Программа элективного курса по географии 10 класс
элективный курс по географии (10 класс) по теме
Программа элективного курса расщиряет тематику содержания дисциплины. Дает возможность рассмотреть темы ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnyy_kurs_po_geografii_10_klass.doc | 281.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Среднее (полное) общее образование. Курс «ГЛОБАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса по географии для 10 классов составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. «География мира» (X – XI кл.), Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев – М.: Дрофа, 2007 феде рального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне.
Структура документа
Программа включает три раздела: пояснительную за писку, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, расположенным в рекомендуемой после довательности, а также требования к уровню подготовки выпускни ков.
Изучение курса географии на профильном уровне позволяет мак симально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал географии как учебного предмета, поможет выпускникам на основе системы географических знаний, умений, навыков самооп ределиться в стремительно меняющемся окружающем мире, продол жить свое образование в выбранной области.
Изучение географии в старшей школе на профильном уровне направ лено на достижение следующих целей:
• освоение системы географических знаний для понимания предмета
и задач современной географической науки, ее структуры, тенденций развития, места и роли географии в системе наук, жизни об щества, решения его проблем, для подготовки к продолжению образования в выбранной области;
- овладение умениями решать комплексные задачи, требующие учета географической ситуации на конкретной территории, моделиро вания природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов с учетом пространственно-временных усло вий и факторов;
- развитие географического мышления для ориентации в проблемах территориальной организации общества, его взаимодействия с природой, навыков грамотного решения бытовых и профессио нально ориентированных задач;
- воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и куль турам, социально-ответственного отношения к окружающей сре де в ходе повседневной трудовой и бытовой деятельности;
- приобретение компетентности в сфере элементарного метеорологи ческого, геологического, гидрологического, ландшафтного, гео экологического моделирования и прогнозирования, использо вания разнообразных географических знаний и умений в быту и в подготовке к будущей профессиональной деятельности, обеспече ния личной безопасности жизнедеятельности и адаптации к усло виям окружающей среды.
Программа рассчитана на 34 часа, предусматривает формирование у учащих ся общеучебных умений и навыков, овладение универсальными способами деятельности. На профильном уровне это:
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, отстаивание своей гражданской позиции, формулирование своих мировоззренческих взглядов;
- выполнение в практической деятельности и повседневной жиз ни экологических требований, оценивание и корректировка своей де ятельности в окружающей среде;
- осуществление осознанного выбора путей продолжения образо вания или будущей профессиональной деятельности;
- конструктивное восприятие явлений современной жизни, оп ределение своих возможностей и вклада в общий результат;
- владение навыками организации и проведения индивидуальной и коллективной деятельности.
Результаты обучения
Курс географии на профильном уровне призван завершить формирование географической компетентности выпускника школы. Основополагающими признаками географической образованности, ком петентности выпускника средней школы являются следующие:
- осознание пространственно-временного единства и взаимосвя зи развития в географической действительности природных, социаль но-экономических, техногенно-природных, техногенных процессов и объектов;
- умелое применение знаний и навыков в субъективно-объектив ной деятельности, в том числе в природопользовании с учетом хозяй ственной целесообразности и экологических требований в геопро странственной реальности;
- умение самостоятельно различать и оценивать уровень безопас ности окружающей среды для выработки личностной ценностно-по- веденческой линии.
Формирование географической компетентности учащихся на про фильном уровне служит достижению соответствия географического образования реальностям окружающей среды в личностном, общест венном, территориально-пространственном измерениях.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (X класс 34часа)
Р А 3 Д Е Л I. ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА (4 часа)
История формирования географических идей. География в системе наук о Земле. Естественно-общественная сущность географии. Совре менные тенденции в развитии географической науки. Потенциал оте чественной географии. Ключевые вопросы географии.
Структура географической науки. Природный блок географии. Фи зическая география. Отраслевые физико-географические науки. Об щественный блок географии. Социально-экономическая география. Отраслевые социально-экономические географические науки. Кар тография. Дифференциация географии. Пути к интеграции геогра фии.
Представления о современной географической картине мира. Учение об окружающей среде. Учение о геосистемах. Учение о конструктив ной географии. Учение о геоэкологии.
Взгляды отечественных и зарубежных ученых на общий объект гео графии. Научный поиск интегрирующего ядра географии.
Традиционные и новые методы географической науки — картогра фический, статистический, описательный, полевой, сравнитель но-географический, математический, моделирования, аэрокосмиче ский, геоинформационный. Географические прогнозы.
Практические работы. 1. Использование традиционных и новых методов географической науки для поиска, обработки и представления географиче ской информации. 2. Составление простейших географических прогнозов.
Р А 3 Д Е Л II. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ГЕОГРАФИЮ (4 часа)
Объект, предмет и методы общей географии. Географическое техно- пространство: составляющие, пространственно-временной подход к вещественному наполнению. Структура, свойства, функционирова ние, динамика, эволюция реального геотехнопространства на локаль ном, региональном и глобальном уровнях. Поляризация пространства. Функция места.
Территориальные системы. Пространственные модели в геогра фии. Экологизация географии. Техносфера и географическая обо лочка. Процессы в географическом пространстве — природные, техногенные, социально-экономические, геоэкологические. Изме нения в географическом пространстве — глобальные, региональные, локальные. Тенденции изменения географического пространства. Управление развитием географического технопространства — экс пертизы, мониторинг. Особенности географического пространства России.
Практические работы. 1. Изучение взаимосвязей природы, хозяйства, на селения, экологических проблем родного края на основе непосредственных наблюдений, экскурсий, экспедиций, походов, а также источников географи ческой информации (статистических, аудиовизуальных, электронных, литера турных). 2. Выявление и объяснение пространственно-временных отношений и взаимосвязей человека и его деятельности с окружающей географической действительностью.
РАЗДЕЛ III. ВВЕДЕНИЕ В ФИЗИЧЕСКУЮ ГЕОГРАФИЮ (4 часа)
Физическая география как наука о природе Земли: сущность, струк тура, методы, источники информации. Частные физико-географиче ские дисциплины. Важнейшие географические особенности Земли как планеты. Эколого-географическое и ресурсно-географическое изуче ние природы.
Географическая оболочка: этапы развития, составляющие, представ ления. Закономерности эволюции географической оболочки, ее верти кальная и горизонтальная дифференциация. Цикличность и ритмич ность процессов в географической оболочке.
Рельеф земной поверхности как результат действия эндогенных и экзогенных процессов. Современное рельефообразование.
Учение о геосистемах. Ландшафтная сфера Земли. Мировой океан как часть географической оболочки. Природные комплексы как гео системы: компоненты, свойства и типы связей (вещественные, энер гетические, информационные). Иерархия природных геосистем. Био сфера — планетарный природный комплекс.
Географические процессы и явления на суше и в океане. Неблаго приятные и опасные природные явления. География природного риска.
Территориальные природные комплексы, ландшафты. Исторический обзор формирования представдений о природной целостности. Учения о ландшафтной оболочке, территориальном природном комплексе, ландшафте. Системность — основа изучения территорий. Природные компоненты и факторы в геосистеме межкомпонентной связи. Природ ный ландшафт. Ландшафтный синтез зональных геосистем. Планетар ные, региональные, локальные геосистемы. Ландшафты, их классифи кация. Культурный ландшафт: характерные черты и свойства.
Практические работы. 1. Решение ландшафтно-экологических задач. Изу чение изменений природных комплексов разного ранга под влиянием деятель ности человека. Составление географических характеристик природных и природно-антропогенных комплексов разного ранга. 2. Проведение ланд шафтного синтеза зональных геосистем, характерных для различных регионов Земли. Ландшафтное картографирование.
РАЗДЕЛ IV. ВВЕДЕНИЕ В ГЕОЛОГИЮ (4 часа)
Предмет и задачи геологии. Специфика геологических исследова ний. Земля и земная кора. Происхождение Земли, этапы ее развития. Минералы. Горные породы. Геологическая история Земли. Геологи ческие процессы и их результаты. Магматизм. Выветривание. Пере нос и отложение продуктов выветривания. Геологические объекты и процессы. Развитие земной коры во вре мени. Этапы геологической истории земной коры. Геологическая хронология. Тектоника литосферных плит.
Свойства литосферы: ресурсные, геодинамические, геохимиче ские, геофизические, экологические. Геологическая среда как часть окружающей человека среды.
Практические работы. 1. Обоснование практического значения геологиче ских знаний для обеспечения человечества минерально-сырьевыми ресурсами и инженерно-хозяйственной деятельности. 2. Изучение изменения геологиче ской среды в результате деятельности человека. 3. Определение минералов и горных пород. Определение основных руководящих окаменелостей по образ цам, муляжам или рисункам.
РАЗДЕЛ V. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ И СОЦИАЛЬНУЮ ГЕОГРАФИЮ (10 часов)
Экономическая и социальная география как наука: сущность, струк тура, методы, источники информации. Система социально-экономи ко-географических научных дисциплин. Экономико-географическое положение: виды, основные компоненты, методы оценки.
Экономико-географическое изучение природных ресурсов: класси фикация ресурсов, ресурсообеспеченность различных стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале и его Экономической оценке. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регио нов. Комплексное освоение ресурсов.
География населения. Географические аспекты происхождения и расселения современного человека. Динамика численности населе ния Земли, концепция демографического перехода. Демографическая политика. Неравномерность размещения населения земного шара: основные черты и факторы. Половозрастной состав населения. Заня тость населения. Уровень и качество жизни населения. Миграции. Геоурбанистика. Этногеография и география религий.
Оценка и баланс трудовых ресурсов. Влияние этнических, истори ческих, географических особенностей на формирование трудовых на выков населения и развитие производства. Проблемы занятости и безработицы в странах мира. Управление процессом формирования и использования трудовых ресурсов.
География хозяйства. Отраслевая, функциональная и территори альная структуры хозяйства, их изменение под воздействием науч но-технической революции. Факторы размещения производства. Гео графическое разделение труда, факторы его развития. Международ ные экономические отношения. Мировой рынок товаров и услуг. География международных экономических связей. Специальные эко номические зоны как элемент глобальной территориальной структу ры хозяйства. Транснациональные корпорации и их роль в глобализации мировой экономики.
Политическая география и геополитика. Основные идеи и концеп ции формирования мирового геополитического пространства. Терри ториально-политическая организация общества.
Страноведение и регионалистика. Функции, методы и тенденции развития страноведения и регионалистики. Цивилизационные регионы мира. География объектов природного и культурного наследия.
Современные географические проблемы развития России. Геополи тические и географические проблемы развития России. Геополити ческое и геоэкономическое положение страны. Проблемы использова ния природно-ресурсного потенциала России. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития страны. Демо графия и расселение. Геоэкологическая ситуация. Географические следствия формирования рыночных отношений. Регионы России.
Практические работы. 1. Учебное моделирование и проектирование разви тия и размещения населения и хозяйства России, республики, края, области, города, своей местности в будущем. 2. Экономико-географическая оценка природных ресурсов, их территориальных сочетаний, основных типов приро допользования. 3. Составление простейших прогнозов роста населения мира, отдельных регионов и стран и прогнозов расселения населения. 4. Определе ние специализации отдельных стран и районов. Составление экономико-гео графической характеристики основных отраслей промышленности, сельского хозяйства и инфраструктурного комплекса. 5. Составление комплексных гео графических характеристик разных территорий: городов и населенных пунк тов, районов, стран и крупных регионов.
Р А 3 Д Е Л VI. ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ
(8 часов)
Вклад географии, геологии, геохимии, экологии в познание окружаю щей среды. Этапы развития геоэкологических знаний в эпоху науч но-технического прогресса. Последняя четверть XX в. — поле геоэко логических интересов, завязанных на сохранении благоприятной для жизнедеятельности человечества окружающей среды. Появление тер мина «геоэкология».
Связи человека с биосферой. Принципиальное качественное от личие человека от животных. Различия воздействия человека и био логических организмов на биосферу. Человек как целостное природно-биологическое, социокультурное, духовное существо. Техноген ный мир и биосфера. Противоречия во взаимоотношениях человека с окружающей средой.
Окружающая среда и ее слагаемые. Понятие «загрязнение окру жающей среды». Понятие «воздушная среда». Основные виды и нор мативы загрязнений воздушной среды. Целенаправленные изменения воздушной среды. Понятие «водная среда». Техногенные загрязнения, засорение и качественное истощение вод. Целенаправленные измене ния водной среды. Понятие «биопочвенная среда». Основание для объединения почв с наземными растительными и животными орга низмами в единую систему. Техногенные нарушения и загрязнения биопочвенной среды. Целенаправленные изменения биопочвенного окружения человека. Понятие «геотехноморфологическая среда», ее прямые и косвенные изменения. Понятие «геологическая среда». Ти пы геологической среды. Основные техногенные воздействия на гео логическую среду. Экологические свойства геологической среды.
Окружающая среда — природно-техногенное целое. Геоэкологиче ское единство окружающей среды. Взаимосвязи воздушной, водной и других сред в условиях города. Структура географической составляю щей окружающей человека среды. Загрязнители как индикаторы взаимодействия слагаемых окружающей среды.
Процессы в окружающей среде. Глобальные, региональные, ло кальные изменения окружающей среды. Управление качеством окру жающей среды.
Практические работы. 1. Определение прямых или опосредованных воз действий изменяющейся окружающей среды на здоровье и жизнедеятельность человека, а также на организмы. 2. Анализ неблагоприятных для человека проявле ний геоэкологических процессов (на примере своей местности). 3. Выявление источников естественного и техногенного загрязнения своей местности, райо на, города, основных типов загрязнений окружающей среды (механического, физического, химического, биологического), особо опасных загрязнителей и их воздействия на человека. 4. Учебное моделирование и проектирование тех ногенных изменений окружающей среды и их возможных последствий.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения географии на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
• особенности современного этапа развития географической науки,
ее объект, предмет, структуру, методы и источники географиче ской информации, основные теории концепции; значение географической науки в решении социально-экономических и гео экологических проблем человеческого общества;
- смысл основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение, географическое районирование, тер риториальные системы, комплексное географическое страноведе ние и регионализм, развитие географической оболочки, природо пользование и геоэкологию, географическое разделение труда;
уметь
- применять основные положения географической науки для опи сания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной систе мы;
- характеризовать разные типы стран и районов, составлять комп лексные географические характеристики различных территорий;
- проводить учебные исследования, моделирование и проектирова ние территориальных взаимодействий различных географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов географической науки;
- решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы;
использовать приобретенные знания и умения в практической де ятельности и повседневной жизни для:
- анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов в условиях планирования их развития;
- описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;
- геологического обоснования инженерно-хозяйственной деятель ности, техногенного воздействия на земную кору;
понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества; подготовки к продол жению образования в выбранной области оценивать и обменять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбаниза ции и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений от дельных территорий;
- применять разнообразные источники географической информа ции для проведения наблюдений за природными, социально-эко номическими и геоэкологическими объектами, процессами и яв лениями, их изменениями под влиянием разнообразных факто ров;
- составлять комплексную географическую характеристику регио нов и стран мира, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности раз личных явлений и процессов, их территориальные взаимодейст вия;
- сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической де ятельности и повседневной жизни для:
- выявления и объяснения географических аспектов различных те кущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социаль но-экономических событий международной жизни, геополитиче ской и геоэкономической ситуации в России, других странах и ре гионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития между народного туризма и отдыха, деловых и образовательных про грамм, различных видов человеческого общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по географии « География туризма» 9 класс
В туризме заложены огромные возможности для воспитания, повышения культурного и образовательного уровня участвующих в нём людей. В туристских путешествиях пополняются знания людей о различных ст...
Программа элективного курса по географии "Медицинская география" для учащихся 9 классов
Программа элективного курса "Медицинская география" предназначена для учащихся 9 классов. Данный элективный курс рекомендуется для учащихся, планирующих в будущем выбрать профессию врача, продолжить о...
Рабочая программа элективного курса по географии для 10 класса «Роль географии в познании мира»
Целью изучения данного курса является формирование целостного представления о комплексе географических наук и их тесных взаимосвязей с другими науками, обозначение роли географии в современном мире ка...
Рабочая программа элективного курса по географии 9 класс «Сложные вопросы географии»
Данный элективный курс позволяет успешно подготовиться к ГИА. Выявить возможные упущения в освоении материала отдельных разделов, ликвидировать соответствующие разделы. Темы, изучаемые в данном курсе,...
Рабочая программа элективного курса по географии для 9 класса «География человеческой деятельности»
Рабочая программа элективного курса по географии для 9 класса «География человеческой деятельности»...
Программа элективного курса по географии для 5 класса "Занимательная география"
Программа курса расчитана на 17 часов, включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах. Программа содержит темы, изучение которых, вызывают познавательный интерес у учащ...
Образовательная программа элективного курса по географии «Карта – второй язык географии» 5 - 6 классы
Аттестационная работа слушателя курсов повышения квалификации по программе:«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реал...