Элективный курс по экологии: «РОЛЬ БИОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ И ПОЧВ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО КАК КОМПОНЕНТ БИОСРЕДЫ».
элективный курс по биологии (9 класс) на тему

Данный курс расчитан для учащихся 8-9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_programm_i_el_kursov.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

  1.                                    
  2.                                                                  
  3.   Элективный курс по экологии:  
  4.                                                                                                              «РОЛЬ БИОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ И ПОЧВ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО КАК   КОМПОНЕНТ   БИОСРЕДЫ».

  1.                                                    Составитель:                                                                учитель   биологии    высшей   категории                                  МБОУ    СОШ №7     п. Коммаяк                                                Кировского района  Ставропольского края

                                                  Шейко Л.Ю.

  1.                                

                                                                 

                                             2017-2018год

Содержание :

Введение.

Пояснительная записка.                                                                                            Актуальность программы.

Раздел 1. Освоение программы:

  1. Цели и задачи программы
  2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Раздел 2. Содержание программы:

    2.1. Тематический план

    2.2. Содержание отдельных тем

Раздел 3. Информационное обеспечение дисциплины:

   3.1. Обеспечение  реализации программы

   3.2. Рекомендуемая литература


                                            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА: 

Элективные курсы  - обязательный компонент современного школьного обучения   в соответствии с концепцией модернизации школьного образования.  

   Данный курс рассчитан на учащихся  8-9 классов и даёт возможность подготовить учащихся к  итоговой проверке знаний  по  биологии,уделив особое внимание основным экологическим понятиям.

   Экологическая направленность обучения в школе  требует не только повышения качества биологической подготовки учащихся, но и поднятия значимости фенологических наблюдений, проведения  экскурсий, активизации познавательной активности в проектно-исследовательском направлении,  проведении недель биологии и экологии.  

 

Программа разрабатывалась руководителем методического объединения учителей естественного цикла.

Ответственный за реализацию программы:   руководитель  МО учителей естественного цикла  Шейко  Л. Ю.

                                                 Цели программы:

  1.Расширить и систематизировать знания учащихся в области охраны водно- воздушной  среды Ставропольского края.

  2. Познакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать    зависимость всего живого от антропогенного фактора. Выяснить роль биосреды и почв в  жизнедеятельности человека.

  3.Сформировать у детей чувство прекрасного,  расширить представление учащихся о природных явлениях, показать взаимосвязь изменений в жизни растений, животных и неживой природы.

 4.Выяснить причины проявления современного экологического кризиса в различных жизненных средах и последствия  его негативного влияния  на здоровье людей.

                                                 Задачи программы:

     1) Рассмотреть  основные общебиологические понятия и закономерности на примере строения и развития  организмов, обитающих в различных жизненных средах.

 

     2) Воспитывать наблюдательность у учащихся, интерес  и бережное отношение к живой и неживой природе.  

     3) Познакомить с экологическими проблемами леса, почвы, водоемов, воздушной среды, с охранной деятельностью, ведущейся в данных направлениях.

 

 Методы проведения занятия: лекция, беседа,элементы тестирования.

Форма организации занятия: фронтальная и  групповая формы обучения, теоретические и практические занятия.

Межпредметная связь:экология, биология,география, медицина.

Техническое оснащение занятия: ИКТ

Практическая работа: исследовательская работа,проектная деятельность, педагогическая мастерская,выставка творческих работ, выпуск школьных газет,решение экологических и биологических задач, подготовка презентаций.

Методы проведения занятия: беседа, педагогическая мастерская, викторина, участие в работе научно-исследовательских конференций различного уровня.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная

Контрольные задания: тестирование,создание презентаций.

Межпредметная связь: биология,география,информатика. сельское хозяйство.

Техническое оснащение: ИКТ,презентации ,кинофильмы.                                                     

                                                               

  1.                      Содержание программы.1-й год обучения

п/п

                                    ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ(ВСЕГО)

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

1

Понятие по геоэкологии

2

2

-

2

Экология геологической среды

4

4

-

3

Экология воздушной среды

28

18

10

4

Экология водной среды

28

24

4

5

Экология биологической среды и почв

40

28

12

6

Экология географической  среды и экологический кризис

24

20

4

7

Итоговое занятие

2

2

-

Итого:

128

98

30

 

п/п

ДАТА

                                           ТЕМА

Количество

часов/всего

Теория

Практика

1.ВВЕДЕНИЕ. ПОНЯТИЕ О ГЕОЭКОЛОГИИ

2

2

-

1

Цели, задачи, структура и значение геоэкологии.

2

2

-

2.ЭКОЛОГИЯ  ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ

4

4

-

1

Понятие об экологической среде как основе ландшафта. Основные типы горных пород.

2

2

2

Особенности рельефа Ставропольского края. Водная и ветровая эрозия. Изменения геологической среды в процессе деятельности человека.

2

2

-

3.ЭКОЛОГИЯ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ

28

18

10

1

Понятие о воздушной среде.

2

2

Структура, динамика и функции воздушной среды. Освоение воздушного пространства.

2

3

Связь атмосферы с биосферой, литосферой и гидросферой.

2

4

Круговорот вещества в воздушной среде.

2

5

Источники и состав  загрянения атмосферного воздуха

2

6

Основные источники загрязнения воздуха в Ставропольском крае

2

7

Физические и  экологические последствия загрязнения атмосферы

2

8

Физические и экологические последствия загрязнения атмосферы

2

9

Меры по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха

2

10

Практика:    Оценка содержания в воздухе углекислого газа

2

11

                        Оценка запылённости воздуха

2

12

                        Мониторинг запылённостиместности

2

13

                         Мониторинг запылённости жилых помещений

2

14

                        Анализ образцов пыли из различных мест

2

4.ЭКОЛОГИЯ ВОДНОЙ СРЕДЫ

28

24

4

1

Понятие о водной среде.Её структура,динамика,экологические функции.

2

2

Свойства воды,её роль в природе и жизни человека.

2

3

Связь гидросферы с окружающей природной средой.

2

4

Круговорот воды,вода и жизнь.

2

5

Разрушительная и созидательная деятельность подземных вод.

2

6

Опасные природные явления в гидросфере.

2

7

Запасы пресной воды.

2

8

Проблема пресной воды.Возможные пути её решения .

2

9

Лечебные минеральные воды.

2

10

Использование водных ресурсов.Источники загрязнения воды.

2

11

Последствия изменений водной среды под воздействием антропогенного фактора

2

12

Меры по очистке и охране водной среды.

2

13

Практика:                                                                                                          Выявление источников и видов их загрязнения человеком.

2

14

Оценка экологического состояния водоёма.

2

5. ЭКОЛОГИЯ  БИОЛОГИЧЕСКОЙ  СРЕДЫ  И  ПОЧВ

40

28

12

1

Определение понятия биологическая среда,её состав.

2

2

Структура,зональность,динамика и экологические функции.

2

3

Свойства живого вещества.

2

4

Связь биосреды с другими компонентами геосреды.

2

5

Саморазвитие жизни.Экосистемы и биоценозы.

2

6

Человечество как компонент биосреды.

2

7

Опасные природные явления в биосреде.

2

8

Почвы как комплексный продукт жизнедеятельности на границе биотической и абиотической сред.

2

9

Структура земельного фонда.

2

10

Почвенные ресурсы Ставропольского края.

2

11

Роль биосреды и почв в жизнедеятельности человека.

2

12

Использование и  воспроизводство человеком биопочвенных ресурсов.

2

13

Последствия антропогенных изменений биологической среды.

2

14

Проблема сохранения генофонда,биоразнообразия и плодородия почв.

2

15

Практика:     Определение общих физических свойств почвы.

2

16

                         Определение антропогенных разрушений почвы.

2

17

                          Изучение и описание  исследуемого биоценоза.

2

18

                          Изучение и описание природного биоценоза.

2

19

Сбор гербария и коллекций основных компонентов исследуемого биоценоза,их зарисовки и фотографии.

2

20

Сбор гербария и коллекций основных компонентов исследуемого биоценоза,их зарисовки.

2

6.      ЭКОЛОГИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ СРЕДЫ    И              

        ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС

24

20

4

1

Географическая среда-совокупность взаимозависимых компонентов живой и неживой природы и объектов,созданных человеком.

2

2

Основные компоненты связей и взаимодействий в геосреде.

2

3

Природное равновесие,его значение для развития жизни.

2

4

Цепные реакции,возникающие при нарушении природного равновесия.

2

5

Проблема сохранения природно-антропогенной среды.

2

6

Отличие современного экологического кризиса от экологической катастрофы.

2

7

Экологические кризисы в истории человечества.

2

8

Причины и проявление современного  экологического кризиса в различных жизненных средах.

2

9

 Негативное влияние экологического кризиса на здоровье людей.

2

10

Принимаемые меры по преодолению глобального экологического кризиса.

2

11

Практика:        Определение антропогенных загрязнений   окружающей среды.

2

12

         Определение антропогенных загрязнений окружающей  среды.

2

7.  ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

2

2

1

Подведение итогов работы кружкового объединения за год.

2

2

 

  

    Материально-техническое обеспечение реализации программы:

Программы – Microsoft Windows (Word, Power Point, Paint), Adobe Photoshop,    создание анимации – Xara Webstyle 4.0.

Технические средства: интерактивная доска, мультимедийный проектор,   компьютер, СD-диски, видеокамера,   микроскопы.

Оборудование: плакаты, картины, муляжи, скелеты, коллекции, микропрепараты, гербарии.

Рекомендуемая литература:

               1. Эколого-краеведческие проблемы Ставрополья  Материалы    16 краевой научно-исследовательской конференции КЭШ и Малой академии туризма и краеведения.  КЦТиК.  2011г.

           2.Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И    «Дрофа» 2010г.

                      3.Биология в вопросах и ответах Н.А.Лемеза . Юнипресс 2016г.

       4. Основы экологии В.В.Маврищев. Высшая школа 2011г.

 

      5.Словарь школьной терминологии.Биология.Экология.

        Феникс.2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по экологии для 6 класса

Программа элективного курса позволяет учащимся расширить знания о растениях, особенно при 34час программе по биологии в 6 классе, получит практические навыки ухода за растениями, расширить коммуникати...

Элективный курс по экологии 7 класс

Актуальность программы обусловлена неблагоприятными условиями жизни на планете...

Элективный курс "Практикум "Экология села Большой Ломовис".

Углубленное освоение экологических знаний, формирование умений и навыков, совершенствование методики изучения экологической обстановки в своей местности в процессе изучения экологической ситуации...

Элективные курсы:"Практическая экология"

Расширение знаний учащихся в вопросах экологии квартиры и экологии человеческого организма. Применение данных знаний учащимися в своей дальнейшей жизни....

элективный курс по экологии 5 кл.

элективный курс по экологии....

Программа элективного курса по экологии "Экология Бурятии" для 8-10 классов

Программа элективного курса по экологии "Экология Бурятии" для 8-10 классов...

Рабочая программа элективного курса по экологии "Экология: биосфера и человечество" 9 класс

Рабочая программа элективного курса по экологии "Экология: биосфера и человечество"  для 9-х классов является продолжением курса "Экология человека" для 8-х классов. Программа...