Карта - основной язык географии
статья по географии (7 класс) на тему
Предметом изучения географическая карта становится уже в младших классах школы.Новые школьные программы подчеркивают особую роль карты. Сегодня она нужна не только пилотам и судоводителям, военнослужащим и мелиораторам, работникам сельского хозяйства и др. Даже современные международные события нельзя понять без политической карты. Поэтому карта в географии занимает центральное место. Для более продуктивного усвоения учебного материала важно применять разные виды карт (настенные, электронные, интерактивные, контурные и др.),используя различные виды работ с этими картами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
berezhnickaya-_geogr.karta_.rar | 145.6 КБ |
berezhnickaya__tezisy.docx | 19.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Карта – основной язык географии
Бережницкая О.Н.
учитель географии высшей категории МОБУ СОШ №10 г. Таганрога,
кандидат педагогических наук
Семь чудес света знал древний мир: пирамиды египетских фараонов, висячие сады Семирамиды в Вавилоне, храм Артемиды в Эфесе, статую Зевса в Олимпии, надгробный памятник царю Мавзолу в Галикарнасе, статую бога солнца Гелиоса на острове Родосе, Александрийский маяк. В наши дни список чудесных творений человека, конечно же, гораздо обширней, и возглавляют его, без сомнения, книга и карта. Да-да, добрая знакомая любому из нас — географическая карта. Но вместе с тем это будет рассказ о тайне. Ведь тому, кто не понимает языка карты, не знает, о чем говорят ее условные знаки, кто не умеет их «читать», содержание карты недоступно. Скрыто от него, как самая настоящая тайна. А.Л. Шейкин |
Карта занимает в географии центральное место. Без нее не могут развиваться науки о Земле, не может обходиться школьная география. Поэтому предметом изучения карта становится уже в младших классах школы. Новые школьные программы подчеркивают особую роль карты. Такое место карты вполне понятно: ее роль в нашей жизни неуклонно растет. Она нужна не только пилотам и судоводителям, военнослужащим и мелиораторам, так без почвенных карт не обходятся сейчас в сельском хозяйстве, а современные международные события нельзя понять без политической карты и т.д. Необходимо научить учащихся черпать из карты заложенную в ней богатую информацию. Семенов-Тян-Шанский считал, что «карта важнее текста, так как говорит нередко ярче, наглядней и локаничней самого лучшего текста». Карта должна быть источником новых знаний и одним из средств формирования и конкретизации географических понятий. Таких целей можно добиться строго продуманной системой работы с географической картой. Поэтому очень важна постановка перед учащимся вопросов, требующих логических умозаключений на основе карты. Степень сложности таких вопросов различна и зависит от возраста, класса и подготовки учащихся. Основное их отличие от простого вопроса «показать» - это включение в них постепенно усложняющих связей, требующих все более высоких ступеней понимания символики карты. Эти вопросы условно можно подразделить на следующие ступени: а) выяснение свойств изображенных на карте объектов; б) количественная и качественная их оценка на основании картографического изображения; в) понимание картографических изображений с географическими явлениями, непосредственно не показанными на данной карте. Важен отбор наиболее полезных, интересных вопросов, требующих самостоятельных выводов и умозаключений. Если вопрос интересен и нов, учащиеся охотно поразмыслят над ним не только в классе, но и дома. Однако делать логические умозаключения по карте сможет только тот, кто научился ее читать, замечать на ней все – от общих закономерностей до едва заметных деталей. Поэтому наряду с постановкой вопросов, требующих логических умозаключений, нужны вопросы, которые учили бы наблюдать, схватывать легенду карты и замечать на ней главное, существенное.
Таким образом, важнейшей составляющей географических знаний являются картографические умения. Они помогают создать образ пространства, осознать свое местоположение в нем. Чтобы формирование предметных знаний и умений проходило успешно необходимо мне, как учителю, сделать этот процесс интересным и увлекательным. Читать карту – значит уметь давать характеристику территории и отдельных географических объектов на основе карты. Можно выделить три уровня чтения карты:
1. школьники знают и могут показать составляющие элементы карты;
2. учащиеся дают описание объектов и территории на основе сочетания условных обозначений и надписей;
3. учащиеся истолковывают карту и вскрывают взаимосвязи и зависимости, выявляя и такие признаки, которые на карте непосредственно не показаны, но связанны с признаками, изображенными на ней.
Универсальное умение анализировать карту формируется именно на третьем уровне. В словаре русского языка С.И. Ожегова написано: «Анализ – а) Метод исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-либо. б) Всесторонний разбор, рассмотрение».
Выстраивая работу школьников от простого к сложному, формирую у детей умения читать и анализировать карту.
- Описание географического объекта.
- Объяснение происходящих процессов.
- Географический прогноз.
- Моделирование.
Таким образом, работа с картой направлена на формирование умений решать основные задачи географической науки:
Описание объяснение предсказание управление создание новых объектов
Решение задач географии в процессе работы с картой на примере изучения географии материков и океанов.
Основные задачи географии | Уровень чтения карты | Задания учителя | Действия учащихся |
ОПИСАНИЕ | 1 | Описать рельеф материка Африка по физической карте | Называют и показывают крупные формы рельефа |
2 | Выявляют особенности расположения крупных форм рельефа и определяют их абсолютную высоту | ||
1, 2, 3 | Дать характеристику реки по плану |
| |
ОБЪЯСНЕНИЕ | 2 | Объяснить, почему в рельефе Африки преобладают равнины? | 1. Сопоставляют карты “Строение земной коры” и “Физическую карту Африки”. 2. Делают вывод о соответствии древних платформ равнинам, находят доказательства на физической карте (смотри приложение). |
2 | Существует версия, что Африка – самый жаркий материк Земли, опровергните или подтвердите ее. | 1.Выявляют особенности географического положения материка (относительно экватора, тропиков и океанов) 2. По климатической карте находят изотермы июля и января и устанавливают среднемесячные температуры воздуха. 3. Определяют, какой абсолютный максимум и абсолютный минимум температуры воздуха был отмечен на материке, в какой части. 4.Сравнивают эти данные с величиной среднемесячной температуры воздуха на других материках и приходят к выводу, что Африка – самый жаркий материк Земли. | |
ПРЕДСКАЗАНИЕ | 1 | Спрогнозируйте географическое положение материка Африка через 50 млн. лет | Определяют, в состав какой литосферной плиты входит материк Африка, в каком направлении и с какой примерной скоростью перемещается эта плита. |
2 | Делают географический прогноз | ||
УПРАВЛЕНИЕ | 3 | Пустыня Сахара ежегодно увеличивается почти на 1 млн. квадратных километров за счет площади саванн. Можно ли остановить Сахару? | Групповая форма работы на основе опережающих домашних заданий |
СОЗДАНИЕ НОВЫХ ОБЪЕКТОВ | 3 | Разработать проект научно – исследовательской экспедиции с целью изучения и охраны исчезающих животных вечнозеленых экваториальных лесов. | Организация проектной деятельности учащихся |
3 | Разработать проект гипотетического материка | Придумывают контур гипотетического материка, наносят его на контурную карту мира. Опираясь на знания общих географических закономерностей, последовательно моделируют рельеф, климатические условия и природные зоны материка, а также возможности хозяйственной деятельности населения. На защите проектов демонстрируют «Географический атлас гипотетического материка». |
В процессе работы с картой использую её:
- как иллюстрацию знаний об объектах или явлениях, рассказанных учителем или прочитанных в учебнике;
- как источник знаний об изображённом объекте или явлении;
- как источник новых знаний об объекте или явлении, выведенных на основе умозаключений, но непосредственно не изображённых.
Это помогает мне сделать процесс обучения интересным и увлекательным, вовлечь учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность.
На мой взгляд, вопрос о чтении и анализе карт очень актуален, так как имеет слабую методическую проработку. В важности же данной темы сомневаться не приходится, так как уже содержание уроков введения в начальный курс физической географии требует неоднократного обращения к карте, а чем дальше мы переходим от темы к теме, из класса в класс, тем чаще, активнее и плодотворнее должна использоваться карта. Для более продуктивного усвоения учебного материала, я использую различные виды работ с картами.
- Работа с географической номенклатурой
Культура человека, стоящего у карты, проявляется, прежде всего, в умении правильно показать изображённый географический объект. На начальном этапе обучения стараюсь уделять особое внимание формированию этого умения. Напоминаю учащимся о 3 типах размещения географических объектов: точечный, линейный, площадной. Затем проверяю умения составить классификацию различных объектов по данному принципу:
Показ на карте | ||
Указать одну точку | Провести линию | Оконтурить территорию |
Например, для учащихся 6 и 7 классов: материк, река, водораздел, бассейн реки, город, крупное государство, водопад, море, горный хребет, равнина, вулкан и т.д.
Часто бывает необходимо (например, изучая Евразию) запомнить расположение и название морей, полуостровов и островов, существующих в изобилии. Я использую ассоциативную модель обучения, в основе которой лежат обычные часы.
Ассоциативная модель обучения
Балтийское море
Архипелаг Северная Земля
Красное море
п-ов Индостан
Черное море
Азовское море
Японское море
Остров Сахалин
п-ов Камчатка
- Работа с контурными картами: практические, проверочные, контрольные работы, интерактивные задания на контурных картах.
- Составление по картам атласа географических характеристик (например, моря, страны, реки).
- Заполнение таблиц на основе сопоставления карт
Например, при изучении темы «Разнообразие рельефа как взаимодействия внутренних и внешних сил Земли» в 7 классе предлагаю учащимся заполнить таблицы:
- Задание №1: сопоставить карты « Физическую карту мира» и «“Строение земной коры». Выявить взаимосвязь между возрастом и высотой гор. Заполните таблицу.
Физическая карта мира | Карта “Строение земной коры” | Вывод | ||
Горы (материк) | Преобладающие высоты (м) | Максимальная высота (м) | Возраст гор | Горы по высоте |
Аппалачи (Сев. Америка) | 500 – 1000 м | Гора Митчелл (2037 м) | Древняя складчатость (возраст от 460 до 230 млн. лет) | Средне-высотные |
Анды ( ) | ||||
Кавказ ( ) | ||||
Альпы( ) | ||||
Гималаи ( ) | ||||
ВЫВОД: Чем моложе по возрасту горы, тем они _____________________________________________________ Чем древнее по возрасту горы, тем они _____________________________________________________ |
- Задание №2: сопоставить карты “Строение земной коры” и “Физическую карту мира”. Выявить закономерности в размещении месторождений полезных ископаемых. Заполните таблицу.
Физическая карта мира | Карта “Строение земной коры” | Тип полезных ископаемых по происхождению | |
Форма рельефа, (материк) | Участок земной коры: | Месторождения полезных ископаемых: | |
Среднесибирское плоскогорье (Евразия) | Сибирская платформа | Алмазы | осадочные метаморфические магматические |
Месопотамская низменность ( ) | |||
Русская равнина ( ) | |||
Анды ( ) | |||
Скандинавские горы ( ) | |||
ВЫВОД. Закономерности в размещении месторождений полезных ископаемых:___________________________________________________________________________ |
3. Творческие задания: рисунки (изображение каких-либо объектов), сочинения-путешествия, макеты, коллажи и другие.
4. Практические работы с использованием карт атласа
В качестве примера приведу практическую работу по географии России (9 класс) «Определение оптимальных вариантов поставки грузов по магистралям России». Работа проводится по группам.
Задание: определить наиболее удобный способ доставки груза из одного города в другой. При выборе вида транспорта и магистральных направлений необходимо помнить о сохранности груза, стоимости и скорости доставки. Учтите и такой фактор, как время года.
Группа №1: Из Москвы в Саратов доставить станки и оборудогвание средних габаритов.
Группа №2: Из Екатеринбурга в Рязань доставить прокат металлов.
Группа №3: Доставить зерно из Ростова-на Дону в Санкт-Петербург.
Группа №4: Из Краснодара в Ярославль доставить овощи и фрукты.
Результаты работы необходимо отразить в любой удобной для вас форме (схема с пояснениями, рисованная карта, письменный ответ и т.д.).
- Проектная деятельность учащихся
Например, в 7 классе на обобщающем уроке по теме «Южная Америка». Класс делится на 3 группы (команды), каждая из которых получает карточку:
Уважаемые члены международной экологической организации! Вам необходимо разработать проект международной экологической станции по изучению и охране вымирающих животных Южной Америки ( сельвы, пампы и т.д.)
В арсенале вашей команды имеются: финансовые средства, которые необходимо использовать для приобретения необходимого научного оборудования (какого?), транспортных средств (каких?), и других необходимых предметов (каких?).
Используя физическую, климатическую, комплексную карты и карту природных ресурсов Южной Америки, определите место строительства станции, спроектируйте её (из каких строительных материалов она будет создаваться?), продумайте обеспечение сотрудников водой и продуктами питания.
Для более углубленной проработки темы рекомендуется использование дополнительных карт (справочные атласы, атлас учителя, спутниковые снимки) и других статистических и справочных материалов.
Практика показывает, что самостоятельная поисковая деятельность учащихся на основе чтения и анализа различных карт под руководством педагога даёт гораздо лучший результат по сравнению с объяснением темы учителем. В заключение приведу слова А.А. Половинкина: «География и географическая карта связаны между собой неразрывно. Едва ли будет преувеличением, если мы скажем, что без карты нет, и не может быть географии».
Список использованной литературы
- Дронов В.П. География России. Население и хозяйство.9 класс. - М.: Дрофа, 2010.
- Климанова О.А.География в цифрах. 6-10 классы. - М.: Дрофа, 2009.
- Крылова О.В. Интересный урок географии. - М.: Просвещение, 2000.
- Лисенкова Г.Я. Разноуровневые практические работы по географии России. - М.: Просвещение, 1992.
- Ожегов С.И. Толковый словарь http://www.ozhegov.ru/slovo/558.html
- Шейкин А.Л. Повесть о карте. - Л.: Детская литература, 1976.
Предварительный просмотр:
Карта – основной язык географии
(использование интерактивных карт на уроках географии)
Бережницкая О.Н.,
учитель географии высшей категории МОБУ СОШ №10 г. Таганрога, к.п.н.
Карта занимает в географии центральное место. Без нее не могут развиваться науки о Земле, не может обходиться школьная география. Семенов-Тян-Шанский считал, что «карта важнее текста, так как говорит нередко ярче, наглядней и локаничней самого лучшего текста». Современная школа позволяет применять на уроках географии не только традиционные настенные карты, но и карты интерактивные, способные сделать процесс обучения более интересным и увлекательным. Важна постановка перед учащимся вопросов, требующих логических умозаключений на основе карты. Основное их отличие от простого вопроса «показать» - это включение в них постепенно усложняющих связей, требующих все более высоких ступеней понимания символики карты. Эти вопросы условно можно подразделить на следующие ступени: а) выяснение свойств изображенных на карте объектов; б) количественная и качественная их оценка на основании картографического изображения; в) понимание картографических изображений с географическими явлениями, непосредственно не показанными на данной карте. Важнейшей составляющей географических знаний являются картографические умения. Они помогают создать образ пространства, осознать свое местоположение в нем. Выстраивая работу школьников от простого к сложному, формирую у детей умения читать и анализировать карту. Таким образом, работа с картой направлена на формирование умений решать основные задачи географической науки:
Описание объяснение предсказание управление создание новых объектов
В процессе работы с картой использую её: как иллюстрацию знаний об объектах или явлениях, рассказанных учителем или прочитанных в учебнике; как источник знаний об изображённом объекте или явлении; как источник новых знаний об объекте или явлении, выведенных на основе умозаключений, но непосредственно не изображённых.
Для более продуктивного усвоения учебного материала, использую различные виды работ с картами: работа с географической номенклатурой. Напоминаю учащимся о 3 типах размещения географических объектов: точечный, линейный, площадной. Затем проверяю умения составить классификацию различных объектов по данному принципу: например, для учащихся 6 и 7 классов: материк, река, водораздел, город, водопад, море. Часто бывает необходимо (например, изучая Евразию) запомнить расположение и название морей, полуостровов и островов, существующих в изобилии. Использую ассоциативную модель обучения, в основе которой лежат обычные часы.
- Работа с контурными картами: практические, проверочные, контрольные работы, интерактивные задания на контурных картах.
- Составление по картам атласа географических характеристик (моря, страны, реки, гор).
- Заполнение таблиц на основе сопоставления карт: например, при изучении темы «Разнообразие рельефа как взаимодействия внутренних и внешних сил Земли» в 7 классе.
- Творческие задания: рисунки, сочинения-путешествия, макеты, коллажи и др.
- Практические работы с использованием карт: 9 класс «Определение оптимальных вариантов поставки грузов по магистралям России». Работа проводится по группам.
- Проектная деятельность учащихся
Практика показывает, что самостоятельная поисковая деятельность учащихся на основе чтения и анализа различных карт под руководством педагога даёт гораздо лучший результат по сравнению с объяснением темы учителем.
В заключение приведу слова А.А. Половинкина: «География и географическая карта связаны между собой неразрывно. Едва ли будет преувеличением, если мы скажем, что без карты нет, и не может быть географии».
Список использованной литературы
- Крылова О.В. Интересный урок географии. - М.: Просвещение, 2009.
- Лисенкова Г.Я. Разноуровневые практические работы по географии России. - М.: Просвещение, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по географии в 6 классе по теме "Мировой океан-основная часть гидросферы".
Технологическая карта урока географии. 6 класс ФГОС....
Практическая работа по географии в 8 классе по теме Обозначение на контурной карте основных форм рельефа России
Данная практическая работа будет проведена на уроке закрепления изученного материала по теме «Геологическое строение и рельеф». Форма выполнения: письменно на контурной карте....
Образовательная программа элективного курса по географии «Карта – второй язык географии» 5 - 6 классы
Аттестационная работа слушателя курсов повышения квалификации по программе:«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реал...
Внеурочная деятельность по географии "Карта - язык географии" 7 класс
quot;Карта - язык географии" 7 класс...
Презентация к проекту "Карта - второй язык географии"
Пезентация к проекту...
программа по внеурочной деятельности «Карта- второй язык географии» (для подготовки 9 кл. к ГИА)
Пояснительная запискаТематическое планированиеУчебно- тематический планКалендарно-тематический планПланируемые результатыУчебно-методический комплекс...
Программа по географии 5-9 класс.,10-11 класс. Программа курса внеурочной деятельности по географии 5-6 классы "Карта-второй язык географии".Рабочая программа дополнительного образования кружок "Край родной Нижегородский".
Программа содержит пояснительную записку,содержание,общая характеристика учебного предмета,требования к результатам освоения программы,поурочное планирование....