Календарно-тематическое планирование уроков географии в 8 классе.
календарно-тематическое планирование по географии (8 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование уроков географии в 8 классе. Учебник - Баринова И.И.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass.doc | 248 КБ |
Предварительный просмотр:
№ | Тема урока | Обучающие практические работы | Цель урока | Ведущие понятия | Оборудование | Дом. задание | Дата |
Введение 3 часа |
1 | 1. Что изучает физическая география России. Россия на карте мира. Моря России. | Обучающая практическая работа №1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран. | Формирование личных учебно-познавательных мотивов учащихся при изучении географии России. Рассказать об особенностях географического положения России. Расширить и углубить знания о природе морей, омывающих территорию России. Совершенствование приёмов работы с тематическими картами. | Географическое описание. Космические снимки. Географическое положение страны, пограничные государства. Ресурсы морей, Экологические проблемы морей | Физическая карта России. Атлас. | Пар. 1, 2 |
2 | 2. Россия на карте часовых поясов. Оценочная практическая работа №1: Определение поясного времени для разных пунктов России. | Сформировать понятие о часовых поясах, линии перемены дат. Развивать умение определения времени суток в различных точках России. | Поясное, Декретное время. Местное время. | Карта часовых Поясов России. Атлас. | Пар.3 |
3 | 3. Формирование, освоение и изучение территории России. | Закрепить теоретические знания о географических открытиях и исследованиях на территории России. | В.Татищев А.Чириков С.Челюскин В.Докучаев С.Обручев О.Шмидт | Физическая карта России, Атлас. | Пар.4 |
Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России. 31 час. |
Тема 1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые. |
4 | 1. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. | Дать знания об основных формах рельефа России. Формирование представлений об этапах развития рельефа в России. | Рельефообразующ. факторы. | Тектоническая карта России, Атлас. | Пар.5. |
5 | 2. Геологическое строение территории России. Геохронологическая таблица. | Дать знания о геохронологической таблице, научить учащихся с ней работать. | Геохронология, Периоды | Физическая карта России. Атлас. | Пар.6 |
6 | 3. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. | Формирование мировоззрения у учащихся о постоянном развитии и изменение природы. Дать представление о ресурсах страны | Молодые горы, Возрождённые горы, Древние платформы. Кавказ, Алтай, Саяны, Урал. | Тектоническая карта России. Атлас. | Пар. 7. |
7 | 4. Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. | Дать знания о развитии рельефа. Продолжить формирование мировоззрения о рельефе, как взаимодействие внешних и внутренних сил земли, о развитии и изменении природы. | Экзогенные, Эндогенные процессы | Физическая карта России, Атлас | Пар.8 |
8 | 5. Стихийные природные явления. Изменение рельефа человеком. | Продолжить формирование мировоззрения о рельефе, как взаимодействие внешних и внутренних сил земли, о развитии и изменении природы. | Обвалы Оползни Лавины Грязе-каменные потоки | Физическая карта России, Атлас | Пар.8 |
9 | 6. Проявление основных закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере Московской области и Клинского района. | Обучающая практическая работа №2: Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий. | Показать основные формы рельефа Московской области и Клинского района. Продолжить формирование мировоззрения о рельефе, как взаимодействие внешних и внутренних сил земли, о развитии и изменении природы. | Тектоническая карта России. Атлас. Физическая карта России | Стр.55 Вопр.1-3 |
10 | 7. Итоговый урок по теме: «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые». | Проверить усвоение изучаемого материала. | Атлас. |
Тема 2. Климат и климатические ресурсы |
11 | 8. Климатообразующие факторы. Влияние географического положения на климат. | Обучающая практическая работа №3: Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны. | Расширить и углубить знания о климате, конкретизировать представление о климате. | Климатообразующие факторы, Радиационный баланс, | Климатическая карта России. Атлас. | Пар.9. |
12 | 9. Циркуляция воздушных масс, циклоны и антициклоны. | Дать представления об атмосферных фронтах, циклонах, антициклонах и их влиянии на погоду и климат. Формировать знания о главных чертах климата России. Познакомить с синоптической картой. | Атмосферный фронт | Пар.9 |
13 | 10. Типы климатов России. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. | Познакомить с основными типами климата России, закрепить умение работать с климатической картой и определить тип климата по климатической диаграмме. | Тип климата, Прогноз погоды | Климатическая карта России, Атлас. | Пар. 10. |
14 | 11. Климатические пояса и типы климатов. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. | Завершение изучения климатообразующих факторов. Рассмотреть изменение климата в пространстве. Изучить взаимосвязь тепла и влаги. | Тип климата, Прогноз погоды | Климатическая карта России, Атлас. | Пар. 10 Стр.68-72 |
15 | 12. Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Агроклиматическая карта. Оценочная практическая работа №2: Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения. | Рассмотреть изменение климата в пространстве. Показать актуальность проблемы взаимодействия человека с климатом. | Агроклиматические ресурсы. | Климатическая карта России. Атлас | Пар. 11 |
16 | 13. Агроклиматические ресурсы Московской области. | Сформировать знания о климате области. Рассмотреть климатообразующие факторы. | Климатообразующие Факторы. | Физическая карта Московской области. Атлас. Климатические схемы | Записи в тетради |
17 | 14. Итоговый урок по теме: «Климат России». | Проверить уровень знаний, умений и навыков по изученной теме. | Атлас. |
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы. |
18 | 15. Разнообразие внутренних вод России. Реки. | Расширить и углубить знания о внутренних водах, водных ресурсах. Дать представление о неравномерности распределения водных ресурсов по территории. | Внутренние воды, Речная система, Бассейн, Режим реки, Падение, Уклон. | Физическая карта России, Атлас. | Пар. 12. |
19 | 16. Стихийные явления, связанные с реками. Оценочная практическая работа №3: Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования. | Расширить знания учащихся о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Познакомить с неблагоприятными климатическими явлениями и причинами их возникновения. Показать причины экологических проблем. | Засуха Пыльная буря Заморозки Град гололед | Физическая карта России, Атлас. | Пар.12 Стр.83- 84. Вопр.6 |
20 | 17. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. | Расширить и углубить знания о внутренних водах и водных ресурсах | Озёрная котловина, Артезианские воды. Болота верховые и низинные, Подземные воды. | Физическая карта России. Атлас. | Пар. 13. |
21 | 18. Водные ресурсы. Неравномерность распределения. Искусственные водоёмы. | Формирование умений оценки водных ресурсов России. | Водные ресурсы, Промышленные стоки, Вековые запасы, Каналы. | Физическая карта России. Атлас. | пар. 14. Стр.89- 91 |
22 | 19. Стихийные явления, связанные с водами, предупреждение их последствий. | Обучающая практическая работа №4: Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны, их зависимость от рельефа и климата. | Познакомить учащихся со стихийными явлениями, связанными с реками. Последствия для населения и его хозяйственной деятельности. | Наводнения Цунами Ливни Снегопады Сели Лавины Наледи гололеды | Пар.14 Стр.91- 92. |
23 | 20. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. Использование вод, пути сохранения их качества и объема. | Обучающая практическая работа №5: Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их исп-ия | Углубить знания о внутренних водах и водных ресурсах области. | Речная система, Озёрная котловина. | Физическая карта Московской обл. атлас | Стр.92. Вопр.1-4 |
24 | 21. Обобщающий урок по теме: «Водные ресурсы». | Выявить уровень знаний, умений, и навыков учащихся по изученной теме. | атлас |
Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы. |
25 | 22. Почва – особый компонент природы. В.В. Докучаев – основоположник почвоведения. | Дать представление о почвообразовательных процессах развивать мировоззрение о постоянном изменении почвенного покрова с течением времени. | Факторы почвообразования, почвенные горизонты. Почвообразующие процессы. | Почвенная карта России. Атлас. | Пар. 15. |
26 | 23. Образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. | Изучить закономерности распространения почв, совершенствовать умение работать с почвенной картой. | Зональные типы почв, Почвенная карта, Мелиорация, Эрозия. | Почвенная карта России, Атлас. | Пар.16. |
27 | 24. Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России. | Рассмотреть основные проблемы, связанные с использованием почв. Совершенствовать умение работать с почвенной картой, наметить меры по охране почвенных ресурсов. | Почвенная карта, Эрозия, Мелиорация, География Зональных типов почв | Почвенная карта России. Атлас. | Пар.17 |
28 | 25. Особенности почв своего региона и своей местности. Оценочная практическая работа №4: Выявление условий почвообразования основных типов почв и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности. | Изучить закономерности распространения почв, совершенствовать умение работать с почвенной картой. | Антропогенные почвы. | Физическая карта Московской обл. Почвенная карта Московской обл. | Записи. |
29 | 26. Урок – обобщение по теме: «Почва» | Обобщить и закрепить знания учащихся по изученной теме. | атлас |
Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. |
30 | 27. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. | Расширить и углубить представление об общих особенностях растительного и животного мира, его распространение на территории России. | Растительные сообщества, типы растительности | Карта растительный и животный мир России. Атлас. | Пар. 18 |
31 | 28. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. | Углубить представления об общих особенностях животного мира, его распространение по территории страны. | Лесные сообщества, Заповедники. | Карта Растительный и Животный мир России. Атлас. | Пар.19 |
32 | 29. Растительный и животный мир своего региона. | Расширить и углубить представление об общих особенностях растительного и животного мира, его распространение на территории Московской области. | Атлас Московской области | записи |
33 | 30. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного и культурного наследия. | Обучающая практическая работа №6: Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса. | Дать понятие о природных условиях, о качественных характеристиках компонентов природы. | Природные ресурсы | атлас | Пар.20 |
34 | 31. Итоговое обобщение по теме: «Растительный и животный мир» | Обобщить знания, закономерности по изученной теме. Закрепить знание основных понятий темы. Проверить уровень усвоения материала. | атлас |
Раздел 2. Природные комплексы России 28 часов |
Тема 1. Природное районирование. |
35 | 1. Формирование природных комплексов – результат длительного развития географической оболочки Земли. | Углубить знания о природных комплексах. Сформировать понятие – антропогенные ТПК. | Природный комплекс. Физико – географическое районирование. Географическая оболочка | Физическая карта России, атлас. | Пар.21 |
36 | 2. Моря как крупные природные комплексы. | Сформировать представления о природе Белого и Азовского морей. Показать взаимосвязи между компонентами моря. Расширить знания о природных комплексах. | Физическая карта России, карта океанов, атлас | Пар. 22 |
37 | 3. Природные зоны России. Природная зона как природный комплекс. | Продолжить формирование представлений о ПТК, познакомиться с новыми понятиями. Углубить знания о взаимосвязях в природных комплексах севера России. | ПТК, ландшафт, природная зона. | Атлас Физическая карта России, карта природных зон России. | Пар.23 |
38 | 4. Разнообразие лесов России. | Изучить леса России, рассмотреть причины различия лесных зон России. Познакомить с особенностями природы и разобрать взаимосвязи компонентов природы в лесной зоне России. | Тайга, смешанные и широколиственные леса. | карта природных зон России, атлас | Пар.24 |
39 | 5. Безлесные зоны на юге России. Оценочная практическая работа №5: Сравнительная характеристика двух природных зон России. | Научить составлять комплексную характеристику природных зон. | Степь, полупустыни, пустыни. | карта природных зон России, атлас | Пар. 25 |
40 | 6. Высотная поясность. Зависимость природных комплексов от рельефа и высоты места. | Обучающая практическая работа №7: Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России. | Сформировать представление о закономерностях смены природных условий и ПТК в горах. Закрепить знания о высотной поясности. | Высотная поясность | карта природных зон России, атлас | Пар.26 |
41 | 7. Природная зона своей местности, ее экологические проблемы. | Выявить экологические проблемы природной зоны Московской области | Атлас Московской области |
42 | 8. Итоговое обобщение по теме: «Природные комплексы России». | Проверить уровень знаний учащихся природных зон и набора природных компонентов в природных зонах. Проверить знание учащихся основных терминов и понятий по теме. | атлас |
Тема 2. Природа регионов России. |
43 | 9. Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение. Особенности природы. | Формировать представления и знания об особенностях природного района – Русской равнины. Изучить природу равнины. Развить умение работать с разными источниками географических знаний. | Среднесибирская, Приволжская, Смоленско – Московская возвышенность | Физическая карта России. атлас | Пар.27 |
44 | 10. Природные комплексы и природно-ресурсный потенциал. Памятники природы. | Познакомить с природными комплексами Русской равнины. Знакомство с комплексной проблемой рационального использования природы Русской равнины. | Физическая карта России. | Пар. 28 |
45 | 11. Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины. Памятники природы. | Обучающая практическая работа №8: Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений в результате хоз. деятельности человека. | Познакомить с особенностями природных ресурсов равнины. | КМА | Физическая карта России. | Пар. 29 |
46 | 12. Северный Кавказ. Особенности геологического строения и рельефа. | Познакомить с природными комплексами Кавказа; совершенствовать работу с тематическими картами | Кумо-Манычская впадина, Эльбрус, Казбек. | Физическая карта Кавказа, атлас | Пар.30 |
47 | 13. Природные комплексы Северного Кавказа, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека. | Закрепить и углубить знания учащихся о природных условиях и ресурсах Кавказа. Познакомить с природными комплексами Прикубанской равнины, курортным районом Кавказских Минеральных вод. | Кумо-Манычская впадина, Эльбрус, Казбек | Физическая карта Кавказа, атлас | Пар.31 |
48 | 14. Урал. Особенности географического положения и его влияние на природу Урала. | Познакомить с природой, геологическим строением и рельефом Урала. Расширить знания о широтной зональности и высотной поясности Урала. | Северный, Средний, Полярный, Южный, Приполярный Урал Средний Урал Южный Урал | Физическая карта Урала. Атлас. | Пар.32 |
49 | 15. Геологическое строение и полезные ископаемые Урала. Природные уникумы. Экологические проблемы. | Знакомство со своеобразием природы Урала. Совершенствование работы со схемами учебника. | Северный, Средний, Полярный, Южный, Приполярный Урал Средний Урал Южный Урал | Физическая карта Урала. Атлас. | Пар.33 |
50 | 16. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала. | Познакомить с наиболее интересными объектами Урала, с экологическими проблемами, причинами их возникновения и путями их решения. Учить самостоятельно работать с источниками информации. | Ильменский заповедник, | Физическая карта Урала. Атлас. | Пар.34 |
51 | 17. Западно-Сибирская равнина. Особенности природы. | Сформировать представления об основных чертах природы Западной Сибири. | Алтай, Саяны, Становой хребет, Алданское нагорье. | Физическая карта Западной Сибири. Атлас. | Пар.35 |
52 | 18. Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия их освоения. | Познакомить с комплексной проблемой рационального использования природных ресурсов, охраны и преобразования природы Западной Сибири. | Сибирские Увалы, Васюганская равнина, Ишимская равнина, Барабинская низменность. | Физическая карта Западной Сибири, Атлас. | Пар.36 |
53 | 19. Восточная Сибирь. Особенности природы. | Изучить особенности состава, географического положения, геологического строения, рельефа. Сформировать представление о суровости природы. | Средняя Сибирь, Северо – Восточная Сибирь, Горы Южной Сибири | Физическая карта Восточной Сибири, Атлас. | Пар.37 |
54 | 20. Природные районы Восточной Сибири. | Изучить особенности природы Восточной Сибири. Совершенствование умений по анализу тематических карт. | Средняя Сибирь, Северо – Восточная Сибирь, Горы Южной Сибири | Физическая карта Восточной Сибири. Атлас. | Пар.38 |
55 | 21. Жемчужина Сибири – Байкал. | Раскрыть уникальность природы озера Байкал и причины уникальности. Познакомить с историей открытия и изучения озера. Рассмотреть экологические проблемы озера и пути их решения. | Промысловые рыбы, Экологические Проблемы. | Физическая карта Восточной Сибири. | Пар.39 |
56 | 22. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. Природные уникумы. | Познакомить с особенностями природных ресурсов Восточной Сибири. Совершенствование умений по анализу тематических карт. | Физическая карта Восточной Сибири. | Пар.40 |
57 | 23. Дальний Восток. Географическое положение. Особенности рельефа и геологического строения территории. | Сформировать представление об особенностях природы Дальнего Востока. Познакомить с историей открытия, исследования и заселения территории. Показать уникальность природы. Формировать умение работы с разными географическими картами. | Сейсмический пояс, Гейзеры, Тайфуны, цунами. | Физическая карта Дальнего Востока | Пар.41 |
58 | 24. Горы Камчатки и Курильских остров – самые молодые горы России. | Расширить и углубить знания учащихся об уникальной природе Дальнего Востока. Познакомить с уникальной природой Чукотского нагорья, п-ва Камчатки, Курильских о-вов. | вулканология | Физическая карта Дальнего Востока | Пар.42 Стр.238 242 |
59 | 25. Природные уникумы Дальнего Востока. | Познакомить учащихся с природными особенностями Приморского края. Активизировать познавательную деятельность учащихся, формировать навыки общения. | Долина Гейзеров Озеро Ханка Лазовский заповедник | Физическая карта Дальнего Востока атлас | Пар.42 Стр.243 247 |
60 | 26. Природный ресурсный потенциал Дальнего Востока. Оценочная практическая работа №6: Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов. | Рассмотреть природные ресурсы Дальнего Востока – виды, размещение, возможность использования. Формировать знания о экологических проблемах. Развивать умение работать с разными источниками географической информации. | Физическая карта Дальнего Востока атлас | Пар.43 |
61 | 27. Природные комплексы России. | Описать природный комплекс России с использованием карт, текста учебника. Формировать навыки работы с различными источниками географической информации. | атлас | Стр.252 Вопр. 3 |
62 | 28. Обобщающий урок по разделу «Природа регионов России» | Обобщить и систематизировать знания природных регионов России. Определить уровень знаний понимания факторов, влияющих на особенности природы в ПТК. | атлас | Стр.252 Вопр.6 |
РАЗДЕЛ 3. Человек и природа. 5 часов |
63 | 1.Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. | Обобщить знания о взаимодействии природы и человека. Закрепить способности учащихся к самостоятельной умственной деятельности. | Медицинская география, стихийные бедствия. | Физическая , Климатическая карта России. | Пар.44 |
64 | 2. Антропогенное воздействие на природу. Оценочная практическая работа №7: Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России. | Сформировать знания учащихся о стихийных явлениях, полученных ранее на уроках ОБЖ. | Антропогенные ландшафты | физическая карта России | Пар. 45 |
65 | 3. Рациональное природопользование. Оценочная практическая работа №8: Составление карты «Природные уникумы России» | Изучить основные аспекты влияния человека на природу. Совершенствование умения анализа логико-структурных схем. | Исчерпаемые, Неисчерпаемые, Возобновимые, Невозобновимые Ресурсы. | Физическая карта России. | Пар.46 |
66 | 4. Экологическая ситуация в России. Оценочная практическая работа №9: Характеристика экологического состояния одного из регионов России. | Рассмотреть современную экологическую ситуацию в России, современные методы контроля за состоянием природной среды | Устойчивое развитие. Природопользование | физическая карта России. | Пар.47 |
67 | 5. Обобщающее повторение по теме «Человек и природа» | Закрепить знания по теме. Проверить знание терминов, умение анализировать карты, схемы. |
68 | 1. Обобщающее повторение по курсу «Природа России» | Повторить и обобщить основные знания причинно-следственных связей, терминов в форме игры. Проверить уровень усвоения знаний в занимательной форме. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование уроков географии в 6 классе.
Планирование составлено к УМК под ред. Т.П. Герасимовой....
Календарно-тематическое планирование уроков географии в 6 классе
Календарно-тематическое планирование уроков географии в 6 классе (68 часов) к учебнику Е.М. Домогацких с использованием регионального компонента (краеведение Оренбургской области)...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию»
· Календарно-тематическое планирование составлено на основе Рабочей программы к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию» 5 ...
Календарно-тематическое поурочное планирование уроков английского языка в 10 классе
Данное КТП расчитано на весь учебный год, содержит в себе такие понятия как тип урока, формы контроля и виды деятельности согласно ФГОС. В КТП предусмотрены 12 контрольных работ по всем видам де...