Особенности построения урока географии с применением контекстных задач.
статья по географии (6 класс) по теме

Применение контекстных задач на уроках географии на примере урока в 6 классе по теме: "Вулканы. Горячие источники".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности построения урока географии в 6 классе с применением контекстных задач.

Устинова Татьяна Николаевна – учитель географии  ГБОУ КШИ №1

Первый московский кадетский корпус.

       Каждому педагогу известно, что актуальной проблемой для сегодняшней школы является проблема мотивации.  Очень трудно научить чему-либо учеников, если они не проявляют никакого интереса к содержанию урока.

       И каждый педагог все чаще и чаще задается вопросом: «Как же выстроить учебные занятия в школе, чтобы содержание обучения соответствовало актуальным интересам ребенка?» Его интерес к учению будет обеспечен, если содержание школьного обучения связать с решением личностно значимых для ученика проблем.

Одним из таких способов мотивации является  применение на уроках контекстных задач.

       Контекстная задача - это мотивационная задача, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация или ситуация, которая может произойти, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся.

       Учитель создает на уроке реальную или моделирует воображаемую жизненную ситуацию и предлагает ученику действовать в ней, опираясь на имеющиеся у него знания и опыт. Поскольку ситуация представляется ученику знакомой, он принимается за выполнение предложенного учителем задания без страха и сомнения. Но в какой-то момент ученик обнаруживает неполноту или недостоверность своих знаний, представлений – и ситуация, казавшаяся прежде знакомой и понятной, осознается им как проблемная. Осознанная проблема материализуется в сознании субъекта в виде вопроса. Ученики задают вопросы, демонстрируют  искреннее желание и готовность искать на эти вопросы ответы.

       На уроках географии контекстная задача позволяет пояснить природное явление или процесс, помогает учащимся понять, как проявляются в действительности изучаемые факты, как надо применять полученные знания.

       В данном уроке по географии на тему: «Вулканы. Горячие источники» контекстная задача используется  на этапе закрепления полученных знаний и умений.  Время на ее выполнение 5-7 минут. Задача направлена на диагностику умения учащихся в разных формах работать с текстом: вычитывать нужную информацию, выделять незнакомые слова в тексте и искать их толкование в других источниках, отвечать на вопросы по тексту и уметь письменно выражать свою точку зрения, опираясь на факты из текста. Кроме этого, содержащиеся в задаче  факты, способствуют формированию интереса к изучаемому предмету.

Тема урока: «Вулканы. Горячие источники».

Цели урока: 

воспитания: создать условия для воспитания экологической культуры учащихся;

развития: создать условия для расширения кругозора учащихся, формирования умения работать с различными источниками информации: физической картой, учебником, таблицами, развития монологической речи;

обучения: создать условия для формирования у школьников представления о происхождении, строении вулканов и гейзеров, типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений, изучения  новых терминов (кратер, жерло, конус, действующие, потухшие и спящие вулканы).


Тип урока:  изучения и первичного закрепления новых знаний и умений.

Оборудование: настенная карта полушарий, атласы, учебник по географии для 6-го класса, видеофрагмент об извержении вулкана, телевизор, DVD, таблица «Строение вулкана», раздаточный материал (контекстная задача по теме «Стихийные бедствия»).

Содержательная часть урока 

1. Организационный этап.

Сейчас вашему вниманию будет предложен видеофрагмент, просмотрев его, попробуйте  определить тему нашего сегодняшнего урока.

Показ видеофрагмента об извержении вулкана.

Да, действительно, тема нашего урока – «Вулканы». Что же это за горы? Как они образуются? Каково их строение и значение в природе? Об этом пойдет речь на сегодняшнем уроке.

 
2. Актуализация опорных знаний и умений.

По каким признакам вы определили, что данные горы действительно являются вулканами. Вспомните, что вам об этом известно из личного опыта, уроков окружающего мира и уроков ОБЖ.

3. Этап усвоения новых знаний и умений.

Сообщение учащегося о происхождении слова «вулкан».

В Тирренском море, недалеко от Италии есть небольшой остров Вулкано. Еще в незапамятные времена люди видели, как из вершины этой горы вырывались облака черного дыма, мерцал огонь и в небо, взлетали раскаленные камни. На этом же острове, по их предположениям, находились владения бога огня и кузнечного ремесла – Вулкана. Он устроил на острове свою кузнецу и ковал стрелы для Дианы, громовые молнии Юпитеру, Доспехи Гераклу, щит Ахиллу… А дым и огонь, вырывавшийся с вершины горы, по мнению древних римлян, свидетельствовал о том, что Вулкан раздувает мехами свой горн. Он ударяет молотом по наковальне, и с горы доносится глухой рокот и лязг. С тех пор и начали люди называть огнедышащие горы – вулканами.


Учащиеся записывают в рабочую тетрадь определение вулкана и вулканизма.

Вулкан – (от лат. Vulcanus – огонь, пламя) геологическое образование, возникающее над каналами и трещинами в земной коре, по которым на земную поверхность извергается лава, пепел, горячие газы, пары воды и обломки горных пород.
Процесс, при котором магма поднимается из недр, прорывая земную кору, изливается на поверхность, называется вулканизмом.


Работа с таблицей «Строение вулкана».

Рассмотрите строение вулкана и определите чем вулкан отличается от обычной горы?

В отличии от обычной горы вулкан имеет: кратер – отверстие на вершине вулкана; жерло – канал, по которому поднимается магма; магма, излившаяся на поверхность называется лава (температура 750° – 1250°С, скорость течения 300 – 500 м/ч); очаг вулкана – скопление магмы, расположенное в глубине земли; конус – вулканическая гора, образованная застывшей лавой.

Зарисуйте строение вулкана в тетрадь, на полученном рисунке подпишите составные части вулкана.

Работа с учебником.

Используя текст учебника (стр. 50, уч. Герасимова Т.П. Нач. курс географии. 6 кл.) найдите и запишите в тетрадь виды вулканов, приведите примеры.

Действующие – вулканы, которые извергались в наши дни или в историческое время (на полуострове Камчатка. Спящие – об их деятельности не сохранилось сведений, но иногда они начинают действовать (например, Эльбрус). Потухшие – бездействуют много тысяч лет (Крым, Забайкалье).

Работа с картой.

Найдите и покажите на физической карте полушарий действующие и спящие вулканы.

Действующие вулканы: в нашей стране на полуострове Камчатка и на Курильских островах (самый большой – Ключевская Сопка, его высота 4750 м); Мауна-Лоа на Гавайских островах, Килауэа, Кракатау, Стромболи и др. Спящие: Эльбрус, Казбек

Фронтальная беседа с учащимися.

Вулканы могут находится как на дне океанов, так и на суше. В чем причина их  появления  на суше и на дне океанов?

(Вулканы на суше встречаются в зоне расхождения литосферных плит, то есть в зоне разломов. На дне океанов они появляются из-за тонкой океанической коры, которую лава легко прожигает) Где больше вулканов на дне океанов или на суше? (на дне океанов).

Объяснение + фронтальная беседа.

Вместе с вулканами в природе встречаются и такие явления, как гейзеры -  источники, периодически выбрасывающие фонтаны горячей воды и пара. Почему гейзеры встречаются там, где и вулканы?

( Магма близко подходит к поверхности, нагревает подземные воды, которые начинают фонтанировать). Гейзеры широко распространены в Исландии, Новой Зеландии, на Камчатке, в Японии.

Работа с учебником.

Используя текст учебника  (стр. 51-52, уч. Герасимова Т.П. Нач. курс географии. 6 кл.) определите значение вулканов и горячих источников в природе и жизни людей.

(Образование пород вулканического происхождения-базальта и туфа. Образование теплых и минеральных источников. На Камчатке работает электростанция, использующая пар, который поднимается по скважинам с больших глубин).


4. Этап первичной проверки понимания изученного.

Учащимся для решения раздается напечатанный текст контекстной задачи.

Стихийные природные явления

На жизнь людей часто влияют природные процессы, которые непосредственно не связаны с их деятельностью. Они называются стихийными явлениями или природными катастрофами. Люди не могут их предотвратить и даже прогнозировать точно время и силу их проявления.

Об одной такой грандиозной катастрофе мы узнали из сохранившегося до нашего времени письма ученого Плиния младшего к римскому писателю Тациту, в котором он описывает гибель своего дяди Плиния старшего и события того страшного дня: «24 августа около часа полудни над горой показалось облако необычайной величины… Это облако поднималось вверх сильной струей воздуха, а в том месте, где струя ослабевала, оно медленно расширялось. Сверху стали падать черные камни, обожженные и растрескавшиеся от жары. Море сильно обмелело, между тем из горы стали вырываться широкие языки пламени, и поднялся огромный столб огня. В то время, когда в других местах был еще ясный день, здесь царила ночь… Слышался страшный грохот, и происходили непрерывные подземные толчки…Тряска была настолько сильной, что повозки кидало из стороны в сторону, с домов обваливалась черепица и рушились статуи и обелиски… Когда все закончилось, то оказалось, что цветущие города полностью исчезли с лица земли. Один сожгли потоки лавы, другой затопили грязекаменные потоки, а третий завалило многометровым слоем раскаленного пепла и камней. Погибли тысячи людей».

      Задание:

  1. О каком природном явлении идет речь в данном тексте? Назовите причины подобных явлений.
  2. Когда произошло это событие?
  3. Какие города исчезли с лица земли, в результате данного природного явления?
  4. Почему при раскопках одного из древнейших городов, который пострадал в результате этого явления, археологи не обнаружили останков ни одной кошки? Куда они делись? Объясните этот факт.
  5. Как называется эта гора? Где она находится?
  6. Есть ли в этом районе другие подобные горы? Если да, то назовите их, расскажите известную вам информацию о них.

5.  Этап информации о домашнем задании.

  1. Прочитать §19.
  2. На контурную карту нанести все вулканы, о которых идет речь в тексте параграфа. Уметь называть и показывать их на карте.

Творческое задание: сделать модель действующего вулкана.


6. Этап подведения итогов урока.

Учитель подводит итог урока, дает характеристику работы учащихся, выставляет отметки за работу на уроке.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии с применением ИКТ.Тема:"Путешествие натуралиста или природные зоны Южной Америки"

Звуковые файлы к уроку можно найти в разделе "аудиозапись" и презентация "Амазония" также размещена отдельно....

Особенности построения урока иностранного языка в младшей школе с учетом индивидуально-психологических особенностей детей

В стандарте начального общего образования по иностранному языку говорится о том, что изучение иностранного языка на ступени начального общего образования направлено на достижение таких целей, как разв...

Методы и приемы достижения метапредметных результатов с применением контекстных задач в системе основного общего образования при реализации ФГОС

Использование контекстных задач для  реализации метапредметных связей является одной из приоритетных задач пилотных школ. Особенностью данного вида деятельности на уроках иностранного языка являе...

Методическая работа. «Особенности построения урока немецкого языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС второго поколения» (доклад)

Доклад «Особенности построения урока немецкого языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС второго поколения» Мишиной Олеси Михайловны посвящен рассмотрению современного урока в соответствие с требова...

Особенности построения урока с учетом требований ФГОС

Статья содержит перечень основных аспектов современного урока, требования, типологию уроков, особенности конструирования...

Тема по самообразованию "Особенности построения урока для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения ФГОС"

В соответствии с ФГОС существенно меняется уровень активности обучающихся и деятельности педагога. В данной работе изложены требования, предъявляемые к построению современного урока; дана характеристи...

Особенности построения урока современного танца

Особенности построения урока современного танца...