программа кружка "Юный краевед"
материал по географии (8 класс) по теме
программа кружка "Юный краевед" расчитана на учащихся 14-15 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждена
на заседании методического
совета МОУ Колундаевская СОШ
«_____»________________2007 г.
МОУ Колундаевская СОШ
Образовательная программа
«Юный краевед»
автор программы-
учитель географии высшей
категории Ажога Н. В.
Срок реализации программы 2 года
Контингент обучающихся: 14-15 лет
х. Колундаевский
2007 год
Программа кружка «Юный краевед».
В содержании школьного образования большое внимание отводится региональному компоненту, а именно изучению своего родного края. Учащиеся должны знать культуру, историю своего края и народов, проживающих на берегу Дона. Эту задачу может решить курс «Краеведение».
Программа кружка «Юный краевед» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования, а также с учетом дидактических требований к уровню подготовки учащихся к дальнейшему усвоению программы по изучению своего края.
Особенностью данного курса является то, что он дает учащимся сведения практического характера, знакомит учащихся с историческим прошлым своего региона, проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные факты.
Вопросы, которые включены в данный курс, касаются широких слоев населения донского края и, в частности самих учащихся и их близких.
На занятиях рассматриваются проблемы нравственно-патриотического воспитания, которые успешно решаются через краеведческую работу.
Цели работы:
- формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного опыта, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;
- воспитание уважения к истории, культуре, традициям своего народа, стремление сохранить и приумножить культурное достояние своего народа;
- овладение учащимися системой знаний об историческом прошлом своего региона;
- воспитание гражданственности, патриотизма, чувства сопричастности к событиям региона;
- бережного отношения к историко – культурному наследию;
Задачи:
- Вовлекать каждого из учащихся в разнообразные виды практической деятельности;
- Соблюдение правил внутреннего распорядка работы кружка;
- Оказывать учащимся посильную помощь при формировании у них умений и навыков;
- Развивать самостоятельность учащихся при организации практической деятельности и оказывать помощь школьникам в достижении успехов в решении поставленных задач.
- Углубить и расширить знания учащихся по истории Донского края, своего населенного пункта;
- Приобщить школьников к поисково – исследовательской работе.
Формы нравственно – патриотического воспитания:
- Походы и экскурсии.
- Встречи с ветеранами войны и труда.
- Посещение музеев.
- Посещение заповедных уголков природы.
- Конкурсы, викторины.
- Дискуссии.
- Составление презентаций.
Категории обучающихся: учащиеся 8 и 9 классов и проявляющие наибольший интерес к
наукам истории и географии. Набор осуществляется по желанию самих учащихся. Группа создаётся в количестве 15-20 человек.
Объём часов: всего 70 часов (с учётом экскурсий и походов).
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, эвристический, частично-поисковый, исследовательский.
Новизна программы состоит в том, что кроме определённых знаний и умений учащиеся проводят большую и направленную работу по накоплению краеведческого материала о прошлом и настоящем своего населённого пункта. Темы занятий взаимосвязаны между собой. Программа предусматривает знакомство с интересными людьми, экскурсии, походы, творческие работы, участие в общественной жизни школы и своего хутора. Большое внимание уделяется природоохранным мероприятиям, посещение родников, лесов и других интересных уголков природы донского края. Проводятся походы. Во время походов ребят обучают правилам поведения в природе, учат навыкам, которые необходимы туристам: разведение огня, разбивка палатки, оказание первой помощи пострадавшим во время похода. Эти знания пригодятся учащимся в дальнейшей жизни. Во время походов учащиеся получают массу положительных эмоций, они учатся видеть доброе и прекрасное в окружающем их мире.
Без малой родины нет родины большой.
Ты это осознаешь всей душой,
Когда вдруг к чуду прикоснешься.
И в жаркий день у родника напьешься.
Мой край родной! Я с родником
И с каждым ключиком знаком.
“Родник” и “Родина” - созвучны.
Близки как братья, благозвучны,
Без них и жизнь свою не мыслю,
Без них – я дерево без листьев. (Н.Смирнов)
Программа и примерное количество часов курса «Юный краевед».
№ п/п | Тема занятия. | Количество часов. | Формы проведения. |
Тема 1. Что такое краеведение. 2 часа. | |||
1. | Историко – краеведческая работа. Работа над введение научного исследования. | 1 час. | Беседа с обсуждением плана работы. Развитие у учащихся познавательной и творческой деятельности. |
2. | Цели и задачи, которые будут решаться. Краеведение как научная дисциплина. | 1 час. | |
Тема 2. Где родился – там и пригодился. 1 8 часов. | |||
3. | История появления на Дону нашего хутора . | 1 час. | Оформление странички для музея. |
4. | Легенды и предания о происхождении названия нашего хутора. | 2 часа. | Сбор информации. Посещение на дому старожилов хутора. |
5. | Наш хутор до революции. | 2 часа. | Работа с архивными данными. Подготовка отчета о проделанной работе. |
6. | Наш хутор в период революции и гражданской войны. | 2 часа. | Сбор информации. |
7. | Наш хутор в годы ВОВ. Посещение мемориальных памятников. | 2 часа. | Встречи с ветеранами ВОВ. |
8. | Герои Советского Союза – наши земляки. | 1 час. | Подготовка странички для музея. Беседа с героем ВОВ. |
9. | Наш хутор в послевоенное время. | 1 час. | Встреча с передовиками хозяйства. |
10. | Предприятия и организации на территории нашего хутора. | 2 часа. | Подготовка фотовыставки. |
11. | Колундаевское лесничество. | 2 часа. | Практическое занятие: Сбор материалов о лесничестве. |
12. | Первые учебные заведения на территории хутора. | 1 час. | Викторина. |
13. | Наша школа сегодня. | 2 часа. | Подготовка материалов для экскурсии по школе. |
Тема 3. Донской край – моя Родина, предков очаг.12 часов. | |||
14. | Знаменитые и распространенные казачьи фамилии. | 1 час. | Изучение распространения фамилии по названию хутора. |
15. | Родительский дом – начало – начал. | 1 час. | Работа по составлению генеалогического дерева. |
16. | Мои родители, бабушка, дедушка и другие родственники. | 1 час. | Сбор информации. |
17. | Мои родственники, их связь с этапами развития хутора. | 1 час. | Конкурс рефератов: Моя родословная. |
18. | Семейный уклад. | 2 часа. | Творческое задание «Изучение жителей хутора». |
19. | Дом. Герб семьи. | 2 часа. | Изучение интерьера, жилища, быта казаков. Экскурсия по хутору. |
20. | Занятия и ремесла казаков. | 2 часа. | Знакомство с традиционной технологией изготовления предметов быта. Пуховые платки, носки и другое. |
21. | Как отдыхали казаки. | 2 часа. | Знакомство с песенным творчеством. Сбор старинных казачьих песен и их разучивание. |
Тема 4. Начальные навыки туризма. 19 часов. | |||
22. | Предпосылки развития туризма в родном крае. | 1 час. | Шолохов и туризм. |
23. | Туристическое районирование Шолоховского района.. | 2 часа. | Посещение музея. |
24. | Туристические маршруты по родному краю. | 4 часа. | Поход к столетнему дубу. Экскурсия в лес и к источнику. |
25. | Собираемся в поход. Что надо взять. | 1 час. | Игра «На воздушном шаре» |
26. | Как правильно уложить рюкзак. | 1 час. | Практическая работа. |
27. | Как правильно развести костер. | 1 час. | Практическая работа на местности. |
28. | Приготовление пищи на костре. | 4 часа. | Проводится во время похода на практике. Приготовление кулеша и ухи. |
29. | Первая помощи при ушибах, порезах, вывихах и другие способы оказания первой помощи в поход. | 2 часа. | Практическое занятие. |
30. | Уроки ориентирования. Идем по азимуту. | 1 час. | Практическое занятие. |
31. | Правила поведения во время похода. Что должен помнить турист. | 2 часа. | Составление памятки тем, кто отправляется в поход. |
Тема 5. Охрана природы. 14 часов. | |||
32. | Изучение растительности Донского края. | 2 часа. | Сбор информации о разнообразии растительного мира. |
33. | Лекарственные растения, произрастающие на Дону. | 2 часа. | Сбор лекарственных растений. |
34. | Рецепты наших бабушек. | 2 часа. | Какая травка и от чего помогает. Рецепты здоровья. |
35. | Съедобные и ядовитые грибы. | 1 час. | |
36. | Животный мир нашей местности. | 1 час. | |
37. | Мероприятия по охране окружающей среды, проводимые в нашей местности. | 2 часа. | Экскурсия к источнику с целью его очистки. |
38. | Редкие и исчезающие виды растений и животных на Дону. | 2 часа. | Фотовыставка. Выставка рисунков. |
39. | Конкурс «Что ты знаешь о родном крае?» | 2 часа. | Рефераты по данной теме. |
Тема 6. Операция «Поиск». 5 часов. | |||
40. | Наши земляки ветераны ВОВ. | 2 часа. | Оформление альбома. |
41. | Учителя – выпускники нашей школы. | 2 часа. | Оформление записей и фотоматериалов. |
42. | Подведение итогов работы кружка. | 1 | Отчет о работе. |
Список литературы.
- Акимушкин И. И. Исчезающие животные. М.Знание. 1976 г.
- Акимушкин И. И. Мир животных. М. Молодая гвардия. 1981 г.
- Атлас Ростовской области. ООО «ДИ ЭМ БИ», 2004 г.
- Долженко Г. П. Я ваш гид.-Ростов-на-Дону:Кн. Изд-во,1991 г.
- Изучаем свой край. Учебное пособие/ под общей редакцией Долженко Г.П./Ростов-на-Дону, 1992г.
- Нагорный Б. А. География Ростовской области. Ростов-на-Дону:Кн. изд-во, 1995 г.
- Николаева С. Н. Методика экологического воспитания, 1999 г.
- Природа, население и хозяйство Ростовской области. Уч. пособие/ под ред. Смагиной Т. А., Кизицкого М. И./ Ростов-на-Дону: изд.Рост. обл. ИУУ, 1995 г.
- Сафиуллин А. З. Основы географического краеведения в сельской школе: М. «Просвещение», 1976 г.
- Строев К. Ф. Краеведение:изд-во «Просвещение» М. 1967 г.
- Смирнов А. Мир растений. М.Молодая гвардия 1996 г.
- Экологический вестник Дона. «О состоянии окружающей среды и природных ресурсов Ростовской обл.» 2004 г., 2005 г., 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа кружка "Краевед"
Материал содержит программу кружка "Краевед"...
Программа юный краевед
Дополнительная образовательная программа "Юный краевед"...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Географы-краеведы» ( 2 года обучения, возраст детей 10 – 13 лет)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Географы-краеведы» ( 2 года обучения, возраст детей 10 – 13 лет). Основной целью программы является: приобщение детей к туризму, освоение разносторонних...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ИСТОРИКИ-КРАЕВЕДЫ».
Туризм и краеведение в средней школе и внешкольных учреждениях развиваются в непосредственной связи с общими учебно-воспитательными задачами школы; они содействуют осуществлению прочной связи обучения...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный краевед"
В последнее десятилетие по России в целом резко возрос интерес к проблемам изучения родного края. С одной стороны, это дань моде, с другой – насущная необходимость. И диктуется она потребностями...
адаптированная программа "Юный краевед"
адаптированная программа "Юный краевед"...
Дополнительная общеразвивающая программа "Юные краеведы"
Дополнительная общеразвивающая программа краеведческой направленности "Юные краеведы"...