Использование потенциала предмета «Физическая культура» для организации внеурочной деятельности школьников в условиях перехода на ФГОС
статья по физкультуре на тему
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) одной из основных задач рассматривается формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Решение этой задачи помимо обязательной части и части, формируемой самостоятельно образовательным учреждением, во многом должно определяться внеурочной деятельностью в объеме двух часов в неделю. Я считаем, что она должна включать как теоретическую, так и практическую компоненты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
0001cb81-122a4498.docx | 21.22 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование потенциала предмета «Физическая культура» для организации внеурочной деятельности школьников в условиях перехода на ФГОС»
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) одной из основных задач рассматривается формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Решение этой задачи помимо обязательной части и части, формируемой самостоятельно образовательным учреждением, во многом должно определяться внеурочной деятельностью в объеме двух часов в неделю. Я считаем, что она должна включать как теоретическую, так и практическую компоненты. Первая преимущественно должна быть направлена на воспитание у детей приоритета здоровья, на вооружение их знаниями и умениями в вопросах обеспечения здорового и безопасного поведения и т.п. Практическая же часть должна быть ориентирована не только на компенсацию двигательного дефицита ребенка, но и на приобщение его к регулярным занятиям физическими упражнениями. Этому условию может соответствовать такая организация, когда одно занятие проводится непосредственно в учебном помещении и преимущественно направлено на решение обучающих и воспитательных задач («Час здоровья»), а второе – на восполнение гипокинезии и может проводиться вне стен образовательного учреждения («Час физической тренировки»). Проведение «Часа физической тренировки» может быть ориентировано на использование не только имеющихся в самом образовательном учреждении возможностей (спортивный зал, игровые площадки, гимнастический городок, тропа здоровья и пр.), но и на походы, экскурсии, занятия в близлежащих специализированных спортивно-физкультурных учреждениях и организациях (стадионы, бассейны и др.) и т.п.
I. Час здоровья: Организация и структура «Часов здоровья» должны быть направлены на решение следующих задач.
1. Сформировать у обучающихся представление о здоровом образе жизни (ЗОЖ) и безопасном поведении.
2. Вооружить школьников знаниями об особенностях занятий физическими упражнениями в соответствии с их возрастно-половыми особенностями и уровнем здоровья.
3. Обучить школьников основным жизненно важным, а также необходимым в учебной работе двигательным навыкам и умениям.
В каждом уроке предусматриваются теоретическая и практическая части (с соотношением по времени 40:60).
Основными разделами теоретического материала являются: физическая культура; психическое здоровье; закаливание и профилактика простуд; рациональное питание; гигиенические основы здоровья; первая доврачебная помощь; предупреждение вредных привычек; рациональный режим обучения.
Практическая часть проводится с обучающимися (в школьной форме) непосредственно в классном помещении, что потребует таких продолжительности и интенсивности нагрузок, которые не должны привести к началу потоотделения. Для этого упражнения должны выполняться в спокойном темпе, с повторностью каждого не более 6-8 раз и с перерывами между выполнениями упражнений 20-30 сек.
Двигательная часть урока начинается с подсчета пульса, затем в виде инварианта (не более 5-7 минут) должна включать упражнения, которые рекомендуются во время приготовления школьниками домашних учебных заданий и ориентированы на решение задач: устранение застойных явлений в кровообращении и дыхании; предупреждение нарушений осанки; профилактика нарушений зрения; восстановление умственной работоспособности. В остальное время двигательной части урока здоровья (около 20 минут) подбор упражнений должен по возможности соответствовать изучаемому теоретическому материалу. Сам набор упражнений этой части урока должен включать три группы упражнений.
1. Представляющих собой элементы повседневной двигательной активности человека. Благодаря их периодическому повторению можно добиться автоматизации навыков, занимающих заметное место в жизнедеятельности человека.
2. Необходимых для обеспечения нормального функционирования организма (тренировка дыхания, регуляция психического состояния, аккомодации глаз и пр.).
3. Направленных на освоение приемов первой доврачебной помощи.
Проведение занятий в методическом плане должно определяться возрастными психофизиологическими особенностями школьников.
II. Час физических тренировок: Организация и структура «Часа физических тренировок» направлены на решение следующих основных задач.
1. Повышение показателей физического развития и физической подготовленности школьников.
2. Приобщение детей к регулярным занятиям физическими упражнениями.
3. Знакомство с родным краем.
Большую часть «Часов физических тренировок» желательно проводить на свежем воздухе, но при плохой погоде их можно проводить и в помещении, поэтому при планировании следует предусмотреть возможность перестановки последовательности видов работ.
В настоящее время большинство школ располагает определенными возможностями строительства на прикрепленной территории различных спортивных сооружений, как плоскостных, так и оборудованных специальным оборудованием (гимнастический городок, полоса препятствий и др.).
Проведение «Часа физических тренировок» на свежем воздухе позволяет достичь многих благоприятных результатов в укреплении здоровья школьников. Вот некоторые из них.
1. Закаливание. Решение этой задачи возможно несколькими средствами, среди которых можно упомянуть выполнение упражнений на прохладном воздухе в облегченной спортивной форме, контрастное закаливание воздухом при прохладной и низкой температурах, босохождение и т.п. При этом педагогу необходимо тщательно следить за реакцией каждого ребенка на холодовое воздействие (окраска кожи, поведение) и ни в коем случае не допускать появления у детей чувства зябкости или даже переохлаждения. Поэтому перед первым же занятием по закаливанию педагог должен предупредить детей о том, что здесь необходим тщательный контроль самочувствия и не допустимы элементы соревнования. При проведении закаливания педагог должен знать возможные, у отдельных детей, диагнозы, которые должны ограничить (но не исключать) использование холодовых факторов. При проведении «Часа физической тренировки» в помещении закаливание следует проводить за счет предварительного проветривания. Здесь также возможны контрастное закаливание воздухом и босохождение.
2. Воспитание двигательных качеств преимущественно достигается за счет специально подобранных упражнений. Так, для тренировки выносливости могут использоваться различные варианты ходьбы и легкого бега, среди которых – пешие прогулки в ускоренном темпе, кроссы, ходьба на лыжах и другие виды перемещений. Для воспитания силы и ловкости незаменимы упражнения на снарядах гимнастического городка и преодоление полосы препятствий. При этом необходимо требовать от детей точности выполнения движений, но для этого сами упражнения по структуре, сложности и интенсивности выполнения должны подбираться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
3. Воспитание культуры взаимоотношений и коллективизма. В этом отношении особое значение имеют спортивные игры и подвижные игры с элементами спортивных игр. Сопровождаемые быстрой сменой ситуаций, они соответствуют возрастным особенностям соотношения возбудительно-тормозных процессов в ЦНС школьников, что делает игры особенно привлекательными для детей. Вот почему ученик в игре может проводить длительное время, а монотонная, хотя и менее интенсивная работа, довольно быстро вызывает у него утомление. К преобладающему в игре режиму скоростно-силовой работы ребенок хорошо адаптируется, т.к. у него довольно активно идут процессы врабатывания и восстановления. Игра позволяет ребенку реализовать себя в соответствии со своими возможностями, а проводимая по определенным правилам заставляет его подчиняться этим правилам и, согласовывая свои действия с игрой других детей, чувствовать себя членом коллектива.
Для воспитания чувства коллективизма может использоваться и полоса препятствий. Для этого по заданию педагога при прохождении этапов полосы ребята должны показать не только силу и ловкость, но и продемонстрировать взаимопомощь и взаимовыручку между собой.
4. Обучение жизненно важным навыкам и умениям. К таким навыкам следует отнести, например, правильное падение (вперед, вбок, назад), определенные навыки самообороны, поведения в некоторых экстремальных ситуациях, оказания первой помощи с использованием подручных средств, предвидение и избегание опасных ситуаций и т.п. При обучении жизненно важным умениям и навыкам необходимо добиваться их доведения до автоматизма. При использовании школьно-туристического маршрута (включая полосу препятствий и прилегающую к школе территорию) дети должны показать как практические умения (установка палатки, укладка рюкзака, переноска пострадавшего), так и теоретические знания (первая медицинская помощь пострадавшему, взаимопомощь и т.д.).
5. Знакомство с родным краем. В решении этой задачи особое значение имеют прогулки и экскурсии по памятным местам своего места проживания, а также знакомство с особенностями местного ландшафта, флоры и фауны. Задания по сбору гербария помогают детям систематизировать растения, выделять среди них полезные и опасные для жизни и здоровья.
При наличии автобуса желательно периодически (например, каждую учебную четверть) проводить кроссы бегом или на лыжах, экскурсии со специальными заданиями (собрать гербарии луговых, полевых, лекарственных растений и т.п.), окультурить пляжный берег реки и т.п.
6. Приобщение детей к регулярным занятиям физическими упражнениями, когда двигательная активность становится неотъемлемым компонентом образа жизни человека в течение всей последующей жизни.
Разрешение указанной задачи требует выполнения условий:
- двигательная активность должна заканчиваться состоянием, которое И.П. Павлов назвал «мышечной радостью» – в этом случае сами физические упражнения будут у ребенка ассоциироваться с приятными представлениями, и возникнет желание повторять их снова и снова;
- предлагаемые двигательные задания соответствуют индивидуальным особенностям школьника, но их выполнение требует затраты определенных усилий; развивающееся в этом случае адекватное утомление вместе с эмоциональным удовлетворением от достигнутого результата и является основой «мышечной радости»;
- ученик должен постоянно чувствовать те успехи в физическом развитии и физической подготовленности, которых он достиг в процессе занятий физическими упражнениями. Для этого результаты проводимого, в частности, ежемесячного тестирования этих показателей должны отражаться в соответствующем классном «Экране результатов проверки уровня физической подготовленности школьника». Но при этом результаты отдельных детей не должны сравниваться между собой, а лишь отражать динамику изменений именно данного ученика;
- проводимые с определенной периодичностью (например, ежемесячно) в праздничной обстановке физкультурно-массовые мероприятия учащихся класса обеспечивают достаточно высокую эмоциональную окраску. Они могут носить не только практический характер («День здоровья», «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Лучшая утренняя гимнастика» и др.), но и способствовать проявлению творчества детей (конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни», конкурс стихотворений по такой же тематике и т.п.). Организаторам этих мероприятий желательно заранее предусмотреть такое подведение итогов, при котором каждый из участников был бы удостоен определенной награды и внимания.
Таким образом, анализ приведенного материала по еженедельному проведению внеклассных мероприятий по формированию культуры здоровья и безопасного поведения в форме «Часов здоровья» и «Часов физических тренировок» позволяет считать, что они способствуют решению основных задач, определенных для этого вида работ Федеральным государственным образовательным стандартом. Разумеется, этим формам организации работ по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни не противоречат дополнительные средства и формы участия детей в физкультурной и спортивной работе (например, занятия в спортивных секциях), однако, как нам представляется, именно целенаправленные программы «Часов здоровья» и «Часов физических тренировок» могут в достаточной мере решить основную задачу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение эффективности урока истории путем организации проектной деятельности обучающихся в условиях перехода к ФГОС.
В данной статье рассмотрены основные аспекты работы учащихся и роли учителя в проектной деятельности на уроках истории и обществознания....
Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в условиях перехода на ФГОС
Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная деятельность. В то же время чер...
Организация внеурочной деятельности школьников в условиях реализации ФГОС ООО
Слайдовая презентация составленная для районного метеодического объединения....
Модель организации внеурочной деятельности школьников ООО в условиях образовательного учреждения при переходе на ФГОС
Цель: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций....
Нормативные и методические основы и пути решения организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации требований ФГОС ООО
В работе рассматриваются вопросы:· Нормативные правовые основания организации внеурочной деятельности· Понятие...
«Интеграционная информационно-образовательная среда образовательной организации как фактор развития творческой и интеллектуальной деятельности учащихся в условиях перехода к ФГОС среднего общего образования»
Одной из приоритетных задач в области образования является обеспечение высокого качества образования, основанного на фундаментальности знан...
Использование игровых и проектных технологий при организации внеурочной деятельности по математике в соответствии с ФГОС основного общего образования
В данной статье описывается значение и роль использования игровых технологий во внеурочной деятельности по математике в соответствии с ФГОС. Предложена программа проведения внеурочных занятий....