Рабочая программа элективного курса по географии для 9 класса «География человеческой деятельности»
рабочая программа по географии (9 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса по географии
для 9 класса «География человеческой деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_programma_elektivnogo_kursa.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
элективного курса по географии
для 9 класса «География человеческой деятельности»
Учитель: Шикунова Надежда Евгеньевна
Квалификационная категория: высшая
2015/2016 уч. год
Рабочая программа элективного курса по географии
для 9 класса «География человеческой деятельности» (27 часов)
Пояснительная записка
Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса посвящен одной из важных тем географии - экономика, культура и политика человеческого общества.
Главной целью курса является развитие представление о пространственном функционировании экономических законов на крайне неоднородной в природном и хозяйственно-культурном отношении территории России и ее регионов, о роли географии в их познании.
Актуальность изучения данного курса диктуется логикой развития общества и потребностями современного образования.
Задачи:
1. Выйти за рамки хозяйственной сферы в более глобальную - экономическую сферу, ответить на вопрос «где».
2.Рассмотреть размещение экономики и общества как результат человеческой деятельности.
3.Выстроить знания о современном мире в стройную схему, понять пространственную логику развития экономики и выявить место человека в ней.
4.Развивать умения учащихся самостоятельно анализировать проявление общих закономерностей размещения хозяйства и общества, мыслить пространственно.
Место курса в системе предпрофильной подготовки. Курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по географии. Он расширяет базовый курс по географии, является предметно ориентированным.
Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания.
Содержание
Раздел 1 География и познание мира. (3)
Тема: «Пространство – объект изучения географии» (3)
Пространство как объект изучения географии. Фактор географического положения, абсолютные и относительные пространственные ресурсы.
Раздел 2. Карта - язык географии (3).
Тема: «Социально-экономическое развитие регионов РФ» (2)
Показатели уровня и качества жизни территорий: абсолютные, относительные, индекс развития человеческого потенциала. Источники статистических данных для сопоставлений различных регионов. Тематические карты.
Тема: «География человеческой деятельности России на карте» (1).
Анализ тематических карт и статистических данных для выявления особенностей человеческой деятельности регионов РФ.
Раздел 3 География населения и культуры (8).
Тема: «Этно-религиозный состав населения РФ» (4).
Динамика численности населения (гипотеза Т. Мальтуса, модель демографического перехода). Закономерности размещения. Демографическая политика. Хозяйственное освоение и социальные конфликты. Языковые семьи и группы. Этносы. Национальные меньшинства и этническая дискриминация. Теория этногенеза Л. Н. Гумилева. Картограмма. Картодиаграмма.
Тема: « География кухни» (2)
Географические особенности традиций питания народов регионов РФ.
Тема: « География культуры» (2)
Географические особенности культурных традиций народов регионов РФ.
Раздел 4 География городов (8).
Тема: «Модели географии городов» (8).
Модели городов. Типология городов - метод познания городов на основе выявления их главных свойств. Классификации городов: на основе величины (людности), экономико-географического положения, времени возникновения (генетическая), по градообразующим функциям (функциональная), месту в системе расселения, перспективам развития. Генетические типы городов России: средневековые, старопромышленные, новые индустриальные. Функциональные типы городов России: многофункциональные и монофункциональные города. Типы городов по месту в системе расселения: центры агломераций, спутники, местные центры. Взаимообусловленность разных классификаций городов. Синтетическая (интегральная) функциональная типология городов, основанная на сочетании признаков: величины города, его генезиса, основных функций, места в системе расселения. Типы городов по градообразующим функциям. Основные подсистемы города - население, экономическая база и сфера жизнедеятельности. Модель Лоури - взаимосвязь и взаимозависимость базовых и обслуживающих производств города, их влияние на экономическую и территориальную структуры города, на рост его людности и территории.
Раздел 5 . Сферы производства на карте (5).
Тема: «Различные подходы к анализу структуры хозяйства» (5).
Отрасли сфер производства регионов РФ. Тематические карты.
ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема | Всего | Лекции | Практические занятия
|
Раздел 1 География и познание мира. Тема: «Пространство – объект изучения географии» Урок-практикум: анализ карт с целью выявления пространственно-географических особенностей РФ. | 3
| 1 | 2 2 |
Раздел 2. Карта - язык географии. Тема: «Социально-экономическое развитие регионов РФ» Урок-лекция «Тематическое картографирование» Урок-практикум: анализ тематических карт и статистических данных для определения уровня социально-экономического развития регионов. Урок-практикум: работа с контурной картой по картированию показателей уровня социально-экономического развития регионов. Тема: «География человеческой деятельности России на карте» Урок-практикум: анализ тематических карт и статистических данных для выявления особенностей человеческой деятельности регионов РФ. | 3 2 1 |
1 1 1 |
|
Раздел 3 География населения и культуры. Тема: «Этно-религиозный состав населения РФ» Урок-лекция «Этносы и религии народов РФ» Урок-лекция «Этно-национальные особенности хозяйственной деятельности населения РФ» Урок-практикум: 1) анализ карт «Плотность населения» и «Народы и религии» 2)Построение карты «Население РФ» методами картограмм и картодиаграмм. Тема: « География кухни» Урок-лекция «Географические особенности традиций питания народов регионов РФ» Урок-практикум: построение карты «Географические особенности традиций питания народов регионов РФ» Тема: « География культуры» Урок-лекция «Географические особенности культурных традиций народов регионов РФ» Урок-практикум: построение карты «Географические особенности культурных традиций» | 8 4 2 2 | 4 1 1 1 1 1 1 | 4 1 1 1 1 1 1 |
Раздел 4 География городов. Тема: «Модели географии городов». Урок-лекция «Модели городов». Урок-лекция «Город как система» Уроки-практикумы. Работа с контурной картой. Размещение крупнейших городов Анализ причин несоответствия реальных и идеальных систем расселения. | 8 | 2 1 1 | 6 6 |
Раздел 5 . Сферы производства на карте. Тема: «Различные подходы к анализу структуры хозяйства». Урок-практикум: работа с тематическими картами и Составление таблицы «Главные ограничители сельскохозяйственного производства (по природным зонам). Урок-практикум: работа со статистическими материалами и составление контурной карты «Вторичный сектор экономики» (на примере одного субъекта федерации). Урок-практикум: работа со статистическими материалами и составление контурной карты «Третичный сектор экономики» (на примере одного субъекта федерации). | 5 | 1 1 | 4 2 1 1 |
Методическое обеспечение
- Города России. Энциклопедия / Под ред. Г. М. Лаппо. - М., 1994.
- Город и деревня в Европейской России: сто лет перемен. Монографический сборник/ Под ред. Т. Нефедовой, П. Поляна и А. Трейвиша. - М., 2001.
- Камерилова Г. С. Экология города: урбоэкольгия: Учеб. для 10-11 кл. шк. естеств.-науч. профиля. - М., 1997.
- Лаппо Г. М. География городов. - М., 1997.
- Народы России: энциклопедия для детей.-М., 2015.
- Страны и народы мира: Энциклопедический справочник. - 3-е издание. РОССИЯ.-М., 2000.
- Холина В. Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика: Учеб. для 10—11 кл. шк. с углубл. изучением гуманит. предметов. - М., 2002.
- Хрестоматия по географии городов России. Образ страны: русские столицы Москва и Петербург / Авт.-сост. А. Н. Замятин, Д. Н. Замятин; Под общ. ред. Д. Н. Замятина. - М., 1993.
- Экономическая и социальная география России: Учеб. для вузов / Под ред. А. Т. Хрущева. - М., 2001.
ЦОР:
- Энциклопедия география России.
- Природа и география России.
- Города и населенные пункты России.
- Животный и растительный мир России.
- Города России.
- Природа России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс: «Формирование исследовательских умений учащихся в процессе изучения курса «География человеческой деятельности»
Аннотация: Педагогический опыт, накопленный мной по использованию проектно-исследователького метода обучения и развития учащихся, вызвал интерес у коллег-географов. С целью р...
Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» для 10 класса ( изучение предмета на базовом уровне).
Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» предназначена для 10 класса ( изучение предмета на базовом уровне).Рабочая программа по географии составлен...
Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» для 10 класса (изучение предмета на профильном уровне).
Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» предназначена для 10 класса (изучение предмета на профильном уровне).Рабочая программа по географии со...
Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс
Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс...
Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс
Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс...
Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс
Рабочая программа курса «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс...
элективный курс "География человеческой деятельности"
элективный курс...