...

Рабочая программа предметного кружка по географии "География Родного края"

Рабочая программа предметного кружка по географии "География Родного края" составлена для региона Татарстан. С незначительной переделкой дподойдет и для остальных регионов России....

Адаптированная рабочая программа по предмету " История и культура родного края" для 9 класса для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллектуальными нарушениями.

Данная адаптированная рабочая программа составлена на основе материалов книги "Культура родного края" авторов В.Н.Лупоядова и Л.Ю. Лупоядовой....