ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ КЛИМАТА
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Киселёва Елена Алексеевна

Интегрированный урок географии и физики "ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
 В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ КЛИМАТА"

 Цель: Повторение, обобщение изученного материала по темам:  «Тепловые явления» по физике и «Климат России» по географии .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integr.geo-fiz.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

1) Повторение, обобщение изученного материала по темам:»Тепловые явления» по физике и «Климат России» по географии.

2) Развитие познавательных и творческих способностей учащихся, логического мышления, речи , памяти.

3) Формирование умения объяснять климатические явления , используя понятия   физики.

4)Воспитание чувства коллективизма.

Оборудование: 1)Физическая карта России

                           2) ТСО: видеомагнитофон , телевизор , микрофоны.

                           3) Медиа-проектор , ноутбук,

                           5) Оформленный зал: плакаты с названиями городов Астрахани и          Архангельска.

                          6)  Ручки, листочки, памятки, карты-атласы,флажки.

                                                             Ход урока:

Вступление:

Сегодня мы проведём необычный урок, урок-телемост между городами юга и севера Архангельском и Астраханью. Пообщаемся с жителями этих городов и особенностью жизнедеятельности.

(2 класса рассаживаются по местам , выдаются флаги Астрахани и Архангельска)

-Мы приветствуем всех, кто видит и слышит.

-Привет Астрахань!(показ через проектор «жителей» )

-Привет Архангельск! (показ через проектор «жителей» )

-Вас приветствуют наши телезрители(все хлопают ) и мы ведущие телемоста: учитель географии Киселёва Елена Алексеевна и учитель физики Луканичева Виктория Николаевна!(Все хлопают)

А вот и наши телезрители(представляются) нашего телемоста «География и физика».

-Уважаемые жители Астрахани и Архангельска, покажите на карте свои города (флажками), чтобы наши телезрители представляли где вы живёте.

-А теперь познакомьте  нас с особенностями двух городов , а то в средствах массовой информации  нечасто о вас услышишь.( учащиеся  от каждой команды делают сообщения и одновременно идет показ слайдов о городах)

-Вот сейчас на данный момент у вас лето(показ слайдов) , расскажите какие у вас сейчас погодные условия.(  можно определить по карте атласа  температуру, осадки, влажность)

-А почему  у  вас такая  разница в температуре? Большей  частью из-за географического положения городов , циркуляции воздушных масс , подстилающей поверхности.)

(показ слайдов с картами климата, солнечной радиации, июльских температур , ветров)

-Тогда дайте нам советы о том , как надо одеваться летом.

(пишут памятки туристам-путешественникам)

-Дайте советы друг другу и объясните их с точки зрения теплопередачи , называя способы.

-Во время разговора один из жителей Архангельска заметил « дым» над поверхностью земли в Астрахани.

( включается картинка с испарением)

-Что это за дым? В результате с какого физического процесса происходит образование этого «дыма»? Ночью температура воздуха понизилась, что произойдёт с этим паром? Как называется этот процесс? Какая физическая величина характеризует количество водяных паров в воздухе? Определите влажность воздуха в Астрахани и Архангельске с помощью психометра.

- От увлажнения зависит сельскохозяйственная деятельность людей. А каков коэффициент увлажнения в ваших городах, если я насколько знаю в Астрахани испаряемость составляет  1000мм  , а в Архангельске  всего 250 мм.

(К=О/И,т.е. 300/1000=0.3 (недостаточное увлажнение) в Астрахани ,а 400/250=1.6 ( избыточное увлажнение ) в Архангельске.

-Вы знаете , тут передают прогноз погоды и говорят, что в район  г. Астрахани  атмосферный вихрь с высоким давлением в центре, а в Архангельск с пониженным давлением.  Что это за вихри и что от них ждать?

(в г.Астрахань-антициклон-ясно и солнечно,в г.Архангельске –циклон-пасмурно и дожди)

-Посмотрим видеосюжет , отснятый нашими журналистами.

(показ слайдов)

-Значит, в район Астрахани придет ещё и теплый атмосферный фронт. Разъясните нам, пожалуйста , как  это у вас происходит?( показываю картинки).

(после ответа показ видеосюжета)

-А в Архангельск холодный атмосферный фронт, а что у вас происходит?(показываю картинки)

(после ответа показ видеосюжета)

 - Мне очень жаль, но участники телемоста в Архангельске в итоге промокли  под  дождём.  Почему им стало холодно  в  намокшей  одежде ? (большая теплопроводность воды, вода испаряется , в результате чего происходит охлаждение)

-А участники телемоста сейчас изнывают от жары , что вы им посоветуете: Как лучше переносить жару ?

РЕКЛАМА:  информацию , о том как лучше переносить жару.(рассказывает  учитель физики)

Наступает осень.

(показ слайдов)

Как осенью жители готовятся к зиме? Какое топливо лучше использовать для отопления домов и какое доступно в данных городах?

Что даёт больше тепла ?

1)природный газ-20 кг

2)уголь-50кг

3)сухие дрова-100кг

4)торфяные брикеты-30кг

(показ полезных ископаемых)

-Подсчитайте ,  определите , что доступнее для Астрахани и для Архангельска (определяют по карте ).Что получилось выгоднее?

-Мы очень хорошо подготовились к зиме.

( показ слайдов о городах зимой)

-Чем характерна зима для этих городов ? Какие физические процессы зимой ?

-Назовите температуру января , количество суммарной радиации , атмосферное давление ?( ищут по карте)

(показ слайда карты о температуре января)

-Расскажите какие ветры приходят в это время в ваши города  ? Почему они дуют именно в этом направлении? ( из-за разности давления)

( показ слайда о ветрах зимой и атмосферном давлении)

-Какой физический процесс присутствует при образовании ветров?

(показ слайда о ветре)

-Наконец-то наступает весна.

(показ слайда о весне)

-Чем характерно это время года? Какое тепловое явление можно встретить повсеместно весной ? (плавление) При какой температуре оно начинается? Почему температура воздуха 12 градусов по Цельсию , а лёд на реке не вскрывается?

 

-Как много мы сегодня узнали о климате ваших мест и он так отличается в этих городах. А чем вы занимаетесь при в таких условиях проживания? К посадке каких сельскохозяйственных культур вы готовитесь?(ищут по карте)

- Мне подают сигналы, что время нашего телемоста заканчивается. Пора подводить итоги.

Заключительная часть.

- Так почему и чем отличаются климатические условия Архангельска и Астрахани?

Участники по очереди называют главные отличия географического положения городов, которые влияют на климат:

Географическое положение, подстилающая поверхность, рельеф, испарение, атмосферное давление и так и далее.

- И главный вывод, то есть итог нашего разговора: все в природе взаимосвязано. Какие физические процессы нужно знать при изучении климата? Без знания физических законов и понятий трудно разобраться в тонкостях географии. Всем спасибо! До свидания! Надеемся ,  что будем ещё с вами выходить на связь. Участники телемоста прощаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Деятельностный подход к формированию физических понятий по теме: «Тепловые явления»

Принцип обучения в деятельности признается почти всеми психологами, педагогами и методистами. Согласно этому принципу усвоение новых научных знаний эффективно осуществляется только в процессе собствен...

План-конспект урока :«Роль микроэлементов в жизнедеятельности человека». Биология, 9 класс.

изучение нового материала во взаимосвязи с ранее изученнымматериалом.Вид урока: интегрированный  урок биологии, химии; экологии,...

Роль витаминов в жизнедеятельности человека

Роль витаминов в жизнедеятельности человека...

"Роль растений в жизнедеятельности человека - его собственной деятельности. Народные традиции"

                      Конспект урока по теме "Роль растений в жизни человека- его собственной деятельности. Народные традиции". ...

Влияние климата на жизнедеятельность человека.

Нельзя отрицать, что влияние климата на человека присутствует. Климат и здоровье человека, привычки, жизненный уклад взаимосвязаны. Климатические условия данной местности и перемены погоды непосредств...