Программа элективного курса по географии 9 класс "Экологи нашей станицы"
презентация к уроку по географии (9 класс) по теме
Программа элективного курса "Экологи нашей станицы" расчитана для учащихся 9 класса. Программа разработана в соответствии с концепцией регионального среднего образования и расчитана на 17 часов. Тематика курса соответствует запросам рынка труда в нашем регионе: развивающаяся инфраструктура Краснодарского края требует грамотных специалистов, знающих и применяющих правила рационального природопользования, умеющих использовать природные ресурсы без ущерба для окружающей среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_po_geografii.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Крыловский район Краснодарского края
(территориальный административный округ (город, район, поселок)
муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа №10 станицы Кугоейской
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО:
решение педсовета протокол № 1
от «30» августа 2011 года
Председатель педсовета
________________ С.Н. Высочин
подпись руководителя ОУ Ф. И. О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
2 вида
элективного курса по географии «Экологи нашей станицы»
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс) 9 класс__
(начальное общее, основное общее, среднее (полное общее образование с указанием классов)
Количество часов 17 Уровень базовый
(базовый, профильный)
Учитель Николаенко Татьяна Федоровна_
Программа разработана на основе программы элективного курса,
автора Л.Ф. Молостовой из сборника программ элективных курсов
естественно-научного блока (выпуск 5)
Краснодар, 2005 год.
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
- Пояснительная записка
Одной из примет нашего времени становится осознание необходимости перемен в сложившихся стереотипах отношений человека и природы. Главная идея этих отношений проста: не ждать милости от природы, а подчиняться ее интересам развития общества. Но оказалось, что природа не обречена навеки быть источником неисчерпаемых сырьевых ресурсов и полезных ископаемых. Более того, она не лаборатория, в которой допустимы любые эксперименты. Представления о власти человека над природой оказались всего лишь мифом. Устранение устаревшей идеологии нашего отношения к природе предполагает большую работу по перестройке сознания людей, по его экологизации. В формировании экологического сознания важнейшая роль должна принадлежать науке и, в первую очередь естествознанию. С помощью географии можно ярко и убедительно продемонстрировать как негативные стороны вмешательства человека в окружающую среду, так и возможные пути оптимизации антропогенных влияний на нее. Краснодарский край имеет химически развитую промышленность, которая очень подробно иллюстрирует экологические проблемы.
Программа разработана в соответствии с концепцией регионального среднего образования и рассчитана на 17 часов, тематика курса соответствует запросам рынка труда в нашем регионе: развивающаяся инфраструктура края требует грамотных специалистов, знающих и применяющих правила рационального природопользования, умеющих использовать природные ресурсы без ущерба для окружающей среды.
В основу курса положен современный подход к методам обучения:
- сочетание глубины затрагиваемых проблем с легкостью и практичностью применяемых методик;
- практичность – возможность использования полученных знаний и навыков на практике;
- интерактивность – ученики активно включены в процесс урока, участвуют в дискуссиях, подготавливают собственные выступления, пробуют использовать полученные навыки в игровых ситуациях и т.д.
Цели курса:
- формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую и личностным особенностям и запросам рынка труда;
- приобретение учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии и собственных возможностях в данной области – экология, защита окружающей среды.
Задачи курса:
- выявить типы антропогенных загрязнений;
- уметь анализировать воздействие народного хозяйства на окружающую среду;
- определить воздействие агротехничяеских и агрохимических факторов на состояние окружающей среды:
- выявить зоны активизации негативных фоновых (геологических, гидрологических, геоморфологических, климатических) процессов на состояние окружающей среды.
Исходя из задач преподавания курса, в результате учащиеся должны:
- знать главные принципы рационального природопользования; основные противоречия между обществом и природой на современном этапе; характер воздействия нарушений равновесия в природной среде на здоровье человека и развитие экономики;
- уметь определять степень загрязнения отдельных компонентов окружающей среды: воды, воздуха, почвы, критически оценивать состояние окружающей среды в каждом конкретном случае и на конкретной территории; критически оценивать свое поведение и поведение окружающих на природе как, возможного источника загрязнения окружающей среды. Осуществлять контроль за соблюдением правил рационального природопользования предприятиями и производствами, использующими природные ресурсы: участвовать в выполнении посильной общественно – полезной работы по защите и восстановлению нарушений природной среды.
Содержание курса
Тема 1. «Физико-географическое положение Крыловского района» - 1 час.
- координаты;
- удаленность от морей и гор;
- положение в природной зоне, в климатической области;
- абсолютная высота над уровнем моря;
- площадь земель.
Тема 2. «Экономико-географическое положение района» – 2 часа.
- Положение Крыловского района в крае. Расстояние до соседних городов.
- Численность населения. Средняя плотность жителей на 1 кв. км. Площади района.
Тема 3. «Исторические особенности развития и освоения территории района» - 2 часа.
- Время и причины возникновения поселения и формирования района, планировка улиц, характер застройки тех времен.
- Первые антропогенные изменения природы, насаждение лесополос, дренажные канавы, подсыпка грунта и тд.
Тема 4. «Природные условия и ресурсы района» - 4 часа.
- Местный климат района.
- Микроклимат станицы Кугоейской, наблюдение за температурой, влажностью, ветром.
- Растительный и животный мир района. Сохранность естественной растительности. Состояние на данный момент. Мониторинг.
- Виды животных, сопутствующих человеку. Птицы, животный мир водоемов.
Тема 5. «Эколого-социально-географическая характеристика района» - 5 часов
- Характер планировки улиц, кварталов, их размеры. Тип застройки, их этажность. Смотр-конкурс на лучший проект улицы «Моя родная улица».
- Степень благоустройства: асфальтирование, наличие мусоросборочных контейнеров, урн, места свалок. Конференция «Экологические проблемы моего села».
- Санитарно-гигиенические условия района. Степень загрязненности воздуха, воды, почвогрунтов.
- Экология реки Куго-Ея.
- Места массового отдыха жителей. Пионерский лагерь «Колосок», парки, стадионы, пляжи, места для рыбалки. Поход к реке Куго-Ея.
Тема 6. «Перспективы экологического развития района» - 3 часа.
- Перспективы развития района. Экологическая обстановка.
- Смотр-конкурс на лучший экологический проект
- Викторина «Знаешь ли ты свой район».
Литература для преподавателя и учащихся.
- Головков В.И. «Экология Кубани»
- Витульская Н.В. Программа Кубанского компонента содержания общего образования.
- Коротаев Г.В. Экология ландшафтов.
- Чистяков В.И. Край родной.
- Гужин Г.С. Экологическая география Краснодарского края.
Календарно – тематический план
№ урока | Название темы | К-во часов | Лек ции | Прак тика | Дата проведения план факт | Образовательный продукт |
1. | Тема 1. Физико-географическое положение Крыловского района. | 1 | 1 | Работа с физико-географической картой края |
Тема 2. Экономико-географическое положение района. | 2 | 1 | Работа с краеведческой литературой, с экономической картой края |
2(1) | Положение Крыловского района в крае. Расстояние до соседних городов. | 1 |
3(2) | Численность населения. Средняя плотность жителей на 1 кв. км. Площади района. | 1 |
Тема 3. Исторические особенности развития и освоения территории района. | 2 | 1 | Опрос старожилов, фото прошлых лет |
4(1) | Время и причины возникновения поселения и формирования района, планировка улиц, характер застройки тех времен. | 1 |
5(2) | Первые антропогенные изменения природы, насаждение лесополос, дренажные канавы, подсыпка грунта и тд. | 1 |
Тема 4. Природные условия и ресурсы района и села. | 4 | 3 | 1 | Анализ графиков, схем, диаграмм, гербарий растений |
6(1) | Местный климат района. | 1 |
7(2) | Микроклимат станицы Кугоейской, наблюдение за температурой, влажностью, ветром. | 1 |
8(3) | Растительный и животный мир района. Сохранность естественной растительности. Состояние на данный момент. Мониторинг. | 1 |
9(4) | Виды животных, сопутствующих человеку. Птицы, животный мир водоемов. | 1 |
Тема 5. Эколого-социально-географическая характеристика района. | 5 | 3 | 2 | Проект «Моя родная улица», конференция «Экологические проблемы моего района» |
10(1) | Характер планировки улиц, кварталов, их размеры. Тип застройки, их этажность. Смотр-конкурс на лучший проект улицы «Моя родная улица». | 1 |
11(2) | Степень благоустройства: асфальтирование, наличие мусоросборочных контейнеров, урн, места свалок. Конференция «Экологические проблемы моего района» | 1 |
12(3) | Санитарно-гигиенические условия района. Степень загрязненности воздуха, воды, почвогрунтов. | 1 |
13(4) | Экология реки Куго-Ея. | 1 |
14(5) | Места массового отдыха жителей. ДОЛ «Колосок», парки, стадионы, пляжи, места для рыбалки. Поход к реке Куго-Ея. | 1 |
Тема 6. Перспективы развития района. | 3 | 1 | 2 | Газеты, журналы, документы, проекты. |
15(1) | Перспективы развития района. Экологическая обстановка. | 1 |
16(2) | Смотр-конкурс на лучший экологический проект | 1 |
17(3) | Викторина «Знаешь ли ты свою станицу». | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по географии « География туризма» 9 класс
В туризме заложены огромные возможности для воспитания, повышения культурного и образовательного уровня участвующих в нём людей. В туристских путешествиях пополняются знания людей о различных ст...
Программа элективного курса по географии "Медицинская география" для учащихся 9 классов
Программа элективного курса "Медицинская география" предназначена для учащихся 9 классов. Данный элективный курс рекомендуется для учащихся, планирующих в будущем выбрать профессию врача, продолжить о...
Рабочая программа элективного курса по географии для 10 класса «Роль географии в познании мира»
Целью изучения данного курса является формирование целостного представления о комплексе географических наук и их тесных взаимосвязей с другими науками, обозначение роли географии в современном мире ка...
Рабочая программа элективного курса по географии «Подготовка к ОГЭ по географии»
Данный курс предполагает отработку тех умений и навыков, которым очень мало времени уделяется в основной программе учебного предмета «География 6-9 класс», а также углубленное изучение таких вопросов,...
Рабочая программа элективного курса по географии 9 класс «Сложные вопросы географии»
Данный элективный курс позволяет успешно подготовиться к ГИА. Выявить возможные упущения в освоении материала отдельных разделов, ликвидировать соответствующие разделы. Темы, изучаемые в данном курсе,...
Рабочая программа элективного курса по географии для 9 класса «География человеческой деятельности»
Рабочая программа элективного курса по географии для 9 класса «География человеческой деятельности»...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...