Работа с картой
материал по географии по теме
Формирование навыка работы с картами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navyka_po_rabote_s_kartoy.docx | 166.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы формирования навыка ориентирования
по географической карте.
“Карта” - один из самых сложных разделов в содержании географического образования. С нее начинается изучение курса географии. Однако теперь в связи с сокращением количества часов географии в 6-м классе вопросам изучения карты уделяется все меньше и меньше внимания.
При изучении содержания данной темы формируются следующие компетенции – умение читать карту, ориентироваться на ней. Кроме того, в содержание темы включены такие вопросы, как:
- определение по карте географических координат;
- измерение расстояний на карте с помощью масштаба и линий градусной сети;
- изображение рельефа на карте и многие другие.
Умение работать с картой имеет огромное значение для формирования общей культуры личности. Умения и навыки, полученные при изучении этой темы, пригодятся не только в учебной и научной деятельности, но и в повседневной жизни, в быту (использование атласов автомобильных дорог, туристских карт-схем и др.). Карты позволяют устанавливать причинно-следственные связи, как в природе, так и между природными и социально-экономическими явлениями.
Понятие “карта”, как и другие, названные выше, трудные для запоминания учениками 6 класса. Моя задача – научить понимать их значения. Для этого мы находим вместе с учениками главное, основное слово. В понятии “карта”- это изображение земной поверхности, а потом как на ниточку мы начинаем нанизывать все остальные слова – признаки: на плоскости, условными знаками, в уменьшенном виде. Когда ребята поймут, им легко будет сформировать понятие и не важно, что при этом они могут переставлять слова в данном понятии или использовать свои пояснения. Это можно выразить схемой: понятие = основное слово + главные признаки
На первых порах учащиеся бояться карты, они отказываются выходить к доске. К сожалению, программой не предусмотрено специальное время на работу с картой и, тем не менее, с ней надо заниматься на каждом уроке. Например, при изучении береговой линии материков или океанов предлагаю такие задания с картой.
- Соверши путешествие вокруг материка или по карте полушарий от берегов п-ва Индокитай к берегам Северной Америки, называя океаны, моря, проливы, заливы, острова, полуострова, встречающиеся в пути. Задания можно усложнять: назовите, с какими народами мы встретимся, какие животные и растения обитают…
- Соверши путешествие по физической карте Северной Америки с запада на восток по 40° с.ш., называя все крупные формы рельефа, реки и озера.
- Соверши путешествие по Зарубежной Европе по 50° с.ш., называя государства и страны.
Проблему боязни карты позволяет решать совместная групповая работа. Проходит время, прежде чем обучающиеся начинают понимать, что карта - это не просто лист бумаги, на который нанесены различные географические объекты и который висит на стене в вертикальном положении. Оказывается, карта имеет четыре основные стороны света - СЕВЕР, ЮГ, ЗАПАД, ВОСТОК. Разные карты несут различную информацию, которую можно получить, если знаешь особый язык – язык карт.
Примеры заданий для отработки навыков работы с картами атласа в применением элементов групповой работы.
6 класс
По физической карте мира определите географические объекты по их координатам.
- В 1896г. английский путешественник Давид Ливингстон совершил замечательное открытие в точке 18º ю.ш. 26º в.д.
- Самый высокий водопад мира низвергается с высоты 1054 м. Он находится в точке с координатами 6º с.ш. 61ºз.д.
- Этот остров имеет несколько названий – Рапа – Нуи, Вайгу, но чаще его обозначают под другим названием. Каким? Координаты острова 27º ю.ш. 109ºз.д.
- Африканцы называют эту гору «Горой божества холода». Определите ее, если координаты горы 3º ю.ш. 38º в.д.
- Один из самых крупных вулканов с высотой 3794 м находится на материке … с координатами 78º ю.ш. 178º з.д.
- На этом острове с координатами 8º ю.ш. 140º в.д. русский путешественник Миклухо – Маклай изучал обычаи и традиции папуасов.
- Этот пролив, координаты которого 57º ю.ш. 70º з.д. открыл мореплаватель, которого называли «Пират ее Величества». Его именем был назван этот географический объект.
Большинство героев романов знаменитого французского писателя Жюля Верна – неутомимые путешественники. Их маршруты проходили по всем материкам и океанам Земли. Выполняя задания, вы познакомитесь с некоторыми из них.
- Потерпевший кораблекрушение капитан Грант сумел добраться до острова с координатами 20º ю.ш. 159º з.д. Назовите этот остров.
- Шхуна «Пилигрим» находилась под 44º ю.ш. 175º з.д. В каком океане и на какие острова попали герои романа «Пятнадцатилетний капитан» ?
- Из какого города отправились герои романа «Таинственный остров» в путешествие на воздушном шаре, если его координаты 38º с.ш. 78º з.д.
- С какого острова герои романа «Пять недель на воздушном шаре» поднялись в воздух. Его координаты 20º ю.ш. 45º в.д.
6-7 классы
Контуры материков.
Группы получают конверты с разрезанными контурами материков. Надо собрать материки (в конверте помещены два – три разрезанных силуэта), назвать их. Рассказать о материках-соседях.
Географические объекты.
Каждая группа получает карточки с написанными на них названиями географических объектов. Задача состоит в том, чтобы распределить названия на картосхеме материков.
7-8 классы
Знаешь ли ты карту?
Группы получают конверты с небольшими фрагментами картосхем. Задача, назвать все географические объекты, изображенные на картосхеме.
Ты уверен?!
Группы получают картосхемы, на которых подписаны географические объекты. В обозначениях умышленно допущены ошибки. Задача, найти допущенные ошибки и дать правильное название. При изучении экономической географии в 9-10-х классах подобные задания можно давать по субъектам РФ, странам мира и т. п.
9 класс
Расположение субъектов РФ на политической карте
Группы получают конверты с заданиями. По фрагменту картосхемы необходимо определить субъекты РФ по обозначенным физическим объектам (реки, озера, горной системы), соседним субъектам РФ.
10 -11 классы
Страны мира
Группы получают конверты с заданиями. По фрагментам картосхемы определить страны мира по обозначенным графическим объектам (реки, моря, океана), соседним странам.
Хорошо идёт отработка знаний карты при работе в паре: один ученик (в роли учителя) называет географические объекты, другой (в роли ученика) показывает. Такую работу провожу часто со всем классом в начале или конце урока (3-5 мин.) Не менее интересно, проходит закрепление навыков работы с картой при опросе. Ученики задают опрашиваемому по 2-3 географических названия для показа на карте.
Для развития зрительной пространственной памяти можно применять задания, в которых дана часть контурной карты полушария. Ребятам необходимо определить, какое полушарие изображено, обосновать свой ответ; сказать какие материки, острова, моря отсутствуют. Дополнительно можно задать 1-2 точки для определения географических координат.
Большой интерес вызывает у ребят «построение» карты полушарий из силуэтов материков, островов. Такой приём можно осуществлять как индивидуально, так и в команде, применяя элемент состязательности.
Занимательные вопросы и задания, всевозможные викторины, развивающие и познавательные игры, и множество других средств помогают формировать знания географической карты и дают хорошие результаты.
В своей работе я использую игры, вот, например, “Третий лишний”. На доске или на листе бумаги записываю три понятия: Амазонка, Нил, Джомолунгма. Спрашиваю, что лишнее? (модели игр 1, 2, 3, 4,5). Такого рода игры развивают память, воображение, способствуют запоминанию объектов на карте.
Более сложный вид игры “Собери карту” или “Географические силуэты”. Карточки с географическими силуэтами ввожу постепенно, начиная с 6-го класса. Вначале ученик по очертаниям только узнаёт и называет материк, затем отвечает на вопросы: в каком полушарии находится материк? Какие океаны его омывают? И т.д. В 7 классе по мере прохождения тем курса эти силуэты наполняются. Ещё больше усложняется работа в 8 классе. Тогда к уже хорошо знакомым географическим объектам прибавляются контуры полуостровов, островов, очертания рек и озёр нашей Родины.
Для снятия эмоционального напряжения можно сочетать серьёзные задания с различными интересными движениями. Участники игры (их должно быть не менее 4 человек) делятся на четыре группы. Первая - “ северные широты”, вторая - “южные широты”, третья - “восточные долготы”, четвёртая - “ западные долготы”. Игроки вперемежку выстраиваются в шеренгу, у них в руках таблички с названием их широты или долготы. Ведущий называет любой географический объект, участники игры быстро вспоминают, где он находится. Те, которые представляют “широты” и “долготы” этого объекта, должны быстро присесть. Например, ведущий называет: остров Мадагаскар. Приседают ребята, изображающие “южные широты” и восточные долготы”. Кто ошибся – получает штрафное очко, а при повторной ошибке выбывает из игры. В качестве ведущего может выступать как учитель, так и кто-нибудь из ребят класса.
Ещё один пример такого рода задания - “диктант в ладоши”, который можно проводить в 5-7 классах. В конце фронтального опроса, для перехода к собственно уроку, предлагаю детям насторожится, и выполнить “диктант в ладоши”. Дети складывают руки как для аплодисментов. Я даю задание, например: “Диктую название рек на южных материках. Вы должны хлопнуть в ладоши 1 раз только тогда, когда я назову реки Южной Америки, приготовились, начали – Амазонка, Нил, Парана, Мадейра, Дарлинг, Нигер, Конго, Уругвай”. Список должен быть довольно большим, название произносить необходимо громко и внятно, но достаточно быстро. Таким образом, можно “проверить” названия растений и животных, народы, города.
Иногда на уроках предлагаю ребятам задания с графическими вопросами. В этих заданиях используются фрагменты карт или целые карты. География дает уникальную возможность для составления иллюстрированных вопросов с использованием карт. Такие задания создают зрительный ряд, способствуют запоминанию географических названий и их местоположения на карте, развитию умения ориентироваться по карте.
Один из вариантов - задание “найти – написать”. Ученику предлагается найти фрагмент карты на большой карте и вписать объект, изображенный на этом фрагменте, в задание (сетку кроссворда). В качестве вопросов могут использоваться легко опознаваемые по форме объекты – как-то страны, острова, озера, моря, материки и т.п. Самым простым заданием такого уровня является использование для формулирования вопроса целой карты. Например, в курсе географии России в качестве вопросов к кроссворду “Моря России” используется карта страны с отмеченными цифрами морями “рис. 1”.
Рис. 1
Задания этого уровня могут быть предложены на начальном этапе изучения, когда только формируются навыки работы с картой, закладываются основные понятия.
В заданиях типа “найти – найти – написать” ученику предлагается уже вписать в сетку кроссворда название не самого объекта, указанного на фрагменте, а связанного с ним другого. Например, по фрагменту с рисунком моря, вспомнить город на его берегу или реку, впадающую в это море, по контуру страны найти столицу “рис. 2”. Конечный объект также находится на карте, но для его определения требуется найти другой, связанный с ним.
Рис. 2
При изучении курса социально-экономической географии России или мира, можно использовать приём цепочка «Кто кому сосед?» Этот приём помогает запомнить страны, входящие в тот или иной экономический регион; соседство субъектов РФ.
Я называю страну, передаю эстафетную палочку (флажок) сидящему за первой партой (он называет страну-соседку, или субъект РФ) и так “по цепочке” весь класс, повторяться нельзя. Например, звучат: - “Финляндия!” (1-й ученик) – “Россия!” (2-й ученик!) – “Дания!” (3-й ученик) – “Латвия!” (4-й ученик). При возникновении “тупика” следующий ученик должен сориентироваться “на местности” и назвать любую ещё не упомянутую страну (субъект РФ). От детей требуется максимум внимания.
Усложненный вариант “цепочки соседей”: перед глазами учеников нет карты Европы и “цепочку соседей” нужно выстроить на память. Это очень сложное задание и я всегда разрешаю держать под руками слегка прикрытые атласы.
Нельзя в нашей работе забывать и о наглядности на уроках по формированию знаний географических объектов. Я использую некоторые вспомогательные средства: пунсоны, значки полезных ископаемых, разных типов электростанций, отраслей хозяйства, карточки с названием географических объектов, стрелки. Использую дидактический материал. Всё это способствует более быстрому запоминанию географической карты, объектов на ней.
Эти и многие другие приёмы работы с географической картой помогают ребятам не только лучше освоить нелёгкий картографический язык, развивать зрительную память, но и делают урок более интересным и деятельным. На таких уроках время пролетает незаметно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы учебной работы с картой
Все приемы учебной работы с картой, формируемые на уроках географии, можно разделить между собой на группы: Картометрические, к ним от...
Работа с картой с целью получения новых знаний
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8-го класса...
Практическая работа «Изучение особенностей размещения народов России на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов с административно-территориальным делением России».
Подробно представлено содержание практической работы и критерии оценивания....
Методические рекомендации для детей по выполнению домашней работы, работе с картой и текстом учебника.
Приведены методические рекомендации по выполнению домашних работ, по работе с картой и текстом учебника. Можно использовать для оформления стенда в кабинете....
Технологическая карта по географии в 6 классе по теме:Решение практических работ по картам атласа.
Практические задания помогают учащимся усваивать новый материал....
Методические приёмы формирования познавательных УУД при работе с картографическим материалом на уроках истории (рекомендации по организации работы с картами детей с нарушением зрения)
Для учащихся школы слепых знание карты важно особенно, так как историческая карта – это модель пространства, который так трудно познаётся незрячими. Информационное пространство карты познаётся п...
Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме « Учимся с «Полярной звездой» 2. Работаем с картой»
Разработка урока географии в 5 классе по теме "Учимся с "Полярной звездой" 2. Работаем с картой. Урок обобщения и систематизации знаний по теме "План и карта"...