Календарно-тематическое планирование уроков географии в 9 классе.
календарно-тематическое планирование по географии (9 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование уроков географии в 9 классе. Учебник Дронов В.П., Ром В.Я.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass.doc | 258.5 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | Тема урока | Обучающие Практические работы | Цель урока | Ведущие понятия | Оборудование | Дом. задание | Дата проведения |
РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ КУРСА. 31 час |
Тема 1. Политико-государственное устройство РФ. Географическое положение России. 3 часа |
1 | 1. РФ. Административно-территориальное устройство. | Познакомить с задачами предмета, Развитие умения анализа тематических карт. | Субъекты РФ, административное устройство. | административная карта России. | Пар.1 |
2 | 2. Географическое положение и границы России. | Познакомить с особенностями географического положения страны. Формирование знаний и умений работать с политико-административной картой. | Геополитическое положение. Транспортно-географическое положение. Эколого-географическое положение | административная карта России. | Пар.2 |
3 | 3. Государственная территория России. Экономико-географическое и транспортно-географическое положение России. | Обобщить особенности положения России на карте мира, совершенствование умений оценки географического положения территории. | ЭГП, Внешняя торговля. | Политическая карта мира. Политико- административная карта России. | Пар.3,4 |
Тема 2. Население РФ. 4 часа |
4 | 4. Исторические особенности заселения, освоения территории России. | Формирование знаний о исторических особенностях заселения и освоения территории. | этапы заселения территории. | Физическая карта России, Атлас. Карта плотность населения | Пар.5 |
5 | 5. Численность населения и причины, ее определяющие. | Формирование интегрированного подхода к изучению вопросов населения, общества. | Естественный прирост, воспроизводство населения, | Физическая карта России, Атлас. Карта плотность населения | Пар. 6 |
6 | 6. Миграции населения. национальный состав населения России | Познакомить с основными видами миграций, совершенствование умений составления логико-структурных схем. | Миграция, Эмиграция, Депортация, Иммиграция, Беженцы, Внутренние переселения. | Атлас. | Пар. 7, 8 |
7 | 7. Городское и сельское население. Особенности урбанизации в России. | Знакомство с особенностями размещения населения по территории, совершенствование умений работать с тематическими картами, графиками, таблицами. | Город, Типы населённых пунктов, зоны расселения. | атлас | Пар. 9 |
Тема 3. Географические особенности экономики РФ. 3 часа |
8 | 8. Экономические системы в историческом развитии России. | Знакомство с понятием «экономическая система», изучение особенностей традиционной и командной экономических систем. | Традиционная, Рыночная, Смешанная, Командная | Атлас. | Пар.10 |
9 | 9. Проблемы природно – ресурсной основы экономики России. | Обосновать роль, особенности и проблемы развития хозяйства России. | Производящая и Потребляющая зоны | Пар.11 |
10 | 10. Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития. | Общее знакомство с особенностями структуры экономики. Совершенствование работы с учебником. | Отраслевая , функциональная, территориальная структура хозяйства. | Пар. 12 |
Тема 4. Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география. 8 часов |
11 | 11. Научный комплекс России. География российской науки. Технополисы. | Выявить основные проблемы научного комплекса. | Научный комплекс, конверсия. | атлас | Пар.13 |
12 | 12.Машиностроительный комплекс, его значение и отраслевой состав. | Показать роль машиностроительного комплекса в ускорении НТР, необходимость приоритетного развития комплекса. | Машиностроительный комплекс. | Карта машиностроение России, Атлас. | Пар. 14 |
13 | 13. Факторы размещения отраслей машиностроения. География машиностроения. Оценочная практическая работа №1:Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоёмкого машиностроения по картам. | Ввести новое понятие «специализация и кооперирование», формирование умений анализа тематических карт. Изучить размещение предприятий машиностроения по территории России. Совершенствование работы с тематическими картами. | Факторы размещения, Промышленный узел, технополис. | Машиностроение России. Атлас. | Пар.15, 16 |
14 | 14. Военно-промышленный комплекс. ВПК | Познакомить с составом и географией комплекса. | атлас | пар.17 |
15 | 15. Топливно-энергетический комплекс. Роль и особенности ТЭК. | Показать роль ТЭКа в хозяйстве страны. Выявить отраслевой состав. Дать представление о топливно-энергетическом балансе. | Топливные ресурсы. топливно- энергетический баланс. | Карта топливная промышленность России. Атлас. | Пар. 18. |
16 | 16. Топливная промышленность: нефтяная и газовая промышленность. Оценочная практическая работа №2: Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам. | Сформировать представление о размещении месторождений нефти и газа. Развивать умение работать с экономическими картами, статистическими материалами. | Карта топливная промышленность России. Атлас. | Пар. 19 Стр.80-86 |
17 | 17. Угольная промышленность. Главные угольные бассейны. Оценочная практическая работа №3: составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам. | Познакомить с особенностями угольной промышленности, показать проблемы отрасли. Изучить размещение угольной промышленности. | Открытый и шахтный способ добычи угля. | Карта топливная промышленность России. Атлас. | Пар. 19 Стр. 86- 90 |
18 | 18. Электроэнергетика России. | Показать особенности электроэнергетики России. Познакомить с основными типами электростанций. | Тепловые, Гидроэлектростанции, Атомные, Приливные, Геотермальные. | Карта электроэнергетика России. Атлас. | Пар.20. |
Тема 5. Комплексы, производящие конструкционные материалы и химические вещества. 5 часов |
19 | 19. Состав и значение комплексов. Металлургический комплекс. | Изучить состав комплекса, выявить его значение в хозяйстве страны. Совершенствование умений работы с тематическими картами. | Традиционные и Новые материалы. | Карта: Металлургия России. | Пар.21, 22 |
20 | 20. Черная и цветная металлургия. Типы металлургических предприятий и факторы размещения. Оценочная практическая работа №4: Составление характеристики одной из металлургических баз картам и статистическим материалам. | Обучающая практическая работа №1: Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия. | Познакомить с главными базами размещения предприятий металлургического комплекса. | Металлургическая база | Карта: Металлургия России. | Пар.23, 24 |
21 | 21. Химико-лесной комплекс, состав и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. | Изучить состав комплекса, дать знания о значении и роли в хозяйстве страны. Совершенствование умений анализа тематических карт. | Химическая, Лесная, Деревообрабатывающ. промышленность | Карта: Химическая промышленность России. | Пар.25 |
22 | 22. Главные факторы размещения предприятий химико-лесного комплекса, их изменение под влиянием НТР. Оценочная практическая работа №4: Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам. | Познакомить с главными химико-лесными базами. Изучить новые тематические карты. | Химико-лесная база. | Карты: химическая и лесная промышленность. | Пар. 26 |
23 | 23. Территориальная организация комплекса: основные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. | Познакомить учащихся со спецификой лесной промышленности, составом отрасли и закономерностями размещения отраслей лесной промышленности. | Карты: химическая и лесная промышленность. | Пар.27 |
Тема 6. Агропромышленный комплекс. 3 часа |
24 | 24. Агропромышленный комплекс: состав и значение. | Дать знания о взаимодействии отраслей АПК, его роли в хозяйстве страны. Познакомить на уровне представлений с интенсивными методами хозяйства. | АПК, Закон о земле. | Карта: Земледелие и Животноводство. | Пар.28 |
25 | 25. Земледелие и животноводство. | Обучающая практическая работа №2: Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства | Выявить основные с/х базы страны их специализацию. Совершенствование умений анализа тематических карт. | Земледелие, Животноводство, Интенсивный, Экстенсивный путь развития, Мелиорация | Карта: Земледелие и животноводство. Атлас. | Пар.29 |
26 | 26. Легкая и пищевая промышленность. Современные проблемы развития АПК. АПК и окружающая среда. | Раскрыть последовательность производственных процессов в АПК: от получения сырья до выпуска готовой продукции. | пищевая, лёгкая, текстильная промышленность | Карта: Пищевая и лёгкая промышленность | Пар.30 |
Тема 7. Инфраструктурный комплекс. 5 часов |
27 | 27. Инфраструктурный комплекс, его значение, состав, связь с другими комплексами. Транспорт. | Познакомить с составом и значением комплекса в экономике страны, показать важность для хозяйства формирование стабильной работы транспортной системы. | Сфера услуг. Здравоохранение. Дорожно- транспортная сеть. Связь. | Атлас. | Пар.31 |
28 | 28. Железнодорожный и автомобильный транспорт. | Показать особенности работы транспорта; проблемы транспорта. Совершенствование умений анализа Тематических карт. | Автомобильный, Железнодорожный, | Атлас | Пар.32, |
29 | 29. Водный и другие виды транспорта. | Показать особенности работы транспорта; проблемы транспорта. Совершенствование умений анализа Тематических карт. | Трубопроводный, Воздушный, Морской, Грузооборот, Транспортный узел. | Атлас | Пар.33 |
30 | 30. Связь. Сфера обслуживания. Жилищно-коммунальное хозяйство. Рекреационное хозяйство. | Обучающая практическая работа №3: Изучение местного предприятия. Составление карты его хозяйственных связей. | Сформировать представление о видах связи и уровне ее развития. Показать состав сферы услуг и географию сферы услуг. Познакомить с рекреационным хозяйством России. | Физическая, политико – административная карты. | Пар.34 |
31 | 31. Обобщающий урок по теме: «Межотраслевые комплексы». | Обобщить и закрепить знания о составе межотраслевых комплексов, факторах и принципах размещения предприятий. | атлас | Стр.154 Вопр.1-3 |
РАЗДЕЛ 2. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЧАСТЬ КУРСА. 31 часов. |
Тема 1. Районирование России. Общественная география крупных регионов. |
32 | 1. Районирование – важнейший метод географической науки. Различные варианты районирования. | Познакомить с основными функциями районирования. Показать разнообразие функций районирования. | Районирование, Факторы районирования, экономический район. | Карта: Политико- административное устройство России. | Пар.35 |
Тема 2. Западный макрорегион – Европейская Россия. 23 часа |
33 | 2. Общая характеристика западного макрорегиона. Центральная Россия. Состав района, историческое изменение географического положения. | Дать знания о составе, особенностях ЭГП, показать значение региона в экономике страны. | Атлас, Экономическая карта Центр.России. | Пар.36, 37 |
34 | 3. Население и трудовые ресурсы. Экономика Центральной России. | Изучить особенности населения. Совершенствование анализа учебных таблиц, работы с учебником. Дать знания о факторах развития и специализации районов. | Городская агломерация. | Экономическая Карта Центральной России. | Пар.38 |
35 | 4. Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион. | Познакомить с крупными промышленными узлами, изучить специализацию и территориальную структуру промышленных узлов. | Узловые районы. | Экономическая карта Центральной России. | Пар. 39 |
36 | 5. Географические особенности областей Центрального района. Центральный экономический район | Дать знания о составе, особенностях ЭГП, показать значение региона в экономике страны. | Политико – административная карта России. Карта – Центральная Россия | Пар. 40 |
37 | 6. Волго – Вятский экономический район | Дать знания о составе, особенностях ЭГП, показать значение региона в экономике страны. | Политико – административная карта России. Карта – Центральная Россия | Пар.41 Стр.188- 190 |
38 | 7. Географические особенности областей Центрального района. Нижний Новгород: географическое положение и торговые функции. Оценочная практическая работа №5: Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России. | Познакомить учащихся с городом Нижний Новгород, С отраслями промышленности, с экологическими проблемами. | Политико – административная карта России. Атлас Карта – Центральная Россия |
39 | 8. Центрально – Черноземный экономический район | Обучающая практическая работа №4: Объяснение взаимодействия природы и человека на территории Центральной России. | Дать знания о составе, особенностях ЭГП, показать значение региона в экономике страны. | Политико – административная карта России. | Пар.41 Стр.190 – 192 |
40 | 9. Северо-Западная Россия. | Познакомить с ТПК Северо-Западной России. Совершенствование умений анализа экономических карт. | Свободная экономическая зона. | Экономическая карта Северо-Западная Россия. | Пар.42 |
41 | 10. Роль Санкт – Петербурга в расселении, научно-промышленном, социальном и культурном развитии района. Оценочная практическая работа №6: Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга. | Познакомить учащихся с особенностями ЭГП Санкт – Петербурга. | Экономическая карта Северо-Западная Россия. атлас | Пар. 42 |
42 | 11. Обобщающее повторение по теме «Центральная Россия» | Выявить уровень знаний учащихся по изученной теме. | Атлас |
43 | 12. Европейский Север. Географическое положение, природные условия и ресурсы. | Дать знания о составе, факторах развития и хозяйственной специализации . Показать проблемы и главные направления экономического развития. | Субъекты Европейского Севера | Экономическая карта Европейский Север России. Атлас. | Пар.43 |
44 | 13. Население: состав, традиции и культура. | Обучающая практическая работа №5: Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера. | Дать характеристику особенностям населения района | Северная надбавка. | Экономическая карта Европейский Север России. | Пар.44 |
45 | 14. Хозяйство Европейского Севера. | Обучающая практическая работа №6: Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печорского подрайона. | Показать взаимосвязь между природными ресурсами и специализацией района. Определить проблемы Европейского Севера и пути их решения. | Экономическая карта Европейский Север России. | Пар.45 |
46 | 15. Европейский Юг – Северный Кавказ. Особенности положения. Ресурсы региона. | Дать оценку ЭГП, определить особенности природных условий и природных ресурсов района. | Субъекты Северного Кавказа | Экономическая карта Северный Кавказ. Атлас. | Пар. 46 |
47 | 16. Население: национальный и религиозный состав. Традиции и культура. | Изучить национальный состав населения района. | Экономическая карта Северный Кавказ. Атлас. | Пар.47 |
48 | 17. Хозяйство Северного Кавказа. | Обучающая практическая работа №7: Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа. | Определить отрасли специализации района и их территориальную структуру. Развивать умение работать со статистическими материалами. | Экономическая карта Северный Кавказ. Атлас. | Пар. 48 |
49 | 18. Обобщающее повторение по теме: «Европейский Север, Европейский Юг» | Выявить уровень знаний учащихся по изученной теме. |
50 | 19. Поволжье. Экономико-географическое положение, природные условия и ресурсы. | Дать характеристику ЭГП региона, природных условий и ресурсов. Продолжить формирование умений составлять анализ ЭГП района. | Ресурсная база. | Экономическая карта Поволжье. Атлас. | Пар. 49 |
51 | 20. Поволжье – место исторического взаимодействия этносов. | Сформировать представление о населении Поволжья. | Ислам Христианство буддизм | Экономическая карта Поволжье. Атлас. | Пар.50 |
52 | 21. Хозяйство Поволжья. Оценочная практическая работа №7: Определение факторов развития и сравнение специализации промышленности Европейского Юга и Поволжья. | Познакомить с общими чертами хозяйства, природных условий. Акцентировать внимание на важность охраны природы. | Экономическая карта Поволжья. Атлас. | Пар.51 |
53 | 22. Экологические и водные проблемы. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона. | Обучающая практическая работа №8: Экологические и водные проблемы Волги – оценки и пути решения. | Показать важность проблем Волги. | Экономическая карта Поволжья. Атлас. | Пар. 51 Стр.224 |
54 | 23. Урал. ЭГП, природные условия и ресурсы. Население. | Показать особенности ЭГП района, изучить многообразие природно-ресурсной базы. | Экономическая Карта Урала. Атлас. | Пар.52, 53 |
55 | 24. Хозяйство и проблемы Урала. Оценочная практическая работа №8: Определение тенденций хозяйственного развития Урала. | Обучающая практическая работа №9: Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем. | Познакомить с отраслями специализации Урала и факторами их развития. Показать значение района. | Экономическая Карта Урала. Атлас. | Пар.54 |
56 | 25. Обобщающее повторение по теме: «Западный макрорегион – европейская Россия. | Выявить уровень знаний учащихся по изученной теме. | Атлас |
Тема 3. Восточный макрорегион – Азиатская Россия. 6 часов |
57 | 26. Общая характеристика восточного макрорегиона. Этапы, проблемы и перспективы развития экономики макрорегиона. | Дать знания об общих чертах, тенденциях, проблемах развития Восточной Зоны. Показать порайонные различия, познакомить с особенностями крупных регионов. | Экономическая Карта Западная Сибирь, Атлас. | Пар.55, 56 |
58 | 27. Западная Сибирь. Природные условия, ресурсы. Коренные народы. Оценочная практическая работа №9: разработка по карте туристического маршрута с целью показа наиболее интересных природных и хозяйственных объектов региона. | Обучающая практическая работа №10: Изучение и оценка природных условий района для жизни и быта человека. | Познакомить с общими чертами хозяйства, выявить сложность комплексного использования минеральных, лесных ресурсов зоны, расположенных в экстремальных природных условиях. | Экстремальные природные условия. | Экономическая Карта Западная Сибирь, Атлас. | Пар.57 |
59 | 28.Нефтегазо-химический комплекс. Хозяйственные районы. Оценочная практическая работа №9: Составление характеристики нефтяного (газового) комплекса: значение, уровень развития, основные центры добычи и переработки. Экологические проблемы. | Углубить понятие «кооперирование», «комбинирование». Продолжить формирование умений составлять структурные схемы. | Кооперирование, Комбинирование. | Экономическая Карта Западная Сибирь, Атлас. | Пар. 57 |
60 | 29. Восточная Сибирь. Географическое положение, ресурсы, население. Хозяйство. Оценочная практическая работа №10:Составление характеристики Норильского промышленного узла: географическое положение, природные условия и ресурсы, промышленные центры. | Обучающая практическая работа №11: Оценка особенности природы региона с позиций условий жизни человека в сельской местности и городе. | Дать знания об общих чертах, тенденциях и проблемах развития Восточной Сибири. Познакомить с особенностями Формирования крупных ПТК района. | Экономическая Карта Восточная Сибирь, Атлас. | Пар.58 |
61 | 30. Дальний Восток. Географическое положение, ресурсы, население. Хозяйство. Оценочная практическая работа №11: Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока. | Обучающая практическая работа №12: Учебная дискуссия: свободные экономические зоны Дальнего Востока – проблемы и перспективы развития. | Определить состав, особенности ЭГП. Дать оценку природных условий и ресурсов для хозяйственной деятельности. Закрепить понятие «свободная экономическая зона». | атлас | Пар. 59 |
62 | 31. . Обобщающее повторение по теме: «Восточный макрорегион». | Обобщить знания учащихся по изученной теме. Проверить усвоение материала. | атлас | Стр.267 |
ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ. 6 часов |
63 | 1. Географическое положение, границы России. | Обобщить особенности положения России на карте мира. Совершенствование умений оценки географического положения территории. | Атлас, Физическая карта России, политико- административная карта России. | Пар.1-3. |
64 | 2. Население России. | Уточнить особенности расселения населения по территории. Совершенствование умений самостоятельно формулировать социальные и экономические проблемы. | Карта Плотность Населения России. Атлас. | Пар.4,5 |
65 | 3. Межотраслевые комплексы России. | Раскрыть сложность межотраслевого комплекса России. | атлас |
66 | 4. Центральная , Северо-Западная Россия. | Показать значение регионов в экономике страны. | атлас | Пар. 37, 42 |
67 | 5. Азиатская Россия. | Показать значение региона в экономике страны. | атлас | Пар. 55-57 |
68 | 6. Заключительный урок по курсу: «Экономическая география России». | атлас |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование уроков географии в 6 классе.
Планирование составлено к УМК под ред. Т.П. Герасимовой....
Календарно-тематическое планирование уроков географии в 6 классе
Календарно-тематическое планирование уроков географии в 6 классе (68 часов) к учебнику Е.М. Домогацких с использованием регионального компонента (краеведение Оренбургской области)...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию»
· Календарно-тематическое планирование составлено на основе Рабочей программы к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию» 5 ...
Календарно-тематическое поурочное планирование уроков английского языка в 10 классе
Данное КТП расчитано на весь учебный год, содержит в себе такие понятия как тип урока, формы контроля и виды деятельности согласно ФГОС. В КТП предусмотрены 12 контрольных работ по всем видам де...