Рабочая программа по природоведению, 5 класс
рабочая программа (география, 5 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Базисной и Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования для 5 класса «Природоведение» автора А.А.Плешаков //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2006. – 138с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, на превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5klass2011.doc | 291 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Базисной и Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования для 5 класса «Природоведение» автора А.А.Плешаков //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2006. – 138с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, на превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно выполняет роль пропедевтики для систематических курсов естественных наук, готовит учащихся к углублению и расширению знаний о природе и обществе на последующих этапах обучения. Изучение курса направленно на решение его главной задачи – формирование знаний о природе и обществе, воспитание нравственного отношения к живой природе: растениям, животным, человеку как уникальному и неповторимому. Учитывая особенности детей 10-11- летнего возраста и важность для этого предмета методов и приемов учебной деятельности как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в рабочей программе выделена «Практическим работам», а также проверке знаний и умений.
Цель образовательной программы школы:
подготовка выпускника с развитой системой социокультурных ценностей, со сформированными компетентностями и освоившего программы учебных дисциплин в соответствии с индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья на основе системно-деятельностного подхода.
Для достижения поставленных целей решаются следующие задачи:
- Обеспечить соответствие образования обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.
- Организовать педагогические условия для реализации индивидуальных особенностей обучающихся.
- Внедрить разнообразные формы взаимодействия с обучающимися.
- Реализовать систему внеурочной деятельности и обеспечить эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса.
5. Организовать интеллектуальные и творческие соревнования, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности.
Цели изучения предмета
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
- Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными; использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.
Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц). Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества. Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
Учебно-методический комплекс:
- А.А.Плешаков, Н.И.Сонин « Природоведение 5 класс» М., Дрофа,2007
- А.А.Плешаков, Н.И.Сонин « Рабочая тетрадь» М., Дрофа, 2010
- А.А.Плешаков, Н.И.Сонин « Твои открытия» М., Дрофа, 2010
- Н.И.Сонин Атлас по природоведению 5 класс М., Дрофа,2010
- А.А.Плешаков, В.И.Сонин Контурные карты ,М., Дрофа, 2010
На изучение курса отводится 70 часов, 2 часа в неделю.
Основные методы обучения: информационно-развивающий, репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский, творчески-репродуктивный
Основные формы работы: эвристическая беседа, игра, самостоятельная работа с разными источниками информации ,выполнение заданий по плану, поисковая, исследовательская работа по картам, практическая работа, составление обобщающих таблиц, индивидуальная работа по заданиям.
Используемые технологии: личностно-ориентированная, информационно-коммуникационная, технология объяснительно-иллюстративного обучения технология, развивающего обучения.
Типы уроков: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок закрепления знаний, урок комплексного применения ЗУН учащихся, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные и практические работы, диктанты, работы с контурными картами.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
КАК ЧЕЛОВЕК ИЗУЧАЕТ ПРИРОДУ
Наблюдения, опыты и измерения, их взаимосвязь при изучении объектов и явлений природы. Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки (на примере 1-2 историй конкретных открытий)
МНОГООБРАЗИЕ ТЕЛ, ВЕЩЕСТВ И ЯВЛЕНИЙ ПРИРОДЫ
Звездное небо. Строение Солнечной системы. Солнце как одна из звезд. История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н.Коперник, Г.Галилей, Дж. Бруно). Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение). Различные физические явления (механические, тепловые, световые) и их использование в повседневной жизни. Погодные явления. Основные характеристики погоды. Влияние погоды на организм человека. Разнообразие живых организмов и причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.
Опыт практической деятельности
Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных своей местности (в том числе редких и охраняемых видов). Наблюдения звездного неба, явлений превращения веществ, погодных явлений, примеров приспособления растений к различным способам размножения, животных – к жизни в разных средах обитания (водной, почвенной, воздушной, наземной). Опыты по изучению: нескольких физических явлений; влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. Измерения длины, температуры, массы, времени. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды и местных признаков. Конструирование моделей, простейших измерительных приборов и установок для наблюдений и опытов. Использование доступных для учащихся дополнительных источников информации и справочной литературы. Участие в социально-ориентированной практической деятельности по изучению экологических проблем своей местности и путей их решения.
ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ
Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Профилактика вредных привычек Правила безопасного поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.); овладение простейшими способами оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).
Содержание курса
Тема 1. Изучение природы (3 часа)
Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).
■ Практические работы
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
Тема 2. Вселенная (14 часов)
Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия XIV—XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику.Роль Дж. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.
■ Демонстрации
Карта звездного неба. Модель Солнечной системы. Глобус. Фотографии планет Солнечной системы.
■ Практические работы
Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба.
Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею[1].
Тема 3. Земля (17 часов)
Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза — научное предположение. Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джине, О. Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире. Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.
Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.
Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).
Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.
Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.
Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.
■ Демонстрации
Примеры простых и сложных веществ, смесей. Опыты, демонстрирующие горение веществ. Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т. п.), тепловых (плавление льда и т. п.), световых (разложение белого цвета при прохождении его через призму).
■ Практические работы
Описание и сравнение признаков 2—3 веществ. Наблюдение признаков химических реакций. Исследование 1—2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности и т. п.). Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей
Тема 4. Жизнь на Земле (15 часов)
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.
Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро — главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.
Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.
Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).
Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.
Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
■ Практические работы
Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев и др.). Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.
Тема 5. Человек на Земле (16 часов)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).
Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники — первооткрыватели далеких земель.
Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.
Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.
Здоровье человека и безопасность жизни.
Взаимосвязь здоровья и образа жизни.
Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.
Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
■ Демонстрации
Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
■ Практические работы
Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Резервное время — 5 часов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 5 КЛАСС
В результате изучения природоведения ученик должен
знать/понимать
- о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.
уметь
- узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
- приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
- описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;
- использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;
- измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
- определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
- оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Учебно-тематический план
№ раздела/ темы | Название темы | Количество часов | В том числе |
Контрольных работ | Практических работ | Лабораторных работ |
1. | Изучение природы | 3 | 2 |
2. | Вселенная | 14 | 1 | 2 |
3. | Земля | 17 | 1 | 2 | 2 |
4. | Жизнь на Земле | 15 | 1 | 2 | 2 |
5. | Человек на Земле | 16 | 1 | 2 |
6. | Обобщение и повторение | 5 |
ИТОГО | 70 | 4 | 10 | 4 |
Календарно-тематическое планирование
курса природоведения 70 часов (2 часа в неделю)
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Количество часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Лабораторные, практические работы | Дата проведения |
План | Факт |
1 | Введение. Изучение природы. | Природоведение-комплекс наук о природе | 1 | Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). | Знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы; сравнивать природные объекты не менее чем по 3–4 признакам. Характеризовать взаимодействие человека и природы. | Знакомство с оборудованием для научных исследований. | 2 сентября |
2 | Методы изучения природы | 1 | Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). | Знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы; основные характеристики погоды; описывать личные наблюдения; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для определения сторон горизонта с помощью компаса. Доказывать взаимозависимость живой и неживой природы. | Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы. | 5-10 сентября |
3 | Великие естествоиспытатели | 1 | Страницы истории открытий. Великие естествоиспытатели | Знать великих естествоиспытателей | 5-10 сентября |
4 | Вселенная | Что такое Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную. | 1 | Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. | Знать представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. | 12-17 сентября |
5 | Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею. | 1 | Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Пифагор и его предположения о шарообразности земли. Системы мира по Аристотелю и Птлолемею. | Давать определение терминам; кратко пересказывать учебный текст естественно-научного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль; использовать естественно-научную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2–3 минуты). | 12-17 сентября |
6 | Н.Коперник, его модель Вселенной. | 1 | Географические открытия XIV—XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику. | 19-24 сентября |
7 | Дж.Бруно и Г.Галилей, их роль в развитии и пропаганде идей Н.Коперника | 1 | Роль Дж. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника. | 19-24 сентября |
8 | Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. | 1 | Солнечная система, ее состав и возникновение. Планеты земной группы. (Меркурий, Венера, Земля, Марс). | Уметь указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе; описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел. Знать положение планет в Солнечной системе; знать планеты земной группы. | 26-30 сентября |
9 | Планеты гиганты | 1 | Планеты-гиганты. (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун). | Знать положение планет в Солнечной системе; знать планеты – гиганты и их особенности. | 26-30 сентябрь |
10 | Спутники планет | 1 | Спутники планет. Луна-спутник Земли. | Уметь использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи; кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль; использовать естественно-научную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2–3 минуты). Иметь представление об особенностях строения поверхности Луны, о причинах изменения внешнего вида Луны, о причинах образования фаз Луны | 3-10 октября |
11 | Астероиды. Кометы. | 1 | Астероиды и кометы- составные части Солнечной системы.. | Уметь сравнивать природные объекты не менее чем по 3–4 признакам; описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ; использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи; | 3-10 октября |
12 | Метеоры. Метеориты. | 1 | Метеоры. Метеориты. | 17-22 октября |
13 | Звезды. Солнце ближайшая к нам звезда. | 1 | Звезды. Солнце как ближайшая к нам звезда, значении солнечного света и тепла для жизни на Земле. | Уметь находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звёздной карты, использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения сторон горизонта с помощью Полярной звезды и местных признаков. Иметь представление о шкале яркости звёзд. | 17-22 октября |
14 | Многообразие звезд. | 1 | Многообразие звезд. | 24-29 октября |
15 | Созвездия. | 1 | Созвездия, их фигуры и названия в честь героев мифов и легенд. | 24-29 октября |
16 | Галактики. Световой год. | 1 | Галактика- гигантское скопление звезд, о множестве галактик во Вселенной; методы их изучения. Световой год- единица длины с помощью которой измеряется расстояние между звездами. | Знать, что представляет собой Галактика Млечный Путь; ее характеристики; астрономическую единицу длины -световой год. | 31 октября-3 ноября |
17 | Контрольная работа по теме «Вселенная». | 1 | Знать особенности строения Солнечной системы, её состав; ближайшую к Земле звезду; положение Земли в Солнечной системе; естественные спутники планет. Иметь представление о том, почему Луна светит слабее Солнца; почему на Луне нет ни лесов, ни лугов. | 31 октября-3 ноября |
18 | Земля | Как возникла Земля. Гипотеза возникновения Земли. | 1 | Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза — научное предположение. Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джине, О. Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы. | Иметь представление о гипотезах возникновения Земли. Знать об ученых внесших вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной системы, в том числе и Земли. | | 14-19 ноября |
19 | Возникновения Земли. | 1 | 14-19 ноября |
20 | Внутреннее строение. Земли. | 1 | Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. | Уметь кратко пересказывать учебный текст естественно-научного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль. Иметь представление об оболочках Земли (литосфере, гидросфере, атмосфере, биосфере). | 21-26 ноября |
21 | Горные породы, минералы, полезные ископаемые. | 1 | Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире. | Знать: разрушение твёрдых пород под воздействием природных факторов. Выветривание; обломочные горные породы, использование обломочных пород человеком. | Лабораторная работа "Определение свойств минералов и горных пород. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами". | 21-26 ноября |
22 | Вещества в окружающем мире. | 1 | Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси. | Знать о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; Уметь приводить примеры физических явлений, превращения веществ; описы1вать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты. Иметь представление о химических знаках; о химических элементах, образующих сложные вещества. | Практические работы Описание и сравнение признаков 2—3 веществ. Наблюдение признаков химических реакций. | 28 ноября-3 декабря |
23 | Многообразие явлений природы. | 1 | Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение). | Знать о многообразии явлений природы. Уметь приводить примеры физических явлений, превращения веществ; описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты. Иметь представление о правилах разжигания костра; о правилах гашения древесины, нефти, бензина. | Лабораторная работа "Определение физических свойств твердых тел, жидкостей и газов". | 28 ноября-3 декабря |
24 | Землетрясения. | 1 | Многообразие явлений природы. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры. | Знать о землетрясении как грозном явлении природы, причинах его происхождения; иметь представления о зонах распространения на Земли, их предсказанием. | 5 декабря-10 декабря |
25 | Вулканы. | 1 | Знать строение и виды вулканов; иметь представление о причинах и последствиях извержений вулканов, с действующими и потухшими вулканами. | 5 декабря-10 декабря |
26 | Суша планеты. | 1 | Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. | Знать название материков и островов составляющие сушу планеты; описывать по предложенному плану внешний вид изученныхобъектов; использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи; | 12 декабря-17 декабря |
27 | Атмосфера Земли. | 1 | Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. | Знать о многообразии явлений природы; о причинах образования облаков ,их виды, о значении атмосферы в жизни планеты и человечества.
| 12 декабря-17 декабря |
28 | Погода. Климат. | 1 | Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей. | Знать содержание понятий «погода», «климат»; влияние климата, погоды на состояние живых организмов, здоровье людей. Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать нужную информацию; логически мыслить: анализировать, сравнивать, обобщать. | Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей. | 19 декабря-24 декабря |
29 | Ураганы. Смерчи. | 1 | Знать причины и результаты ураганов и смерчей. Уметь извлекать нужную информацию из различных источников знаний; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в форме таблиц, схем и т. д. | 19 декабря- 24 декабря |
30 | Гидросфера Земли ее части. Мировой океан. | 1 | Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. | Знать составные части гидросферы; сущность круговорота воды в природе. Уметь выполнять несложные практические работы. | 26 декабря-30 декабря |
31 | Воды суши. | 1 | 11-14 января |
32 | Уникальность планеты Земля. | 1 | Уникальность планеты Земля. Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете. | Знать особенности внутреннего строения Земли; уникальность Земли как единственной планеты на которой существует жизнь; обосновать необходимость бережного отношения к окружающей среде, рационального использования природных ресурсов Земли. Иметь представление о горных породах и минералах, слагающими земную кору; природных явлениях, связанными с движением земной коры ( землетрясениями и вулканами) ; особенности суши, воздушной и водной оболочек Земли; | 11-14 января |
33 | Обобщение по теме «Земля». | 1 | 16-21 января |
34 | Контрольная работа по теме: «Земля» | 1 | 16-21 января |
35 | Жизнь на Земле | Развитие жизни на Земле. | 1 | Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. | Иметь представление о современных гипотезах происхождения жизни. Знать основные этапы развития жизни на Земле. | 23-28 января |
36 | Животные прошлого. | 1 | Иметь представление о древних животных населяющие нашу планету.Знать историю развития жизни на планете по ископаемым останкам. | 23-28 января |
37 | Живые клетки. | 1 | Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро — главные части клетки. | Иметь представление о клеточном строении организмов, многообразии клеток. Знать историю открытия клетки. | 30 января-4 февраля |
38 | Строение клетки (лабораторная работа). | 1 | 30 января- 4 февраля |
39 | Царства живой природы. Одноклеточные организмы | 1 | Деление клеток. Разнообразие клеток раститель1ного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные. | Иметь представление о разнообразии организмов, их повсеместном распространении. Знать основные царства живой природы. | 6-11 февраля- |
40 6 | Многоклеточные организмы (грибы, растения). | 1 | Разнообразие живого. Царства живой природы. | Иметь представление о разнообразии грибов и растений. Знать отличительные черты и роль в природе. | 6-11 февраля |
41 7 | Беспозвоночные и позвоночные животные. | 1 | Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные. | Иметь представление о беспозвоночных и позвоночных животных, их разнообразии. Знать о роли в природе, связях с растениями и другими живыми организмами. | 13-18 февраля |
42 8 | Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда, приспособленность организмов к жизни в ней. | 1 | Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. | Иметь представление о средах обитания, необходимых для жизни организмов и заселении их различными организмами. Знать о приспособленности организмов к жизни в разных средах. | 13-18 февраля |
43 | Водная среда. Приспособленность организмов к жизни в ней. | 1 | 20-25 февраля |
44 | Почвенная среда. Приспособленность организмов к жизни в почве. | 1 | 20-25 февраля |
45 | Жизнь на разных материках. | 1 | Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого мате1рика). | Иметь представление о своеобразии растительного и животного мира различных материков Земли. Знать основных представителей растительного и животного мира различных материков Земли. | 27 февраля-3 марта |
46 | Природные зоны Земли. Природные зоны земли | 1 | Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес. | 27 февраля-3 марта |
47 | 1 | Иметь представление о основных природных зонах Земли. Знать и объяснять причины (условия) распространения растении и животных на суше. | 5-10 марта |
48 | Жизнь в морях и океанах | 1 | Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество. | Иметь представление о природных сообществах морей и океанов. Знать представителей разных сообществ воды и их характерные особенности связанные с жизнью в них. | 5-10 марта |
49 | Контрольная работа по теме «Жизнь на Земле». | 1 | 12-17 марта |
50 | Человек на Земле | Происхождение человека. Древние предки человека | 1 | Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. | Иметь представление о происхождении человека. Знать и объяснять причины изменения человека от условий жизни. | 12-17 марта |
51 | Первые люди их жизнь. | 1 | Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). | Иметь представление об эволюционных этапах развития человека. Знать и объяснять усложнение в строении и поведении в процессе исторического развития. | 19-22 марта |
52 | История географических открытий. Открытие Америки. | 1 | Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки. | Иметь представление о географических открытиях нашей планеты. Знать основных первооткрывателей , их вклад в доказательство шарообразности Земли и уточнение на картах контура суши. Называть наших соотечественников и их заслуги. | 19-22 марта |
53 | Открытие Австралии и Антарктиды. | 1 | Открытие Австралии, Антарктиды. | 2-7 апреля |
54 | Великие путешественники -первооткрыватели новых земель | 1 | Великие путешественники — первооткрыватели далеких земель. | 2-7 апреля |
55 | Как человек изменил Землю. Озоновые дыры. | 1 | Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. | Иметь представление о экологических проблемах во всем мире (на уровне представлений). Знать и объяснять виды опасности для всего живого; элементарные решения данных проблем на современном этапе (перечислять и кратко характеризовать). | 9-14 апреля |
56 | Кислотные дожди. Парниковый эффект. | 1 | Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. | 9-14 апреля |
57 | Жизнь под угрозой | 1 | Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Красная книга ХМАО. | Иметь представление об изменении численности живых объектов на планете, причинах их вымирания. Знать и объяснять меры сохранения биологического разнообразия и природных сообществ. | 16-21 апреля |
58 | Красная книга ХМАО. Меры сохранения жизни на Земле. | 1 | 16-21 апреля |
59 | Опустынивание и его причины. Защита Земли от опустынивания. | 1 | Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. | Иметь представление об опустынивании и его причинах. Знать и объяснять меры остановки и защиты Земли от процесса опустынивания. | 23-28 апреля |
60 | Здоровье человека и безопасность жизни. | 1 | Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. | Иметь представление о здоровье человека и безопасностью жизни. Знать и объяснять взаимосвязь здоровья и образа жизни (Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека. | 23-28 апреля |
61 | Вредные привычки | 1 | Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. | 30 апреля-5 мая |
62 | Правила безопасности при природных стихиях: ветер, гроза, град. | 1 | Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. | Иметь представление об опасности от природных стихий. Знать и объяснять правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. | 30 апреля-5 мая |
63 | Ядовитые растения, грибы и животные. | 1 | Иметь представление о ядовитых растениях и опасных животных своей местности Знать и объяснять правила оказания первой помощи при укусах ядовитых животных, отравлении грибами, ожогах ядовитыми растениями. | Демонстрации Ядовитые растения и опасные животные своей местности. | 7-12 мая |
64 | Первая помощь при кровотечении, растяжении связок. | 1 | Простейшие способы оказания первой помощи. | Иметь представление о видах кровотечений. Знать и объяснять правила оказания первой помощи при различных кровотечениях и растяжении связок. | Практические работы Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи. | 7-12 мая |
65 | Контрольная работа по теме «Человек на Земле». | 1 | 14-19 мая |
66 | Обобщение и повторение | 1 | 14-19 мая |
67 | Обобщение и повторение | 1 | 21-26 мая |
68 | Обобщение и повторение | 1 | 21-26мая |
69 | Обобщение и повторение | 1 | 26-31 мая |
70 | Обобщение и повторение | 1 | 26-31 мая |
Мониторинг уровня обученности
Плановых контрольных уроков 4 ч., тестов 2 ч.;
Административных контрольных уроков 1 ч.
Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные и практические работы, диктанты, работы с контурными картами.
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценивания различных видов работ. Письменные - правильный ответ – 1 балл
Тесты |
|
Устные – в зависимости от качества проявления основных знаний, умений и навыков.
Практические работы и самостоятельные работы:
отметка «5»
Работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающие работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
отметка «4»
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и владения умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
отметка «3»
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
отметка «2»
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались неподготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Контрольно-измерительные материалы:
Промежуточная контрольная работа по природоведению, 5 класс.
Выберите правильный вариант ответа из четырех предложенных:
1 вариант.
- Наука о небесных телах – это:
а). физика б). химия в). астрономия г). биология
- Первую систему мира, центром которой было Солнце, предложил:
а). Птолемей б). Пифагор в). Аристотель г).А. Самосский
- Какое из перечисленных тел не входит в состав Солнечной системы:
а). Солнце б). Земля в). Луна г). Полярная звезда
- К планетам земной группы относятся:
а). Марс б). Уран в). Юпитер г). Сатурн
- Ближе всех к Солнцу расположена планета:
а). Юпитер б). Венера в). Меркурий г). Марс
- Небесные тела, образующие при приближении к Солнцу «хвост» называют:
а). кометами б). метеорами в). планетами г). метеоритами
- Какие явления относятся к физическим?
а). рост растения б). раскат грома в). растворение сахара в воде
г). появление гусеницы из яйца
- К химическим явлениям не относится:
а). соединение кислорода и водорода с образованием воды
б). обугливание сахара при нагревании
в). таяние снежинки
г). гниение листьев
- Между ядром Земли и земной корой находится:
а). литосфера б). мантия в). гидросфера г). атмосфера
- Водная оболочка нашей планеты называется:
а). литосферой б). атмосферой в). гидросферой г). биосферой
- Самый маленький материк – это:
а). Антарктида б). Австралия в). Африка г). Южная Америка
- Восточно – Европейская равнина находится на материке:
а). Африка б). Евразия в). Северная Америка г). Австралия
- Самая длинная река на планете – Нил находится в
а). Евразии б). Северной Америке в). Южной Америке г). Африке
- Самый влажный материк Земли – это:
- а). Южная Америка б). Северная Америка в). Австралия г). Евразия
- Из чего состоит земная кора:
а). горных пород б). полезных ископаемых в). минералов г). Почвы
Промежуточная контрольная работа по природоведению, 5 класс 2 вариант. Выберите правильный вариант ответа из четырех предложенных:
- Живую природу изучает:
а). химия б).биология в).физика г).география
- В чем заслуга Н. Коперника:
а).считал, что вокруг Земли движутся Солнце и планеты
б). создал и обосновал систему мира, в центре которой находится Солнце
в). предположил, что Земля – плоская
г). предположил, что Земля – шар
- Главное отличие звезд от планет состоит в том, что они:
а). имеют шарообразную форму
б). излучают свет
в). движутся
г). расположены близко к Земле
- К планетам – гигантам относятся:
а). Меркурий б).Марс в).Венера г).Юпитер
- Самая большая планета Солнечной системы:
а). Юпитер б). Сатурн в). Уран г). Нептун
- Небесные тела, излучающие свет и тепло, называют:
а).планетами б). звездами в). кометами г). метеоритами
- Какое явление относится к электрическим?
а). раскат грома б). вспышка молнии в). горение свечи г). таяние снега
- К химическим явлениям относится:
а). появление ржавчины на поверхности гвоздя
б). испарение воды
в). засахаривание варенья
г). изменение формы облаков
- В центре нашей планеты находится:
а).мантия б). ядро в). земная кора г). литосфера
- Воздушная оболочка Земли – это:
а). гидросфера б). атмосфера в). литосфера г). биосфера
- Самый большой материк – это:
а). Африка б). Северная Америка в). Южная Америка г). Евразия
- В Евразии находится река:
а). Амазонка б). Волга в). Нил г). Миссисипи
- Величайшая пустыня мира – Сахара находится в
а). Африке б). Евразии в). Австралии г). Южной Америке
- Самая большая река Северной Америки – это:
а). Нил б). Миссисипи в). Волга г). Амазонка
- Самый засушливый материк нашей планеты – это
а). Африка б). Австралия в). Южная Америка г). Евразия
Итоговая контрольная работа по природоведению, 5 класс
Задание: Прочитайте внимательно вопрос и выберите правильный вариант ответа из четырех предложенных.
1.Накопление в атмосфере избытка углекислого газа приводит к:
а).выпадению кислотных дождей б). проявлению «парникового эффекта» в). накоплению нитратов в почве г). разрушению почвы
2.Кислотные дожди приводят к:
а). гибели растений б). «парниковому эффекту» в). заболачиванию почвы г).накоплению в почве нитратов
3.Растения изучает:
а). экология б). ботаника в). зоология г). микробиология
4.Многоклеточные организмы отличаются от одноклеточных тем, что они:
а). состоят из множества клеток б). растут в). питаются г). размножаются
5.У одноклеточных организмов, в отличие от многоклеточных организмов нет:
а). движения б). питания в). размножения г). органов и тканей
6.Функции клеточного ядра:
а). защита клетки б). передача наследственных признаков
в). питание клетки г). дыхание клетки
7.К организмам, не имеющим настоящего ядра, относятся:
а). простейшие б). растения в). бактерии г). грибы
8.Растения в отличие от других организмов:
а). размножаются
б). состоят из множества клеток
в). питаются готовыми органическими веществами
г). создают органические вещества из неорганических
9.К позвоночным животным относится:
а). речной рак б). дождевой червь в). речной окунь г). майский жук
10.Корнями, стеблями и листьями размножаются:
а). цветковые растения б). грибы в). мхи г). простейшие
11.Делением клетки размножаются:
а). простейшие б). цветковые растения в). млекопитающие г). папоротники
12.Морской путь в Индию открыл:
а). Ф.Магеллан б). Х.Колумб в). Васко да Гама г). А.Никитин
13.Первое кругосветное путешествие совершил:
а). Ф.Магеллан б). Х.Колумб в). А.Никитин г). Васко да Гама
14.К организмам, живущим на дне океана, относятся:
а). морские звезды б). медузы в). акулы г). дельфины
15.Только в Австралии обитают:
а). волки б). обезьяны в). утконос и ехидна г). Змеи
ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕННЫМ ТЕМАМ
По материалам методического пособия Т.В. Козачёк «Природоведение. 5 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина». «Учитель», 2007.
ТЕМА «Вселенная»
1 вариант
- Что вы знаете о планетах земной группы?
- Чем метеор отличается от метеорита?
- Расскажите о Луне, её влиянии на жизнь человека.
- Назовите известные вам созвездия (не менее 5).
2 вариант
- Что вы знаете о планетах – гигантах?
- Что вы знаете о кометах?
- Расскажите о фазах Луны.
- Чем звёзды отличаются от планет?
Тема «Земля»
1 вариант
- Объясните термины: ядро, мантия, горная порода, континент, погода.
- Почему движутся материки?
- Сколько материков на земле? Назовите их.
- Как образуются и где располагаются ледники?
2 вариант
- Объяснить термины: земная кора, рельеф, минералы, архипелаг, климат.
- Что служит причиной извержения вулканов?
- Каков состав атмосферы?
- Расскажите о смерчах.
Тема «Жизнь на Земле»
1 вариант
Объясните термины: клетка, царство живой природы, оболочка, среда обитания.
- С помощью микроскопа рассмотрите микропрепарат, определите, что на нём запечатлено.
- Вам выданы карточки с изображение растения и животного. Запишите: а) их названия, б) среду обитания, в) приспособленность к среде обитания.
2 вариант
1. Объясните термины: цитоплазма, ядро, сообщество, природная зона.
- С помощью микроскопа рассмотрите микропрепарат, определите, что на нём запечатлено.
- Вам выданы карточки с изображение растения и животного. Запишите: а) их названия, б) среду обитания, в) приспособленность к среде обитания.
Тема «Человек на Земле»
1 вариант
- Объясните смысл и значение понятий: первооткрыватель Америки, озоновая дыра, опустынивание, ядовитое растение.
- Назовите 2 – 3 великих путешественников, первооткрывателей новых земель.
- Как повлияли на природу земли древние люди?
- Чем опасны радиоактивные отходы?
- Первая помощь при кровотечении.
2 вариант
- Объясните смысл и значение понятий: первооткрыватели Антарктиды, парниковый эффект, биологическое разнообразие, опасные животные.
- Назовите 2 – 3 великих путешественников, первооткрывателей новых земель.
- Что люди делают для спасения живой природы?
- Чем опасны кислотные дожди?
- Первая помощь при растяжении связок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....
Рабочая программа по природоведению, 5 класс
Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.
Рабочая программа по природоведению для 5 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...