Внеклассная работа по географии как условие развития учащихся на основе индивидуализации обучения
статья по географии (7 класс) на тему

Ендовицкая Татьяна Николаевна

Тема моей работы "Внеклассная работа по географии как условие развития учащихся на основе индивидуализации обучения. Это целенаправленная образовательно-воспитательная работа учащихся под руководством учителя проводимая в свободное от учебных занятий время.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассная  работа по географии как условие развития учащихся на основе индивидуализации обучения.

      Внеклассная работа по географии –это целенаправленная образовательно-воспитательная  работа учащихся под руководством учителя, проводимая в свободное от учебных занятий время. Внеклассная работа организуется и проводится с учетом запросов учащихся, их индивидуальных наклонностей, что дает возможность детям проявить активность и самостоятельность. Наша задача -  направлять интересы школьников в русло общественно полезной деятельности. География, как и другие учебные предметы, располагает большими возможностями широко использовать многие виды внеклассных работ. Такая работа к тому же обладает большой привлекательностью, что в сильной степени зависит от особой специфики географической науки, а также от многообразия тех форм и методов, с помощью которых организуются эти занятия.

     С первого дня занятий учителю следует присмотреться  к своим учащимся, изучить их склонности, выявляя в каждом классе тех учеников, которые проявляют повышенный интерес к географии. Эти ребята являются в будущем опорой учителя, его активом во внеклассной работе, создаются постоянные и временные группы.

     В результате анкетирования и собеседований с учащимися мною был выявлен их интерес к краеведческим проблемам, в частности к географии родного села, района и области. С учетом пожелания ребят была составлена программа кружка «Вокруг света». Эта программа является наиболее подходящей для реализации принципа обогащения, так как в ней рассматриваются многие темы физической и экономической географии на конкретных примерах из местного материала. В кружке занимаются в основном учащиеся 6-7 классов. Но нередко гостями здесь бывают учащиеся старших классов: иногда в роли слушателей, а чаще -  в роли помощников учителя. Разновозрастной состав членов кружка , с одной стороны, создает некоторые сложности в проведении занятий, но в то же время, как мне кажется, имеет преимущества, которые заключаются в том, что:

1. Создаются условия для обмена разнообразной информацией между различными группами ребят.

2. Во время деловых игр и практических занятий учащиеся младшего возраста с помощью старшеклассников получают возможность справиться с более трудными заданиями, что способствует повышению их уровня развития.

3. Развиваются коммуникативные возможности учащихся.

     Группа старшеклассников использует проектные работы:  учащиеся выбирают тему, над которой желают работать, начинают собирать материал в библиотеках, пользуется Интернетом. Затем проекты оформляются, делается презентация и проходит защита проекта на занятиях кружка. В этой группе  применяется и  метод тестирования с использованием компьютерной техники. Большинство тестов, используемых как при компьютерном тестировании, так и обычном, было составлено мною и старшеклассниками. Причем готовилось несколько вариантов с учетом особенностей учащихся. Таким образом, индивидуализация обучения реализуется здесь на основе интересов детей, объема материала, трудности работ.

     Чрезвычайно привлекательной для детей является такая форма работы, как составление и решение географических задач. Эти задачи рассчитаны на выполнение заданий в новой учебной ситуации, связаны с выполнением конкретных практических дел, моделированием ситуаций, составлением прогнозов. Работа над задачами позволяет использовать проблемный подход к рассмотрению географических явлений, дает возможность реализовать творческий потенциал учащихся, развивает интерес к предмету, усиливает связь с жизнью, учит активно использовать разнообразные источники массовой информации. Особое внимание  обращается на работу с задачами конструктивного типа, развивающими географическое мышление.

     Особенностью занятий группы младших учащихся является то, что они проходят преимущественно в осеннее и весеннее время. Заметную часть здесь составляют практические работы экологической направленности.  Так члены кружка провели проектно-исследовательскую работу по проблеме охраны вод и водных объектов села  Белогорья.

Проектно-исследовательская работа показала эффективность сочетания изучения природных объектов с общественно-полезной деятельностью учащихся. Организация такой работы осуществлялась в процессе учебной экскурсии по основным водным объектам села.

      Совместно с учителем составляется индивидуальный план работы, направленный, как правило, на достижение конкретной цели, например успешное выступление в районных олимпиадах, участие во всероссийских чемпионатах и конкурсах по географии, проводятся консультации по отдельным  темам.

       Особенностью внеклассной работы является еще и то, что учащиеся сами могут выбирать форму и вид работы, детей привлекает занимательность в географии, возможность дружеского общения.

       Трудно подводить итоги работы учителя. Должны пройти годы, чтобы полностью проявились результаты  описанной работы. Но все же отдельные конкретные результаты дифференцированного и индивидуального обучения есть:

Отсутствие неуспевающих по географии.

С каждым годом увеличивается число учащихся, которые выбирают географию как переводной или выпускной экзамен и успешно их сдают.

Имеются призовые места на районных олимпиадах и конкурсах.

Рано или поздно перед каждым учителем встает « вечный вопрос: «В чем же суть, главный смысл педагогической деятельности?». Постепенно приходит понимание, что главное – это создание условий для развития личности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие иноязычных способностей как основа индивидуализации обучения иностранному языку

В статье рассматриваются основные факторы, обеспечивающие успешность усвоения иностранного языка школьниками....

Статья: Внеклассная работа учителя - одно из условий социализации учащихся.

В статье анализируется деятельность Отделения Дополнительного Образования детей. Представлен опыт работы с детьми группы риска. Важную роль в социализации учащихся играет учитель. Внеклассная работа к...

Развитие познавательного интереса учащихся на основе проблемного обучения с использованием ИКТ.

Обобщение опытом работы по теме самообразования "Развитие познавательного интереса учащихся на основе проблемного обучения с использованием ИКТ"...

Формирование навыков самостоятельной работы на уроках биологии как необходимое условие развития учащихся.

Формирование  навыков самостоятельной работы  на уроках биологии как необходимое условие развития учащихся....

Проектная работа по теме: «Внеклассная работа по географии как средство активизации познавательной деятельности учащихся»

В работе будут рассматриваться особенности внеклассной работы по географии, дается характеристика различных форм внеклассной работы. Важнейшим видом внеурочной работы по географии является школьное кр...

Экологическое воспитание учащихся на уроках и во внеклассной работе по географии.

Сегодня является одной из важнейших задач общества, а значит, и образования.На уроках географии уч – ся получают знания о родном крае, а  во внеурочное время углубляют и расширяют полученные знан...