Ролевые игры на уроках географии.
методическая разработка по географии (7 класс) по теме

 Из опыта работы.   Методика организации  ролевых игр по географии в курсе  "География материков и океанов"  В,А. Коринская, И,В. Душина, В.А. Щенев   в 7 классе, различающихся по содержанию, по сложности и по времени затраченного на подготовку и проведение.  

 1- вариант. Тема урока:  "Природные зоны Южной Америки".  Отчет групп -"экспедиций", заочно совершивших путешествие в Южную Америку.  Игра, требующая длительную подготовку учителя и учащихся. 

2-вариант. Тема урока : "Природа Антарктиды"  Групповая форма работы, ролевая игра, ход которой, ее заверешние осуществляется на одном уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx21.59 КБ

Предварительный просмотр:

       

       Игра – одно из древнейших средств воспитания и обучения детей. Игровые технологии  в сочетании с другими методическими приемами и формами повышают эффективность преподавания географии. Они могут быть проведены на уроках, семинарах ,факультативах, в кружках, их можно предложить в качестве домашнего задания.

  Игры чрезвычайно разнообразны по содержанию, целям проведения, организации. Они могут быть познавательными, дидактическими, деловыми.

     Ролевая игра – одна из форм активизации обучения и воспитания школьников. В процессе ролевой игры достигается  максимальная заинтересованность школьников, открываются возможности творческого поиска учителем и учащимися. Это один из способов эмоционального воздействия на школьников.      Ролевые игры усиливают мотивацию, решают важнейшие задачи в развитии познавательной деятельности, способности осознанного усвоения знаний учащимися и их интеллектуальному развитию. Способствуют формированию межличностных партнерских отношений у учащихся через работу малых групп., имитируют реальные действия, позволяют реализовать возможности межпредметных связей с другими дисциплинами.

       В своей работе   использую  различные формы ролевых игр: например,  пресс-конференция  в 10-11 классах по теме «Государства – малютки» ( уч-ся в роли менеджеров туристических фирм предлагают посетить  европейские государства, готовят презентации, сообщения, представляют сувениры, фотографии, рекламные проспекты. При подведении итогов пресс-конференции уч-ся класса   путем голосования выбирают  лучшую турфирму, которая наиболее ярко и интересно прорекламировала страну.

Опыт показывает, что большинство вариантов ролевых игр требуют значительной подготовки учителя и уч-ся. Любая ролевая игра включает три этапа – подготовительный, основной(непосредственный процесс игры) и заключительный (анализ, обсуждение и подведение итогов).

Подготовительный этап.   Намечая тему для ролевой игры, рекомендую брать сравнительно несложный и изобилующий фактами материал. Большой популярностью у учащихся пользуются актуальные темы современности. Игра может проводиться как по новому материалу, так по пройденному, как по теме , так и по разделу. Определив тему и сроки проведения игры, разрабатываю предварительный сценарий, продумываю оформление кабинета, использование ТСО, возможности соревнования, составляю список необходимой литературы,  ссылки на интернет-сайты, для себя и уч-ся. Обязательным условием ролевой игры является  большее или меньшее участие всех присутствующих.

       При распределении ролей  важно учитывать склонности и интересы уч-ся, особенно при подборе руководителя групп. Однако это не единственный подход к распределению ролей. Можно, после создания групп, поручить руководителю каждой группы взять со стола учителя одну из карточек, лежащую лицевой стороной вниз, с написанными заданиями, а учащимся карточки с названием ролей. Карточек столько, сколько создано в классен групп. Группы формирую по желанию учеников, но в них должны быть школьники с разной подготовкой.

    В подготовительный  период  совершенствуется сценарий игры. В этом активное участие принимают школьники.  Консультирую участников, направляю их деятельность.

Практика показывает, что подготовительный период в зависимости от содержания, целей, задач игры может длиться до 2-х недель.

      Основной и заключительный этап – это сама игра и подведение итогов. Только тщательно продуманная методика организации и проведения всех трех этапов, целенаправленные действия уч-ся и учителя обеспечивают усвоение прочных знаний, развитие мышления, формируют устойчивый интерес к предмету

    Многие ролевые игры по времени не превышают одного урока, но есть варианты игр, когда одного урока не хватает и в связи с этим приходиться сдваивать уроки.

         Предлагаю учителям географии  варианты ролевых игр различающихся  по сложности и по времени затраченного на подготовку и проведения.

                                  Ролевая игра для 7 класса при изучении  раздела  «Южные материки» .

                                                  Тема урока  «Природные зоны Южной Америки».

Методы урока: исследовательский, репродуктивный.

         Игра идет в форме отчета групп –«экспедиций» , которые  заочно  совершили  путешествие в Южную Америку  и изучили природные зоны материка.

      За неделю до урока формируются следующие группы – «экспедиции», число которых соответствует числу изучаемых зон. Каждая экспедиция получает в конверте задания, где указаны координаты параллелей и меридианов, ограничивающих часть территории зоны, задания для разных специалистов – участников экспедиции.

            Каждая группа составляет отчет: (рисунки, схемы, фото, рефераты)

      - определяет природную зону;

- отмечает ее на контурной карте;

-составляет описание природной зоны по плану.

 

 Задания уч-ся:

  1. Менеджеру: составьте «Памятку туристу» для путешествия по природной зоне.
  2. Руководителю экспедиции: отметьте на контурной карте границы природной зоны и ее основные характеристики.
  3. .Климатологу: составьте климатограмму природной зоны.
  4. Почвоведу: докажите, что почва природной зоны – зеркало ландшафта.
  5. Зоологу: изучите разнообразие животного мира.
  6. Ботанику: выявите взаимосвязь между почвой, климатом, животными и растительным миром  зоны.

Подведение итогов игры.

   Ролевая игра,  подготовка которой, ход игры и ее завершение осуществляется на одном уроке.

                                                           Тема урока  «Природа Антарктиды».

Тип урока – изучение нового материала.

Методы: самостоятельная работа, групповая форма работы, беседа.

    Учащиеся используют  на уроке  учебник, инструктивные карточки  с заданиями,  тематические карты Антарктиды, стенные карты, картины,  цветные иллюстрации,  дополнительную  литературу и т.д.

  Учащиеся подразделяются на группы. Каждая имеет своих геологов, климатологов, почвоведов, ботаников, зоологов, метеорологов, которые отправляются в заочное путешествие и подготавливают интересные сообщения по своей теме.

Ход урока.

Деятельность учителя:                                                                                Деятельность уч-ся:

1 задание

   Отправляется экспедиция на зимовку в Антарктиду.                         Получают задания и готовятся            сообщения.

По возвращению с зимовки специалисты должны                                            13-15 минут

подготовить сообщения:

1.Геологи – о рельефе, и о полезных ископаемых

2. Климатологи – о климате

3. Почвоведы – о почве

4. Ботаники  - о растительности

6. Зоологи  - о животных

7. Метеорологи – о предсказании  погоды.

Задания геологам:

  1. Какие особенности имеет рельеф  Антарктиды?
  2. Какие находки были сделаны геологами в Антарктиде? О чем они свидетельствуют?
  3. Какими полезными ископаемыми богата Антарктида?

Задания климатологам:

 Решить проблему:  Почему Антарктида самый холодный материк Земли? Почему даже в летний период плохо прогревается солнечными лучами?

Задания почвоведам:

   1. Объясните почему в Антарктиде не развиты почвы?

2. Какие условия необходимы для образования почв?

Задания ботаникам :

1.Какие условия необходимы для произрастания растений? Есть ли такие условия в Антарктиде?

2.Какие растения растут на материке7 Образуют ли они сплошной покров?

Задания зоологам:

1.Почему все живое сосредоточено в узкой прибрежной  полосе и тесно связано с морем?

2.Как  животные приспособились к суровым условиям обитания?

3. Почему синие киты занесены в «Красную книгу» ?

Задания метеорологам:

    1.Для чего ученые изучают природу Антарктиды?

2. Какие трудности приходится переносить зимовщикам?

   Сообщения   членов экспедиции.

Подведение итога  экспедиции.

Обобщая сказанное , можно сделать вывод о высоком активизирующем эффекте ролевых игр по географии. При их разработке необходимо стремиться к сочетанию увлекательности с большой деловой направленностью.

 

Из опыта работы:

«Использование игровых технологий

на уроках географии».

                                                               Учитель географии МБОУ

       средней общеобразовательной  

                                                                   школы № 5  Астапенко И.А.

2011- 2012 уч.год      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (география и физическая культура) Тема урока: Чемпионат мира по футболу. География городов

Чемпионат мира по футболу - величайшее спортивное соревнование современности, собирающее на стадионах и у телеэкранов миллионы и миллиарды зрителей. Россия впервые в своей истории стала страной-хозяйк...

Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"

В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии.  Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)

Тема раздела  Южные материкиТема урока  Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через  литературный образ ма...

Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"

Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...