Особенности построения урока с учетом требований ФГОС
статья
Статья содержит перечень основных аспектов современного урока, требования, типологию уроков, особенности конструирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_fgos_microsoft_office_word.docx | 26.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности построения урока с учетом требований ФГОС
Урок – управляемый, ресурснообеспеченный системный процесс совместной деятельности учителя и учащихся по достижению запрограммированного диагностируемого образовательного результата, определённого образовательной программой. В отличие от традиционного урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего, урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития учащихся.
Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого урока.
- Мотивационно – целеполагающий аспект
Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель можно отождествить с результатом урока. Результатом урока является не успеваемость, не объём изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся (такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. К новым образовательным целям урока относятся цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.
- Деятельностный аспект
Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом.
Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приёмов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.
Развитию УУД на уроке способствует применение современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность. Важно, чтобы учитель не искажал технологию, используя из неё только отдельные приёмы.
- Индивидуализация
Определяет необходимость формирования индивидуальных траекторий развития, которые различаются по направленности, содержанию, режиму, способам и условиям освоения в зависимости от познавательных, личностных, психофизиологических особеностей конкретного ученика, выявляемых в ходе ежеурочного анализа процесса и результатов образовательной деятельности.
- Актуализация
Определяет направленность формирования личности каждого обучающегося, адекватной потребностям общества, социума в процессе организованного педагогами взаимодействия субъектов образовательной деятельности.
- Социальное взаимодействие
Использование в образовательной деятельности коллективных форм развития личности обучающихся.
- Диалогичность
Организация образовательной деятельности как диалогового взаимодействия субъектов.
- Преемственность
Объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития, обеспечивающая механизм непрерывного образования и выступающая условием реализации других принципов.
Приоритетная цель школьного образования: развитие у учащихся универсальных учебных действий.
Для того чтобы сформировать у учащихся любое УУД, необходимо:
- сформировать первичный опыт выполнения этого действия и мотивацию;
- сформировать понимание алгоритма выполнения УУД, основываясь на имеющийся опыт;
- сформировать умение выполнять УУД посредством включения его в практику, организовать самоконтроль его выполнения.
Требования ФГОС ООО к современному уроку
Мотивация | Учитель формирует интерес, как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. Эффективные мотивы – решение актуальной проблемы, практическая направленность содержания, краеведческая составляющая содержания |
Практическая значимость знаний и способов деятельности | Учитель должен показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности. |
Отбор содержания. | Качественно отработаны планируемые результаты урока, определенные программой. Только эти знания могут быть подвергнуты контролю. |
Интегративность знаний, отработка метапредметных универсальных способов образовательной деятельности. | |
Построение каждого этапа урока по схеме | Постановка учебного задания – деятельность обучающихся по его выполнению – подведение итога деятельности – контроль процесса и степени выполнения – рефлексия. |
Использование разнообразных эффективных приёмов организации результативной образовательной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. | Основная задача учителя – создать условия, инициирующие деятельность обучающихся посредством учебных заданий: - характеристика задания; - мотивационная часть - содержание (условия, вопрос) - инструкция по выполнению - время выполнения - образец или описание ответа - критерии оценки - методический комментарий |
Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися, наличие обратной связи на каждом этапе урока | Выполнение каждого учебного задания должно быть подвергнуто контролю учителя в целях обеспечения текущей коррекции процесса учения каждого ученика |
Наличие блоков самостоятельного получения знаний | Работа с различными источниками информации |
Организация парной или групповой работы | Развитие коммуникативной компетенции и освоение нормы работы в коллективе |
Использование системы контроля и взаимоконтроля | Формирование ответственности за результаты своей деятельности |
Рефлексия | Осознание себя в процессе деятельности |
Качественная положительная оценка деятельности обучающихся | Формирование положительной учебной мотивации |
Психологический комфорт и условия здоровьесбережения |
Выполнение данных требований определяет роль учителя как управленца, а обучающихся – как активных субъектов деятельности, что становится решающими предпосылками реализации целевых установок Стандарта.
Типология уроков на основе системно-деятельностного подхода
Уроки открытия нового знания
Уроки отработки умений и рефлексии
Уроки общеметодологической направленности
Уроки развивающего контроля
Урок открытия нового знания (ОНЗ)
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действий.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов.
Алгоритм конструирования урока открытия нового знания
- Выделить и сформулировать новое знание.
- Смоделировать способ открытия нового знания.
- Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.
- Определить необходимые знания и способы его повторения.
- Подобрать упражнения для этапа актуализации, опираясь на перечень необходимых мыслительных операций и.
- Смоделировать затруднение и способ его фиксации.
- Смоделировать проблемную ситуацию и диалог.
- Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон.
- Определить приёмы организации и проведения первичного закрепления.
- Подобрать задания для этапа повторения по уровням.
- Провести анализ урока по конспекту.
- Внести при необходимости коррективы в план конспекта.
Урок отработки умений и рефлексии
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.
Отличительной особенностью урока рефлексии является фиксирование и преодоление затруднений в собственных учебных действиях.
Для грамотного проведения урока рефлексии необходимо уточнить понятия эталона, образца и эталона для самопроверки. Эталон может быть представлен в разных видах. Главное, чтобы он грамотно описывал сущность выполняемых преобразований и был сконструирован вместе с учащимися на уроке «открытия» нового знания, был понятен им, являлся для них реальным инструментом решения задач данного типа.
Эталон для самоконтроля — реализация способа действия, соотнесённая с эталоном. При построении эталона для самоконтроля используется подробный образец рядом с эталоном, который построен и согласован в классе на уроке «открытия нового знания». Учащиеся должны научиться пошагово сравнивать свою работу с эталоном при самопроверке.
Однако это умение формируется у них постепенно. Сначала они учатся проверять свою работу по ответам, потом по краткому решению. Далее - по подробному решению (образцу), последовательно переходя к проверке своей работы по эталону для самопроверки.
Для того чтобы коррекция учащимися своих ошибок была не случайным, а осмысленным событием, важно организовать их коррекционные действия на основе рефлексивного метода, оформленного в виде алгоритма исправления ошибок. Данный алгоритм должен строиться самими детьми на отдельном уроке. Если уроки рефлексии проводятся системно, то этот алгоритм дети быстро осваивают и уверенно применяют.
Урок общеметодологической направленности
Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Содержательная цель: построение обобщённых деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов, выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
Уроки общеметодологической направленности призваны, во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки могут быть надпредметными и проводиться вне рамок какого-либо предмета на классных часах и внеклассных мероприятиях.
Структура урока общеметодологической направленности
- Этап мотивации
- Этап актуализации индивидуального затруднения в пробном учебном действии
- Этап закрепления с проговариванием во внешней речи
- Этап включения изученного в систему знаний
- Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Уроки развивающего контроля проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и её рефлексивный анализ. Поскольку данные уроки подводят итог изучению значительного по объему материала, то содержание контрольных работ по объёму в 2-3 раза превышает обычные самостоятельные работы, предлагаемые на уроках рефлексии. Поэтому уроки развивающего контроля проводятся в 2 этапа:
1) написание учащимися контрольной работы и её критериальное оценивание;
2) рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок.
Эти этапы проводятся на двух уроках, которые разделены временем, необходимым учителю для проверки результатов работы учащихся на первом уроке (это время не должно превышать 1-2 дней).
В зависимости от того, у кого находится эталонный вариант (критерии), различают следующие формы организации уроков развивающего контроля: самоконтроль, взаимоконтроль и педагогический контроль.
Самоконтроль предполагает предъявление эталонного варианта ученику, самостоятельное сопоставление им собственного варианта с эталонным с последующей самооценкой на основе установленных критериев.
При взаимоконтроле держателем эталона является другой ученик. При этом формирование способности к самооценке происходит через проверку справедливости оценки, поставленной другим учеником, и рефлексивный анализ допущенных ошибок.
Педагогический контроль развивающей направленности предполагает, что держателем эталона является педагог. Формирование способности к самооценке происходит через согласование с учителем результата на основе ранее установленных критериев и рефлексивный анализ допущенных ошибок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Среды обитания организмов". Урок с учетом требований ФГОС для учащихся 5-ого класса к учебнику В.В.Пасечника "Биология. 5 класс" Издательство "Дрофа", 2012
Данный урок основан на частично самостоятельной работе учащихся с различными источниками информации. Учащиеся учатся искать информацию, выделять наиболее важные, значимые моменты, интересные фак...
Конструирование урока с учетом требований ФГОС.
Предлагаю разработку урока химии в 8 классе по теме "Физические и химические явления" с учетом требований ФГОС....
Построение урока музыки с требованиями ФГОС
Доклад на августовском совещании. Из опыта работы....
статья "Как построить урок с учетом требований ФГОС"
Основные принципы построения "нового" урока...
Методическая разработка урока с учетом требований ФГОС
Данный материал представляет разработку урока в 5 классе с учетом требований ФГОС по теме "Милый дом". К конспекту урока прилагается презентация....
Особенности современного урока при реализации требований ФГОС системно-деятельностный подход
Особенности современного урока при реализации требований ФГОС: системно-деятельностный подход...
Статья "О реализации требований к современному уроку с учетом требований ФГОС при работе с обучающимися с ТМНР и РАС"
Статья "О реализации требований к современному уроку с учетом требований ФГОС при работе с обучающимися с ТМНР и РАС" (к метод.конференции)...
- Мне нравится (1)