Элективный курс по экологии: «РОЛЬ БИОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ И ПОЧВ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО КАК КОМПОНЕНТ БИОСРЕДЫ».
элективный курс по биологии (9 класс) на тему
Данный курс расчитан для учащихся 8-9 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_programm_i_el_kursov.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Элективный курс по экологии:
- «РОЛЬ БИОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ И ПОЧВ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО КАК КОМПОНЕНТ БИОСРЕДЫ».
- Составитель: учитель биологии высшей категории МБОУ СОШ №7 п. Коммаяк Кировского района Ставропольского края
Шейко Л.Ю.
2017-2018год
Содержание :
Введение.
Пояснительная записка. Актуальность программы.
Раздел 1. Освоение программы:
- Цели и задачи программы
- Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Раздел 2. Содержание программы:
2.1. Тематический план
2.2. Содержание отдельных тем
Раздел 3. Информационное обеспечение дисциплины:
3.1. Обеспечение реализации программы
3.2. Рекомендуемая литература
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Элективные курсы - обязательный компонент современного школьного обучения в соответствии с концепцией модернизации школьного образования.
Данный курс рассчитан на учащихся 8-9 классов и даёт возможность подготовить учащихся к итоговой проверке знаний по биологии,уделив особое внимание основным экологическим понятиям.
Экологическая направленность обучения в школе требует не только повышения качества биологической подготовки учащихся, но и поднятия значимости фенологических наблюдений, проведения экскурсий, активизации познавательной активности в проектно-исследовательском направлении, проведении недель биологии и экологии.
Программа разрабатывалась руководителем методического объединения учителей естественного цикла.
Ответственный за реализацию программы: руководитель МО учителей естественного цикла Шейко Л. Ю.
Цели программы:
1.Расширить и систематизировать знания учащихся в области охраны водно- воздушной среды Ставропольского края.
2. Познакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от антропогенного фактора. Выяснить роль биосреды и почв в жизнедеятельности человека.
3.Сформировать у детей чувство прекрасного, расширить представление учащихся о природных явлениях, показать взаимосвязь изменений в жизни растений, животных и неживой природы.
4.Выяснить причины проявления современного экологического кризиса в различных жизненных средах и последствия его негативного влияния на здоровье людей.
Задачи программы:
1) Рассмотреть основные общебиологические понятия и закономерности на примере строения и развития организмов, обитающих в различных жизненных средах.
2) Воспитывать наблюдательность у учащихся, интерес и бережное отношение к живой и неживой природе.
3) Познакомить с экологическими проблемами леса, почвы, водоемов, воздушной среды, с охранной деятельностью, ведущейся в данных направлениях.
Методы проведения занятия: лекция, беседа,элементы тестирования.
Форма организации занятия: фронтальная и групповая формы обучения, теоретические и практические занятия.
Межпредметная связь:экология, биология,география, медицина.
Техническое оснащение занятия: ИКТ
Практическая работа: исследовательская работа,проектная деятельность, педагогическая мастерская,выставка творческих работ, выпуск школьных газет,решение экологических и биологических задач, подготовка презентаций.
Методы проведения занятия: беседа, педагогическая мастерская, викторина, участие в работе научно-исследовательских конференций различного уровня.
Форма организации занятия: групповая, индивидуальная
Контрольные задания: тестирование,создание презентаций.
Межпредметная связь: биология,география,информатика. сельское хозяйство.
Техническое оснащение: ИКТ,презентации ,кинофильмы.
| ||||
№ п/п | ТЕМА | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ(ВСЕГО) | ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА |
1 | Понятие по геоэкологии | 2 | 2 | - |
2 | Экология геологической среды | 4 | 4 | - |
3 | Экология воздушной среды | 28 | 18 | 10 |
4 | Экология водной среды | 28 | 24 | 4 |
5 | Экология биологической среды и почв | 40 | 28 | 12 |
6 | Экология географической среды и экологический кризис | 24 | 20 | 4 |
7 | Итоговое занятие | 2 | 2 | - |
Итого: | 128 | 98 | 30 |
№ п/п | ДАТА | ТЕМА | Количество часов/всего | Теория | Практика |
1.ВВЕДЕНИЕ. ПОНЯТИЕ О ГЕОЭКОЛОГИИ | 2 | 2 | - | ||
1 | Цели, задачи, структура и значение геоэкологии. | 2 | 2 | - | |
2.ЭКОЛОГИЯ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ | 4 | 4 | - | ||
1 | Понятие об экологической среде как основе ландшафта. Основные типы горных пород. | 2 | 2 | ||
2 | Особенности рельефа Ставропольского края. Водная и ветровая эрозия. Изменения геологической среды в процессе деятельности человека. | 2 | 2 | - | |
3.ЭКОЛОГИЯ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ | 28 | 18 | 10 | ||
1 | Понятие о воздушной среде. | 2 | |||
2 | Структура, динамика и функции воздушной среды. Освоение воздушного пространства. | 2 | |||
3 | Связь атмосферы с биосферой, литосферой и гидросферой. | 2 | |||
4 | Круговорот вещества в воздушной среде. | 2 | |||
5 | Источники и состав загрянения атмосферного воздуха | 2 | |||
6 | Основные источники загрязнения воздуха в Ставропольском крае | 2 | |||
7 | Физические и экологические последствия загрязнения атмосферы | 2 | |||
8 | Физические и экологические последствия загрязнения атмосферы | 2 | |||
9 | Меры по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха | 2 | |||
10 | Практика: Оценка содержания в воздухе углекислого газа | 2 | |||
11 | Оценка запылённости воздуха | 2 | |||
12 | Мониторинг запылённостиместности | 2 | |||
13 | Мониторинг запылённости жилых помещений | 2 | |||
14 | Анализ образцов пыли из различных мест | 2 | |||
4.ЭКОЛОГИЯ ВОДНОЙ СРЕДЫ | 28 | 24 | 4 | ||
1 | Понятие о водной среде.Её структура,динамика,экологические функции. | 2 | |||
2 | Свойства воды,её роль в природе и жизни человека. | 2 | |||
3 | Связь гидросферы с окружающей природной средой. | 2 | |||
4 | Круговорот воды,вода и жизнь. | 2 | |||
5 | Разрушительная и созидательная деятельность подземных вод. | 2 | |||
6 | Опасные природные явления в гидросфере. | 2 | |||
7 | Запасы пресной воды. | 2 | |||
8 | Проблема пресной воды.Возможные пути её решения . | 2 | |||
9 | Лечебные минеральные воды. | 2 | |||
10 | Использование водных ресурсов.Источники загрязнения воды. | 2 | |||
11 | Последствия изменений водной среды под воздействием антропогенного фактора | 2 | |||
12 | Меры по очистке и охране водной среды. | 2 | |||
13 | Практика: Выявление источников и видов их загрязнения человеком. | 2 | |||
14 | Оценка экологического состояния водоёма. | 2 | |||
5. ЭКОЛОГИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ И ПОЧВ | 40 | 28 | 12 | ||
1 | Определение понятия биологическая среда,её состав. | 2 | |||
2 | Структура,зональность,динамика и экологические функции. | 2 | |||
3 | Свойства живого вещества. | 2 | |||
4 | Связь биосреды с другими компонентами геосреды. | 2 | |||
5 | Саморазвитие жизни.Экосистемы и биоценозы. | 2 | |||
6 | Человечество как компонент биосреды. | 2 | |||
7 | Опасные природные явления в биосреде. | 2 | |||
8 | Почвы как комплексный продукт жизнедеятельности на границе биотической и абиотической сред. | 2 | |||
9 | Структура земельного фонда. | 2 | |||
10 | Почвенные ресурсы Ставропольского края. | 2 | |||
11 | Роль биосреды и почв в жизнедеятельности человека. | 2 | |||
12 | Использование и воспроизводство человеком биопочвенных ресурсов. | 2 | |||
13 | Последствия антропогенных изменений биологической среды. | 2 | |||
14 | Проблема сохранения генофонда,биоразнообразия и плодородия почв. | 2 | |||
15 | Практика: Определение общих физических свойств почвы. | 2 | |||
16 | Определение антропогенных разрушений почвы. | 2 | |||
17 | Изучение и описание исследуемого биоценоза. | 2 | |||
18 | Изучение и описание природного биоценоза. | 2 | |||
19 | Сбор гербария и коллекций основных компонентов исследуемого биоценоза,их зарисовки и фотографии. | 2 | |||
20 | Сбор гербария и коллекций основных компонентов исследуемого биоценоза,их зарисовки. | 2 | |||
6. ЭКОЛОГИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ СРЕДЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС | 24 | 20 | 4 | ||
1 | Географическая среда-совокупность взаимозависимых компонентов живой и неживой природы и объектов,созданных человеком. | 2 | |||
2 | Основные компоненты связей и взаимодействий в геосреде. | 2 | |||
3 | Природное равновесие,его значение для развития жизни. | 2 | |||
4 | Цепные реакции,возникающие при нарушении природного равновесия. | 2 | |||
5 | Проблема сохранения природно-антропогенной среды. | 2 | |||
6 | Отличие современного экологического кризиса от экологической катастрофы. | 2 | |||
7 | Экологические кризисы в истории человечества. | 2 | |||
8 | Причины и проявление современного экологического кризиса в различных жизненных средах. | 2 | |||
9 | Негативное влияние экологического кризиса на здоровье людей. | 2 | |||
10 | Принимаемые меры по преодолению глобального экологического кризиса. | 2 | |||
11 | Практика: Определение антропогенных загрязнений окружающей среды. | 2 | |||
12 | Определение антропогенных загрязнений окружающей среды. | 2 | |||
7. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ | 2 | 2 | |||
1 | Подведение итогов работы кружкового объединения за год. | 2 | 2 | ||
Материально-техническое обеспечение реализации программы:
Программы – Microsoft Windows (Word, Power Point, Paint), Adobe Photoshop, создание анимации – Xara Webstyle 4.0.
Технические средства: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, СD-диски, видеокамера, микроскопы.
Оборудование: плакаты, картины, муляжи, скелеты, коллекции, микропрепараты, гербарии.
Рекомендуемая литература:
1. Эколого-краеведческие проблемы Ставрополья Материалы 16 краевой научно-исследовательской конференции КЭШ и Малой академии туризма и краеведения. КЦТиК. 2011г.
2.Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И «Дрофа» 2010г.
3.Биология в вопросах и ответах Н.А.Лемеза . Юнипресс 2016г.
4. Основы экологии В.В.Маврищев. Высшая школа 2011г.
5.Словарь школьной терминологии.Биология.Экология.
Феникс.2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по экологии для 6 класса
Программа элективного курса позволяет учащимся расширить знания о растениях, особенно при 34час программе по биологии в 6 классе, получит практические навыки ухода за растениями, расширить коммуникати...
Элективный курс по экологии 7 класс
Актуальность программы обусловлена неблагоприятными условиями жизни на планете...
Элективный курс "Практикум "Экология села Большой Ломовис".
Углубленное освоение экологических знаний, формирование умений и навыков, совершенствование методики изучения экологической обстановки в своей местности в процессе изучения экологической ситуации...
Элективные курсы:"Практическая экология"
Расширение знаний учащихся в вопросах экологии квартиры и экологии человеческого организма. Применение данных знаний учащимися в своей дальнейшей жизни....
элективный курс по экологии 5 кл.
элективный курс по экологии....
Программа элективного курса по экологии "Экология Бурятии" для 8-10 классов
Программа элективного курса по экологии "Экология Бурятии" для 8-10 классов...
Рабочая программа элективного курса по экологии "Экология: биосфера и человечество" 9 класс
Рабочая программа элективного курса по экологии "Экология: биосфера и человечество" для 9-х классов является продолжением курса "Экология человека" для 8-х классов. Программа...