"Центральная Россия. Состав, экономико-географическое положение, природные ресурсы"
методическая разработка по географии (9 класс) на тему


Предварительный просмотр:

Открытый урок географии в 9-м классе по теме "Центральная Россия. Состав, экономико-географическое положение, природные ресурсы"

Триединая задача: развивать информационно-коммуникационную компетенцию учащихся при формировании знаний о составе, ЭГП и природных ресурсах региона для развития экономики Центральной России.

Что должен знать ученик к концу изучения темы:

  • состав, площадь, ЭГП, природные ресурсы Центральной России.

Что должен уметь ученик к концу изучения темы:

  • определять состав, физико- и экономико-географическое положение Центральной России,
  • оценивать природно-ресурсный потенциал Центральной России,
  • объяснять изменение ЭГП во времени,
  • понимать географическую специфику региона,
  • использовать приобретённые знания и умения при оценке географической,
  • специфики региона, важных социально- экономических событий в стране,
  • геополитической и геоэкономической ситуации в России.

Формирование ключевых компетенций.

Познавательная компетенция:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать познавательную деятельность;
  • умение определять сущностные характеристики Центральной России;
  • умение формулирования полученных результатов.

Информационно-коммуникационная компетенция:

  • умение извлечь необходимую информацию по теме в источниках различного типа;
  • умение перевести информацию из одной знаковой системы в другую.

Рефлексивная компетенция:

  • объективное оценивание своих учебных достижений;
  • учёт мнения других людей при определении собственной позиции;
  • умения соотносить приложенные усилия с полученными результатами;
  • умение организации и участия в коллективной деятельности.

Тип урока: изучения нового материала.

Основные методы обучения: частично-поисковый, практический.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, групповая.

Оборудование: политико-административная и физическая карта России, карта “Центральные районы”, атласы, инструкционные карты, учебник А.И. Алексеева “География: население и хозяйство России”, учебник В.Я. Рома “География. Население и хозяйство России”, слайды, персональные компьютеры, мультимедиапроектор.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку

Полная готовность к уроку

Этап актуализации знаний.

На прошлом уроке мы познакомились с экономическими районами России.

Ответьте на вопросы:

- что такое экономический район?
- сколько экономических районов выделяется на территории России?
- в какие зоны объединяются данные районы?

Восстанавливаются знания, необходимые для освоения темы урока.

Анализируют слайд “Экономические районы России”. Приложение 1, слайд 1

Этап изучения нового материала.

Перевод практической задачи в учебно-практическую: создание учебной ситуации.

Как вы думаете, ребята, с какой экономической зоны и почему необходимо начать изучение отдельных территорий России?

А с какого экономического района необходимо начать изучение?

Центральный и соседние с ним районы образуют центр России. Как будет называться данный регион?

Вспомните план, по которому даётся описание любой территории. Сегодня на уроке мы рассмотрим три первых характеристики из данного плана. Сформулируйте тему урока.

Определите задачи, которые вы должны решить на уроке.

 

 

 

Приступаем к решению первой задачи.

Центральная Россия – это крупный межрайонный комплекс. Посмотрите на слайд и назовите районы, которые образуют Центральную Россию. Запишите их и крупнейший город каждого района.

(Центральный - Москва, ЦЧР – Воронеж, Волго-Вятский – Нижний Новгород, Северо-Западный – Санкт-Петербург).

Итак, обратитесь к инструкционным картам. Приложение 2. Найдите слева первое задание. Прочтите его. Данное задание вы выполняете самостоятельно по группам, время работы – 3 минуты.

 

Обобщение и дополнение ответов учащихся по выполнению первой составляющей характеристики региона Центральной России: состав и площадь.

 

Вы успешно справились с поставленной задачей, определили состав и площадь ЦР. Переходим к выполнению второго задания. Прочтите его. Чтобы это задание выполнить, нам необходимо провести практическую работу. Цель её: научиться давать оценку экономико-географического и геополитического положений Центральной России. Примерный план характеристики ЭГП дан на стр. 196 учебника А.И. Алексеева.

Время самостоятельной работы – 5 минут

Итак, мы дали характеристику ЭГП Центральной России, оценили его как выгодное с точки зрения развития хозяйства. Теперь попробуйте назвать все черты, которые определяют выгодность ЭГП Центральной России.

 

 

 

 

А теперь переходим к третьей составляющей темы урока. Прочтите третье задание. Время выполнения - 5 минут.

 

 

Вы справились со всеми заданиями, дали оценку всем трём составляющим характеристики района: определили состав, охарактеризовали и оценили географическое положение и природные ресурсы Центральной России.

 

 

Приложение 1, слайд 2

 

Формулируют тему урока:

“Центральная Россия. Состав, географическое положение, природные ресурсы”.

 

Самостоятельно формулируют задачи урока.

Знать: состав, площадь, ГП, природные ресурсы.

Уметь: определять состав региона, минеральные ресурсы,

Оценивать площадь, ЭГП, природные ресурсы.

Опираясь на слайд “Состав Центральной России”, называют экономические районы, входящие в состав региона.

Приложение 1, слайд 2

 

 

Определяют административные единицы, определяют долю площади каждого экономического района от площади региона, анализируя полученные результаты. Приложение 3.

Составляют на компьютере круговую диаграмму: “Площадь экономических районов”, анализируют полученные результаты.

Дают отчёт о проделанной работе.

Изучают план характеристики ЭГП, Приложение 1, слайд 3 выделяют черты ЭГП, которые являются определяющими для ЦР. Определяют положение ЦР по отношению к территории страны и европейской части России. Называют важнейшие административные центры ЦР, делают вывод о влиянии центрального положения на развитие этой территории, дают определение геополитического положения, сравнивают ГП в границах СССР и после его распада, результаты отражают в схеме,

оценивают и делают вывод о влиянии геополитического положения на развитие ЦР. Оценивают связи ЦР с соседними экономическими районами. Оценивают транспортное положение ЦР. Обсуждают результаты работы.

Называют черты

- Столичное положение; 
- Центральное положение; 
- Соседи – развитые районы и республики бывшего СССР;

Приложение 1, слайд 4

- Насыщенность транспортными путями;Приложение 1, слайд 5,6
- Близость топливных и сырьевых баз.
Приложение 1, слайд 7,8,9

Сопоставляют свои выводы со слайдом-образцом.

Читают, определяют благоприятность климата, рельефа, природных зон для развития хозяйства ЦР. Оценивают минеральные ресурсы ЦР.

Оценивают водные ресурсы ЦР.

Определяют, какая часть региона наиболее обеспечена водными ресурсами.

Этап первичного закрепления изученного.

Чтобы определить как вы усвоили тему сегодняшнего урока, проведём тренировочный тест, после выполнения которого вы сами себя оцените. Время выполнения – 5 минут. Приложение 1.

Цель: определить уровень усвоения знаний по теме урока.

Выполнить тест.

1. Какой район не входит в состав Центральной России?

А) Центральный;
Б) Центрально-Чернозёмный;
В) Волго-Вятский;
Г) Северный.

2. Связи с окраинами Центральной Росси осуществлялись в 11-16 веках

А) по рекам;
Б) по грунтовым дорогам;
В) по морям.

3. Центральная Россия имеет ….. положение

А) периферийное;
Б) столичное;
В) приграничное.

4. Соседними странами, имеющими границу с Центральной Россией, являются:

А) Украина;
Б) Беларусь;
В) Молдавия;
Г) Литва.

5. Транспортная сеть Центральной России представлена:

А) автомобильными дорогами;
Б) железными дорогами;
В) трубопроводами;
Г) всеми видами транспорта.

6. Центральная Россия

А) богата природными ресурсами;
Б) не богата природными ресурсами.

7. В Центральной России есть крупное месторождение

А) бурого угля;
Б) торфа;
В) фосфоритов;
Г) железной руды.

8. Развитию экономики Центральной России благоприятствуют

А) природные условия;
Б) полезные ископаемые;
В) ЭГП.

Правильные ответы:1Г 2А 3Б 4АБГ 5Г 6Б 7Г 8АБ

Алгоритм оценки (самооценки)

“5” – 8 правильных ответа;
“4” – 6;
“3” – 4;
“2” – 3-0.

Выполняют тест. Приложение 1, слайд 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1, слайд 11

На слайде правильные ответы и алгоритм оценивания. Проверяют, сравнивают с образцом и ставят себе оценку.

Этап подведения итогов урока.

Итак, наш урок подходит к концу. Нам необходимо подвести итог. Справились ли мы с теми задачами, которые поставили в начале урока?

Мы рассмотрели состав региона, выявили и оценили его экономико-географическое и геополитическое положение, оценили природные условия и природные ресурсы для развития хозяйства Центральной России.

 

Домашнее задание

По учебнику В.Я. Рома параграф 43, на контурную карту нанести экономические районы Центральной России, крупные города, месторождения полезных ископаемых, реки, озёра, соседние государства.

Опережающее задание: сделать сообщения с использованием слайдов по теме “Народные промыслы Центральной России”.

Записывают домашнее задание. Приложение 1, слайд 12

Приложение 3.



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Инструкционная карта.

Тема «Центральная Россия. Состав, ЭГП и природные ресурсы».

Тема задания

1 группа

2 группа

3группа

1.Определить состав и площадь Центральной России.

По политико-административной карте атласа,  электронному учебнику (раздел «Центральная Россия. Состав»)  определите, какие административные единицы (области, республики, края и т.д.) входят в: Центральный,  Центрально-Чернозёмный, Волго-Вятский,и Северо-Западный экономический районы.

Используя известные данные, заполните  вторую колонку таблицы, показав долю площади каждого экономического района от площади всего региона. Полученные результаты проанализируйте и выведите на экран.

Экономический район (регион)

Площадь  (тыс.км2)

Площадь  в (%)

Центр. Россия

1127

Центральный

485

Центрально-Черн

168

Волго-Вятский  

263

Северо-Западный

211

Используя данные таблицы, составить на компьютере круговую  диаграмму, показывающую долю площади каждого экономического района от площади Центральной России. Полученные результаты выведите на экран и  проанализируйте.

(данные таблицы взять на рабочем столе компьютера)

2. Оценить экономико-географическое  и геополитическое положение Центральной России.

По учебник В.Я. Рома (стр.6) дать определение экономико-географического положения.

По учебнику  А.И. Алексеева (стр.196) изучите план характеристики ЭГП, дополните полученную информацию сведениями  диктора электронного учебника и выделите черты ЭГП, которые  являются определяющими для ЦР.

По физической карте в атласе определите положение Центральной России по отношению ко всей территории России и по отношению к Восточно-Европейской равнине.

Назовите 2 важнейших административных центра, которые располагаются в пределах Центральной России.

Сделайте вывод о влиянии центрального положения региона на развитие данной территории.

Используя текст учебника В.Я. Рома (стр. 6, 7,9,226),  выполните следующие задания:

- объясните, что такое геополитическое положение;

- сравните географическое положение Центральной России в границах СССР и после распада СССР. Результаты отразите в схеме:

Положение ЦР

До распада СССР              После распада СССР

- вспомните,  какие государства входят в состав СНГ, какие – не входят, (карта СНГ – на рабочем столе компьютера),

 - охарактеризуйте отношения России со странами СНГ, в частности, с теми, которые граничат с Центральной Россией,

- выделите «зоны сотрудничества» и «зоны напряженности» с соседними государствами. Сделайте вывод о влиянии геополитического положения на развитие Центральной России.

 Оцените связи ЦР

- с соседними экономическими районами  (по рис.61 стр. 223 учебника В.Я. Рома определите, какая продукция поставляется в Центр соседними районами);

- положение по отношению к топливным и сырьевым базам  (по картам на рабочем столе компьютера)

Сделайте вывод об экономических  связях ЦР с соседними районами и о положении ЦР по отношению к топливным и сырьевым базам страны.

Какие виды транспорта связывают Центральную Россию с другими регионами? Оцените:

- морской вид транспорта (физическая карта атласа):

Назовите к бассейнам каких океанов имеет выход ЦР?  Назовите крупный морской порт  

-речной вид транспорта (В.Я. Ром стр. 223,224)

назовите  крупные реки, берущие начало на территории данного региона,

назовите каналы, которые их связывают,

укажите древний торговый путь и основной водный путь на территории ЦР).

-железнодорожный вид транспорта (А.И. Алексеев стр.193, В.Я. Ром стр. 226, карта – на рабочем столе компьютера)

 густота транспортных магистралей, их направление, два главных транспортных узла

 -воздушный вид транспорта:

назовите крупнейший узел авиалиний, аэропорты  Москвы.

Сделайте вывод о влиянии транспорта на развитие региона.

3. Оценить природные условия и природные  ресурсы центральной России.

Прочитайте текст учебника В.Я. Рома  (стр. 227) и текст учебника А.И. Алексеева  (стр. 193), ответьте на вопрос: благоприятны ли климат, рельеф и природные зоны для развития хозяйства ЦР?

На основе карт атласа (стр. 34), текста учебника В.Я. Рома  (стр. 227) и  речи диктора электронного учебника  оцените минеральные ресурсы ЦР.

 Сделайте вывод об обеспеченности территории ЦР минеральными ресурсами.

На основе карт атласа (стр. 34), текста учебника В.Я. Рома  ( стр. 227)  оцените водные ресурсы ЦР.

Какая часть региона наиболее обеспечена водными ресурсами?

 Назовите озёра, которые располагаются на территории региона.

Сделайте вывод об обеспеченности ЦР водными ресурсами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экономические районы Центральной России.

Слайд 3

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ЭГП РАЙОНА (РЕГИОНА) 1. Положение района (региона) на территории страны (окраинное, центральное, пограничное); 2. Соседние районы, пограничные государства; 3. Положение по отношению к транспортным магистралям (возможность использования морских путей, судоходных рек, железных дорог, трубопроводов); 4. Положение по отношению к сырьевым, топливно-энергетическим базам; 5. Изменение ЭГП района (региона); 6. Вывод о влиянии ЭГП на развитие экономики района (региона). ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ЭГП РАЙОНА (РЕГИОНА) 1. Положение района (региона) на территории страны (окраинное, центральное, пограничное); 2. Соседние районы, пограничные государства; 3. Положение по отношению к транспортным магистралям (возможность использования морских путей, судоходных рек, железных дорог, трубопроводов); 4. Положение по отношению к сырьевым, топливно-энергетическим базам; 5. Изменение ЭГП района (региона); 6. Вывод о влиянии ЭГП на развитие экономики района (региона). ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ЭГП РАЙОНА (РЕГИОНА) 1. Положение района (региона) на территории страны (окраинное, центральное, пограничное); 2. Соседние районы, пограничные государства; 3. Положение по отношению к транспортным магистралям (возможность использования морских путей, судоходных рек, железных дорог, трубопроводов); 4. Положение по отношению к сырьевым, топливно-энергетическим базам; 5. Изменение ЭГП района (региона); 6. Вывод о влиянии ЭГП на развитие экономики района (региона).

Слайд 5

Железнодорожные магистрали Европейской части России

Слайд 10

1 . Какой район не входит в состав Центральной России? А) Центральный Б) Центрально-Чернозёмный В) Волго-Вятский Г) Северный 2. Связи с окраинами Центральной Росси осуществлялись в 11-16 веках А) по рекам Б) по грунтовым дорогам В) по морям 3. Центральная Россия имеет … .. положение А) периферийное Б) столичное В) приграничное 4. Соседними странами, имеющими границу с Центральной Россией, являются: А) Украина Б) Беларусь В) Молдавия Г) Литва 5. Транспортная сеть Центральной России представлена: А) автомобильными дорогами Б) железными дорогами В) трубопроводами Г) всеми видами транспорта 6. Центральная Россия А) богата природными ресурсами Б) не богата природными ресурсами 7. В Центральной России есть крупное месторождение А) каменного угля Б) торфа В) фосфоритов Г) железной руды 8. Развитию экономики Центральной России благоприятствуют А) природные условия Б) полезные ископаемые В) ЭГП

Слайд 11

Правильные ответы:1Г 2А 3Б 4АБГ 5Г 6Б 7Г 8АБ Алгоритм оценки «5» - 7- 8 правильных ответов «4» - 5- 6 правильных ответов «3» - 4 правильных ответа «2» - менее 3-х правильных ответов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЯПОНИЯ. Экономико-географическое положение. Природные ресурсы и население.

 Цель урока:  Знать основные черты ЭГП, проблемы использования территории, природные ресурсы, национальный состав и размещение населения Японии.Уметь составлять экономико-географическую характеристику...

Тема: «Центральная Россия: состав, природные условия и ресурсы»

Урок по теме: "Центральная Россия: состав, природные условия и ресурсы" задуман как урок практикум. Учащиеся выполняют работу в группах по инструктивным карточкам и оформляют в тетради опорный конспек...

тесты по теме: "Урал. Географическое положение, природные ресурсы", 9 класс

тесты по теме: "Урал. Географическое положение, природные ресурсы", 9 класс...

Зарубежная Азия: географическое положение, природные ресурсы, население и хозяйство

Цели урока: образовательная:сформировать представление у учащихся о составе региона, природных условиях и ресурсах, особенностях населения и хозяйства (т.н. «образ региона»);воспитательная:воспитание ...

Конспект урока по географии в 9 классе по теме: «Географическое положение, природные ресурсы и население Европейского Севера»

Цель: Познакомить учащихся с особенностями ЭГП, геополитическим положением Европейского Севера, выявить природные условия и ресурсы района и дать их оценку. Закреплять умения делать выводы, сравнитель...

Урок географии по теме «Центральная Россия. Состав, ЭГП, природные ресурсы» 9 класс

Триединая задача: развивать информационно-коммуникационную компетенцию обучающихся при формировании знаний о составе, ЭГП и природных ресурсах региона для развития экономики Центральной Рос...

Задания по теме "Состав первичного сектора экономики. Природные ресурсы" 8 класс

Задания по географии по теме "Состав первичного сектора экономики. Природные ресурсы" 8 класс...