Календарно-тематическое планирование уроков географии в 8 классе.
календарно-тематическое планирование по географии (8 класс) по теме

Некрасова Елена Борисовна

Календарно-тематическое планирование уроков географии в 8 классе. Учебник - Баринова И.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_klass.doc248 КБ

Предварительный просмотр:



Тема урока

Обучающие

практические

работы


Цель урока

Ведущие

понятия


Оборудование

Дом.

задание


Дата

Введение

3 часа


1


1. Что изучает физическая география России. Россия на карте мира. Моря России.


Обучающая практическая работа №1.

Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.


Формирование личных учебно-познавательных мотивов учащихся при изучении географии России. Рассказать об особенностях географического положения России. Расширить и углубить знания о природе морей, омывающих территорию России.

Совершенствование приёмов работы с тематическими картами.


Географическое

описание.

Космические

снимки.

Географическое

положение страны,

пограничные

государства.

Ресурсы морей,

Экологические

проблемы морей


Физическая карта

России.

Атлас.


Пар. 1, 2


2


2. Россия на карте часовых поясов.

Оценочная практическая работа №1:

Определение поясного времени для разных пунктов России.


Сформировать понятие о

часовых поясах, линии

перемены дат. Развивать

умение определения времени

суток в различных точках России.


Поясное,

Декретное время.

Местное время.


Карта часовых

Поясов России.

Атлас.


Пар.3


3


3. Формирование, освоение и изучение территории России.


Закрепить теоретические знания о географических открытиях и

исследованиях на территории России.

В.Татищев
В.Беринг

А.Чириков

С.Челюскин

В.Докучаев

С.Обручев

О.Шмидт


Физическая карта

России,

Атлас.


Пар.4


Раздел 1.

Особенности природы и природные ресурсы России.

31 час.


Тема 1.

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые.


4


1. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Горы и равнины.


Дать знания об основных формах  рельефа России. Формирование

представлений об этапах развития рельефа в России.


Рельефообразующ.

факторы.


Тектоническая

карта России,

Атлас.


Пар.5.


5


2. Геологическое строение территории России. Геохронологическая таблица.


Дать знания о геохронологической таблице, научить учащихся с ней работать.


Геохронология,

Периоды


Физическая карта

России.

Атлас.


Пар.6


6


3. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования.


Формирование мировоззрения у

учащихся о постоянном развитии

и изменение природы. Дать представление о ресурсах страны


Молодые горы,

Возрождённые горы,

Древние платформы.

Кавказ, Алтай,

Саяны, Урал.


Тектоническая карта России.

Атлас.


Пар. 7.


7


4. Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов.

Дать знания о развитии рельефа. Продолжить формирование мировоззрения о рельефе, как взаимодействие внешних и внутренних сил земли, о развитии и изменении природы.


Экзогенные,

Эндогенные процессы


Физическая карта России,

Атлас


Пар.8


8


5. Стихийные природные явления. Изменение рельефа человеком.


Продолжить формирование мировоззрения о рельефе, как взаимодействие внешних и внутренних сил земли, о развитии и изменении природы.




Обвалы

Оползни

Лавины

Грязе-каменные потоки


Физическая карта России,

Атлас


Пар.8


9


6. Проявление основных закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере Московской области и Клинского района.


Обучающая практическая работа №2:

Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.


Показать основные формы рельефа Московской области и Клинского района.

Продолжить формирование мировоззрения о рельефе, как взаимодействие внешних и внутренних сил земли, о развитии и изменении природы.


Тектоническая карта России.

Атлас.

Физическая карта России


Стр.55

Вопр.1-3


10


7. Итоговый урок по теме: «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые».






Проверить усвоение изучаемого материала.


Атлас.



Тема 2.

Климат и климатические

ресурсы


11


8. Климатообразующие факторы. Влияние географического положения на климат.



Обучающая практическая работа №3:

Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.


Расширить и углубить знания о климате, конкретизировать представление о климате.


Климатообразующие факторы,

Радиационный баланс,


Климатическая карта России.

Атлас.


Пар.9.


12


9. Циркуляция воздушных масс, циклоны и антициклоны.


Дать представления об атмосферных фронтах, циклонах, антициклонах и их влиянии на погоду и климат. Формировать знания о главных чертах климата России. Познакомить с синоптической картой.



Атмосферный фронт


Пар.9


13


10. Типы климатов России.

 Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны.


Познакомить с основными типами климата России, закрепить умение работать с климатической картой и определить тип климата по климатической диаграмме.





Тип климата,

Прогноз погоды


Климатическая карта России,

Атлас.


Пар.

10.


14


11. Климатические пояса и типы климатов. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.


Завершение изучения климатообразующих факторов.

Рассмотреть изменение климата в пространстве. Изучить взаимосвязь тепла и влаги.


Тип климата,

Прогноз погоды


Климатическая карта России,

Атлас.


Пар. 10

Стр.68-72


15


12. Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Агроклиматическая карта.

Оценочная практическая работа №2:

Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.


Рассмотреть изменение климата в пространстве. Показать актуальность проблемы взаимодействия человека с климатом.


Агроклиматические ресурсы.


Климатическая карта России.

Атлас


Пар.

11


16


13. Агроклиматические ресурсы Московской области.


Сформировать знания о климате

области. Рассмотреть

климатообразующие факторы.


Климатообразующие

Факторы.


Физическая карта

Московской

области. Атлас.

Климатические схемы


Записи в тетради


17


14. Итоговый урок по теме:

«Климат России».


Проверить уровень знаний, умений и навыков по изученной теме.


Атлас.


Тема 3.

Внутренние воды и водные ресурсы.


18


15. Разнообразие внутренних вод России.

Реки.

Расширить и углубить

знания о внутренних водах, водных ресурсах. Дать представление о неравномерности распределения водных ресурсов по территории.


Внутренние воды,

Речная система,

Бассейн,

Режим реки,

Падение,

Уклон.


Физическая карта России,

Атлас.


Пар.

12.


19


16. Стихийные явления, связанные с реками.

Оценочная практическая работа №3:

Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования.


Расширить знания учащихся о влиянии климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Познакомить с неблагоприятными климатическими явлениями и причинами их возникновения. Показать причины экологических проблем.


Засуха

Пыльная буря

Заморозки

Град

гололед


Физическая карта России,

Атлас.


Пар.12

Стр.83-

84.

Вопр.6


20



17. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Расширить и углубить знания о внутренних водах и водных ресурсах

Озёрная котловина,

Артезианские воды.

Болота верховые и низинные,

Подземные воды.


Физическая карта России.

Атлас.


Пар.

13.


21





18. Водные ресурсы. Неравномерность распределения. Искусственные водоёмы.






Формирование умений оценки водных ресурсов России.



Водные ресурсы,

Промышленные стоки,

Вековые запасы,

Каналы.


Физическая карта России.

Атлас.



пар.

14.

Стр.89-

91








22


19. Стихийные явления, связанные с водами, предупреждение их последствий.

Обучающая практическая работа №4:

Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны, их зависимость от рельефа и климата.


Познакомить учащихся со стихийными явлениями, связанными с реками. Последствия для населения и его хозяйственной деятельности.


Наводнения

Цунами

Ливни

Снегопады

Сели

Лавины

Наледи

гололеды


Пар.14

Стр.91-

92.


23


20. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. Использование вод, пути сохранения их качества и объема.

Обучающая практическая работа №5:

Оценка обеспеченности водными ресурсами

крупных регионов России, составление прогноза их исп-ия


Углубить знания о внутренних водах

и водных ресурсах области.


Речная система,

Озёрная котловина.


Физическая карта

Московской обл.

атлас


Стр.92.

Вопр.1-4


24


21. Обобщающий урок по

теме: «Водные ресурсы».



Выявить уровень знаний,

умений, и навыков учащихся

по изученной теме.


атлас


Тема 4.

Почвы и почвенные ресурсы.


25


22. Почва – особый компонент природы.

В.В. Докучаев – основоположник почвоведения.



Дать представление о

почвообразовательных  процессах

развивать мировоззрение о

постоянном изменении почвенного

покрова с течением времени.



Факторы

почвообразования,

почвенные горизонты.

Почвообразующие

процессы.


Почвенная карта

России.

Атлас.


Пар.

15.


26


23. Образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии.

Закономерности распространения почв.


Изучить закономерности

распространения почв,

совершенствовать умение

работать с почвенной картой.



Зональные типы почв,

Почвенная карта,

Мелиорация,

Эрозия.


Почвенная карта

России,

Атлас.


Пар.16.


27


24. Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России.


Рассмотреть основные проблемы,

связанные с использованием почв. Совершенствовать умение работать с почвенной картой, наметить меры по охране почвенных ресурсов.



Почвенная карта,

Эрозия,

Мелиорация,

География

Зональных типов почв


Почвенная карта

России.

Атлас.


Пар.17


28


25. Особенности почв своего региона и своей местности.

Оценочная практическая работа №4:

Выявление условий почвообразования основных типов почв и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.


Изучить закономерности

распространения почв,

совершенствовать умение работать

с почвенной картой.


Антропогенные почвы.


Физическая карта

Московской обл.

Почвенная карта

Московской обл.


Записи.


29


26. Урок – обобщение по теме: «Почва»


Обобщить и закрепить знания учащихся по изученной теме.


атлас

Тема 5.

Растительный и животный мир.

Биологические ресурсы.


30


27. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик.


Расширить и углубить представление об общих особенностях растительного и животного мира, его распространение на территории России.


Растительные

сообщества,

типы растительности


Карта

растительный и

животный мир

России.

Атлас.


Пар.

18


31


28. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира.

Углубить представления об

общих особенностях

животного мира, его

распространение по территории

страны.


Лесные сообщества,

Заповедники.


Карта

Растительный и

Животный мир

России.

Атлас.


Пар.19


32


29. Растительный и животный мир своего региона.


Расширить и углубить представление об общих особенностях растительного и животного мира, его распространение на территории Московской области.


Атлас Московской области


записи


33


30. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного и культурного наследия.


Обучающая практическая работа №6:

Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.



Дать понятие о природных условиях, о качественных характеристиках компонентов природы.


Природные ресурсы


атлас


Пар.20


34


31. Итоговое обобщение по теме: «Растительный и животный мир»


Обобщить знания, закономерности по изученной теме. Закрепить знание основных понятий темы. Проверить уровень усвоения материала.






атлас


Раздел 2.

Природные комплексы России

28 часов


Тема 1.

Природное районирование.


35


1. Формирование природных комплексов – результат длительного развития географической оболочки Земли.


Углубить знания о природных комплексах. Сформировать понятие – антропогенные ТПК.


Природный комплекс.

Физико – географическое районирование.

Географическая оболочка


Физическая

карта России,

атлас.


Пар.21


36


2. Моря как крупные природные комплексы.


Сформировать представления о природе Белого и Азовского морей. Показать взаимосвязи между компонентами моря. Расширить знания о природных комплексах.


Физическая карта России, карта океанов, атлас


Пар. 22


37


3. Природные зоны России. Природная зона как природный комплекс.


Продолжить формирование представлений о ПТК, познакомиться с новыми понятиями. Углубить знания о взаимосвязях в природных комплексах севера России.





ПТК, ландшафт, природная зона.


Атлас

Физическая карта России, карта природных зон России.


Пар.23


38


4. Разнообразие лесов России.


Изучить леса России, рассмотреть причины различия лесных зон России. Познакомить с особенностями природы и разобрать взаимосвязи компонентов природы в лесной зоне России.


Тайга, смешанные и широколиственные леса.


карта природных зон России, атлас


Пар.24


39


5. Безлесные зоны на юге России.


Оценочная практическая работа №5:

Сравнительная характеристика двух природных зон России.


Научить составлять комплексную характеристику природных зон.


Степь, полупустыни,

пустыни.


карта природных зон России, атлас


Пар. 25


40


6. Высотная поясность. Зависимость природных комплексов от рельефа и высоты места.


Обучающая практическая работа №7:

Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.


Сформировать представление о закономерностях смены природных условий и ПТК в горах. Закрепить знания о высотной поясности.


Высотная поясность


карта природных зон России, атлас


Пар.26


41


7. Природная зона своей местности, ее экологические проблемы.


Выявить экологические проблемы природной зоны Московской области


Атлас Московской области


42


8. Итоговое обобщение по теме: «Природные комплексы России».


Проверить уровень знаний учащихся природных зон и набора природных компонентов в природных зонах. Проверить знание учащихся основных терминов и понятий по теме.


атлас


Тема 2.

Природа регионов России.


43


9. Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение. Особенности природы.


Формировать представления и знания об особенностях природного района – Русской равнины. Изучить природу равнины. Развить умение работать с разными источниками географических знаний.


Среднесибирская,

Приволжская,

Смоленско – Московская

возвышенность


Физическая карта России.

атлас


Пар.27


44


10. Природные комплексы и природно-ресурсный потенциал. Памятники природы.


Познакомить с природными комплексами Русской равнины. Знакомство с комплексной проблемой рационального использования природы Русской равнины.




Физическая карта России.


Пар. 28


45


11. Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины.

Памятники природы.

Обучающая практическая работа №8:

Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений в результате хоз. деятельности человека.


Познакомить с особенностями природных ресурсов равнины.



КМА


Физическая карта России.


Пар. 29


46


12. Северный Кавказ. Особенности геологического строения и рельефа.


Познакомить с природными

комплексами Кавказа; совершенствовать

работу с тематическими картами


Кумо-Манычская

впадина,

Эльбрус, Казбек.


Физическая карта

Кавказа,

атлас


Пар.30


47


13. Природные комплексы Северного Кавказа, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Закрепить и углубить знания учащихся о природных условиях и ресурсах Кавказа. Познакомить с природными комплексами Прикубанской равнины, курортным районом Кавказских Минеральных вод.


Кумо-Манычская

впадина,

Эльбрус, Казбек


Физическая карта

Кавказа,

атлас


Пар.31


48


14. Урал. Особенности географического положения и его влияние на природу Урала.


Познакомить с природой, геологическим строением и рельефом Урала. Расширить знания о широтной зональности и высотной поясности Урала.


Северный, Средний,

Полярный, Южный,

Приполярный Урал

Средний Урал

Южный Урал


Физическая карта

Урала.

Атлас.


Пар.32


49


15. Геологическое строение и полезные ископаемые Урала. Природные уникумы. Экологические проблемы.


Знакомство со своеобразием природы

Урала. Совершенствование работы со

схемами учебника.


Северный, Средний,

Полярный, Южный,

Приполярный Урал

Средний Урал

Южный Урал


Физическая карта

Урала.

Атлас.


Пар.33


50


16. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.


Познакомить с наиболее интересными объектами Урала, с экологическими проблемами, причинами их возникновения и путями их решения. Учить самостоятельно работать с источниками информации.


Ильменский заповедник,


Физическая карта

Урала.

Атлас.


Пар.34


51


17. Западно-Сибирская равнина. Особенности природы.


Сформировать представления об

основных чертах природы Западной

Сибири.


Алтай, Саяны,

Становой хребет,

Алданское нагорье.


Физическая карта

Западной Сибири.

Атлас.


Пар.35


52


18. Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия их освоения.


Познакомить с комплексной

проблемой рационального

использования природных ресурсов, охраны и преобразования природы

Западной Сибири.


Сибирские Увалы,

Васюганская равнина,

Ишимская равнина,

Барабинская

низменность.


Физическая карта

Западной Сибири,

Атлас.


Пар.36


53


19. Восточная Сибирь. Особенности природы.

Изучить особенности состава, географического положения, геологического строения, рельефа. Сформировать представление о суровости природы.


Средняя Сибирь,

Северо – Восточная Сибирь, Горы Южной Сибири


Физическая карта

Восточной Сибири,

Атлас.


Пар.37


54


20. Природные районы Восточной Сибири.


Изучить особенности природы Восточной

Сибири. Совершенствование умений

по анализу тематических карт.


Средняя Сибирь,

Северо – Восточная Сибирь, Горы Южной Сибири


Физическая карта

Восточной Сибири.

Атлас.


Пар.38


55


21. Жемчужина Сибири – Байкал.


Раскрыть уникальность природы озера Байкал и причины уникальности. Познакомить с историей открытия и изучения озера. Рассмотреть экологические проблемы озера и пути их решения.


Промысловые рыбы,

Экологические

Проблемы.


Физическая карта

Восточной Сибири.


Пар.39


56


22. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. Природные уникумы.



Познакомить с особенностями природных ресурсов Восточной Сибири.

Совершенствование умений

по анализу тематических карт.


Физическая карта

Восточной Сибири.


Пар.40


57


23. Дальний Восток. Географическое положение. Особенности рельефа и геологического строения территории.

Сформировать представление об особенностях природы Дальнего Востока. Познакомить с историей открытия, исследования и заселения территории. Показать уникальность природы. Формировать умение работы с разными географическими картами.


Сейсмический пояс,

Гейзеры,

Тайфуны, цунами.


Физическая карта

Дальнего Востока


Пар.41


58


24. Горы Камчатки и Курильских остров – самые молодые горы России.


Расширить и углубить знания учащихся об уникальной природе Дальнего Востока. Познакомить с уникальной природой Чукотского нагорья, п-ва Камчатки, Курильских о-вов.


вулканология


Физическая карта

Дальнего Востока


Пар.42

Стр.238

242


59


25. Природные уникумы Дальнего Востока.


Познакомить учащихся с природными особенностями Приморского края. Активизировать познавательную деятельность учащихся, формировать навыки общения.


Долина Гейзеров

Озеро Ханка

Лазовский заповедник


Физическая карта

Дальнего Востока

атлас


Пар.42

Стр.243

247


60


26. Природный ресурсный потенциал Дальнего Востока.

Оценочная практическая работа №6:

Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.


Рассмотреть природные ресурсы Дальнего Востока – виды, размещение, возможность использования. Формировать знания о экологических проблемах. Развивать умение работать с разными источниками географической информации.




Физическая карта

Дальнего Востока

атлас


Пар.43


61


27. Природные комплексы России.


Описать природный комплекс России с использованием карт, текста учебника. Формировать навыки работы с различными источниками географической информации.




атлас


Стр.252

Вопр. 3


62


28. Обобщающий урок по разделу «Природа регионов России»


Обобщить и систематизировать знания природных регионов России. Определить уровень знаний понимания факторов, влияющих на особенности природы в ПТК.



атлас


Стр.252

Вопр.6


РАЗДЕЛ 3.

Человек и природа.

5 часов


63


1.Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

Обобщить знания о взаимодействии

природы и человека.

Закрепить способности учащихся к

самостоятельной умственной деятельности.



Медицинская

география,

стихийные бедствия.


Физическая ,

Климатическая карта

России.


Пар.44


64


2. Антропогенное воздействие на природу.

Оценочная практическая работа №7:

Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России.


Сформировать знания учащихся о

стихийных явлениях, полученных ранее на

уроках ОБЖ.


Антропогенные ландшафты


физическая карта России


Пар. 45


65


3. Рациональное природопользование.

Оценочная практическая работа №8:

Составление карты «Природные уникумы России»


Изучить основные аспекты влияния  человека на природу. Совершенствование

умения анализа логико-структурных схем.


Исчерпаемые,

Неисчерпаемые,

Возобновимые,

Невозобновимые

Ресурсы.


Физическая карта

России.


Пар.46


66


4. Экологическая ситуация в России.

Оценочная практическая работа №9:

Характеристика экологического состояния одного из регионов России.


Рассмотреть современную экологическую

ситуацию в России, современные методы контроля за состоянием природной среды


Устойчивое

развитие.

Природопользование


физическая карта

России.


Пар.47


67


5. Обобщающее повторение по теме «Человек и природа»


Закрепить знания по теме. Проверить знание терминов, умение анализировать карты, схемы.


68


1. Обобщающее повторение по курсу «Природа России»


Повторить и обобщить основные знания причинно-следственных связей, терминов в форме игры. Проверить уровень усвоения знаний в занимательной форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование уроков географии в 6 классе.

Планирование составлено к УМК под ред. Т.П. Герасимовой....

Календарно-тематическое планирование уроков географии в 6 классе

Календарно-тематическое планирование уроков географии в 6 классе (68 часов) к учебнику Е.М. Домогацких с использованием регионального компонента (краеведение Оренбургской области)...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию»

·         Календарно-тематическое планирование составлено на основе Рабочей программы к учебнику Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова «География. Введение в географию» 5 ...

Календарно-тематическое поурочное планирование уроков английского языка в 10 классе

Данное КТП расчитано на весь учебный год, содержит в себе такие понятия как тип урока, формы контроля и виды деятельности согласно  ФГОС. В КТП предусмотрены 12 контрольных работ по всем видам де...