Комплексная работа со словом как условие развития творческой компетентности учащихся
презентация к уроку по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Чернецова Ирина Васильевна

Презентация выступления о роли творческих уроков

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Комплексная работа со словом как условие развития творческой компетентности учащихся

Слайд 2

Содержание «Кристаллизация» смысла текста и микротекста путём составления синквейнов. Формы работы с синквейнами. От тайны слова к тайне факта. (Уроки творческого развития). Работа со словом при анализе лирического стихотворения. Обучающее компьютерное тестирование как форма работы со словом.

Слайд 3

До тех пор, пока ребёнок не почувствовал аромат слова, не увидел его тончайших оттенков, - нельзя вообще начинать обучение грамоте. В.А. Сухомлинский.

Слайд 4

Эпитеты – одежда слов. Они лишают слово его первозданного звучания. Они избаловали нас. Мы уже плохо воспринимаем слово как таковое: осень, море, трава. Нам необходимы подпорки: трава зелёная, сухая, прелая, душистая; осень ранняя, ненастная, серая, тёплая… А между тем как прекрасно слово само по себе! Осень. Море. Трава. В. Солоухин.

Слайд 5

Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность. Б. Шоу.

Слайд 6

Самое главное – научить человека мыслить. Б. Брехт

Слайд 7

«Кристаллизация» смысла текста и микротекста путём составления синквейнов

Слайд 8

Синквейн – это инструмент для синтеза и обобщения сложной информации. Синквейн – это средство творческого самовыражения.

Слайд 9

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.

Слайд 10

Синквейн – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций. Синквейн – короткое литературное произведение, характеризующее предмет(тему), состоящее из 5 строк, написанное по определённому плану.

Слайд 11

Цели проведения Обогащает словарный запас. Подготавливает к краткому пересказу. Учит формулировать идею (ключевую фразу). Позволяет почувствовать себя творцом. Получается у всех. Нельзя списать.

Слайд 12

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определённым правилам. В чём смысл этого методического приёма? Составление синквейна требует от ученика кратко резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам.

Слайд 13

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвёртой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого у ченик высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы. Правила написания синквейна

Слайд 14

Последняя строчка – это слово-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть, по возможности, эмоциональной.

Слайд 15

Существительное (тема синквейна) Прилагательное (раскрывает тему) Прилагательное (раскрывает тему) Предложение в контексте темы Глагол Глагол Слово-резюме, слово-ассоциация Глагол

Слайд 16

Знакомство с синквейном проводится по следующей процедуре: Объясняются правила написания синквейна. В качестве примеров приводятся несколько синквейнов. Задаётся тема синквейна. Фиксируется время на данный вид работы. По желанию учащихся проверяются варианты синквейнов.

Слайд 17

Организационные формы работы с синквейнами Составление синквейнов по цепочке. Составление парных синквейнов. Синквейн – форма читательской интерпретации художественного произведения.

Слайд 18

Написание рассказа по синквейну. Определение темы неполного синквейна. Синквейн как оформление результата работы в группе. Конкурс на лучший синквейн, составленный по выбранной теме.

Слайд 19

Для некоторых учащихся сначала будет трудно выполнять эту работу. Эффективным средством введения синквейнов является работа в парах.

Слайд 20

Одна из форм работы с синквейнами – составление парных синквейнов. Каждый учение составляет свой синквейн, затем в паре обсуждают полученную работу и создают один – парный.

Слайд 21

Работа в парах Определяется тема для синквейна. Каждому ученику даётся 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем в паре проводится обсуждение полученных работ. Последняя стадия – составление парного синквейна.

Слайд 22

Работа в парах даёт возможность поговорить о теме рефлексии, аргументировать свои выводы. Кроме того, этот метод заставляет учащихся слушать друг друга, критически относиться к работе, проходит взаимообучение. При данном виде работы можно показать всю цепочку, последовательность работы. Читаются первоначальные варианты синквейнов. Потом - готовый результат. Можно послушать рассуждения участников работы. Завязывается дискуссия.

Слайд 23

Снайпер Холодный, равнодушный, жестокий Готовится, высматривает, убивает Твоя дорога – смерть Убийца

Слайд 24

Снайпер Меткий, усталый, молодой Страдает, думает, мстит Будь проклята война Родина

Слайд 25

Составление синквейнов по цепочке. Правила игры . Допустим, тема предыдущего синквейна – Любовь , а ключевое слово – Родина . Следующее пятистишие должно иметь тему – Родина.

Слайд 26

Война Страшная, жестокая Убивает, разлучает, пугает Войну хорошо слышать, да тяжело видеть. Долг

Слайд 27

Долг Святой, трудный Обязывает, зовёт, выполняется Долг не ждёт завещания Память

Слайд 28

Память Вечная, чистая Мучает, тревожит, заставляет Не будь грамотен, будь памятен. Родина

Слайд 29

Родина Единственная, великая Ждёт, страдает, любит Своя земля и в горсти мила. Всегда

Слайд 30

Синквейн – форма читательской интерпретации художественного произведения.

Слайд 31

Левша Искусный, быстрый Творит, думает, сравнивает Всякая работа мастера уважает Мастер

Слайд 32

Левша Русский, преданный Страдает, гордится, ненавидит Где кто родится, там и пригодится Патриот

Слайд 33

Левша Скромный, бесхитростный Умеет, молчит, стыдится Всему учён, только не изловчён Простак

Слайд 34

Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Важно делать эти упражнения систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями.

Слайд 35

Когда это делается, учение и мышление становятся прозрачным процессом, доступным для всех. Не будет никаких таинственных или трудноуловимых процессов, которые могут заметить лишь немногие.

Слайд 36

От тайны слова к тайне факта (Уроки творческого развития) Работа со словом при анализе лирического стихотворения

Слайд 37

Творческая карта наблюдений Тайна слова

Слайд 38

Куда мне деться в этом январе? Открытый город сумасбродно цепок… От замкнутых я , что ли, пьян дверей? И хочется мычать от всех замков И скрепок. И переулков лающих чулки, И улиц перекошенных чуланы. И прячутся поспешно в уголки И выбегают из углов угланы.

Слайд 39

И в яму, в бородавчатую темь Скольжу к обледенелой водокачке. И, спотыкаясь, мёртвый воздух ем, И разлетаются грачи в горячке. А я за ними ахаю, крича В какой-то мёртвый деревянный короб: Читателя! советчика! врача! На лестнице колючей разговора б!

Слайд 40

Тема наблюдения Лирический герой и город

Слайд 41

Опишите состояние лирического героя. Соберите слова для его характеристики. «пьян от замкнутых дверей» «хочется мычать от всех замков и скрепок» «скольжу в яму» «спотыкаясь, мёртвый воздух ем» «ахаю, крича в какой-то деревянный короб»

Слайд 42

Соберите слова, характеризующие атмосферу января. Январь – город сумасбродно цепок – замкнутые двери в открытом городе – замки и скрепки – переулков лающих чулки – улиц перекошенных чуланы – угланы в углах и уголках – яма – обледенелая водокачка – мёртвый воздух – грачи в горячке – мёрзлый деревянный короб.

Слайд 43

«Бородавчатая тень» - что это может быть? Это что-то таинственное, тёмное, мерзкое, страшное, таящее в себе смерть. Может быть, там живут какие-то отвратительные существа, поджидающие свою жертву.

Слайд 44

Советчика! Читателя! врача! Какое значение имеют заключительные слова стихотворения? Предположите, почему слова в заключительных строках расположены в таком порядке?

Слайд 45

Какое значение слова «углан» реализуется, по-вашему, в контексте стихотворения? Углан – парень, малый, подросток, болван, повеса, шалун, баловник, неуклюжий толстяк, нелюдим.(В.И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»

Слайд 46

Написание синквейна. Лирический герой Одинокий, беззащитный Задыхается, мычит, умирает «Куда мне деться в этом январе?» Безысходность

Слайд 47

Попробуйте создать синонимично-ассоциативный ряд к слову «город», исходя из собственного видения проблемы. Город – чулок – подвал – чердак – яма – замок – тюрьма – короб – могила – сумасшедший дом

Слайд 48

Определите цвет следующих слов? «Январь» – чёрный, «переулки» - грязно-коричневый, «улицы» - прозрачно-серый, «угланы» - полосатый(уголовники), «водокачка» - жёлтый, «читатель» - кроваво-красный(знамя, крик о помощи), «советчик» - зелёный(надежда), «врач» - бледно-серый, расплывчатый(безысходность).

Слайд 49

Написание эссе. Лирический герой стихотворения переживает чувства безысходности, страха. Окружающий мир враждебен ему. Город, в котором находится герой, призрачен, населён неведомыми, а оттого ещё более страшными существами. Но в то же время город вполне реален, он давит на героя, преследует его, убивает. Герой болен, но ему необходим не врач, а читатель, советчик.

Слайд 50

«Мёрзлый деревянный короб», в который кричит герой, ассоциируется у меня с гробом и мёрзлой землёй в могильной яме. Что с ним стало на самом деле? Прав ли я?

Слайд 51

Тайна факта

Слайд 52

Автор стихотворения – Осип Эмильевич Мандельштам, российский поэт. Родился 3(15) января 1891 года в Варшаве, умер 27 декабря 1938 года на лагерном пункте Вторая речка, под Владивостоком.

Слайд 53

В ноябре 1933 года, на пике своей ненависти к советскому официозу, пишет антисталинское стихотворение «Мы живём, под собою не чуя страны…». За это его арестовывают и отправляют в ссылку в Чердынь, затем разрешают выбрать другое место поселения.

Слайд 54

Мандельштам выбирает Воронеж, где находится с 1934 по 1937 год. Большая часть стихотворений, созданных в воронежский период, отразила стремление бесповоротно сломленного арестом и болезнями поэта выговориться сполна, сказать своё последнее слово. В мае 1937 года поэт получил разрешение выехать из Воронежа. Спустя год его арестовали вторично и отправили по этапу в лагерь, на Дальний Восток. Мандельштам скончался от тифа в пересыльном лагере. Реабилитирован посмертно.

Слайд 55

Творческая карта наблюдений Тайна слова

Слайд 56

Стихи растут, как звёзды и как розы, Как красота - ненужная в семье. А на венцы и на апофеозы – Один ответ: - Откуда мне сие? Мы спим – и вот, сквозь каменные плиты, Небесный гость в четыре лепестка. О мир, пойми! Певцом – во сне – открыты Закон звезды и формулы цветка.

Слайд 57

Тема наблюдения Лирический герой и тайны поэтического ремесла

Слайд 58

Попробуйте сформулировать свой «закон звезды» и написать «формулы цветка». С чем сравнивает лирический герой стихи? Оцените это сравнение. Попробуйте создать свой синонимический ряд. Как вы относитесь к выражению «ненужная красота»? Почему роза названа далее просто цветком?

Слайд 59

Написание эссе Автор размышляет об одной из тайн мастерства поэта, о взаимоотношениях поэта и поэзии. Поэт наделён тайной силой, «законом звезды» он связан с космосом, а не с грешной землёй, где красота никому не нужна.

Слайд 60

Обучающее компьютерное тестирование как форма работы со словом

Слайд 61

Цели работы Актуализировать и обобщить имеющикеся у ченика знания по данной теме Вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельность Побудить к активной работе на уроке и дома

Слайд 62

Тестирование – один из самых современных инструментов получения педагогической информации. Признано, что это самый объективный и качественный способ контроля ЗУНов, так как позволяет создать равные для всех условия, предложить единые критерии оценки и интерпретации результатов. Очевидно, что «бумажное» тестирование становится компьютерным.

Слайд 63

Использование информационных технологий как инструмента для создания новых обучающих средств вывело тестирование на качественно новый уровень, расширило сферу его применения. Эпоха мультимедиа позволяет использовать анимацию, интерактивные презентации, гипертекстовые справочные блоки, элементы вариативной помощи, разные виды работы с учебным материалом.

Слайд 64

Компьютерное тестирование может взять на себя, помимо традиционной оценочной функции ( на этапах входящего, промежуточного и итогового контроля), и ряд дополнительных: диагностическую, обучающую, корректирующую, развивающую и прогностическую.

Слайд 65

Цель представленного тестирования – обучение. Дети не боятся получить плохую оценку, осуждение товарищей, работа в парах, самостоятельное получение знаний с помощью… Подготовка к другим видам тестирования

Слайд 66

Обучающее тестирование СЛОВАРНОЕ БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА

Слайд 67

Содержание работы Лексика, лексическое значение слов, лексические группы:…Особенности употребления слов. Словари, в которых живут слова

Слайд 68

Структура работы Работа состоит из тестовых заданий, снабжённых вариантами ответов.

Слайд 69

Инструкция для учащихся, работающих в паре Друзья! Сегодня обучать себя вы будете сами. Позвольте напомнить вам правила работы.

Слайд 70

Помоги товарищу, сидящему рядом, или обратись к нему за помощью. Делай это тихо, не мешай никому, сегодня все работают самостоятельно. Улыбнись, пожми руку другу. Не спеши задавать вопросы учителю: подумай, внимательно ли ты прочитал задание. Не торопись. Всё в этой работе тебе по силам. Ты обязательно справишься. Успеха!

Слайд 71

В каком ряду оба прилагательных употреблены в переносном значении? А . Золотая осень, горячий утюг. Б . Горячий утюг, горячее сердце. В . Золотая брошь, горячее сердце. Г . Горячее сердце, золотая осень.

Слайд 72

Установите соответствие между словами из левой и правой колонки. А. Диалектизм. 1. Шоумен. Б. Устаревшее 2. Яр. слово. 3. Ратный. В. Неологизм. А1 А2 А3 Б1 Б2 Б3 В1 В2 В3

Слайд 73

Вставьте фразеологизмы А. Всё пошло … Б. О таких говорят- В. Ты опять … у своих привычек. 1. Ни рыба ни мясо. 2. Вверх дном. 3. Идти на поводу. А1 А2 А3 Б1 Б2 Б3 В1 В2 В3

Слайд 74

Правильно!!! Молодец!!!

Слайд 75

Неправильно!

Слайд 76

Справка буквоеда Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения или употреблением в речи. Синонимические ряды – несколько слов-синонимов, один из которых является главным.

Слайд 77

Зона релаксации Устал? Отдохни!!!

Слайд 78

Рефлексия Ты справился с трудной работой. Молодец! Подумай, достиг ли ты поставленных целей? Доволен ли ты своей работой? Выбери рисунок, соответствующий твоему настроению в конце урока.

Слайд 82

Конец!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование школьного уклада жизни через культурную взаимосвязь с социумом как условие развития творческого потенциала учащихся сельской малочисленной школы

Сельская школа, находясь в очень непростых социально-экономических условиях, вынуждена искать способы и формы функционирования, чтобы способствовать и творческому развитию учащихся, и их социа...

Проектная деятельность учителя как условие развития образовательных компетентностей учащихся.

Яцкина Галина Васильевна  Выступление на семинаре заместителей директоров школ по УВР23.12.2010г....

Учебно-методическое обеспечение кабинета изобразительного искусства как одно из условий развития творческих способностей учащихся

Глубокие перемены, происходящие в социально-экономической сфере, влекут изменения в отечественной системе образования. Перед средней школой стоит задача воспитания социально адаптированной, твор...

Презентация к выступлению по теме "Учебно-методическое обеспечение кабинета изобразительного искусства как одно из условий развития творческих способностей учащихся "

Данная презентация создана как сопровождение к выступлению на III ИНФОРМАЦИОННОЙ ЯРМАРКИ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВА...

Условия развития творческих способностей учащихся

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХСПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ С. Н. МироненкоМБОУ СОШ – 14 имени А. Ф. Лебедева...

Проектная деятельность как условие развития творческих способностей учащихся в предмете «Технология»

В настоящее время в связи с модернизацией российского образования встала проблема возрождения метода проектов в отечественной школьной практике. Сторонники этого метода далеки от простого перено...

" Выполнение проектных работ на уроках технологии, как условие развития творческих способностей учащихся"

Статья по предмету Технология на тему " Выполнение проектных работ на уроках технологии, кака условие развития творческих способностей учащихся"...