ЯПОНИЯ. Экономико-географическое положение. Природные ресурсы и население.
план-конспект урока по географии (11 класс) по теме
Цель урока:
- Знать основные черты ЭГП, проблемы использования территории, природные ресурсы, национальный состав и размещение населения Японии.
- Уметь составлять экономико-географическую характеристику страны.
- Развитие интереса и уважительного отношения к духовной культуре японского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yaponiya._ekonomiko-geograficheskoe_polozhenie.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования
Красноармейского района
Ст.Полтавская
МАОУ СОШ №7
ЯПОНИЯ. Экономико-географическое положение.
Природные ресурсы и население.
(план-конспект урока по географии в 11 классе)
Учитель: Шахлович А.Н.
2012 г.
Тема: Япония. Экономико-географическое положение,
Природные ресурсы и население.
Цель урока:
Знать основные черты ЭГП, проблемы использования территории, природные ресурсы, национальный состав и размещение населения Японии.
Уметь составлять экономико-географическую характеристику страны.
Развитие интереса и уважительного отношения к духовной культуре японского народа.
Оборудование: презентация к уроку, экономическая и физическая карта Японии, атласы.
Ход урока.
Организационный момент. Объявление темы, цели и задачи урока, знакомство с планом урока.
План урока:
1. Япония-«страна-наоборот».
2. Название страны и состав территории.
3.Экономико-географическое и политико-географическое положение .
Влияние ЭГП на развитие страны, его изменение во времени.
4. Особенности населения. Демографическая политика. Культура Японии.
5. Природные ресурсы и их использование. Оценка природно - ресурсного
потенциала для развития хозяйства Японии.
1.Япония-«страна – наоборот».
В этой стране пальто подаёт женщина; руль в машине с правой стороны; пишут сверху вниз; едят палочками; спят на полу, а белый цвет является траурным.
2. Название страны и состав территории. Беседа с дополнениями учителя.
Древнее название страны-Ямато, «Страна-восходящего Солнца»
Столица-Токио, что означает- «Восточная столица»,расположена на месте бывшего замка Эдо. Прежняя столица- г.Киото.
Экономически развитое государство. Член «Большой восьмерки», но не член НАТО. Конституционная монархия. Унитарное государство( 46префектур и губернаторство Хоккайдо).
Национальный японский флаг белого цвета с красным кругом-солнцем в середине.
Круглая хризантема - национальный цветок Японии.
Работа с атласом:
1.Охарактеризуйте географическое положение и природные особенности страны.
Страна-архипелаг. 4крупных о-ва(о.Хоккайдо,о.Хонсю, о.Кюсю, о.Сикоку) и 4 тыс.мелких в Тихом о-не. Протяженность береговой линии 30 тыс. км.
Площадь страны-377.8 тыс.кв.км.
Рельеф преимущественно гористый, высшая точка-г.Фудзияма(3 776м).Насчитывает-
Ся 118 вулканов, из них более 40 действующих.
Низменности вдоль побережья, часто подвержены цунами и землетрясениям.
60% территории страны покрыто лесом.
Климат влажный морской , на севере-умеренный, на юге-тропический.
Имеются горячие источники.
3.ЭГП и ПГП. Влияние ЭГП на развитие страны, его изменение во времени.
Беседа с элементами дополнения.
Япония-древнее государство(с 3-го века н.э.)
Политика самоизоляции
До 1945г. Имела большую территорию( южные о-ва Курильской гряды-Шикотан, Кунашир, Итуруп, о-ва Хабомаи), Юж.Сахалин, о.Тайвань и Корея.
До сегодняшнего дня не подписан с Россией мирный договор, остаются спорными Курильские о-ва.
Дайте характеристику ЭГП ,выделяя сразу положительные и отрицательные его черты.
Благоприятные черты: Неблагоприятные черты:
1.Островное положение, 1.Удаленность от большинства развитых
возможность для развития стран «Большой восьмерки»,затрудняет
широких экономических отношений процесс интеграции.
2. Положение в центре АТР, 2. Положение в сейсмической зоне
наиболее динамично развиваю- 3. Малая площадь территории
щегося региона.
3.Благоприятные климатические
условия.
Сделайте вывод: Каково же в целом ЭГП Японии (выгодное или нет) ? Ваше мнение.
4.Особенности населения. Демографическая политика.
Проанализировать данные о населении на слайде.
Численность- 127 млн. чел.(8-е место в мире).
Однонациональная страна (японцы составляют 99.3%; др.народы-
корейцы-511.3 тыс чел.; китайцы-244.2тыс чел.;
бразильцы-182.2 тыс чел.; филлипинцы-89.9 тыс чел; айны-20 тыс.чел.(на оХоккайдо)
Следовательно, какой государственный язык? (японский) Прослушать сообщение о японской письменности.
Назовите религии, исповедующие населением Японии. Сообщение ученика.
К какому типу воспроизводства населения относится данное государство? Анализ слайда:
Рождаемость: 1947г – 34 чел.на 1 000 жителей
1960г – 19 чел.на 1 000 ж.
2 000г – 9.5 чел.на 1 000 ж.
Детская смертность снизилась с 60 до 3 чел/1 000 жит –«Японское чудо»
Естественный прирост снизился с 15 чел/1 000 (в 1950г), до 1/1 000(2 000г).
Подобный демографический переход( демографическую революцию) страна совершила самой первой из стран Азии и в довольно короткие сроки.
С 1949г в стране проводится демографическая политика.
Каково ваше мнение, на что была направлена демографическая политика государства в середине 20 века?
Основные направления: снижение рождаемости и повышение уровня жизни.
Методы достижения: - занятия со школьниками по планированию семьи
- повышение брачного возраста
- увеличение затрат на воспитание и образование детей
- дорогие свадебные церемонии.
В результате Япония столкнулась с демографическими проблемами:
- процессом постарения населения и угрозой депопуляции
Продолжительность жизни –одна из самых больших в мире.Ваше мнение, почему?
Анализ слайда: -Употребление в пищу морепродуктов; Здоровый образ жизни;
- Малое употребление спиртных напитков; доброжелательность;
- Высокая образованность населения.
Какая территория Японии наиболее заселена?(см.атлас) побережье Тихого о-на.
Средняя плотность населения-336 чел.\кв.км. В городах плотность достигает- 1000чел\км.кв.
К каким странам относится Япония по уровню урбанизации?
4. 80% - городское население. В стране более 200 больших городов, 12 из них-города
миллионеры. Самыми крупными агломерациями считаются Токио, Нагоя, Осака.
Они образуют мегалополис ТОКАЙДО, где живет около 56% всего населения страны.
Самым крупным городом мира является Токио(26 млн. чел.)
Культура Японии. Прослушивание кратких сообщений учеников.
Архитектура; Одежда ; Японский сад; Праздники; Спортивные и военные традиции.
5.Природные ресурсы и их использование.
Страна богата культурными традициями, а
Какими природными ресурсами обладает Япония?
1.Бедна минеральными ресурсами(есть только малые запасы меди, каменного угля, свинцово-цинковых руд).
2.Бедна земельными (пашней)
3. Хорошие агроклиматические и рекреационные ресурсы
4. Гидроэнергетические и лесные
5. Богатейшие морские( биологические)
Японцы умеют рационально использовать те богатства,чем их наградила природа. Создано много национальных парков, красивых уголков природы. В Японии хорошо налажена рыбоперерабатывающая отрасль, почти безотходное производство.
Страна бедна минеральными и земельными ресурсами. Как она решает эти проблемы?
1.В 50-60 г.г закупала дешевое сырьё. В настоящее время ориентация на наукоемкие отрасли.
2.Опора на высококвалифицированные трудовые ресурсы.
3.Отвоевывает у моря часть побережья, «чудом света можно назвать аэропорт Кансаи, построенном в бухте Осака в 5 км от о.Хонсю.
Закрепление.
На сегодняшнем уроке мы познакомились с Японией. Какая она, Япония, и какие японцы?
Страна с выгодным ЭГП, но с малой территорией и минеральными ресурсами.
Одна из наиболее урбанизированных стран мира, с высоким уровнем жизни, богатой культурными и духовными традициями.
Япония- страна образованных, интеллектуальных и культурных людей.
Итог урока.
Домашнее задание:
Страницы уч-ка: 241-244.
Подготовить ответ на вопрос: «Чем Курильские острова привлекательны для Японии?»
И сообщение на тему: «Трагедия Хиросимы и Нагасаки».
Практическая работа
«Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии».
По статистическим материалам (см. учебник стр.246 рис.69) постройте круговые диаграммы импорта и экспорта Японии. Сделайте их анализ.
Постройте столбчатую диаграмму «Доля импорта и экспорта регионов мира в торговле с Японией» и сделайте её анализ. С какими регионами мира Япония проводит активную внешнюю торговлю?
Структура импорта: из ЕС- 14,1%; из Восточной Европы- 1,3%;
Из США- 22,8%; из России-0,5%
из стран –членов АСЕАН, Китая, Австралии-61,7%
Структура экспорта в ЕС-15,4%; в Восточную Европу-0,5%;
В США (Калифорнию)- 27,5%; в Россию-0,6%;
В страны Юго-Восточной Азии и в другие регионы-56,2%.
3. Определите основных поставщиков сырья и топлива в Японию ( используя рис.25-34 в учебнике на страницах 128,136, 144-146). Покажите на картосхеме внешние связи Японии.
Сделайте вывод: С какими регионами Япония проводит активную внешнюю торговлю?
Контроль знаний по теме «Япония»
В-1
1. Дайте оценку трудового потенциала Японии (их характера, нрава, профессионализма)
2. Почему Япония зависит от импорта минерального сырья?
3. Какие сдвиги в территориальной структуре хозяйства Японии отмечаются в последнее десятилетие?
В-2
1. Почему из всех экономически развитых стран «сдвиг к морю» хозяйства получил наиболее яркое выражение в Японии?
2. Какого вида транспорта нет в Японии? Что такое Синкансен?
3. Почему экономику Японии на первом этапе ее развития сравнивают с огромным перерабатывающим заводом?
В-3
1. Дайте характеристику машиностроения Японии.
2. Почему Японию иногда называют страной «заходящего солнца»?
3. В чем секрет «японского чуда» демографической политики данного государства.
В-4
1. Какие факторы повлияли на исключительно быстрое развитие экономики Японии?
2. Дайте характеристику сельского хозяйства и рыболовства Японии.
3. Дайте общую характеристику Тихоокеанского пояса Японии.
В-5
Укажите, какие из следующих утверждений являются правильными:
а) Население Японии в последнее время быстро возрастает.
б) Ни одна другая страна мира не имеет такого количества мировых морских портов, как Япония.
в) Связь между о-вами Хоккайдо и Хонсю осуществляется с помощью паромной переправы.
г) Три самые большие городские агломерации Японии-Токио, Саппоро, Нагасаки.
д) Для Японии, в отличие от других стран Азии, характерен первый тип воспроизводства населения.
е) Япония стала ведущей индустриальной державой, имея только один вид ресурсов-трудовые.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Страны Европы. Состав, природные ресурсы и население региона.Разработка урока.
Разработка урока в 11 классеУчитель Г.Е.Кадыкова Тема. Страны Европы. Состав, природные ресурсы и население региона.ЦЕЛИ:А) изучить со...
"Центральная Россия. Состав, экономико-географическое положение, природные ресурсы"
"Центральная Россия. Состав, экономико-географическое положение, природные ресурсы"...
тесты по теме: "Урал. Географическое положение, природные ресурсы", 9 класс
тесты по теме: "Урал. Географическое положение, природные ресурсы", 9 класс...
Зарубежная Азия: географическое положение, природные ресурсы, население и хозяйство
Цели урока: образовательная:сформировать представление у учащихся о составе региона, природных условиях и ресурсах, особенностях населения и хозяйства (т.н. «образ региона»);воспитательная:воспитание ...
Страны Европы. Состав, природные ресурсы и население региона
план-конспект...
Конспект урока по географии в 9 классе по теме: «Географическое положение, природные ресурсы и население Европейского Севера»
Цель: Познакомить учащихся с особенностями ЭГП, геополитическим положением Европейского Севера, выявить природные условия и ресурсы района и дать их оценку. Закреплять умения делать выводы, сравнитель...
Презентация "Общая экономико-географическая характеристика Индии: территория, ресурсы, население"
Презентация "Общая экономико-географическая характеристика Индии: территория, ресурсы, население"...