РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ 6-11 КЛАССОВ
рабочая программа по географии по теме
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ГЕОГРАФИИ К УЧЕБНИКАМ В.ДРОНОВА И В.МАКСАКОВСКОГО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy_po_geografii_2012-2013.rar | 212.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кощеевская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» Руководитель МО __________ С.Н.Кретова Протокол № ____ от «___» ___________2012г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Кощеевская СОШ» _________ Н.Ф. Наливайко «___» ___________ 2012г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Кощеевская СОШ» ________________Н.Н. Столбовская Приказ № ____ «___» ___________ 2012г. |
Корочанского района Белгородской области»
Рабочая программа учебного курса
«География»
(География России: Природа, население, хозяйство)
для 8 класса
Составитель: учитель географии
МБОУ «Кощеевская средняя
общеобразовательная школа
Корочанского района
Белгородской области »
Гребенникова Людмила Ивановна
2012 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень), 2004 г.,
примерной программы основного общего образования по географии;
авторской программы по географии И.И.Баринова, В.П.Дронова «География России» (Сборник: География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6—11 классы. — М.: Дрофа, 2009.),
инструктивно-методического письма «О преподавании предмета «География» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2011-2012 учебном году».
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Основные цели и задачи курса
Цель: развитие географического мышления школьников и формировании у школьников целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.
Задачи:
- сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства;
- научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;
- развивать картографическую грамотность школьников;
- показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности).
Изменения, внесенные в программу: 1)добавлено 14 часов на изучение регионального курса «География Белгородской области» в целях усиления краеведческой направленности предмета; 2) в конце учебного года добавлено 2 часа с целью проведения уроков обобщающего повторения за курс географии 8 класса.
Название учебно - методического комплекта:
Учебник: В.П. Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. – М.: Дрофа, 2008. – 271с.
Атлас География России. Природа. 8 класс. – М.: Дрофа, 2011.
Контурные карты по географии 8 класс. – М.: Дрофа, 2011
География Белгородской области: учебное пособие для учащихся 8-9-х классов общеобразовательной школы: в 2-х частях. Часть первая. Природа. – М.: изд-во МГУ, 2006 – 72с.
Дополнительная литература:
Грушина С.Н. Поурочные разработки по географии России: 8 класс: к учебнику под ред. В.П. Дронова «География России: 8-9 классы (1-2 части). – М.: Изд-во «Экзамен», 2008. -302с.
Евдокимов В.И. Тесты по географии России: 8-9 классы: к учебнику под ред. В.П.Дронова «География России. 8-9 классы/В.И. Евдокимов. – М.: Изд-во «Экзамен», 2009. – 109 с.
Петин А.Н. География Белгородской области: Метод. Пособие для учителей. (примерное поурочное планированеи). 8-9 классы/ А.Н. Петин., Т.В. Сластина. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – 96 с.
Количество учебных часов, на которое рассчитана программа: всего 70 часов, в неделю - 2 часа.
Практических работ всего -19, из них итоговых (оценочных) – 10.
Оценочные практические работы:
1. Характеристика географического положения (ГП) России. Сравнение ГП России с ГП других стран.
2. Определение поясного времени для различных населенных пунктов России.
3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и
месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на
примере отдельных территорий.
4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, годового количества осадков по территории страны.
5. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
6. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования.
7. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт.
8.Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением РФ.
9. Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в отдельных сферах хозяйства.
10. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
Формы организации учебного процесса: урок (ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, применения знаний и умений, обобщения и систематизации знаний, проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный), экскурсия, практическая работа, самостоятельная работа. В рамках этих форм организуются коллективная, групповая, индивидуальная, фронтальная работа учащихся как дифференцированного, так и недифференцированного характера.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков: проверочные, практические, самостоятельные работы, тренировочные тесты, компьютерный контроль знаний, творческие работы.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения географии ученик 8 класса должен:
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию; масштабу, способам картографического изображения;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных территорий;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов Российской Федерации;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Календарно-тематическое планирование
8 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем урока | Часы учебного времени | Практические работы /Подготовка к ГИА | Дата проведения | |
план | факт | ||||
1 | Введение. Что изучает география России | 1 | 3.09 | ||
Часть I. Россия на карте мира | 11 | ||||
Тема 1. Географическое положение России | 4 | ||||
2 | ГП России. Виды и уровни ГП Практическая работа№1. Характеристика географического положения (ГП) России. Сравнение ГП России с ГП других стран. | 1 | Итоговая ПР №1 | 4.09 | |
3 | Сравнение ГП России и других государств. | 1 |
| 10.09 | |
4 | Экономико - и транспортное положение России | 1 | |||
11.09 | |||||
5 | Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России | 1 | |||
17.09 | |||||
Тема 2. Границы и административно-территориальное устройство России | 7 | ||||
6 | Государственная территория России. | 1 | 18.09 | ||
24.09 25.09 25.09 | |||||
7 | Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория | 1 | |||
8 | Государственные границы России, их типы и виды. | 1 | |||
1.10 | |||||
9 | Сухопутные и морские границы России. | 1 | |||
10 | Россия на карте часовых поясов. Практическая работа №2. Определение поясного времени для различных населенных пунктов России | 1 | Итоговая ПР | 2.10 | |
8.10 | |||||
11 | Этапы и методы географического изучения территории. | 1 | |||
12 | Особенности административно-территориального устройства России. | 1 | Тестирование | ||
9.10 | |||||
Часть II. Природа России | 42 | ||||
Тема 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые | 5 | ||||
13 | Геологическая история и геологическое строение территории России | 1 | 15.10 | ||
14 | Рельеф России. Практическая работа№3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий | 1 | Итоговая ПР | 16.10 | |
15 | Как и почему изменяется рельеф России. | 1 | 22.10 | ||
16 | Стихийные природные явления в литосфере. | 1 | 23.10 | ||
17 | Человек и литосфера. | 1 | Тестирование | 5.11 | |
Тема2: Климат и климатические ресурсы | 7 | ||||
18 | Факторы, определяющие климат России. | 1 | 6.11 | ||
19 | Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. | 1 | 12.11 | ||
20 | Практическая работа №4 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, годового количества осадков по территории страны» | Итоговая | 13.11 | ||
21 | Сезонность климата. | 1 | 19.11 | ||
22 | Типы климатов России. | 1 | 20.11 | ||
23 | Комфортность (дискомфортность) климатических условий | 1 | |||
24 | Климат и человек. Практическая работа№5. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения. | 1 | Итоговая ПР. | 26.11 | |
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы | 4 | ||||
25. | Разнообразие внутренних вод России. Реки. | 1 | 27.11 | ||
26. | Практическая работа №6 «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования» | 1 | Итоговая ПР | 3.12 | |
27. | Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота | 1 | ПР тренировочная Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата | 4.12 | |
28 | Водные ресурсы и человек. | 1 | ПР тренировочная «Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования». | 10.12 | |
Тема 4: Почва и почвенные ресурсы | 3 | ||||
29 | Образование почв и их разнообразие. | 1 | 11.12 | ||
30 | Закономерности распространения почв. | 1 | ПР Тренировочная «Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности» | 17.12 | |
31 | Почвенные ресурсы России. | 1 | Тестирование | 18.12 | |
Тема 5: Растительный и животный мир. Биологические ресурсы | 2 | ||||
32 | Растительный и животный мир России. | 1 | ПР тренировочная «Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса» | 24.12 | |
33 | Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. | 1 | 25.12 | ||
Тема 6. Природное районирование | 7 | ||||
34 | Разнообразие природных комплексов. Природно-хозяйственные зоны России. | 1 | 14.01 | ||
35 | Арктические пустыни, тундра и лесотундра | 1 | 15.01 | ||
37 | Леса. | 1 | 21.01 | ||
Лесостепи, степи и полупустыни. Практическая работа №7. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт. | 1 | Итоговая ПР | 22.01 | ||
38 | Высотная поясность. | 1 | 28.01 | ||
39 | Особо охраняемые природные территории. | 1 | 29.01 | ||
40 | Итоговый урок по теме «Природа России» | 1 | Тестирование | 4.02 | |
Часть III. Население России | 10 | 5.02 | |||
Тема 1. Численность населения России | 2 | ||||
41 | Численность населения России. | 1 | 11.02 | ||
42 | Мужчины и женщины. Продолжительность жизни. | 1 | Тестирование | 12.02 | |
Тема 2. Национальный состав | 1 | ||||
43 | Этнический, языковой и религиозный состав населения. | 1 | 18.02 | ||
44 | Практическая работа №8 «Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением РФ» | 1 | Итоговая | 19.02 | |
Тема 3. Городское и сельское население страны | 2 | ||||
45 | Городское и сельское население. | 1 | 25.02 | ||
46 | Размещение населения России. | 1 | 26.02 | ||
Тема 4. Миграции населения | 1 | ||||
47 | Миграции населения в России. | 1 | 4.03 | ||
Тема 5. Трудовые ресурсы | 1 | ||||
48 | Люди и труд. | 1 | 5.03 | ||
49 | Практическая работа №9 «Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в отдельных сферах хозяйства» | Итоговая | 11.03 | ||
50 | Итоговый урок по теме «Население России» | Тестирование | 12.03 | ||
Часть IV. Хозяйство России | 4 | ||||
51 | Что такое хозяйство страны? | 1 | ПР тренировочная «Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства» | 18.03 | |
Тема 1. Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу | 10 | ||||
52 | Состав первичного сектора экономики. Природно-ресурсный потенциал России. Ресурсные базы России. | 1 | ПР тренировочная «Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования» | 19.03 | |
53 | Сельское хозяйство. Земледелие. Животноводство. Практическая работа №10. «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства». | 1 | Итоговая ПР | 1.04 | |
54 | Лесное хозяйство. Рыбное хозяйство.Географический фактор в развитии общества | 1 | 2.04 | ||
География Белгородской области | 14 | ||||
55 | Введение. Территория, границы, географическое положение | 1 | ПР№1 Физико-географическое положение Белгородской области | 8.04 | |
Тема 1. Геологическое строение, полезные ископаемые и рельеф | 3 | ||||
56 | Особенности геологического строения | 1 | ПР№2 Описание геологического строения своего района | 9.04 | |
15.04 16.04 | |||||
57 | Полезные ископаемые | 1 | ПР№3 Полезные ископаемые области, района | ||
58 | Рельеф | 1 | ПР№4 Рельеф Белгородской области | ||
Тема 2. Климат | 2 | ||||
59 | Общая характеристика климата | 1 | ПР№5. Основные характеристики климата Белгородской области | 22.04 | |
60 | Агроклиматические ресурсы | 1 | ПР№6 Агроклиматичес-кие ресурсы Белгородской области | 23.04 | |
Тема 3. Поверхностные и подземные воды | 2 | ||||
61 | Гидрографическая сеть | 1 | ПР№7 Гидрографичес-кая сеть области | 29.04 | |
62 | Водохранилища и пруды. Подземные воды | 1 | ПР№8 Внутренние воды Белгородской области | ||
30.04 | |||||
Тема 4. Почвы, растительный и животный мир | 3 | ||||
63 | Почвы и почвенный покров | 1 | ПР№9 Почвы Белгородской области | 6.05 | |
7.05 | |||||
64 | Земельные ресурсы и их использование | 1 | ПР№10. Земельные ресурсы своего района, области | ||
65 | Растительность и животный мир | 1 | ПР№11-12 Растительность и животный мир Белгородской области | 13.05 | |
Тема 5. Природно-территориальные комплексы. | 1 | ||||
66 | Природные районы | 1 | ПР№13 Природные районы Белгородской области | 14.05 | |
Тема 6. Хозяйственная деятельность человека и природная среда | 1 | ||||
67 | Экологическая обстановка. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) | 1 | ПР №14 ООПТ Белгородской области | 20.05 | |
68 | Итоговый урок по теме «География Белгородской области» | 1 | Тестирование | 21.05 | |
69 | Обобщающее повторение за курс географии 8 класса. | 1 | Тестирование | 27.05 | |
70 | Обобщающее повторение за курс географии 8 класса. | 1 | 28.05 |
Содержание программы
Введение
Что изучает география России.
Часть I
Россия на карте мира
Тема 1
Географическое положение России
Виды географического положения России: физико-географическое, математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое. Уровни (масштабы) географического положения России и других государств.
Тема 2
Границы и административно-территориальное устройство России
Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория.
Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время его роль в хозяйстве и жизни людей.
Этапы и методы географического изучения территории России.
Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.
Практические работы (итоговые). 1. Характеристика географического положения (ГП) России. Сравнение ГП России с ГП других стран.
2. Определение поясного времени для различных пунктов России.
Часть II
Природа России
Тема 1
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые
Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.
Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы. Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Проявление закономерностей в формировании рельефа и его современном развитии на примере своего региона и своей области.
Практическая работа (итоговая). Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
Тема 2
Климат и климатические ресурсы
Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата.
Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.
Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.
Климат своего региона.
Практические работы (итоговые). 1. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, годового количества осадков по территории страны, выявление особенностей распределения средних температур января и июля.
2. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
3. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Тема 3
Внутренние воды и водные ресурсы
Особая роль воды в природе и хозяйственной деятельности человека. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.
Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Водные ресурсы и человек. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления, загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.
Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.
Практические работы. 1.(итоговая) Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования.
2. (тренировочная) Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.
3. (тренировочная) Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.
Тема 4
Почва и почвенные ресурсы
Почва – особый компонент природы. В.В.Докучаев – основоположник почвоведения. Почва – национальное богатство. Факторы образования почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.
Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба с эрозией и загрязнением.
Особенности почв своего региона и своей местности.
Практическая работа (тренировочная). Выявление условий почвообразования основных земельных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности
Тема 5
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы
Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.
Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
Практическая работа (тренировочная). Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.
Тема 6
Природное районирование
Формирование природно-территориальных комплексов (ПТК) – результат длительного развития географической оболочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.
Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?
Характеристика арктический пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия. Природная зона своей местности, ее экологические проблемы.
Практическая работа (итоговая). Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт.
Часть III
Население России
Тема 1
Численность населения
Численность населения России в сравнении с другими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства российского населения. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения численности населения России.
Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.
Тема 2
Национальный состав
Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.
Практическая работа (итоговая). Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением РФ.
Тема 3
Городское и сельское население страны
Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности расселения сельского населения. Современные социальные проблемы сел.
Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.
Тема 4
Миграции населения
Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.
Тема 5
Трудовые ресурсы
Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменения структуры занятости населения. Проблемы безработицы.
Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение качества жизни населения страны – важнейшая социально-экономическая проблема.
Практическая работа (итоговая). Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в отдельных сферах хозяйства.
Часть IV
Хозяйство России
Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства. Предприятие – первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и секторы. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства.
Тема 1
Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу
Состав первичного сектора, особенности входящих в него траслей. Понятие природных ресурсов, их классификации. Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования. Основные ресурсные базы.
Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля – главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны.
Понятие об агропромышленном комплексе (АПК). Основные проблемы развития российского АПК.
Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство.
Животноводство. Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства.
Лесное хозяйство. Роль леса в жизни людей. Российские леса – важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесов эксплуатационного назначения.
Охота. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла. Выращивание пушного зверя.
Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Специфика основных рыбопромысловых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы. Недостаточное развитие прудового и озерного рыбоводства.
Практическая работа (итоговая). Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
(тренировочная). Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.
География Белгородской области (14ч).
Формы и средства контроля
Фронтальный и индивидуальный устный опрос
Фронтальная и индивидуальная письменная работа
Географические диктанты
Тестирование
Самостоятельная работа
Практические работы:
Характеристика географического положения (ГП) России. Сравнение ГП России с ГП других стран.
Цель: формирование умений определять географическое положение страны, сравнивать ГП стран, делать выводы.
Оборудование: учебник, атлас, контурные карты.
Определение поясного времени для различных населенных пунктов России.
Цель: формирование умений определять поясное время.
Оборудование: учебник, атлас.
3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и
месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на
примере отдельных территорий.
Цель: формирование умений комплексного использования тектонической и физической карт для выявления связи между тектоническим строением, рельефом и полезными ископаемыми.
Оборудование: учебник, атлас, контурные карты.
Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, годового количества осадков по территории страны.
Цель: формирование умений работать с различными типами климатических карт.
Оборудование: учебник, атлас.
Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Цель: формирование умений оценивать условия жизни и хозяйственной деятельности человека на основе анализа климатических показателей отдельных регионов.
Оборудование: учебник, атлас.
Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования.
Цель: формирование умений составлять развернутую характеристику реки, используя различные источники информации.
Оборудование: учебник, атлас, климатограммы.
Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт.
Цель: формирование умений на конкретных примерах показывать взаимосвязи, существующие между природными компонентами в природной зоне.
Оборудование: учебник, атлас.
8.Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением РФ.
Цель: формирование умений комплексного использования различных карт и статистических материалов.
Оборудование учебник, атлас, статистические материалы.
9. Определение по статистическим материалам тенденций изменения доли занятых в отдельных сферах хозяйства.
Цель: формирование умений определять тенденции изменения доли занятого населения в различных отраслях хозяйства.
Оборудование: учебник, атлас, статистические материалы.
10. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.
Цель: формирование умений работать с комплексными картами.
Оборудование: учебник, атлас, контурные карты.
Перечень учебно-методических средств обучения.
Литература основная:
Учебник - Дронов В.П. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс./В.П. Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром и др. – М.: Дрофа, 2008. – 271с.
дополнительная:
1. Петрова Н.Н. Тесты по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие. – 3-е изд., стереотип./Н.Н.Петрова – М.: Дрофа, 2010. – 128 с.
2. Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии (6-10 классы): Книга для учителя. – М.: «Просвещение», 1997
4. Справочник по физической географии
Оборудование и приборы:
Мультимедиа курс География России: Природа и население. 8 класс разработан в соответствии с учебников по географии для 8 класса под редакцией В.П. Дронова
Компьютер, мультимедиа учебник по географии для учащихся 8 классов. География России.
Географические карты (политическая, физическая карты России), печатные раздаточные пособия, статистические материалы, рисунки и тексты, комплекты таблиц демонстрационных по географии.
ОБЪЕКТЫ НАТУРАЛЬНЫЕ: гербарий растений природных зон России и мира, коллекция горных пород и минералов, коллекция полезных ископаемых различных типов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии для 7 го класса.
Рабочая программа по учебнику География материков и океанов...
рабочая программа по географии Вологодской области 8 класс
Рабочая программа курса «География Вологодской области» разработана на основе регионального образовательного стандарта «География Вологодской области». Она соответствует содержанию раздела «География ...
Рабочая программа по географии для учащихся 6 классов специального (коррекционного) класса VIII вида
География как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. И...
Рабочая программа по географии России для 8 класса. Программа предназначена для работы по учебнику «География Россия Природа и население» учебник 8 класс для общеобразовательных учреждений под редакцией А. И. Алексеева
Поурочно - тематическое планирование по географии России для 8 класса....
Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания
Рабочая программа по географии России для 8 класса к учебнику И.И.Бариновой "География. Природа России" 2014 года издания ( издательство "Дрофа") представляет собой пояснительную записку и календарное...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....