Лекционно-семинарская система в преподавании географии
методическая разработка по географии (10 класс) по теме
Лекционно-семинарская форма обучения позволяет учащимся находить главное, актуальное в текущий момент, систематизировать появляющуюся информацию и активно применять её в учебном процессе.
Система обладает следующими особенностями:
- Соответствие разных компонентов географического содержания определённым формам организации обучения.
-Соотношение теории и практики, лекций и семинаров в учебном процессе.
-Динамичность системы занятий и поэтапное развитие её отдельных элементов.
В работе представленны темы лекций и план семинара «Глобальные прогнозы, гипотезы и проекты», для проведения в 10-11 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lekcionno.docx | 19 КБ |
Предварительный просмотр:
«Лекционно-семинарская система в преподавании географии»
Учитель географии в.к.к.
МБОУ СОШ № 18
г.о. Коломна Московской области
Склярова Т.Г.
2011 год.
Лекционно-семинарская система обучения географии
Перед современной школой поставлены задачи формирования активной, организованной и ответственной личности, стремящейся к постоянному самообразованию. Я считаю, что в формировании этих качеств, главную роль играет обучение учащихся умениям планировать свою деятельность, свободно ориентироваться в информационном потоке. Перед учителем возникает необходимость использовать нетрадиционные, активизирующие формы обучения.
Я думаю, что лекционно-семинарская форма обучения позволяет учащимся находить главное, актуальное в текущий момент, систематизировать появляющуюся информацию и активно применять её в учебном процессе.
Он позволяет познакомить учащихся с проведением различного типа лекций, практикумов, семинаров, зачётов. Формируемые на этом этапе обучения знания и умения позволяют включать в процесс самостоятельные работы с различными источниками информации: картами, статистическими материалами, справочной и научно-популярной, художественной литературой, информацией из периодической печати, радио, телевидения.
Лекционно-семинарская система обладает следующими особенностями:
- Соответствие разных компонентов географического содержания определённым формам организации обучения.
Центральное место занимает лекция. С неё начинается изучение курса, раздела, темы. Здесь закладываются основные теоретические знания.
Основой содержания практикумов являются эмпирические знания, включающие географические факты, описания, номенклатуру, представления о пространственных различиях в размещении географических объектов.
Семинар призван обобщить учебный материал, выделить основные проблемы.
Зачёт даёт возможность проконтролировать усвоение базовых знаний, здесь можно выявить пробелы в знаниях.
-Соотношение теории и практики, лекций и семинаров в учебном процессе.
Структура лекционно-семинарской системы зависит от темы. На вводных уроках лекции занимают почти половину урочного времени (в зависимости от возрастных особенностей учащихся), региональный обзор можно проводить на практикумах, семинарах. На этом этапе работы целесообразней всего организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности с различными источниками географической информации.
-Динамичность системы занятий и поэтапное развитие её отдельных элементов.
В процессе обучения деятельность учащихся усложняется, увеличивается объём изучаемого материала, растёт темп обучения.
Меняются функции учителя: от преимущественно информационной – к преимущественно организаторской, контролирующей.
Лекции
1. Хозяйство мира в XXI веке (вводная)
2. Европа – огромная роль маленького континента (вводная)
3. «Мозаика природы, народов, хозяйства - Азия»
4. «Общая характеристика США» (обзорная)
5. Обобщающая «Человек и планета: история взаимоотношений» (обобщающая)
Семинар «Глобальные прогнозы, гипотезы и проекты»
План семинара:
1. Разработка глобальных прогнозов на ближайшую и отдалённую перспективу.
2. Актуальность и обоснованность научных глобальных гипотез и проектов – вымысел или реальность.
3. Стратегия устойчивого развития – один из путей оптимального соотношения между развитием общества и природы.
Вопросы к семинару:
1. С какой целью учёные разных научных областей разрабатывают глобальные прогнозы?
2.Насколько глобальные прогнозы оправдывают себя?
3.О каких прогнозах вам приходилось слышать, каким из них вы отдаёте предпочтение? Ответ аргументируйте.
4.В чём принципиальное отличие прогнозов от гипотез и проектов?
5.Почему часть разработанных проектов относят к категории научно-фантастических? Приведите примеры.
6. Одним из компонентов стратегии устойчивого развития является экологически устойчивое развитие. Как вы думаете что имеет больший приоритет в охране окружающей среды – санитарно-гигиенические мероприятия или разработки новых технологий производства?
Зачёт по теме «Европа»
Задание 1. Решение теста по вариантам, составленным с помощью КИМ и материалов ЕГЭ 2010-2011 год.
Задание 2. «Я могу ответить на вопрос…»
1. Почему европейские страны ввозят минеральное сырьё?
2. Почему Зарубежная Европа остаётся одним из главных центров мировой политики и экономики?
3. Почему в страны Европы приезжает большое количество трудовых мигрантов?
4. Чем отличаются страны Северной и Южной Европы?
5. Какие группы товаров поставляют на мировой рынок страны Европы?
6. Какие экологические проблемы стоят перед странами Европы?
7. Почему именно в Европе начали развиваться и достигли наибольшей глубины интеграционные процессы?
8. Каковы главные причины отставания стран Восточной Европы от стран Западной Европы?
9.Каковы исторические и природные предпосылки для развития экономики в странах зарубежной Европы?
10. В чём заключаются особенности размещения населения и хозяйства в странах зарубежной Европы?
Задание 3. «Я умею определить страну по описанию…»
Определи страну по её краткому описанию:
1.Эта европейская страна – монархия по форме правления, граничит по суше с одной единственной страной. Площадь её основной территории в 50 раз меньше площади самого крупного острова на Земле, ей принадлежащего. Сельское хозяйство в условиях морского климата специализируется на выращивании скота молочного направления: эту страну образно называют «молочной фермой Европы».
2. Территория этой европейской страны преимущественно горная. Почти 2/5 её площади покрыты лесами. Большая часть населения относится к германской языковой группе. Столица расположена на обоих берегах Дуная.
3. Эта европейская страна граничит с Россией. Она является республикой, и не входит ни в какие военно-политические блоки. Однородное по национальному составу население относится к уральско-юкагирской языковой группе. В промышленности очень большое значение имеет лесная и деревообрабатывающая отрасли.
4.Про эту маленькую страну говорят: «Бог создал море, а её жители - берега»- более половины её территории ограждено от моря плотинами, 2000 ветряных мельниц выполняют роль специальных насосов, откачивающих воду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРименение технологии "Лекционно-семинарская система обучения" в процессе обучения математике
В данной статье приведен опыт работы учителя математики старших классов. Рассматриваются особенности лекционно-семинарской системы обучения в школе, показываются некоторые приемы ее применения для опт...
Инновации преподавании химии по лекционно-семинарской системе
Цель инновации заключается в том, что используя как можно меньше времени, передать обучающимся теоретическое знание и научить их применять на практике и в нестандартных условиях. Для достижения цели п...
Управление лекционно-семинарской и зачетной системой в школе
Презентация"Управление лекционно-семинарской и зачетной системой в школе"...
лекционно-семинарская система преподавания математики с применением опор
Новая система преподавания математики, повышающая уровень усвоения материала....
Презентация "Лекционно-семинарская система обучения"
выступление на педсовете раскрывает сущность системы, сравнивает с другими системами обучения...
Лекционно-семинарская система
Лекционно-семинарская система...
Лекционно-семинарско-зачетная система обучения .
Считаю, что развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс...