Программа элективного курса по географии 9 класс "Экологи нашей станицы"
презентация к уроку по географии (9 класс) по теме

Николаенко Татьяна Федоровна

Программа элективного курса "Экологи нашей станицы" расчитана для учащихся 9 класса. Программа разработана в соответствии с концепцией регионального среднего образования и расчитана на 17 часов. Тематика курса соответствует запросам рынка труда в нашем регионе: развивающаяся инфраструктура Краснодарского края требует грамотных специалистов, знающих и применяющих правила рационального природопользования, умеющих использовать природные ресурсы без ущерба для окружающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa_po_geografii.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Крыловский район Краснодарского края

(территориальный административный округ (город, район, поселок)

муниципальное образовательное учреждение  средняя общеобразовательная

школа №10  станицы Кугоейской

(полное наименование образовательного учреждения)

                                                                                                                УТВЕРЖДЕНО:

решение педсовета протокол № 1

        от  «30» августа  2011 года

                                                                                                                   Председатель педсовета

                                                                                                                    ________________                 С.Н. Высочин

                                                                                                                подпись руководителя ОУ              Ф. И. О.  

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

2 вида  

элективного курса по географии «Экологи нашей станицы»

(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс)          9 класс__

(начальное общее, основное общее, среднее (полное общее образование с указанием классов)

Количество часов       17                                        Уровень      базовый

                                                                                                   (базовый, профильный)

Учитель   Николаенко Татьяна Федоровна_

Программа разработана на основе  программы элективного курса,

 автора Л.Ф. Молостовой из сборника программ элективных курсов

естественно-научного блока (выпуск 5)

  Краснодар, 2005 год.

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

  1. Пояснительная записка

Одной из примет нашего времени становится осознание необходимости перемен в сложившихся стереотипах отношений человека и природы. Главная идея этих отношений проста: не ждать милости от природы, а подчиняться ее интересам развития общества. Но оказалось, что природа  не обречена навеки быть  источником неисчерпаемых сырьевых ресурсов и полезных ископаемых. Более того, она не лаборатория, в которой допустимы любые эксперименты. Представления о власти человека над природой оказались всего лишь мифом. Устранение устаревшей идеологии нашего отношения к природе предполагает большую работу по перестройке сознания людей, по его экологизации. В формировании экологического сознания важнейшая роль должна принадлежать науке и, в первую очередь естествознанию. С помощью географии можно ярко и убедительно продемонстрировать  как негативные стороны вмешательства человека в окружающую среду, так и возможные пути оптимизации антропогенных влияний на нее. Краснодарский край имеет химически развитую промышленность, которая очень подробно иллюстрирует экологические проблемы.

Программа разработана в соответствии с концепцией регионального среднего образования и рассчитана на 17 часов, тематика курса соответствует запросам рынка труда в нашем регионе: развивающаяся инфраструктура края требует грамотных специалистов, знающих и применяющих правила рационального природопользования, умеющих использовать природные ресурсы без ущерба для окружающей среды.

В основу курса положен современный подход к методам обучения:

     - сочетание глубины затрагиваемых проблем с легкостью и практичностью применяемых методик;

     - практичность – возможность использования полученных знаний и навыков на практике;

    - интерактивность – ученики активно включены в процесс урока, участвуют в дискуссиях, подготавливают собственные выступления, пробуют использовать полученные навыки в игровых ситуациях и т.д.

Цели курса: 

- формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую и личностным особенностям и запросам рынка труда;

- приобретение учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях в данной области – экология, защита окружающей среды.

Задачи курса:

- выявить типы антропогенных загрязнений;

- уметь анализировать воздействие народного хозяйства на окружающую среду;

- определить воздействие агротехничяеских и агрохимических факторов на состояние окружающей среды:

- выявить зоны активизации негативных фоновых (геологических, гидрологических, геоморфологических, климатических) процессов на состояние окружающей среды.

Исходя из задач преподавания курса, в результате учащиеся должны:

- знать главные принципы рационального природопользования; основные противоречия между обществом и природой на современном этапе; характер воздействия нарушений равновесия в природной среде на здоровье человека и развитие экономики;

- уметь определять степень загрязнения отдельных компонентов окружающей среды: воды, воздуха, почвы, критически оценивать состояние окружающей среды в каждом конкретном случае и на конкретной территории; критически оценивать свое поведение и поведение окружающих на природе как, возможного источника загрязнения окружающей среды. Осуществлять контроль за соблюдением правил рационального природопользования предприятиями и производствами, использующими природные ресурсы: участвовать в выполнении посильной общественно – полезной работы по защите и восстановлению нарушений природной среды.

Содержание курса

Тема 1. «Физико-географическое положение Крыловского района» - 1 час.

- координаты;

- удаленность от морей и гор;

- положение в природной зоне, в климатической области;

- абсолютная высота над уровнем моря;

- площадь земель.

Тема 2. «Экономико-географическое положение района» – 2 часа.

  1. Положение Крыловского района в крае. Расстояние до соседних городов.
  2. Численность населения. Средняя плотность жителей на 1 кв. км. Площади района.

Тема 3. «Исторические особенности развития и освоения территории района» -           2 часа.

  1. Время и причины возникновения поселения и формирования района, планировка улиц, характер застройки тех времен.
  2. Первые антропогенные изменения природы, насаждение лесополос, дренажные канавы, подсыпка грунта и тд.

Тема 4. «Природные условия и ресурсы района» - 4 часа.

  1. Местный климат района.
  2. Микроклимат станицы Кугоейской, наблюдение за температурой, влажностью, ветром.
  3. Растительный и животный мир района. Сохранность естественной растительности. Состояние на данный момент. Мониторинг.
  4. Виды животных, сопутствующих человеку. Птицы, животный мир водоемов.

          Тема 5. «Эколого-социально-географическая характеристика района» - 5 часов

  1. Характер планировки улиц, кварталов, их размеры. Тип застройки, их этажность. Смотр-конкурс на лучший проект улицы «Моя родная улица».
  2. Степень благоустройства: асфальтирование, наличие мусоросборочных контейнеров, урн, места свалок. Конференция «Экологические проблемы моего села».
  3. Санитарно-гигиенические условия района. Степень загрязненности воздуха, воды, почвогрунтов.
  4. Экология реки Куго-Ея.
  5. Места массового отдыха жителей. Пионерский лагерь «Колосок», парки, стадионы, пляжи, места для рыбалки. Поход к реке Куго-Ея.

Тема 6. «Перспективы  экологического развития  района» - 3 часа.

  1. Перспективы развития района. Экологическая обстановка.
  2. Смотр-конкурс на лучший экологический проект
  3. Викторина «Знаешь ли ты свой район».

Литература для преподавателя и учащихся.

  1. Головков В.И. «Экология Кубани»
  2. Витульская Н.В. Программа Кубанского компонента содержания общего образования.
  3. Коротаев Г.В. Экология ландшафтов.
  4. Чистяков В.И. Край родной.
  5. Гужин Г.С. Экологическая география Краснодарского края.

Календарно – тематический план


урока

Название темы

К-во

часов

Лек

ции

Прак

тика

Дата проведения

план           факт

Образовательный продукт

1.

Тема 1. Физико-географическое положение Крыловского района.

1

1

Работа с физико-географической картой края

Тема 2. Экономико-географическое положение района.

2

1

Работа с краеведческой литературой, с экономической картой края


2(1)

Положение Крыловского района в крае. Расстояние до соседних городов.


1


3(2)

Численность населения. Средняя плотность жителей на 1 кв. км. Площади района.


1

Тема 3. Исторические особенности развития и освоения территории района.

2

1

Опрос старожилов, фото прошлых лет


4(1)

Время и причины возникновения поселения и формирования района, планировка улиц, характер застройки тех времен.

1


5(2)

Первые антропогенные изменения природы, насаждение лесополос, дренажные канавы, подсыпка грунта и тд.


1

Тема 4. Природные условия и ресурсы района и села.

4

3

1

Анализ графиков, схем, диаграмм, гербарий растений


6(1)

Местный климат района.


1


7(2)

Микроклимат станицы Кугоейской, наблюдение за температурой, влажностью, ветром.


1


8(3)

Растительный и животный мир района. Сохранность естественной растительности. Состояние на данный момент. Мониторинг.


1


9(4)

Виды животных, сопутствующих человеку. Птицы, животный мир водоемов.



1

Тема 5. Эколого-социально-географическая характеристика района.

5

3

2

Проект «Моя родная улица», конференция «Экологические проблемы моего района»


10(1)

Характер планировки улиц, кварталов, их размеры. Тип застройки, их этажность. Смотр-конкурс на лучший проект улицы «Моя родная улица».


1

11(2)

Степень благоустройства: асфальтирование, наличие мусоросборочных контейнеров, урн, места свалок. Конференция «Экологические проблемы моего района»


1


12(3)

Санитарно-гигиенические условия района. Степень загрязненности воздуха, воды, почвогрунтов.


1


13(4)

Экология реки Куго-Ея.


1


14(5)

Места массового отдыха жителей. ДОЛ «Колосок», парки, стадионы, пляжи, места для рыбалки. Поход к реке Куго-Ея.


1

Тема 6. Перспективы развития района.

3

1

2

Газеты, журналы, документы, проекты.


15(1)

Перспективы развития района. Экологическая обстановка.


1


16(2)

Смотр-конкурс на лучший экологический проект


1


17(3)

Викторина «Знаешь ли ты свою станицу».


1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по географии « География туризма» 9 класс

В туризме заложены огромные возможности для воспитания, повышения культурного и образовательного уровня участвующих в нём людей. В туристских путешествиях пополняются знания людей о различных ст...

Программа элективного курса по географии "Медицинская география" для учащихся 9 классов

Программа элективного курса "Медицинская география" предназначена для учащихся 9 классов. Данный элективный курс рекомендуется для учащихся, планирующих в будущем выбрать профессию врача, продолжить о...

Рабочая программа элективного курса по географии для 10 класса «Роль географии в познании мира»

Целью изучения данного курса является формирование целостного представления о комплексе географических наук и их тесных взаимосвязей с другими науками, обозначение роли географии в современном мире ка...

Рабочая программа элективного курса по географии «Подготовка к ОГЭ по географии»

Данный курс предполагает отработку тех умений и навыков, которым очень мало времени уделяется в основной программе учебного предмета «География 6-9 класс», а также углубленное изучение таких вопросов,...

Рабочая программа элективного курса по географии 9 класс «Сложные вопросы географии»

Данный элективный курс позволяет успешно подготовиться к ГИА. Выявить возможные упущения в освоении материала отдельных разделов, ликвидировать соответствующие разделы. Темы, изучаемые в данном курсе,...

Рабочая программа элективного курса по географии для 9 класса «География человеческой деятельности»

Рабочая программа  элективного курса по географии для 9 класса «География человеческой деятельности»...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...