Контекстные задачи по географии.
методическая разработка по географии (8 класс) по теме
Контекстные задачи можно использовать в 8 классе при изучении темы "Природно-хозяйственные зоны России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontekstnye_zadachi__po_geografii.rar | 23.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Контекстные задачи по географии для 8 класса по теме:
«Природные зоны России».
Устинова Татьяна Николаевна – учитель географии ГБОУ КШИ №1 Первый московский кадетский корпус
- Арктика – царство снега и льда.
Это самая северная из природных зон с суровым арктическим климатом и пространствами покрытыми ледниками, щебнем и обломками камней.
Это край незаходящего солнца летом и затяжной зимней ночи, озаряемой полярными сияниями. Здесь очень долгая и лютая зима (температура понижается до −40 °C и ниже, дуют сильные ураганные ветры, часты бураны), несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается — это полярная ночь. В небе светит луна, мерцают звезды. Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния.
Летом в Арктике — полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло. Но не тепло. В самый теплый месяц температура воздуха чуть выше 0 °C. Небо часто затянуто серыми облаками, идет дождь (нередко со снегом), из-за сильного испарения воды с поверхности океана образуются густые туманы.
Арктическая пустыня практически лишена растительности. Из растений здесь живут только мхи и лишайники, да и они не образуют сплошного покрова.
Животный мир более разнообразен, но большая часть животных живет в морях. Это рыбы — сайка, треска, ряпушка, нельма, корюшка. Млекопитающие — тюлени, моржи. На побережье и острова весной прилетают птицы — гуси, гага, кулики, чистики, кайры. На островах Северной Земли и льдах морей Карского и Лаптевых властвует белый медведь.
- Почему во время продолжительного полярного дня температура воздуха не поднимается выше +5°C?
- Почему в летний период в Арктике часто идет дождь, нередко со снегом?
- Какова причина возникновения в Арктике полярных сияний?
- Великороссы.
Крупнейший русский историк В.О. Ключевский писал: «Нет в Европе народа менее избалованного и приученного меньше ждать от природы и от судьбы и более выносливого; нет народа, способного к такому напряженному труду на короткое время, какие может развить великоросс, но нигде в Европе, кажется, не найти такой непривычки к ровному и размеренному постоянному труду, как в той же Великороссии.»
- Каковы же причины особенности русской нации?
- Как природа лесов повлияла на черты русского характера, на уклад жизни?
- Безлесные пространства.
- «Какая ширь, какое раздолье! Ни холмов, ни леса! Куда ни глянь – до самого края неба простирается гладкая равнина. И кажется: нет ей конца, нет предела. Иди в любую сторону… Да что иди! Скачи верхом, мчись на автомобиле, на самолёте – и будет подниматься перед тобой всё новые и новые просторы..»
- «До самого горизонта расстилается холмистая равнина, покрытая снегом. Не видно ни деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. Лишь вдали виднеются стада олений, да снег скрипит под полозьями нарт...»
- О каких природных зонах идет речь в первом и во втором описаниях?
- Почему и в первой, и во второй природной зоне отсутствует древесная растительность?
- Тундра.
Зона тундр расположена на побережье морей Северного Ледовитого океана от западной границы России до Беренгова пролива. Средняя температура июля в тундровой зоне зоне составляет +5-10°C. Осадков выпадает мало (всего 200-300 мм в год), но при недостатке тепла испарение невелико, поэтому увлажнение избыточное.
В тундре почти повсеместно распространена многолетняя мерзлота, которая оттаивает летом всего на несколько десятков сантиметров. В местах более глубокого протаивания мерзлоты возникли неглубокие котловины, заполненные водой. Тундра буквально усеяна озерами.
Характерны сильные ветры. Пурга, валящая с ног и человека и оленя, в одних местах наметает сугробы, а в других сдувает с почвы и без того небольшой снеговой покров.
Знатоки тундры не преувеличивают, когда говорят о ее красоте и богатстве. В короткие месяцы лета тундра пестрит яркими цветами: красными огоньками светятся бусины брусники, клюквы, оранжевыми – ягоды морошки. В тундре есть и съедобные грибы. А вот древесная растительность отсутствует. «Деревья» здесь чуть выше гриба.
Возраст одного можжевелового стланника, ствол которого имел всего 8 см в диаметре, оказался равен 544 годам. Он рос еще до открытия Америки Х. Колумбом.
- Почему тундра безлесна?
- В результате чего в тундре возникло множество болот и озер?
- В настоящее время в зоне тундр обнаружены крупнейшие месторождения нефти и природного газа, отразится ли их добыча на состоянии данной зоны? Если да, то каким образом?
- Барханы.
Прочитайте заметки из дневника путешественника и ответьте на вопросы: «Солнце печет немилосердно. С вершины бархана, на котором мы стоим, во все стороны видны только одни сыпучие пески. Кажется, что нас окружают высокие волны внезапно застывшего моря. Правда, вдалеке, у горизонта, очертания барханов расплываются в горячем воздухе».
- О какой природной зоне идет речь в данном тексте?
- Возможно, ли в данной зоне заниматься сельским хозяйством? Если да, то каким именно?
- Русский лес.
«Нет ничего милее, бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит русский лес.
Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,
Душистая малина на кустиках густых.
Жизнь, кажется иною, и сердце не болит,
Когда над головою, как вечность, лес шумит».
- О какой природной зоне идет речь в этом отрывки?
- В каких частях нашей страны расположена данная природная зона? Почему она отсутствует в Восточной Сибири?
- Степь.
Зона степей России невелика по площади. Она занимает юг европейской части страны и Западной Сибири. Осадков здесь выпадает мало – от 300 до 400 мм в год, примерно столько же, что и в зоне тундры. Но тундра заболочен и отличается избыточным увлажнением. В степях же наблюдается недостаток влаги.
Высокие летние температуры (средняя температура июля составляет +21-23°C) и сильные ветры обусловливают значительное испарение с поверхности. Поэтому здесь периодически случаются засухи, суховеи, пыльные бури.
В степи широко распространены черноземы – самые плодородные почвы нашей страны. Мощность перегнойного горизонта в них – 50-100 см.
- Почему в зоне степей сформировались самые плодородные почвы – черноземы?
- Как степные пространства используются человеком? Какие проблемы возникают в связи с этим?
- Карликовые деревья.
«Деревья этой зоны так низки, что кроны их оказываются ниже шляпок белых грибов и подберезовиков, поэтому грибы здесь называют не подберезовиками, а надберезовиками. Делая каждый шаг в таком лесу, состоящем из карликовых берез и ив, кажется, что ты наступаешь на мягкую перину, потому что вся земля покрыта мхом и лишайником. Здесь можно встретить огромные стада северных оленей, находящихся в поиске своего любимого «оленьего мха» - лишайника ягеля».
- О какой природной зоне идет речь в данном тексте?
- Почему деревья этой зоны так низки?
- Каких еще представителей животного мира, кроме северных оленей, здесь можно встретить?
- Тайга
Зона тайги – самая большая по площади природная зона России. Она состоит из темнохвойных елово-пихтовых лесов. Кроны могучих елей в них плотно сомкнуты, под ними всегда пасмурно даже в солнечный день. На земле расстелился ковер с густым ворсом из мха, покрытый хвойным опадом. Другие растения в нижних ярусах селятся неохотно из-за недостатка света. А также из светлохвойных лиственничных лесов. Сосна и лиственница имеют высокую несомкнутую крону, поэтому в погожий день здесь всегда много солнца. Под кронами этих деревьев обычно много кустарников и трав, которым достается много солнечного тепла и света.
Почвы тайги, несмотря на большую растительную массу зоны, не плодородны. Так как деревья многолетние, а хвоя – неблагоприятный растительный опад, образует кислоты, промыв почв при избыточном увлажнении не способствует накоплению гумуса.
- В каких частях нашей страны распространены темнохвойные леса, а в каких светлохвойные? И почему?
- Какие почвы формируются в зоне тайги? Как их можно использовать в сельском хозяйстве? Какие меры необходимо применить, чтобы их использование было результативным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности построения урока географии с применением контекстных задач.
Применение контекстных задач на уроках географии на примере урока в 6 классе по теме: "Вулканы. Горячие источники"....
Методы и приемы достижения метапредметных результатов с применением контекстных задач в системе основного общего образования при реализации ФГОС
Использование контекстных задач для реализации метапредметных связей является одной из приоритетных задач пилотных школ. Особенностью данного вида деятельности на уроках иностранного языка являе...
"Контекстные задачи как средство формирования и оценивания УУД"
Выступление на Городском семинаре «Особенности работы учителя химии в условиях перехода на ФГОС ООО» для учителей химии САО...
Контекстные задачи по биологии
Коллеги!Предлагаю Вашему вниманию несколько задач по темам "Членистоногие", "Рыбы" и "Млекопитающие"...
Контекстные задачи в обучении химии (Творческая мастерская)
Контекстная задача – это задача мотивационного характера, в условии описана конкретная жизненная ситуация, ассоциирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся (известное, данно...
Контекстные задачи по теме "Количество вещества.Моль".
Применение данного метода позволяет повысить интерес у обучающихся к решению расчётных задач....