Ролевые игры на уроках географии.
методическая разработка по географии (7 класс) по теме
Из опыта работы. Методика организации ролевых игр по географии в курсе "География материков и океанов" В,А. Коринская, И,В. Душина, В.А. Щенев в 7 классе, различающихся по содержанию, по сложности и по времени затраченного на подготовку и проведение.
1- вариант. Тема урока: "Природные зоны Южной Америки". Отчет групп -"экспедиций", заочно совершивших путешествие в Южную Америку. Игра, требующая длительную подготовку учителя и учащихся.
2-вариант. Тема урока : "Природа Антарктиды" Групповая форма работы, ролевая игра, ход которой, ее заверешние осуществляется на одном уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra.docx | 21.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра – одно из древнейших средств воспитания и обучения детей. Игровые технологии в сочетании с другими методическими приемами и формами повышают эффективность преподавания географии. Они могут быть проведены на уроках, семинарах ,факультативах, в кружках, их можно предложить в качестве домашнего задания.
Игры чрезвычайно разнообразны по содержанию, целям проведения, организации. Они могут быть познавательными, дидактическими, деловыми.
Ролевая игра – одна из форм активизации обучения и воспитания школьников. В процессе ролевой игры достигается максимальная заинтересованность школьников, открываются возможности творческого поиска учителем и учащимися. Это один из способов эмоционального воздействия на школьников. Ролевые игры усиливают мотивацию, решают важнейшие задачи в развитии познавательной деятельности, способности осознанного усвоения знаний учащимися и их интеллектуальному развитию. Способствуют формированию межличностных партнерских отношений у учащихся через работу малых групп., имитируют реальные действия, позволяют реализовать возможности межпредметных связей с другими дисциплинами.
В своей работе использую различные формы ролевых игр: например, пресс-конференция в 10-11 классах по теме «Государства – малютки» ( уч-ся в роли менеджеров туристических фирм предлагают посетить европейские государства, готовят презентации, сообщения, представляют сувениры, фотографии, рекламные проспекты. При подведении итогов пресс-конференции уч-ся класса путем голосования выбирают лучшую турфирму, которая наиболее ярко и интересно прорекламировала страну.
Опыт показывает, что большинство вариантов ролевых игр требуют значительной подготовки учителя и уч-ся. Любая ролевая игра включает три этапа – подготовительный, основной(непосредственный процесс игры) и заключительный (анализ, обсуждение и подведение итогов).
Подготовительный этап. Намечая тему для ролевой игры, рекомендую брать сравнительно несложный и изобилующий фактами материал. Большой популярностью у учащихся пользуются актуальные темы современности. Игра может проводиться как по новому материалу, так по пройденному, как по теме , так и по разделу. Определив тему и сроки проведения игры, разрабатываю предварительный сценарий, продумываю оформление кабинета, использование ТСО, возможности соревнования, составляю список необходимой литературы, ссылки на интернет-сайты, для себя и уч-ся. Обязательным условием ролевой игры является большее или меньшее участие всех присутствующих.
При распределении ролей важно учитывать склонности и интересы уч-ся, особенно при подборе руководителя групп. Однако это не единственный подход к распределению ролей. Можно, после создания групп, поручить руководителю каждой группы взять со стола учителя одну из карточек, лежащую лицевой стороной вниз, с написанными заданиями, а учащимся карточки с названием ролей. Карточек столько, сколько создано в классен групп. Группы формирую по желанию учеников, но в них должны быть школьники с разной подготовкой.
В подготовительный период совершенствуется сценарий игры. В этом активное участие принимают школьники. Консультирую участников, направляю их деятельность.
Практика показывает, что подготовительный период в зависимости от содержания, целей, задач игры может длиться до 2-х недель.
Основной и заключительный этап – это сама игра и подведение итогов. Только тщательно продуманная методика организации и проведения всех трех этапов, целенаправленные действия уч-ся и учителя обеспечивают усвоение прочных знаний, развитие мышления, формируют устойчивый интерес к предмету
Многие ролевые игры по времени не превышают одного урока, но есть варианты игр, когда одного урока не хватает и в связи с этим приходиться сдваивать уроки.
Предлагаю учителям географии варианты ролевых игр различающихся по сложности и по времени затраченного на подготовку и проведения.
Ролевая игра для 7 класса при изучении раздела «Южные материки» .
Тема урока «Природные зоны Южной Америки».
Методы урока: исследовательский, репродуктивный.
Игра идет в форме отчета групп –«экспедиций» , которые заочно совершили путешествие в Южную Америку и изучили природные зоны материка.
За неделю до урока формируются следующие группы – «экспедиции», число которых соответствует числу изучаемых зон. Каждая экспедиция получает в конверте задания, где указаны координаты параллелей и меридианов, ограничивающих часть территории зоны, задания для разных специалистов – участников экспедиции.
Каждая группа составляет отчет: (рисунки, схемы, фото, рефераты)
- определяет природную зону;
- отмечает ее на контурной карте;
-составляет описание природной зоны по плану.
Задания уч-ся:
- Менеджеру: составьте «Памятку туристу» для путешествия по природной зоне.
- Руководителю экспедиции: отметьте на контурной карте границы природной зоны и ее основные характеристики.
- .Климатологу: составьте климатограмму природной зоны.
- Почвоведу: докажите, что почва природной зоны – зеркало ландшафта.
- Зоологу: изучите разнообразие животного мира.
- Ботанику: выявите взаимосвязь между почвой, климатом, животными и растительным миром зоны.
Подведение итогов игры.
Ролевая игра, подготовка которой, ход игры и ее завершение осуществляется на одном уроке.
Тема урока «Природа Антарктиды».
Тип урока – изучение нового материала.
Методы: самостоятельная работа, групповая форма работы, беседа.
Учащиеся используют на уроке учебник, инструктивные карточки с заданиями, тематические карты Антарктиды, стенные карты, картины, цветные иллюстрации, дополнительную литературу и т.д.
Учащиеся подразделяются на группы. Каждая имеет своих геологов, климатологов, почвоведов, ботаников, зоологов, метеорологов, которые отправляются в заочное путешествие и подготавливают интересные сообщения по своей теме.
Ход урока.
Деятельность учителя: Деятельность уч-ся:
1 задание
Отправляется экспедиция на зимовку в Антарктиду. Получают задания и готовятся сообщения.
По возвращению с зимовки специалисты должны 13-15 минут
подготовить сообщения:
1.Геологи – о рельефе, и о полезных ископаемых
2. Климатологи – о климате
3. Почвоведы – о почве
4. Ботаники - о растительности
6. Зоологи - о животных
7. Метеорологи – о предсказании погоды.
Задания геологам:
- Какие особенности имеет рельеф Антарктиды?
- Какие находки были сделаны геологами в Антарктиде? О чем они свидетельствуют?
- Какими полезными ископаемыми богата Антарктида?
Задания климатологам:
Решить проблему: Почему Антарктида самый холодный материк Земли? Почему даже в летний период плохо прогревается солнечными лучами?
Задания почвоведам:
1. Объясните почему в Антарктиде не развиты почвы?
2. Какие условия необходимы для образования почв?
Задания ботаникам :
1.Какие условия необходимы для произрастания растений? Есть ли такие условия в Антарктиде?
2.Какие растения растут на материке7 Образуют ли они сплошной покров?
Задания зоологам:
1.Почему все живое сосредоточено в узкой прибрежной полосе и тесно связано с морем?
2.Как животные приспособились к суровым условиям обитания?
3. Почему синие киты занесены в «Красную книгу» ?
Задания метеорологам:
1.Для чего ученые изучают природу Антарктиды?
2. Какие трудности приходится переносить зимовщикам?
Сообщения членов экспедиции.
Подведение итога экспедиции.
Обобщая сказанное , можно сделать вывод о высоком активизирующем эффекте ролевых игр по географии. При их разработке необходимо стремиться к сочетанию увлекательности с большой деловой направленностью.
Из опыта работы:
«Использование игровых технологий
на уроках географии».
Учитель географии МБОУ
средней общеобразовательной
школы № 5 Астапенко И.А.
2011- 2012 уч.год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (география и физическая культура) Тема урока: Чемпионат мира по футболу. География городов
Чемпионат мира по футболу - величайшее спортивное соревнование современности, собирающее на стадионах и у телеэкранов миллионы и миллиарды зрителей. Россия впервые в своей истории стала страной-хозяйк...
Развитие речи обучающихся на уроках географии. Интегрированный урок география - литература.
«Однако трудно найти предмет, который ...
Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо–Западной России" Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральн
Очень интересный и необчный урок....
Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"
В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии. Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...
Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.
В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...
Урок географии в 7 классе Африка в стихах Н. С. Гумилева Обобщение по теме Африка (интегрированный урок география+литература)
Тема раздела Южные материкиТема урока Обобщение знаний о природных зонах АфрикиНомер урока в теме раздела 9Цель урока: обобщение знаний по материку Африка через литературный образ ма...
Презентация для подготовки уроков по географии и биологии "Игровые технологии на уроках географии и биологии"
Данная презентация поможет включить в урок географии игровые приемы при изучении нового материала и закреплении изученного...