ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ КЛИМАТА
методическая разработка по географии (8 класс) по теме
Интегрированный урок географии и физики "ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ КЛИМАТА"
Цель: Повторение, обобщение изученного материала по темам: «Тепловые явления» по физике и «Климат России» по географии .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integr.geo-fiz.docx | 19.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
1) Повторение, обобщение изученного материала по темам:»Тепловые явления» по физике и «Климат России» по географии.
2) Развитие познавательных и творческих способностей учащихся, логического мышления, речи , памяти.
3) Формирование умения объяснять климатические явления , используя понятия физики.
4)Воспитание чувства коллективизма.
Оборудование: 1)Физическая карта России
2) ТСО: видеомагнитофон , телевизор , микрофоны.
3) Медиа-проектор , ноутбук,
5) Оформленный зал: плакаты с названиями городов Астрахани и Архангельска.
6) Ручки, листочки, памятки, карты-атласы,флажки.
Ход урока:
Вступление:
Сегодня мы проведём необычный урок, урок-телемост между городами юга и севера Архангельском и Астраханью. Пообщаемся с жителями этих городов и особенностью жизнедеятельности.
(2 класса рассаживаются по местам , выдаются флаги Астрахани и Архангельска)
-Мы приветствуем всех, кто видит и слышит.
-Привет Астрахань!(показ через проектор «жителей» )
-Привет Архангельск! (показ через проектор «жителей» )
-Вас приветствуют наши телезрители(все хлопают ) и мы ведущие телемоста: учитель географии Киселёва Елена Алексеевна и учитель физики Луканичева Виктория Николаевна!(Все хлопают)
А вот и наши телезрители(представляются) нашего телемоста «География и физика».
-Уважаемые жители Астрахани и Архангельска, покажите на карте свои города (флажками), чтобы наши телезрители представляли где вы живёте.
-А теперь познакомьте нас с особенностями двух городов , а то в средствах массовой информации нечасто о вас услышишь.( учащиеся от каждой команды делают сообщения и одновременно идет показ слайдов о городах)
-Вот сейчас на данный момент у вас лето(показ слайдов) , расскажите какие у вас сейчас погодные условия.( можно определить по карте атласа температуру, осадки, влажность)
-А почему у вас такая разница в температуре? Большей частью из-за географического положения городов , циркуляции воздушных масс , подстилающей поверхности.)
(показ слайдов с картами климата, солнечной радиации, июльских температур , ветров)
-Тогда дайте нам советы о том , как надо одеваться летом.
(пишут памятки туристам-путешественникам)
-Дайте советы друг другу и объясните их с точки зрения теплопередачи , называя способы.
-Во время разговора один из жителей Архангельска заметил « дым» над поверхностью земли в Астрахани.
( включается картинка с испарением)
-Что это за дым? В результате с какого физического процесса происходит образование этого «дыма»? Ночью температура воздуха понизилась, что произойдёт с этим паром? Как называется этот процесс? Какая физическая величина характеризует количество водяных паров в воздухе? Определите влажность воздуха в Астрахани и Архангельске с помощью психометра.
- От увлажнения зависит сельскохозяйственная деятельность людей. А каков коэффициент увлажнения в ваших городах, если я насколько знаю в Астрахани испаряемость составляет 1000мм , а в Архангельске всего 250 мм.
(К=О/И,т.е. 300/1000=0.3 (недостаточное увлажнение) в Астрахани ,а 400/250=1.6 ( избыточное увлажнение ) в Архангельске.
-Вы знаете , тут передают прогноз погоды и говорят, что в район г. Астрахани атмосферный вихрь с высоким давлением в центре, а в Архангельск с пониженным давлением. Что это за вихри и что от них ждать?
(в г.Астрахань-антициклон-ясно и солнечно,в г.Архангельске –циклон-пасмурно и дожди)
-Посмотрим видеосюжет , отснятый нашими журналистами.
(показ слайдов)
-Значит, в район Астрахани придет ещё и теплый атмосферный фронт. Разъясните нам, пожалуйста , как это у вас происходит?( показываю картинки).
(после ответа показ видеосюжета)
-А в Архангельск холодный атмосферный фронт, а что у вас происходит?(показываю картинки)
(после ответа показ видеосюжета)
- Мне очень жаль, но участники телемоста в Архангельске в итоге промокли под дождём. Почему им стало холодно в намокшей одежде ? (большая теплопроводность воды, вода испаряется , в результате чего происходит охлаждение)
-А участники телемоста сейчас изнывают от жары , что вы им посоветуете: Как лучше переносить жару ?
РЕКЛАМА: информацию , о том как лучше переносить жару.(рассказывает учитель физики)
Наступает осень.
(показ слайдов)
Как осенью жители готовятся к зиме? Какое топливо лучше использовать для отопления домов и какое доступно в данных городах?
Что даёт больше тепла ?
1)природный газ-20 кг
2)уголь-50кг
3)сухие дрова-100кг
4)торфяные брикеты-30кг
(показ полезных ископаемых)
-Подсчитайте , определите , что доступнее для Астрахани и для Архангельска (определяют по карте ).Что получилось выгоднее?
-Мы очень хорошо подготовились к зиме.
( показ слайдов о городах зимой)
-Чем характерна зима для этих городов ? Какие физические процессы зимой ?
-Назовите температуру января , количество суммарной радиации , атмосферное давление ?( ищут по карте)
(показ слайда карты о температуре января)
-Расскажите какие ветры приходят в это время в ваши города ? Почему они дуют именно в этом направлении? ( из-за разности давления)
( показ слайда о ветрах зимой и атмосферном давлении)
-Какой физический процесс присутствует при образовании ветров?
(показ слайда о ветре)
-Наконец-то наступает весна.
(показ слайда о весне)
-Чем характерно это время года? Какое тепловое явление можно встретить повсеместно весной ? (плавление) При какой температуре оно начинается? Почему температура воздуха 12 градусов по Цельсию , а лёд на реке не вскрывается?
-Как много мы сегодня узнали о климате ваших мест и он так отличается в этих городах. А чем вы занимаетесь при в таких условиях проживания? К посадке каких сельскохозяйственных культур вы готовитесь?(ищут по карте)
- Мне подают сигналы, что время нашего телемоста заканчивается. Пора подводить итоги.
Заключительная часть.
- Так почему и чем отличаются климатические условия Архангельска и Астрахани?
Участники по очереди называют главные отличия географического положения городов, которые влияют на климат:
Географическое положение, подстилающая поверхность, рельеф, испарение, атмосферное давление и так и далее.
- И главный вывод, то есть итог нашего разговора: все в природе взаимосвязано. Какие физические процессы нужно знать при изучении климата? Без знания физических законов и понятий трудно разобраться в тонкостях географии. Всем спасибо! До свидания! Надеемся , что будем ещё с вами выходить на связь. Участники телемоста прощаются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Деятельностный подход к формированию физических понятий по теме: «Тепловые явления»
Принцип обучения в деятельности признается почти всеми психологами, педагогами и методистами. Согласно этому принципу усвоение новых научных знаний эффективно осуществляется только в процессе собствен...
Особенности строения и жизнедеятельности грибов и бактерий. Роль грибов и бактерий в природе и их использование человеком.
План конспект урока биологии в 6 классе....
План-конспект урока :«Роль микроэлементов в жизнедеятельности человека». Биология, 9 класс.
изучение нового материала во взаимосвязи с ранее изученнымматериалом.Вид урока: интегрированный урок биологии, химии; экологии,...
Роль витаминов в жизнедеятельности человека
Роль витаминов в жизнедеятельности человека...
"Роль растений в жизнедеятельности человека - его собственной деятельности. Народные традиции"
Конспект урока по теме "Роль растений в жизни человека- его собственной деятельности. Народные традиции". ...
Элективный курс по экологии: «РОЛЬ БИОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ И ПОЧВ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО КАК КОМПОНЕНТ БИОСРЕДЫ».
Данный курс расчитан для учащихся 8-9 классов....
Влияние климата на жизнедеятельность человека.
Нельзя отрицать, что влияние климата на человека присутствует. Климат и здоровье человека, привычки, жизненный уклад взаимосвязаны. Климатические условия данной местности и перемены погоды непосредств...