урок-игра в 6 классе
методическая разработка по географии (6 класс) на тему
Урок проводится в форме игры. Учащиеся отвечают на вопросы, которые выпадают им в результате передвижения по игровому полю. Урок нацелен на обобщение представлений о географических моделях Земли. Также школьники повторяют основные понятия: глобус, меридиан, горизонт, азимут, условные знаки, компас, стороны горизонта, ориентирование на местности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 32.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: обобщающее повторение по теме «Географические модели Земли».
Цели урока:
- учебная: повысить интерес к изучению географии;
- развивающая: развивать географическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания в разных условиях;
- воспитательная: воспитывать чувства дружбы, товарищества, умение работать в коллективе.
Задачи:
- Обобщить у учащихся представления о географических моделях Земли;
- Повторить изученный материал, основные понятия: глобус, меридиан, горизонт, азимут, условные знаки, компас, стороны горизонта, ориентирование на местности.
- Развивать и применять полученные знания при выполнении практических работ.
Форма проведения урока географии – активная форма обучения. Урок-игра «Морской бой».
Оборудование:игровое поле (Приложение 1), карточки с заданиями, жетоны с баллами. Игровое поле состоит из листа ватмана, поделенного на квадраты, число квадратов определяется по количеству вопросов, заданий, выбранных для игры. Например, 9 x 9. Каждый квадрат нумеруется числами или символами в произвольном порядке. За каждым номером, символом скрывается вопрос на определенном количестве баллов.
Планируемый результат:
- учащиеся обобщают полученные знания по теме «Модели Земли»;
- обучающиеся получают практические умения ориентироваться на местности с помощью компаса, карт и топографических знаков;
- учащиеся могут высчитывать азимут от одного географического объекта (например: домик лесника) до другого географического объекта (родника), применить полученные навыки при выполнении практических работ на уроке географии.
Учитель: «Сегодня ребята, я предлагаю сыграть вам в игру «Морской бой». Для начала разделимся на 2 (или 3) команды, выберем капитанов. Перед вами игровое поле, по горизонтали – цифры, по вертикали – буквы. На пересечении буквы и цифры скрыт вопрос. За каждый правильный ответ вы набираете баллы. Побеждает сильнейший. Только посоветовавшись с командой, капитан выбирает, какое игровое поле открыть. Например: «И -5». Символы означают следующее:
«К» – клад, задание на 2 балла, вам потребуется выполнить практическую работу.
«Ш» – шанс, означает, что команде дается еще один вопрос, за который можно получить 1 балл.
– это корабль, команде дарят 1 балл.
«Пальма» – переход хода другой команде.
«Мель» – у команды забирают 1 балл.
«Фортуна» – Угадать прибор на ощупь с закрытыми глазами.
Удачи Вам всем!
Вопросы 1 до 9 (на 1 балл!)
- Как переводиться география с греческого языка? (Ответ: «гео» – Земля; «графос» – пишу).
- Назовите мореплавателя, который совершил кругосветное путешествие? (Ответ: Магеллан).
- Чертёж, изображающий небольшую часть земной поверхности называется? (Ответ: план).
- Масштаб, записанный в виде числа, называется? (Ответ: численный).
- Единица измерения масштаба? (Ответ: сантиметр).
- На чем изображается план местности? (Ответ: на бумаге).
- Что такое Азимут? (Ответ: это угол, между направлением на север и на какой-нибудь предмет местности).
- В чем измеряется Азимут? (Ответ: в градусах).
- Прибор, с помощью которого можно ориентироваться на местности? (Ответ: компас).
Вопросы 10–18 – на 2 балла!
- Отсчет азимута производят от направления на север по ходу часовой стрелки от 0º до 360º. Если предмет на севере, то его азимут будет равен? (Ответ: нулю).
- Отсчет азимута производят от направления на север по ходу часовой стрелки от 0º до 360º. Если предмет на востоке, то азимут будет равен? (Ответ: 90º).
- Отсчет азимута производят от направления на север по ходу часовой стрелки от 0º до 360º. Если предмет на юге, то азимут будет равен? (Ответ: 180º).
- Отсчет азимута производят от направления на север по ходу часовой стрелки от 0º до 360º. Если предмет на западе, то азимут будет равен? (Ответ: 270º).
- Перечислите основные и промежуточные стороны горизонта? (Ответ: основные: север, юг, запад, восток. Промежуточные: северо-восток, юго-восток, юго-запад, Северо-запад).
- Какой прибор был изобретен в Китае 2000 лет назад? (Ответ: компас).
- Что значит ориентировать компас? (Ответ: это значит положить его на равную поверхность, отпустить предохранитель и повернуть компас так, чтобы синий конец стрелки показывал на букву С – север, а красный на букву – Ю – юг).
- Перечислите, как вы будете искать ориентироваться на местности по местным признакам? (Ответ: снег на северных склонах оврагов тает быстрее, чем на южных склонах; с северной стороны ветви короче, а на стволе может расти лишайник; снег на крыше домов оттаивает быстрее с южной стороны).
- Земная кора – это? (Ответ: все неровности земной поверхности Земли: горы, равнины, низменности, хребты).
Вопросы с 19 по 27 – на 3 балла! Практическая работа.
- Простейший прибор для измерения высоты холма? Схематично нарисуйте его на листе бумаги. (Ответ: нивелир).
- Небольшая возвышенность высотой до 200 метров? Нарисуйте на листе бумаги этот объект. (Ответ: холм).
- Условная линия на плане, соединяющая точки земной поверхности с одинаковой абсолютной высотой, называется? (Ответ: горизонталь).
- Отношение длины линии на карте к длине лини на местности называется? Напишите на листе бумаги, какие виды вы знаете и на какой карте вы это наблюдаете? (Ответ: масштаб; линейный, числительный, именованный).
- Кратчайшая линия, условно проведенная на поверхности Земли от одного географического полюса до другого, называется? Покажите на глобусе этот объект. (Ответ: меридиан).
- Модуль земного шара называется? (Ответ: глобус).
- Высшая точка холма? Нарисуйте ответ на листе бумаги. (Ответ: вершина).
- Точка на земной поверхности, через которую проходит воображаемая ось, называется? Покажите его на глобусе. (Ответ: полюс).
- Линия, условно проведенная по поверхности Земли параллельно экватору, называется? (Ответ: параллель)
Вопросы с 28 по 34 – на 4 балла! Практическое задание.
- Нарисуйте в центре листа точку А. Расположите относительно этой точки предметы в соответствии с данным азимутом: Дом – азимут равен 60º; Родник – азимут равен 240º.
- Нарисуйте в центре листа точку А. Расположите относительно этой точки предметы в соответствии с данным азимутом: колодец – азимут равен 120º; памятник – азимут равен 45º.
- Место на земной поверхности, находящийся над землетрясением называется? Нарисуйте на листе бумаги данное место. (Ответ: эпицентр).
- Канал, по которому поднимается магма, на поверхность Земли называется? Нарисуйте данный природный объект схематично. (Ответ: жерло вулкана).
- Нарисуйте Холм: Абсолютная высота = 100 м, а горизонтали проведены через каждые 20 м, поставьте Берг-штрих в соответствии с объектом.
- Нарисуйте Яму, если: Абсолютная глубина = -18 м, а горизонтали проведены через каждые 2 м, поставьте Берг-штрих в соответствии с объектом.
- Назовите цветные моря в Мировом океане? Покажите их на физической карте. (Ответ: Белое, Черное, Желтое, Красное).
«Фортуна» – угадать прибор с закрытыми глазами. Ведущий завязывает глаза и дает прибор участнику команды. Загаданные приборы: компас, карта, транспортир, бинокль, карандаш, линейка.
Вопросы «Шанс».
- Труднее всего изобразить на плане и карте рельеф местности, так как на плоскости (листе бумаги) есть только два измерения – длина и ширина. Как же изображают третье измерение – высоту рельефа? (Ответ: удобно изображать рельеф горизонталями, т.к. это линии, соединяющие точки с одинаковой высотой над уровнем моря).
- Кто дал название океану «Тихий»? (Ответ: название «Тихий» было дано океану экспедицией Ф.Магеллана, т. к. она не встретила ни одной бури на пути от Огненной Земли до Филиппинских островов).
- Путешественники каких государств являются следующие путешественники: Ф. Беллинсгаузен (Ответ: Россия), Васко да Гама (Ответ: Португалия).
- Как раньше назывался материк, который представлял собой единый суперконтинент сотни миллионов лет назад? (Ответ: Пангея)
- Это водные организмы, лишенные или почти лишенные органов передвижения, пассивно переносимые течениями в толще воды, как они называются? (Ответ: планктон)
- Как называется место, где заканчивается русло реки? (Ответ: устье).
- Назовите самый теплый залив Индийского океана? (Ответ: Персидский).
- Назовите самый длинный пролив на Земле? (Ответ: Мозамбикский – длина 1760 км.).
- Какой ученый первый ввел термин география? (Ответ: Эратосфен)
Задание с буквой «К», практическое:
- Нарисуйте условными знаками деревянную мельницу и колодец.
- Нарисуйте условными знаками шахты и деревянный мост.
- Нарисуйте условными знаками пасеку и памятник.
- Нарисуйте условными знаками изгородь и домик лесника.
- Нарисуйте условными знаками металлический мост и лес.
- Нарисуйте условными знаками школу и проселочную дорогу.
- Нарисуйте условными знаками шоссе и аллею с больницей.
Сводная ведомость по конкурсам.
Название команд | Количество баллов за общие вопросы (1, 2, 3, 4 балла) | Количество баллов при выполнении практических работ | Итоговое количество баллов за все конкурсы |
«Глобус» | |||
«Земля» | |||
«Солнце» |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
А | 2 | 27 | 10 | 19 | 28 | Мель | |||
Б | Шанс | Фор-туна | 8 | Шанс | 12 | Шанс | 20 | Шанс | 29 |
В | Клад | 1 | Мель | 15 | 22 | Фор-туна | 30 | Фор-туна | |
Г | Шанс | 9 | Мель | 13 | Клад | 21 | Клад | ||
Д | 3 | Клад | 18 | Мель | 24 | Мель | 32 | Фор-туна | |
Е | Мель | 4 | Клад | 16 | 23 | 31 | |||
Ж | 5 | Фор-туна | 11 | Клад | 26 | Шанс | 33 | ||
З | 6 | Шанс | 17 | 25 | Мель | ||||
И | 7 | Мель | 14 | Шанс | Мель | 34 | Шанс |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра в 5 классе по курсу « Природоведение, 5 класс» по теме: «Обобщение знаний по курсу «Природоведение, 5 класс»
Урок-игра-одна из современных образовательных технологий.На таких уроках у учащихся расширяется кругозор, развивается познавательная активность, формируются определенные умения и навыки, необходимые в...
«Птичий калейдоскоп» - ярмарка знаний. Обобщающий урок – игра по теме: «Класс птицы». 7 класс
«Птичий калейдоскоп» - ярмарка знаний. Обобщающий урок – игра по теме: «Класс птицы». 7 класс...
Урок - игра "Хозяюшка". 5 класс. Итоговый урок в разделе "Кулинария"
Урок - игра "Хозяюшка" является итоговым уроком в 5 классе по теме "Кулинария".Класс делится на 2 группы.Ученицы должны в игровой форме выполнить 10 заданий.Цель: закрепление пройденного материала....
Урок-игра в 5 классе « Эта удивительная страна-Лингвистика!» (урок –закрепление, обобщение и систематизация знаний.)
Материал разработан на основе деятельностного подхода к обучению...
Игровые технологии на уроке математики. Урок-игра в 5 классе по теме "Десятичные дроби".
Игровые технологии позволяют создать на уроке благоприятную психологическую обстановки для снижения тревожности, способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе, что пр...
Игровые технологии на уроке математики. Урок-игра в 5 классе по теме "Десятичные дроби".
Игровые технологии позволяют создать на уроке благоприятную психологическую обстановки для снижения тревожности, способствуют раскрепощению учащихся и проявлению уверенности в себе, ...
Итоговый урок по теме « Гидросфера» Урок « Игра - соревнование» 6 класс.
Итоговый урок по теме « Гидросфера» Урок « Игра - соревнование» 6 класс.Задачи: обобщить знания учащихся о водах Земли, закрепить умения находить, показывать водные бассейны на карте...