Контекстные задачи по географии.
методическая разработка по географии (8 класс) по теме
Контекстные задачи можно использовать в 8 классе при изучении темы "Природно-хозяйственные зоны России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Контекстные задачи по географии для 8 класса по теме:
«Природные зоны России».
Устинова Татьяна Николаевна – учитель географии ГБОУ КШИ №1 Первый московский кадетский корпус
- Арктика – царство снега и льда.
Это самая северная из природных зон с суровым арктическим климатом и пространствами покрытыми ледниками, щебнем и обломками камней.
Это край незаходящего солнца летом и затяжной зимней ночи, озаряемой полярными сияниями. Здесь очень долгая и лютая зима (температура понижается до −40 °C и ниже, дуют сильные ураганные ветры, часты бураны), несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается — это полярная ночь. В небе светит луна, мерцают звезды. Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния.
Летом в Арктике — полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло. Но не тепло. В самый теплый месяц температура воздуха чуть выше 0 °C. Небо часто затянуто серыми облаками, идет дождь (нередко со снегом), из-за сильного испарения воды с поверхности океана образуются густые туманы.
Арктическая пустыня практически лишена растительности. Из растений здесь живут только мхи и лишайники, да и они не образуют сплошного покрова.
Животный мир более разнообразен, но большая часть животных живет в морях. Это рыбы — сайка, треска, ряпушка, нельма, корюшка. Млекопитающие — тюлени, моржи. На побережье и острова весной прилетают птицы — гуси, гага, кулики, чистики, кайры. На островах Северной Земли и льдах морей Карского и Лаптевых властвует белый медведь.
- Почему во время продолжительного полярного дня температура воздуха не поднимается выше +5°C?
- Почему в летний период в Арктике часто идет дождь, нередко со снегом?
- Какова причина возникновения в Арктике полярных сияний?
- Великороссы.
Крупнейший русский историк В.О. Ключевский писал: «Нет в Европе народа менее избалованного и приученного меньше ждать от природы и от судьбы и более выносливого; нет народа, способного к такому напряженному труду на короткое время, какие может развить великоросс, но нигде в Европе, кажется, не найти такой непривычки к ровному и размеренному постоянному труду, как в той же Великороссии.»
- Каковы же причины особенности русской нации?
- Как природа лесов повлияла на черты русского характера, на уклад жизни?
- Безлесные пространства.
- «Какая ширь, какое раздолье! Ни холмов, ни леса! Куда ни глянь – до самого края неба простирается гладкая равнина. И кажется: нет ей конца, нет предела. Иди в любую сторону… Да что иди! Скачи верхом, мчись на автомобиле, на самолёте – и будет подниматься перед тобой всё новые и новые просторы..»
- «До самого горизонта расстилается холмистая равнина, покрытая снегом. Не видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднеются стада олений, да снег скрипит под полозьями нарт...»
- О каких природных зонах идет речь в первом и во втором описаниях?
- Почему и в первой, и во второй природной зоне отсутствует древесная растительность?
- Тундра.
Зона тундр расположена на побережье морей Северного Ледовитого океана от западной границы России до Беренгова пролива. Средняя температура июля в тундровой зоне зоне составляет +5-10°C. Осадков выпадает мало (всего 200-300 мм в год), но при недостатке тепла испарение невелико, поэтому увлажнение избыточное.
В тундре почти повсеместно распространена многолетняя мерзлота, которая оттаивает летом всего на несколько десятков сантиметров. В местах более глубокого протаивания мерзлоты возникли неглубокие котловины, заполненные водой. Тундра буквально усеяна озерами.
Характерны сильные ветры. Пурга, валящая с ног и человека и оленя, в одних местах наметает сугробы, а в других сдувает с почвы и без того небольшой снеговой покров.
Знатоки тундры не преувеличивают, когда говорят о ее красоте и богатстве. В короткие месяцы лета тундра пестрит яркими цветами: красными огоньками светятся бусины брусники, клюквы, оранжевыми – ягоды морошки. В тундре есть и съедобные грибы. А вот древесная растительность отсутствует. «Деревья» здесь чуть выше гриба.
Возраст одного можжевелового стланника, ствол которого имел всего 8 см в диаметре, оказался равен 544 годам. Он рос еще до открытия Америки Х. Колумбом.
- Почему тундра безлесна?
- В результате чего в тундре возникло множество болот и озер?
- В настоящее время в зоне тундр обнаружены крупнейшие месторождения нефти и природного газа, отразится ли их добыча на состоянии данной зоны? Если да, то каким образом?
- Барханы.
Прочитайте заметки из дневника путешественника и ответьте на вопросы: «Солнце печет немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря. Правда, вдалеке, у горизонта, очертания барханов расплываются в горячем воздухе».
- О какой природной зоне идет речь в данном тексте?
- Возможно, ли в данной зоне заниматься сельским хозяйством? Если да, то каким именно?
- Русский лес.
«Нет ничего милее, бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит русский лес.
Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,
Душистая малина на кустиках густых.
Жизнь, кажется иною, и сердце не болит,
Когда над головою, как вечность, лес шумит».
- О какой природной зоне идет речь в этом отрывки?
- В каких частях нашей страны расположена данная природная зона? Почему она отсутствует в Восточной Сибири?
- Степь.
Зона степей России невелика по площади. Она занимает юг европейской части страны и Западной Сибири. Осадков здесь выпадает мало – от 300 до 400 мм в год, примерно столько же, что и в зоне тундры. Но тундра заболочен и отличается избыточным увлажнением. В степях же наблюдается недостаток влаги.
Высокие летние температуры (средняя температура июля составляет +21-23°C) и сильные ветры обусловливают значительное испарение с поверхности. Поэтому здесь периодически случаются засухи, суховеи, пыльные бури.
В степи широко распространены черноземы – самые плодородные почвы нашей страны. Мощность перегнойного горизонта в них – 50-100 см.
- Почему в зоне степей сформировались самые плодородные почвы – черноземы?
- Как степные пространства используются человеком? Какие проблемы возникают в связи с этим?
- Карликовые деревья.
«Деревья этой зоны так низки, что кроны их оказываются ниже шляпок белых грибов и подберезовиков, поэтому грибы здесь называют не подберезовиками, а надберезовиками. Делая каждый шаг в таком лесу, состоящем из карликовых берез и ив, кажется, что ты наступаешь на мягкую перину, потому что вся земля покрыта мхом и лишайником. Здесь можно встретить огромные стада северных оленей, находящихся в поиске своего любимого «оленьего мха» - лишайника ягеля».
- О какой природной зоне идет речь в данном тексте?
- Почему деревья этой зоны так низки?
- Каких еще представителей животного мира, кроме северных оленей, здесь можно встретить?
- Тайга
Зона тайги – самая большая по площади природная зона России. Она состоит из темнохвойных елово-пихтовых лесов. Кроны могучих елей в них плотно сомкнуты, под ними всегда пасмурно даже в солнечный день. На земле расстелился ковер с густым ворсом из мха, покрытый хвойным опадом. Другие растения в нижних ярусах селятся неохотно из-за недостатка света. А также из светлохвойных лиственничных лесов. Сосна и лиственница имеют высокую несомкнутую крону, поэтому в погожий день здесь всегда много солнца. Под кронами этих деревьев обычно много кустарников и трав, которым достается много солнечного тепла и света.
Почвы тайги, несмотря на большую растительную массу зоны, не плодородны. Так как деревья многолетние, а хвоя – неблагоприятный растительный опад, образует кислоты, промыв почв при избыточном увлажнении не способствует накоплению гумуса.
- В каких частях нашей страны распространены темнохвойные леса, а в каких светлохвойные? И почему?
- Какие почвы формируются в зоне тайги? Как их можно использовать в сельском хозяйстве? Какие меры необходимо применить, чтобы их использование было результативным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности построения урока географии с применением контекстных задач.
Применение контекстных задач на уроках географии на примере урока в 6 классе по теме: "Вулканы. Горячие источники"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/25/picture-211198-1361768869.png)
Методы и приемы достижения метапредметных результатов с применением контекстных задач в системе основного общего образования при реализации ФГОС
Использование контекстных задач для реализации метапредметных связей является одной из приоритетных задач пилотных школ. Особенностью данного вида деятельности на уроках иностранного языка являе...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/17/picture-206045-1374065287.jpg)
"Контекстные задачи как средство формирования и оценивания УУД"
Выступление на Городском семинаре «Особенности работы учителя химии в условиях перехода на ФГОС ООО» для учителей химии САО...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/22/picture-94074-1361520150.jpg)
Контекстные задачи по биологии
Коллеги!Предлагаю Вашему вниманию несколько задач по темам "Членистоногие", "Рыбы" и "Млекопитающие"...
Контекстные задачи в обучении химии (Творческая мастерская)
Контекстная задача – это задача мотивационного характера, в условии описана конкретная жизненная ситуация, ассоциирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся (известное, данно...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/07/picture-976285-1554653834.jpg)
Контекстные задачи по теме "Количество вещества.Моль".
Применение данного метода позволяет повысить интерес у обучающихся к решению расчётных задач....