Календарно-тематическое планирование уроков географии в 9 классе.
календарно-тематическое планирование по географии (9 класс) по теме

Некрасова Елена Борисовна

Календарно-тематическое планирование уроков географии в 9 классе. Учебник Дронов В.П., Ром В.Я.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass.doc258.5 КБ

Предварительный просмотр:



Тема урока

Обучающие

Практические

работы


Цель урока

Ведущие

понятия


Оборудование

Дом.

задание

Дата

проведения

РАЗДЕЛ 1.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ КУРСА.

31 час

Тема 1.

Политико-государственное устройство РФ.

Географическое положение России.

3 часа


1


1. РФ. Административно-территориальное устройство.

Познакомить с задачами предмета,

Развитие умения анализа тематических

карт.


Субъекты РФ,

административное

устройство.


административная

карта России.


Пар.1


2


2. Географическое положение и границы России.

Познакомить с особенностями географического

положения страны.

Формирование знаний и умений работать с политико-административной картой.

Геополитическое положение.

Транспортно-географическое положение.

Эколого-географическое положение


административная

карта России.


Пар.2


3


3. Государственная территория России. Экономико-географическое и

транспортно-географическое

положение России.

Обобщить особенности положения

России на карте мира, совершенствование

умений оценки географического

положения территории.


ЭГП,

Внешняя торговля.


Политическая

карта мира.

Политико-

административная

карта России.


Пар.3,4

Тема 2.

Население РФ.

4 часа


4


4. Исторические особенности заселения, освоения территории России.


Формирование знаний о исторических

особенностях заселения и освоения

территории.


этапы заселения

территории.


Физическая карта

России,

Атлас.

Карта плотность

населения


Пар.5


5


5. Численность населения и причины, ее определяющие.


Формирование интегрированного

подхода к изучению вопросов населения,

общества.


Естественный

прирост,

воспроизводство

населения,


Физическая карта

России,

Атлас.

Карта плотность

населения


Пар. 6


6

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

6. Миграции населения.

    национальный состав населения России


Познакомить с основными видами

миграций, совершенствование умений составления логико-структурных схем.




Миграция,

Эмиграция,

Депортация,

Иммиграция,

Беженцы,

Внутренние

переселения.


Атлас.


Пар. 7, 8


7


7. Городское и сельское население. Особенности урбанизации в России.

Знакомство с особенностями размещения

населения по территории, совершенствование

умений работать с тематическими картами, графиками, таблицами.


Город,

Типы населённых

пунктов,

зоны

расселения.


атлас


Пар. 9


Тема 3.

Географические особенности экономики РФ.

3 часа


8


8. Экономические системы в историческом развитии России.


Знакомство с понятием «экономическая

система», изучение особенностей

традиционной и командной

экономических систем.


Традиционная,

Рыночная,

Смешанная,

Командная


Атлас.


Пар.10


9


9. Проблемы природно – ресурсной основы экономики России.


Обосновать роль, особенности и проблемы

развития хозяйства России.



Производящая и

Потребляющая

зоны


Пар.11


10


10. Россия в современной мировой экономике.

Перспективы развития.


Общее знакомство с особенностями

структуры экономики. Совершенствование

работы с учебником.


Отраслевая ,

функциональная,

территориальная

структура

хозяйства.


Пар.

12


Тема 4.

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география.

8 часов

11

11. Научный комплекс России. География российской науки. Технополисы.

Выявить основные проблемы научного комплекса.

Научный

комплекс,

конверсия.


атлас


Пар.13



12



12.Машиностроительный

комплекс, его значение и отраслевой состав.


Показать роль машиностроительного

комплекса в ускорении НТР, необходимость

приоритетного развития комплекса.


Машиностроительный

комплекс.


Карта

машиностроение

России,

Атлас.


Пар. 14

13

13. Факторы размещения

отраслей машиностроения. География машиностроения.

Оценочная практическая работа №1:Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоёмкого машиностроения по картам.


Ввести новое понятие «специализация и

кооперирование», формирование умений

анализа тематических карт. Изучить

размещение предприятий машиностроения по

территории России. Совершенствование

работы с тематическими картами.


Факторы размещения,

Промышленный

узел,

технополис.


Машиностроение

России.

Атлас.


Пар.15,

16

14

14. Военно-промышленный комплекс. ВПК

Познакомить с составом и географией комплекса.


атлас


пар.17


15


15. Топливно-энергетический

комплекс. Роль и особенности ТЭК.

Показать роль ТЭКа в хозяйстве страны.

Выявить отраслевой состав. Дать

представление о топливно-энергетическом

балансе.


Топливные

ресурсы.

топливно-

энергетический

баланс.


Карта

топливная

промышленность

России.

Атлас.


Пар.

18.


16


16. Топливная промышленность: нефтяная и газовая промышленность.

Оценочная практическая работа №2:  Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.



Сформировать представление о размещении месторождений нефти и газа. Развивать умение работать с экономическими картами, статистическими материалами.


Карта

топливная

промышленность

России. Атлас.


Пар. 19

Стр.80-86


17


17. Угольная промышленность. Главные угольные бассейны.

Оценочная практическая работа №3: составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.


Познакомить с особенностями угольной промышленности, показать проблемы отрасли. Изучить размещение угольной промышленности.


Открытый и

шахтный способ

добычи угля.


Карта

топливная

промышленность

России. Атлас.


Пар. 19

Стр. 86-

90


18


18. Электроэнергетика России.


Показать особенности электроэнергетики

России. Познакомить с основными типами

электростанций.



Тепловые,

Гидроэлектростанции,

Атомные,

Приливные,

Геотермальные.


Карта

электроэнергетика

России.

Атлас.


Пар.20.


              Тема 5.

Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества.

5 часов


19


19. Состав и значение комплексов. Металлургический комплекс.


Изучить состав комплекса, выявить его значение в хозяйстве страны.

Совершенствование умений работы с

тематическими картами.


Традиционные и

Новые материалы.


Карта:

Металлургия

России.


Пар.21,

22

20

20. Черная и цветная металлургия. Типы металлургических предприятий и факторы размещения.

Оценочная практическая работа №4: Составление характеристики одной из металлургических баз картам и статистическим материалам.


Обучающая практическая работа №1:

Определение по картам главных факторов размещения

металлургических предприятий по производству меди и алюминия.


Познакомить с главными базами

размещения предприятий металлургического

комплекса.


Металлургическая

база


Карта:

Металлургия

России.


Пар.23,

24


21


21. Химико-лесной комплекс, состав и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами.

Изучить состав комплекса, дать знания о

значении и роли в хозяйстве страны.

Совершенствование умений анализа

тематических карт.


Химическая,

Лесная,

Деревообрабатывающ.

промышленность


Карта:

Химическая

промышленность

России.


Пар.25

22

22. Главные факторы размещения предприятий химико-лесного комплекса, их изменение под влиянием НТР.

Оценочная практическая работа №4: Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.

Познакомить с главными химико-лесными

базами. Изучить новые тематические карты.


Химико-лесная

база.


Карты:

химическая и

лесная

промышленность.


Пар.

26

23

23. Территориальная организация комплекса: основные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы.

Познакомить учащихся со спецификой лесной промышленности, составом отрасли и закономерностями размещения отраслей лесной промышленности.



Карты:

химическая и

лесная

промышленность.


Пар.27

               Тема 6.

Агропромышленный комплекс.

3 часа


24


24. Агропромышленный

комплекс: состав и значение.

Дать знания о взаимодействии отраслей АПК, его роли в хозяйстве страны. Познакомить на уровне представлений

с интенсивными методами хозяйства.


АПК,

Закон о земле.


Карта:

Земледелие и

Животноводство.


Пар.28


25


25. Земледелие и

животноводство.

Обучающая практическая работа №2:

Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства


Выявить основные с/х базы страны их

специализацию.

Совершенствование умений анализа

тематических карт.


Земледелие,

Животноводство,

Интенсивный,

Экстенсивный

путь развития,

Мелиорация


Карта:

Земледелие и

животноводство.

Атлас.


Пар.29


26


26. Легкая и пищевая промышленность. Современные проблемы развития АПК. АПК и окружающая среда.


Раскрыть последовательность

производственных процессов в АПК: от

получения сырья до выпуска готовой

продукции.


пищевая,

лёгкая,

текстильная

промышленность


Карта:

Пищевая и

лёгкая

промышленность


Пар.30

Тема 7.

Инфраструктурный комплекс.

5 часов


27


27. Инфраструктурный комплекс, его значение, состав, связь с другими комплексами. Транспорт.

Познакомить с составом и значением

комплекса в экономике страны, показать

важность для хозяйства формирование

стабильной работы транспортной

системы.


Сфера услуг.

Здравоохранение.

Дорожно-

транспортная

сеть. Связь.


Атлас.


Пар.31


28


28. Железнодорожный и автомобильный транспорт.

Показать особенности работы транспорта;

проблемы транспорта.

Совершенствование умений анализа

Тематических карт.

Автомобильный,

Железнодорожный,


Атлас


Пар.32,


29


29. Водный и другие виды транспорта.



Показать особенности работы транспорта;

проблемы транспорта.

Совершенствование умений анализа

Тематических карт.

Трубопроводный,

Воздушный,

Морской,

Грузооборот,

Транспортный узел.


Атлас


Пар.33


30


30. Связь. Сфера обслуживания. Жилищно-коммунальное хозяйство. Рекреационное хозяйство.


Обучающая практическая работа №3:

Изучение местного предприятия. Составление карты его хозяйственных связей.


Сформировать представление о видах связи и уровне ее развития. Показать состав сферы услуг и географию сферы услуг. Познакомить с рекреационным хозяйством России.




Физическая, политико – административная карты.


Пар.34


31


31. Обобщающий урок по теме: «Межотраслевые комплексы».

Обобщить и закрепить знания о составе межотраслевых комплексов, факторах и принципах размещения предприятий.


атлас


Стр.154

Вопр.1-3


РАЗДЕЛ 2.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЧАСТЬ КУРСА.

31 часов.


Тема 1.

Районирование России. Общественная география крупных регионов.


32


1. Районирование – важнейший метод географической науки. Различные варианты районирования.

Познакомить с основными функциями

районирования. Показать разнообразие

функций районирования.


Районирование,

Факторы

районирования,

экономический

район.


Карта:

Политико-

административное

устройство

России.


Пар.35

                Тема 2.

Западный макрорегион –

Европейская Россия.

23 часа

33

2. Общая характеристика западного макрорегиона. Центральная Россия. Состав района, историческое изменение

географического положения.


Дать знания о составе, особенностях ЭГП,

показать значение региона в

экономике страны.



Атлас,

Экономическая

карта

Центр.России.


Пар.36,

37


34


3.  Население и трудовые ресурсы. Экономика Центральной России.






Изучить особенности населения.

Совершенствование анализа учебных таблиц, работы с учебником. Дать знания о факторах развития и специализации

районов.


Городская

агломерация.


Экономическая

Карта

Центральной

России.


Пар.38


35


4. Районы

Центральной России. Москва и Московский столичный регион.


Познакомить с крупными промышленными

узлами, изучить специализацию и

территориальную структуру промышленных

узлов.


Узловые районы.


Экономическая

карта

Центральной

России.


Пар. 39


36


5. Географические особенности областей Центрального района.

Центральный экономический район


 Дать знания о составе, особенностях ЭГП, показать значение региона в

экономике страны.


Политико – административная карта России.

Карта – Центральная Россия


Пар. 40


37


6. Волго – Вятский экономический район


Дать знания о составе, особенностях ЭГП, показать значение региона в

экономике страны.




Политико – административная карта России.

Карта – Центральная Россия


Пар.41

Стр.188-

190


38


7. Географические особенности областей Центрального района.

Нижний Новгород: географическое положение и торговые функции.

Оценочная практическая работа №5: Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России.


Познакомить учащихся с городом Нижний Новгород,

С отраслями промышленности, с экологическими проблемами.


Политико – административная карта России.

Атлас

Карта – Центральная Россия


39


8. Центрально – Черноземный экономический район


Обучающая практическая работа №4:

Объяснение взаимодействия природы и человека на территории Центральной России.



Дать знания о составе, особенностях ЭГП, показать значение региона в

экономике страны.


Политико – административная карта России.


Пар.41

Стр.190 –

192


40


9. Северо-Западная Россия.


Познакомить с ТПК Северо-Западной

России. Совершенствование умений  анализа экономических карт.


Свободная

экономическая

зона.


Экономическая

карта

Северо-Западная

Россия.


Пар.42

41

10. Роль Санкт – Петербурга в расселении, научно-промышленном, социальном и культурном развитии района.

Оценочная практическая работа №6: Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга.


Познакомить учащихся с особенностями ЭГП

Санкт – Петербурга.


Экономическая

карта

Северо-Западная

Россия.

атлас


Пар. 42

42

11. Обобщающее повторение по теме «Центральная Россия»

Выявить уровень знаний учащихся по изученной теме.


Атлас


43


12. Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы.

Дать знания о составе, факторах развития и

хозяйственной специализации . Показать проблемы и главные направления

экономического развития.


Субъекты

Европейского Севера


Экономическая

карта

Европейский

Север России.

Атлас.


Пар.43


44


13. Население: состав, традиции и культура.


Обучающая практическая работа №5:

Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.


Дать характеристику особенностям

населения района


Северная надбавка.


Экономическая

карта

Европейский

Север России.


Пар.44


45


14. Хозяйство Европейского Севера.


Обучающая практическая работа №6:

Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печорского подрайона.


Показать взаимосвязь между природными ресурсами и специализацией района. Определить проблемы Европейского Севера и пути их решения.


Экономическая

карта

Европейский

Север России.


Пар.45


46


15. Европейский Юг – Северный Кавказ. Особенности положения. Ресурсы региона.


Дать оценку ЭГП, определить особенности природных условий и природных ресурсов района.


Субъекты

Северного Кавказа


Экономическая

карта

Северный Кавказ.

Атлас.


Пар. 46


47


16. Население: национальный и религиозный состав. Традиции и культура.


Изучить национальный состав населения района.


Экономическая

карта

Северный Кавказ.

Атлас.


Пар.47


48


17. Хозяйство Северного Кавказа.


Обучающая практическая работа №7:

Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа.


Определить отрасли специализации района и их территориальную структуру. Развивать умение работать со статистическими материалами.


Экономическая

карта

Северный Кавказ.

Атлас.


Пар. 48


49


18. Обобщающее повторение по теме: «Европейский Север, Европейский Юг»


Выявить уровень знаний учащихся по изученной теме.


50


19. Поволжье. Экономико-географическое

положение, природные

условия и ресурсы.


Дать характеристику ЭГП региона,

природных условий и ресурсов. Продолжить

формирование умений

составлять анализ

ЭГП района.


Ресурсная база.


Экономическая

карта

Поволжье.

Атлас.


Пар. 49


51


20. Поволжье – место исторического взаимодействия этносов.


Сформировать представление о населении Поволжья.


Ислам

Христианство

буддизм


Экономическая

карта

Поволжье.

Атлас.


Пар.50


52


21. Хозяйство Поволжья.

Оценочная практическая работа №7: Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья.





Познакомить с общими чертами хозяйства,

природных условий. Акцентировать внимание

на важность охраны природы.


Экономическая

карта

Поволжья.

Атлас.


Пар.51


53


22. Экологические и водные проблемы. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.


Обучающая практическая работа №8:

Экологические и водные проблемы Волги – оценки и пути решения.


Показать важность проблем Волги.


Экономическая

карта

Поволжья.

Атлас.


Пар. 51

Стр.224


54


23. Урал. ЭГП, природные условия и ресурсы. Население.


Показать особенности ЭГП района, изучить

многообразие природно-ресурсной базы.


Экономическая

Карта Урала.

Атлас.


Пар.52,

53


55


24. Хозяйство и проблемы Урала.

Оценочная практическая работа №8: Определение тенденций хозяйственного развития Урала.


Обучающая практическая работа №9:

Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.


Познакомить с отраслями специализации Урала и факторами их развития. Показать значение района.


Экономическая

Карта Урала.

Атлас.


Пар.54


56


25. Обобщающее повторение по теме: «Западный макрорегион – европейская  Россия.



Выявить уровень знаний учащихся по изученной теме.


Атлас


Тема 3.

Восточный макрорегион – Азиатская Россия.

6 часов


57


26. Общая характеристика восточного макрорегиона. Этапы, проблемы и перспективы развития экономики макрорегиона.


Дать знания об общих чертах, тенденциях,

проблемах развития Восточной Зоны.

Показать порайонные различия, познакомить

с особенностями крупных регионов.


Экономическая

Карта

Западная Сибирь,

Атлас.


Пар.55,

56


58


27. Западная Сибирь. Природные условия, ресурсы. Коренные народы.

Оценочная практическая работа №9: разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона.






Обучающая практическая работа №10:

Изучение и оценка природных условий района для жизни и быта человека.



Познакомить с общими чертами хозяйства, выявить сложность комплексного

использования минеральных, лесных

ресурсов зоны, расположенных в

экстремальных природных условиях.








Экстремальные

природные

условия.


Экономическая

Карта

Западная Сибирь,

Атлас.


Пар.57


59


28.Нефтегазо-химический комплекс. Хозяйственные районы.

Оценочная практическая работа №9: Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса: значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки. Экологические проблемы.


Углубить понятие «кооперирование»,

«комбинирование». Продолжить

формирование умений составлять

структурные схемы.




Кооперирование,

Комбинирование.


Экономическая

Карта

Западная Сибирь,

Атлас.


Пар. 57


60


29. Восточная Сибирь. Географическое положение, ресурсы, население. Хозяйство.

Оценочная практическая работа №10:Составление характеристики Норильского промышленного узла: географическое положение, природные условия и ресурсы, промышленные центры.





Обучающая практическая работа №11:

Оценка особенности природы региона с позиций условий жизни человека в сельской местности и городе.


Дать знания об общих чертах, тенденциях и

проблемах развития Восточной Сибири.

Познакомить с особенностями

Формирования крупных ПТК района.


Экономическая

Карта

Восточная

Сибирь,

Атлас.


Пар.58


61


30. Дальний Восток.

Географическое положение, ресурсы, население. Хозяйство.

Оценочная практическая работа №11: Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока.


Обучающая практическая работа №12:

Учебная дискуссия: свободные экономические зоны Дальнего Востока – проблемы и перспективы развития.


Определить состав, особенности ЭГП. Дать оценку природных условий и ресурсов для хозяйственной деятельности. Закрепить понятие «свободная экономическая зона».


атлас


Пар. 59


62


31. . Обобщающее повторение

по теме: «Восточный

макрорегион».


Обобщить знания учащихся по изученной

теме. Проверить усвоение материала.


атлас


Стр.267



ОБОБЩАЮЩЕЕ

ПОВТОРЕНИЕ.

6 часов


63


1. Географическое положение,

границы России.


Обобщить особенности положения России

на карте мира. Совершенствование

умений оценки географического

положения территории.


Атлас,

Физическая

карта России,

политико-

административная

карта России.


Пар.1-3.


64


2. Население России.


Уточнить особенности расселения

населения по территории. Совершенствование

умений самостоятельно формулировать

социальные и экономические проблемы.


Карта

Плотность

Населения России.

Атлас.


Пар.4,5


65


3. Межотраслевые комплексы России.        


Раскрыть сложность межотраслевого

комплекса России.


атлас


66


4. Центральная , Северо-Западная Россия.


Показать значение регионов в экономике

страны.


атлас


Пар. 37,

42


67


5. Азиатская Россия.


Показать значение региона в экономике

страны.


атлас


Пар. 55-57


68


6. Заключительный урок по  курсу: «Экономическая

география России».


атлас


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование уроков географии в 6 классе.

Планирование составлено к УМК под ред. Т.П. Герасимовой....

Календарно-тематическое планирование уроков географии в 6 классе

Календарно-тематическое планирование уроков географии в 6 классе (68 часов) к учебнику Е.М. Домогацких с использованием регионального компонента (краеведение Оренбургской области)...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию»

·         Календарно-тематическое планирование составлено на основе Рабочей программы к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию» 5 ...

Календарно-тематическое поурочное планирование уроков английского языка в 10 классе

Данное КТП расчитано на весь учебный год, содержит в себе такие понятия как тип урока, формы контроля и виды деятельности согласно  ФГОС. В КТП предусмотрены 12 контрольных работ по всем видам де...