Использование ИКТ - сопровождения в организации внеурочной деятельности по естествознанию
методическая разработка (география, 7 класс) на тему
разработка внеурочного материала по географии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование ИКТ - сопровождения в организации внеурочной деятельности по естествознанию».
Учитель биологии ГБОУ СОШ №544 Коршунова Е.В.
Учитель географии ГБОУ СОШ №544 Протасова И.В.
На современном этапе в преподавании естественнонаучного цикла особое внимание уделяется овладению учащимися традиционных методов научного познания окружающего мира: теоретическому и экспериментальному, что не всегда интересно детям с низкой познавательной активностью. Тематические недели особенно хороши тем, что позволяют дать ученикам целостное восприятие того или иного научного факта. Они наиболее сложны в подготовке, потому что представляют особую, авторскую учебно-методическую разработку, требуют усиленной подготовки, предполагают активное участие и взаимодействие практически всех преподавателей. Мы все любим играть, а дети очень азартные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить их самооценку. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения внеклассных мероприятий мы выбираем игру. О неудачах в игре речь не идет, так как каждый ее участник работает в силу своих возможностей, подчас благодаря коллективной работе достигается максимальный результат. Каждый получает поощрение в виде похвалы, значка, грамоты. Мотивация учебной деятельности учащихся может включать в себя разные аспекты: желание получить высокую оценку, одобрение родителей, преподавателей и т.п. Наиболее плодотворным нам кажется формирование у учащихся устойчивого познавательного интереса ради самого процесса познания, закрепление отношения к познанию как к форме получения интеллектуального удовольствия. И учебно-развлекательные мероприятия предметной недели как нельзя лучше решают эту задачу. Продуманная предметная неделя дает прекрасную возможность показать не с академической стороны различные учебные дисциплины. Задача перед организаторами - "сломать" стандарт восприятия, показать ребятам известные учебные предметы с неизвестной им стороны, как нечто живое, постоянно развивающееся. Предметная неделя переориентирует восприятие учебных дисциплин: учащиеся имеют возможность во внеучебной игровой обстановке использовать полученные в ходе школьных занятий умения и навыки. Обычно мы проводим одно основное мероприятие на параллель классов.
Нами была выбрана тема «Вода, вода, кругом вода…», т.к. здесь можно включить вопросы из биологии, географии и курса «Физика – химия», который проводиться у нас для учащихся 5-6 классов. Тема игры выбрана нами не случайно, все знают о колоссальном значении воды в природе и жизни человека. Данная игра была разработана для учащихся 6-х классов. Для игры создаются три команды учащихся, которые заранее готовят название и девиз. Жюри – ученики старших классов. Ведущие – учителя-предметники. В качестве болельщиков приглашены учащиеся 6-х классов и родители. Игра проводится с ИКТ сопровождением. Данная методическая разработка содержит:
Сценарий игры
Презентация (ИКТ сопровождение)
Раздаточный материал
Фотоотчет об игре
Подобную игру можно проводить с детьми разного возраста, по похожей структуре проводились игры в 5, 7 классах.
Цели и задачи игры:
Расширить и углубить знания учащихся по химии, биологии, географии; повысить интерес
к предметам естественнонаучного профиля, развивать межпредметные связи.
Развивать творческую активность учащихся во внеурочное время.
Продолжить развитие логического мышления, умения использовать теоретические знания в
новых ситуациях.
Развитие коммуникативных навыков.
Воспитание бережного отношения к воде.
Наша игра состоит из нескольких конкурсов:
Разминка
Своя игра
Физкультминутка
Шарада
Творческий конкурс
Вопросы конкурсов игры затрагивают не только знание школьной программы, но проверяют в кругозор и логическое мышление. Мы надеемся, что на игре вы узнаете много интересного и нового по таким предметам как биология, география и физика-химия.
I Разминка
Командам предлагаются вопросы, на которые они должны ответить (каждый верный ответ – 1 балл).
По руслу какой реки протекает 1/5 всей речной воды мира? (Амазонка)
Сколько процентов Земли покрыто водой (71%)
Какой океан является самым большим, а какой самым маленьким. (Тихий и СЛО)
Белое, Красное, Желтое, Черное – это….? (Название морей)
Сколько на нашей планете океанов? (4 или 5) и т.д.
II Своя игра.
Учащиеся выбирают категорию вопросов и их стоимость
(баллы присуждаются согласно баллам за вопрос). Даны пять вопросов из биологии, географии и физики-химии. Каждый вопрос имеет стоимость от 1 до 5 баллов, учащиеся самостоятельно выбирают тему и стоимость вопроса.
Например: Назовите удивительное животное, тело которого на 98% состоит из воды. (4 балла).
В каком море ловят рыбу жители 3-х частей света? (4 балла).
Назовите имя ученого, придумавшего акваланг. (5 баллов).
II Физкультминутка (не оценивается)
Правила: Если названное слово обозначает то, что содержит воду (лужа) – необходимо встать
Если предметы или явления имеют косвенное отношение к воде (рыба) – поднять руки
Если предмет или явление, не имеют отношение к воде (стол) – хлопают в ладоши
Слова: парта, ветер, дельфин, море, песок, рак, компот, вулкан, лава, чай, ручка, снег, телевизор, книга.
IV Шарада Учащимся предлагается стихотворение (см презентацию), в котором герои совершают нарушения в правилах поведения на воде, команды должны найти все нарушения. (за верно найденный ответ – 1 балл)
У большой и глубокой реки
Жили-были одни чудаки.
Был у них непослушный характер:
Выплывали они за фарватер,
В незнакомых катались плотах,
И дырявую лодку качали,
И не знали тревог и печали.
А однажды, во вторник как раз,
Разноцветный надули матрас
И поплыли на нем за буйки…
Больше нет чудаков у реки!
V Творческий конкурс
Командам необходимо изобразить уникальное животное и рассказать о нем по плану (за каждый пункт плана командам присуждается – 1 балл)
Название
Место обитания
Размеры, масса тела
Как двигается
Чем питается
В конце игры подведены итоги и получены награды.
Предметная неделя помогает формированию у учащихся целостного взгляда на мир и человека. Мероприятия, в ходе которых объединяются и взаимодействуют различные учебные дисциплины, являются одной из необходимых составляющих учебно-воспитательного процесса. Цель проведения предметной недели: повышение мотивации к обучению, развитие самостоятельной познавательной активности мы считаем, была достигнута.
Икт сопровождение представляет собой презентацию в Power point. Все задания и ответы игры отражены в презентации, что позволяет повысить эффективность объяснительно-иллюстративного компонента. Презентация создается учителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Система организации внеурочной деятельности с использованием ИКТ
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Она понимается сегодня преимущ...
Методическое сопровождение и организация внеурочной исследовательской деятельности учащихся.
В выступлении на лингвистическом коллоквиуме в рамках "Ярмарки педагогических идей" (АППО, СПб, 2012г) сообщается об организации деятельности участников конкурса "Мое любимое слово на ино...
Возможности использования ИКТ в организации внеурочной деятельности обучающихся сельской школы
Возможности использования ИКТ в организации внеурочной деятельности обучающихся сельской школы...
«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»
В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на взаимосвязи внутре...
Использование потенциала предмета «Физическая культура» для организации внеурочной деятельности школьников в условиях перехода на ФГОС
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) одной из основных задач рассматривается формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Решение этой задачи помимо ...
Использование элементов робототехники при организации внеурочной деятельности учащихся по изучению алгоритмизации и программирования
Использование элементов робототехники при организации внеурочной деятельности учащихся по изучению алгоритмизации и программирования...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассматривается применение игровых технологий в процессе организации внеурочной деятельности в начальной школе. Игровые технологии становятся неотъемлемой частью образовательного процесса, по...