Работа с картой с целью получения новых знаний
методическая разработка по географии (8 класс) по теме

Горшкова Анна Юрьевна

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8-го класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poluchenie_novyh_znaniy_8.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

Задание: представьте разработку фрагмента практической работы для учащихся 8-го класса с целью получения новых знаний.

Раздел: Особенности природы и природные ресурсы России.

Тема: Климат и климатические ресурсы.

Тема урока: Закономерности распределения тепла и влаги на территории России.

Практическая работа: Определение по климатическим картам количественных характеристик климата.

Цель проведения: обучающая

Задачи:

  1. формулирование определения ранее неизвестного понятия, установление соотношения между различными климатическими показателями;
  2. развитие умения анализировать информацию, полученную из географических карт;
  3. способствовать развитию аккуратности и внимательности. 

Время проведения: практическая работа проводится в течение всего урока.

Ход работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  Климат, в отличие от рельефа, нельзя увидеть, но мы его чувствуем, ощущаем. Однако для работы транспорта, коммунально-бытовых и других структур наших ощущений недостаточно, для их работы необходимо знание точных  климатических показателей и особенностей их соотношения. Сегодня мы определим закономерности распределения тепла и влаги на территории России.

   Сначала в своих тетрадях начертите таблицу (можно заранее приготовить шаблоны для каждого ученика, так останется больше времени на выполнение самой практической работы).

  Огромная протяженность территории нашей страны приводит к тому, что средние показатели температуры воздуха в январе и в июле, годовое количество осадков в разных регионах существенно отличаются.

   Задание 1. По картам атласа определите средние температуры января и июля для пунктов, обозначенных в таблице (табл. 1).

   Через некоторое время учитель проверяет правильность выполнения задания (фронтально), результаты заносит в таблицу (на доске).

   Каковы основные закономерности распределения тепла по территории России?

Почему так происходит?

  Задание 2. По картам атласа определите среднегодовое количество осадков для пунктов, обозначенных в таблице.

  Учитель проверяет, фиксирует данные.

  От чего зависит распределение осадков?

  Чтобы сделать вывод о том, как территория обеспечена влагой, достаточно ли знать только о количестве выпадающих осадков?(возможно напоминание о круговороте воды в природе)

  Что в данном случае важнее знать: сколько воды ушло в результате испарения, или сколько могло уйти при данной температуре?Приведите примеры.

Действительно, испаряемость – это количество влаги, которое может испариться с поверхности при данных атмосферных условиях, более важный показатель климатических условий, чем испарение.

  Для определения степени увлажненности территории используют следующий показатель – коэффициент увлажнения. Определяется он по формуле: К=О/И, где О – количество осадков, И – испаряемость.

  О чем свидетельствует коэффициент увлажнения?

  Правильно, при К=1, увлажнение считается достаточным; при К<1 – недостаточное или скудное; при К >1 – увлажнение избыточное.

   Задание 3. По карте атласа определить испаряемость для каждого пункта,  попытаться определить коэффициент увлажнения для этих территорий.

  Учитель проверяет, фиксирует данные.

  Проверить наши предположения мы можем по карте «Агроклиматические ресурсы», где степень увлажнения показана штриховкой.

  Домашнее задание: какие закономерности в соотношении тепла и влаги на территории Россиии можно проследить по полученной таблице? ( можно выполнить эту часть работы на уроке, если останется время, либо сделать один вывод, а остальные предложить сделать дома самостоятельно)

   Чертят в своих тетрадях таблицу.

 Учащиеся самостоятельно работают с картами атласа, заполняют 2-й и 3-й столбец таблицы.

Ответы учащихся:

- температура воздуха в январе понижается при движении с запада на восток;

- температура воздуха в июле повышается при движении с севера на юг.

- температура воздуха зависит от географической широты, подстилающей поверхности, господствующих воздушных масс.

  Учащиеся самостоятельно заполняют 4-й столбец.

- от циркуляции воздушных масс, особенностей рельефа, от температуры воздуха.

- нет, поскольку только часть осадков просачивается в почву, некоторая часть испаряется, что зависит от температурных показателей.

- сколько могло испариться (северная часть Западной Сибири сильно заболочена, но связано это не с большим количеством осадков, а с тем, что при таких низких температурах испариться может меньше, чем выпадает + влияние многолетней мерзлоты).

- чем меньше показатель, тем засушливее климат.

Учащиеся самостоятельно работают с картой атласа, заполняют 5-й и 6-й столбец таблицы.

- учащиеся вместе с учителем заполняют последний столбец.

Выводы:

  1. температура воздуха зависит от географической широты местности;
  2. при движении с запада на восток  годовое количество осадков уменьшается, возрастает континентальность климата;
  3. чем выше температура воздуха, тем выше испаряемость;
  4. чем больше превышение испаряемости над количеством осадков, тем более засушливый климат и т.д.

Таблица 1

Пункт

Средняя темп-ра января, 0С

Средняя темп-ра июля, 0С

Среднегодовое количество осадков, мм

Испаряе-мость, мм

Коэффициент увлажнения

предпола-гаемый

реальный

Москва

-8…-12

+16…+20

600 – 800

500 – 600

> 1

> 1

Архангельск

-12…-16

+12…+16

600 – 800

400 – 500

> 1

> 1

Астрахань

-4…-8

> +24

< 400

> 800

< 1

< 0,33

Омск

-16…-20

+16…+20

400 – 600

500 – 600

< 1

0,55 – 1

Якутск

-40…-48

+16…+20

< 400

400 – 500

< 1

0,33 – 0,55

Владивосток

-12…-16

+16…+24

800 – 1600

> 800

> 1

> 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Множества и операции над ними. Урок получения новых знаний. Алгебра 9 класс.

Разработка содержит презентацию и план конспект урока по теме "Множества и операции над ними". Цели урока: образовательные: знакомство с понятием  множества, подмножества и элементами множес...

Использование технологии деятельностного подхода (ТДП) как средства для самостоятельного получения новых знаний на уроках математики и внеурочной работе

В настоящее время стремительно возрастает объем информации, которая используется для практической жизни. В данных условиях необходим человек, обладающий не только некоторой фиксированной суммой знаний...

Разработка сценария урока обучению виду деятельности по получению нового знания по теме: " Радиоактивные превращения атомных ядер"

Разработка сценария урока   обучению виду деятельности по получению нового знания по теме: " Радиоактивные превращения атомных ядер" в соответствии с ФГОС...

Практическая работа с целью получения нового знания для учащихся 10 класса Анализ половозрастных пирамид разных стран. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами

Практическая работа с целью получения нового знания для учащихся 10 класса Анализ половозрастных пирамид разных стран. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми р...

«Разработка сценария урока по обучению виду деятельности по получению нового знания». Механическая работа. 7 класс. ( По учебнику А.В. Грачева).

Урок введения физической величины через уравнение связи. На уроке используется заготовка опорной схемы деятельности по введению физической величины (ФВ). Усвоение данного вида деятельности соответству...

Самостоятельная работа обучающихся, как источник получения новых знаний по физике и закрепления изученного материала.

  Умение обучающихся самостоятельно приобретать и углублять знания – одна из важнейших задач, формируемых всеми учебными предметами, в том числе и курсом физики....

Самостоятельная работа обучающихся, как источник получения новых знаний по физике и закрепления изученного материала.

Умение обучающихся самостоятельно приобретать и углублять знания – одна из важнейших задач, формируемых всеми учебными предметами, в том числе и курсом физики....