Контекстные задачи в обучении химии (Творческая мастерская)
учебно-методический материал по химии на тему
Контекстная задача – это задача мотивационного характера, в условии описана конкретная жизненная ситуация, ассоциирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся (известное, данное); требованием (неизвестным) задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости. С помощью контекстных задач выявляются не только предметные знания и умения, но и их системность, и функциональность, самостоятельность и креативность мышления. А также контексные задачи являются инструментом оценивания естественнонаучной грамотности. Задачи могут быть расчётные, творческие, экспериментальные.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontekstnye_zadachi_pri_obuchenii_himii.docx | 48.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Контекстные задачи в обучении химии
Творческая мастерская
Комозина Н.В.
Ум заключается не только в знании,
но и в умении прилагать знания на деле.
Аристотель
Как показывают результаты международных исследований, современные российские школьники, хорошо справляются с заданиями на воспроизведение знаний, но затрудняются применять полученные знания в ситуациях, близких к жизненным. Для достижения современных требований к результатам обучения химии необходимо применение заданий, в которых химическое содержание интегрировано с практикой. Опыт педагогической деятельности показывает, что для решения обозначенных задач целесообразно использовать методы и средства контекстного обучения. Сущность контекстного обучения определяется как организация такой деятельности, которая требует приобретения новых знаний и их последующего применения, объясняет и оправдывает усилия, затраченные на их усвоение. Одним из средств контекстного обучения, которые будут наиболее эффективны в условиях освоения требований ФГОС, являются контекстные задачи. Контекстная задача – это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, ассоциирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся (известное, данное); требованием (неизвестным) задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости.
Чтение текста подобных задач понимается как деятельность… имеющая значение не только для развития мыслительных операций учащегося, но и для приобретения им духовного и жизненного опыта.
С помощью контекстных задач выявляются не только предметные знания и умения, но и их системность, и функциональность, самостоятельность и креативность мышления. А также контексные задачи являются инструментом оценивания естественнонаучной грамотности
При разработке контекстных задач необходимо учитывать несколько принципов.
1.Принцип доступности подразумевает, что для выполнения таких заданий не требуется фактических знаний за пределами программного материала. Это важно, потому что во время контроля знаний на уроке, на экзамене использование справочной литературы не допускается. Необходимо оценить уровень развития ключевых компетенций школьников на основе той знаниевой базы, которая заложена в образовательный стандарт. Свою эрудицию учащиеся, которые проявляют особые способности и устойчивый интерес к изучению химии, могут продемонстрировать при подготовке и проведении олимпиад, на внеклассных занятиях.
2.Принцип актуальности практически реализуется при использовании материалов СМИ. Обращение к новостям науки, анализу текущих событий в мире с точки зрения изучаемого предмета позволяет избежать искусственности заданий, что существенно влияет на рост мотивации при работе над ними.
3.Принцип учета возрастных особенностей учащихся. Предполагаемое задание должно быть интересно школьнику, а не вызывать скуку, описывая надуманную ситуацию.
Как правило, в контекстных заданиях содержатся вопросы и проблемы, с которыми ученик сталкивается в своей обыденно-практической жизни, литературных источниках, либо они соответствуют его профессиональным интересам и найдут применение в дальнейшем обучении.
Наибольшее количество представленных в современной методической литературе контекстных задач основаны на двух подходах: историческом и практико-ориентированном. Практика показывает, что большой интерес у обучающихся вызывают вопросы, связанные с применением химических соединений в будущей профессиональной деятельности, с влиянием химически произведенных веществ на здоровье и физиологию человека, на качество пищи, возникновение экологических проблем. В процессе решения таких задач у учащихся формируются способности искать, отбирать, анализировать и систематизировать информацию и создавать на её основе новую. Учащиеся приобретают умения формулировать вопрос, объяснять результат его решения, применяют знания в реальной жизненной ситуации, выбирают соответствующие формы для представления полученных результатов. Развивается химическая компетенция учащихся: они усваивают химические понятия, законы, учатся воспринимать химические знания и на их основе самостоятельно оценивать информацию, объяснять результаты.
Задачи могут быть расчётные, творческие, экспериментальные.
Задачи подбираю по следующим критериям:
•Содержание задачи должно опираться на программу соответствующего класса (Пример. Фармацевту необходимо приготовить 5%раствор иода, который используют для обработки ран. Какой объём раствора он может приготовить из10г кристаллического иода, если плотность раствора должна быть 0,950г/мл?-8кл)
• Искомые и заданные величины (если они указаны) должны быть реальными и нести познавательную нагрузку (например, В организме взрослого человека содержится 4г железа на 70кг массы тела. Почти 2/3 этого железа входит в состав гемоглобина крови. Много железа содержится в печёнке 20мг/100г …).
• Для успешного решения задачи необходимо не только и не столько знание учащимися фактического материала, сколько умение логически мыслить и химическая интуиция. (Пример. Почему в хлебе много дырочек?)
• Содержание и результат решения задачи должны демонстрировать применение химических знаний в различных сферах деятельности человека. (Пример. Почему человеку, нечаянно выпившему соляную кислоту, рекомендуют принять водную суспензию жжёной магнезии? Ответ: Жжёная магнезия – это оксид магния, он проявляет основные свойства и нейтрализует кислоту).
• Вопрос задачи должен быть представлен так, как он обычно формулируется в практической деятельности. (Пример. Почему при ожоге белым фосфором рекомендуют наложить мокрую повязку, пропитанную раствором медного купороса? Ответ: происходит химическая реакция, благодаря которой белый фосфор обезвреживается: 2P + 5CuSO4 + 8H2O = 2H3PO4 + 5Cu + 5H2SO4.)
• Задача должна быть сложной (комбинированной), включать как качественные, так и расчётные вопросы; желательно, чтобы она включала и межпредметный материал. (Пример. Почему ягоды облепихи остаются мягкими на морозе?
Научно – популярная информация (подсказка). В состав облепихового масла входит олеиновая кислота, у неё низкая температура плавления, поэтому на морозе ягоды облепихи остаются мягкими. Задание. Установите молекулярную формулу олеиновой кислоты, которая не дает ягодам облепихи обледенеть, если массовые доли элементов в ней составляют: углерода – 76,60%, водорода – 12,06%, кислорода – 11,34%. Относительная молекулярная масса олеиновой кислоты равна 282
Предлагаю составить контекстные задачи вместе.
●В прошлом были частыми случаи отравления людей в угольных шахтах угарным газом. Поскольку оксид углерода(II) не имеет запаха, то опасность подступала незаметно. Шахтеры, спускаясь в шахты, брали с собой в качестве своеобразного индикатора канарейку в клетке: канарейки падают в обморок от присутствия в воздухе следов СО. Задание: Вычислите, какой объем (н. у.) займут 0,5 моль СО; 56 г СО.(Ответ:11,2л; 44,8л.)
Установите молекулярную формулу данного оксида углерода, если массовые доли элементов в его молекуле составляют: С – 42,86 %; О – 57,14 %.
Всем знакомо красное вино. Представьте бокал вина в руках, При покачивании бокала что замечали? А задумывались вы над этим явление Что это?
Это задача для нас.
1)Сладкий и вязкий глицерин благотворно влияет на качество вин. При определенных условиях одна из разновидностей микроорганизмов поселяется и растет на виноградных гроздьях, повреждая кожуру ягод таким образом содействуя частичному испарению содержащейся в ягодах воды. Подвергшийся действию этого гриба виноград обогащается глицерином, а получаемые из него вина отличаются чрезвычайно сладким и мягким вкусом. Если бокал с вином слегка покачать, то иногда на стенках бокала остается медленно стекающая пленка, это считается признаком высокого качества вина и объясняется присутствием высоковязкого глицерина.
Тема занятия: «Соединения серы», 9 класс.
Что может быть известно учащимся о кислородных соединениях серы? Кислотные оксиды. Им соответствуют кислоты, степень окисления.
Что может вызвать интерес у учащихся и быть личностно значимым для них? Способы получения, физические и химические свойства оксидов.
Все мы показываем сжигание серы. После этого опыта чувствуется сладковатый привкус в горле, голос пропадает. Что это?
2) Со времен Гомера известен этот оксид – бесцветный газ с резким запахом. Одиссей, хитроумный герой Троянской войны, окуривал им помещение, в котором сражался, и в конце концов победил женихов Пенелопы. Плиний Старший, римский историк (23-79 гг. н. э.), тоже упоминал в своих сочинениях о газообразном оксиде, который уничтожает инфекцию и вредных насекомых. Тот же оксид стал причиной смерти Плиния во время извержения Везувия в 79 г н.э. В наши дни это соединение выбрасывается в атмосферу с дымом тепловых электростанций и металлургических заводов и является причиной «кислотных дождей».
Человек начинает ощущать едкий запах этого оксида серы, если в 1 м3 воздуха содержится 3 мг этого вредного газа. При вдыхании воздуха с таким содержанием этого газа в течение пяти минут у человека наступает ларингит - потеря голоса. Какое суммарное количество (моль) диоксида серы приводит к этому неприятному заболеванию? Примите объем легких человека равным 3,5 л, а периодичность дыхания - 4 с.
Укажите источники диоксида серы в воздухе. Когда «газ Одиссея» смешивают с влажным сероводородом, выделяется сера, а пероксид водорода в водном растворе превращает его в сильную кислоту, окисляется кислородом
Вопросы:
1.Что это за газ?
2.Какие свойства он проявляет: окислительные или восстановительные. Подтвердите уравнениями реакций.
3) Вы прокипятили белое белье со стиральным порошком и содой в старом баке из оцинкованной жести и обнаружили, что на белье, которое находилось на дне бака, появились желтые пятна, а на стенках бака – белых рыхлый налет. Почему это произошло? Напишите уравнения реакций. Как можно удалить пятна с белья и налет со стенок бака? Что надо было делать, чтобы не испортить белье?
4)В кондитерском и хлебном производстве часто применяют так называемые пекарские порошки. Где же их найти? Его можно сделать дома. Этот рецепт я узнала в старших классах на уроках труда. Пекарский порошок – изобретение XX века. Он очень популярен в кулинарии стран Западной Европы и Америки.
Простейший состав пекарского порошка:
1 часть пищевой соды;
1 часть лимонной кислоты или другой кислой соли (например дигидрофосфата натрия)
1 часть муки, крахмала, сахарной пудры (или их смеси).
Вопросы:
Поясните, какими свойствами обладает сода, чтобы улучшать качество теста?
Можно ли использовать соду без лимонной кислоты?
Сода и лимонная кислота хорошо растворяются в воде. Нужно ли их растворять, перед тем как положить в тесто?
Можно ли заменить соду в пекарском порошке на другое вещество, и если да, то какое?
Поясните, зачем в пекарском порошке мука, ведь она есть в тесте.
Напишите уравнения химических реакций, происходящих с пекарским порошком в результате выпечки теста».
5)17дека6ря1916г. князь Феликс Юсупов с сообщниками пытался отравить Григория Распутина, который пользовался неограниченным влиянием на семью последнего российского императора и которого считают одной из самых одиозных фигур российской истории. Для этого заговорщики до6авили несколько граммов яда Х в пирожные. Однако яд не подействовал, Распутин лишь почувствовал лёгкое недомогание… Распутин 6ыл убит 11 выстрелами.
Проведённый анализ позволил определить состав яда. Он состоял из калия (60'/'), углерода(18,46%) и азота (21,54%).
Задание: выведите формулу вещества, которым пытались отравить Распутина и почему смертельная доза яда не подействовала. Составьте уравнение реакции
KCN соль слабой и летучей синильной кислоты, разлагается даже угл газом
2KCN +H2O + CO2 = K2CO3 + HCN↑
6) Соединение с молекулярной формулой С3Н8О подвергли окислительному дегидрированию, в результате чего получили продукт состава С3Н6О. Это вещество вступает в реакцию «серебряного зеркала», образуя соединение состава С3Н6О2. При действии на последнее гидроксидом кальция получили вещество, используемое в качестве пищевой добавки под кодом Е282. Оно препятствует росту плесени на хлебобулочных и кондитерских изделиях и, кроме того, содержится в таких продуктах, как швейцарский сыр.
1.Напишите уравнения реакций, рассматриваемых в задаче. Приведите названия образующихся органических веществ.
2.Определите формулу добавки Е282.
3.Объясните, с какой целью рассматриваемое вещество добавляют в сыр.
4.Что вы знаете о пищевых добавках? Применяете ли вы их? Ответ обоснуйте.
7)У насекомых, образующих семьи, имеются особые химические вещества, предназначенные для оповещения членов группы об опасности (феромоны тревоги). Таким веществом у некоторых муравьев является цитраль С10Н16О, которое обладает следующими свойства: а) дает реакцию серебряного зеркала; б) при взаимодействии с бромом образует 2,3,6,7-тетрабром-3, 7-диметилоктаналь-1. Какое заключение можно сделать о строении соединения?
8) По официальной версии Наполеон умер от рака желудка. В записи, сделанной Наполеоном в апреле 1821г, за 20 дней до смерти, говорится «Я умираю не своей смертью. Меня убила английская олигархия и её наёмный убийца» Спустя 140 лет ученые пришли к выводу, что, скорее всего, он был отравлен ядовитыми соединениями элемента Х. Вероятно, Наполеону длительное время подмешивали в пищу вещество состава Х2О3 в малых дозах.
Задания:
1.Установи элемент Х, если известно, что его массовая доля в оксиде составляет 75,7%.
2.Дайте характеристику элемента Х на основании его положения вПСХЭ Д. И. Менделеева и строения атома.
3.К металлам или неметаллам относится простое вещество, образованное элементом Х?
4.Установите химический характер оксида Х2О3 .
5.Встречается ли Х в природе в виде простого вещества?
Перед вами таблица, используя данные давайте составим задачу
9)олифы получают из растительных масел путём их частичной полимеризации. Поскольку все растительные масла содержат триглецериды непредельных карбоновых кислот:
олеиновой: C8H17CH=CH(CH2)7COOH,
линолевой: CH3(CH2)3(CH2CH=CH)2(CH2)7COOH,
и линоленовой: C2H5(CH=CHCH2)3(CH2)6COOH,
теоретически олифу можно получить из любого масла. Но чаще всего для этой цели используют льняное и конопляное масла, т.к. именно из них получаются самые лучшие олифы. Объясните это на основании информации о составе различных растительных масел, приведенных в таблице.
Масло | содержание триглицеридов кислот, % | ||
олеиновой | линолевой | линоленовой | |
льняное | 13-29 | 15-30 | 44-61 |
хлопковое | 23-35 | 34-57 | - |
конопляное | 6-16 | 36-50 | 15-28 |
подсолнечное | 24-40 | 46-62 | - |
оливковое | 54-81 | 15 | - |
рапсовое | 5-44 | 11-42 | 1-12 |
соевое | 20-30 | 44-60 | 5-14 |
Посмотрим некоторые задачи
Задача 1.Установлено, что крапива увеличивает содержание гемоглобина и количество эритроцитов в крови. Поэтому она является хорошим “кровоочистительным” средством и чрезвычайно полезна при самых различных заболеваниях крови; используется также для лечения фурункулов, угрей, лишаев и других кожных заболеваний. Гемоглобин содержится в эритроцитах крови. Это красный пигмент (гем), содержащий железо, в сочетании с протеином. Когда кровь проходит через легкие, к атому железа гема C34 H32 O4 N4 Fe присоединяется кислород.
Задание. Вычислите относительную молекулярную массу гема. (Ответ: 616.)
Приготовление растворов.
Порошок «Регидрон» используют при обезвоживании организма. Одна доза порошка содержит 3,5г хлорида натрия, 2,5 г хлорида калия, 2,9 г цитрата натрия и 10г глюкозы. Перед употреблением дозу растворяют в 1л воды. Определите массовые доли всех компонентов порошка «Регидрон» в полученном растворе
Соединения щелочных металлов.
Задача 3. Какой объем (н.у.) углекислого газа заполнит поры бисквитного торта, если для его приготовления Алена взяла 2 г питьевой соды с содержанием примесей 0,1% и обработала уксусной кислотой?
- .
Металлы 2 группы главной подгруппы.
Задача 1.У жителей южных районов спазмы кровеносных сосудов происходят реже, чем у северян. Врачи связывают это с содержанием в организме магния, т.к. известно, что внутривенные и внутримышечные вливания растворов солей магния снимают спазмы и судороги. В организм человека магний поступает с овощами и фруктами. Особенно богаты им абрикосы, персики и цветная капуста.
Задание.
1.Составьте уравнения электролитической диссоциации хлорида магния.
2.Подготовьте сообщение о биологической роли магния.
Соединения серы.
Как известно, после Бородинского сражения (26.08.1812 года) главнокомандующий русской армией генерал – фельдмаршал М.И.Кутузов (1745-1813 г.) принял очень нелегкое решение сжечь Москву: «Мы оставим Москву, но спасем армию, а значит, и всю Россию».
Москва горела шесть дней. Погибло три четверти построек. Пожар уничтожил и монетный двор. Впоследствии, при разборке пожарища были обнаружены медные монеты, покрытые черным налетом. Монеты промыли, но налет остался.
- Объясните причину образования черного налета на медных монетах?
- Каким образом можно придать первозданный вид монетам?
- Докажите экспериментально на примере медной проволоки свои выводы.
Соли угольной кислоты. Большой популярностью среди туристов пользуются сталактитовые пещеры в горах Кавказа и Крыма, среди которых есть не пройденные до конца. Известняковые пещеры-лабиринты Крыма служили партизанам убежищем в период Великой отечественной войны. Реакция превращении карбоната в бикарбонат обратима, поэтому на потолке известняковой пещеры из капли воды, насыщенной гидрокарбонатом кальция, выделяется диоксид углерода, и прежде чем капля успеет упасть вниз, часть растворенного гидрокарбоната превращается в твердый карбонат. Так зарождаются свисающие вниз сосульки сталактитов. Из воды, капающей со сталактита, на полу пещеры тоже осаждается карбонат кальция, и с течением времени навстречу свисающей сосульке поднимается такой же столб снизу – сталагмит.
Задания:
1.Запищите химические формулы веществ: гидрокарбонат кальция, карбонат кальция, диоксид углерода.
2. Составьте схемы превращения веществ, о которых говорится в задаче.
3. Определите тип каждой химической реакции.
4. Сделайте вывод о свойствах солей угольной кислоты, их растворимости.
5. Сделайте сообщение о распространении солей угольной кислоты в природе.
10 класс
По легенде, Ф. Вёлер в 1862 г. Получал чистый кальций, нагревая его оксид с углем. При этом образовалась серая масса, которую он выбросил на мусорную свалку. Под дождём из мусорной кучи начал выделяться газ, горевший коптящим пламенем. В истории органической химии это открытие именуют “открытием на мусорной куче”.
Ароматические углеводороды.
В состав облепихового масла входит олеиновая кислота, у неё низкая температура плавления, поэтому на морозе ягоды облепихи остаются мягкими. Задание. Установите молекулярную формулу олеиновой кислоты, которая не дает ягодам облепихи обледенеть, если массовые доли элементов в ней составляют: углерода – 76,60%, водорода – 12,06%, кислорода – 11,34%. Относительная молекулярная масса олеиновой кислоты равна 282
●В одном царстве жил капризный царь, захотел он выкрасить весь дворец в белый цвет и позвал мастера. Выслушал мастер и спрашивает: “ Где же я такой краски возьму, чтоб не портилась и на весь дворец хватило? “. Рассердился царь и дал мастеру сутки сроку. Взял мастер металлическую пластину с крыши, растворил ее в желудочной микстуре (3%-ный раствор соляной кислоты), зашипел в колбе газ; добавил щелочи едкой, выпал осадок белоснежный. Но, видно, не рассчитал, и исчез осадок. В другой раз аккуратнее он был. Получил осадок и отделил, потом на печке прокалил его. Так и получил он знатную краску, царь остался доволен.
Опишите химические превращения мастера. (Zn – ZnCl2 – Zn(OH)2 – ZnO.)
● Шел солдат по полю, решил привал сделать, письмо написать родным, да нечем. Тут он нашел черный камешек, попробовал – рисует. Написал этим камешком письмо, да поспать решил. Бросил камешек в огонь – тот вспыхнул, только дым пошел. Дождь дым остановил, к земле прибил; водица текла тяжелая, известковая. Стала сохнуть вода, кое-где осталась, а где высохла – там уж белые камешки лежали. Проснулся солдат, удивился, как дождь из черного камешка белый сделал. Взял он белый камешек, провел им по белому валуну, глядь – а он рисует. Удивился солдат и пошел дальше.
(С – СO2 – H2CO3 – CaCO3)
При выполнении контекстных заданий учащиеся проявляют способности находить и использовать необходимую информацию в предлагаемом контексте, применять имеющиеся знания в незнакомой ситуации. Контекстные задачи мотивируют познавательную активность, имеют практическую направленность, показывают значимость химических знаний для жизни и деятельности.
Подход к конструированию контекстной задачи
1. Определив тему предстоящего урока, подумайте, что в этой теме ученикам уже может быть известно. Скажем, данный вопрос изучался ранее, в младших классах, или в курсе другого предмета. Что-то ученики могли почерпнуть из различных "внешкольных" источников: книг, радио, телевидения, газет - или в результате собственных жизненных наблюдений.
2. Определите, что в содержании темы будет для учеников новым, ранее им неизвестным или неосознанным.
3. Подумайте, в чем может заключаться личностная значимость тех новых знаний, которые приобретут ученики на предстоящем уроке. Другими словами, сформулируйте для себя ответы на следующие вопросы: почему я считаю нужным, важным для учащихся приобретение ими этих знаний? Какой интерес они могут представлять для них? Что в новой теме может их удивить, заставить по-новому осмыслить уже известное? Где они могут найти применение полученным знаниям?
4. Сформулируйте ответы на все предыдущие вопросы обобщенно - в виде личностно значимой проблемы. Ее формулировка также может иметь характер вопроса, но заданного как бы от лица учеников.
5. Вспомните или придумайте какую-либо жизненную ситуацию, анализируя которую или действуя в которой ученики смогут выйти на осознание и формулирование той личностно значимой проблемы, которую вы наметили как отправную точку для вхождения в новую тему.
6. Составьте текст - описание данной ситуации, т.е. описание условия контекстной задачи, или воспользуйтесь, если это возможно, готовыми текстами, рисунками, видеоматериалами и т.п.
7. Сформулируйте задание, требующее анализа ситуации или осуществления соответствующих ситуации действий, т.е. сформулируйте требование контекстной задачи.
8. Оцените качество и предполагаемую эффективность полученной контекстной задачи с двух позиций:
- во-первых, способствует ли она "встрече" с основной проблемой, решение которой потребует от учащихся осуществления деятельности по приобретению новых знаний, соответствующих теме урока;
- во-вторых, содержит ли данная задача ориентиры для получения учениками ответа на вопрос о личностной значимости новых знаний и умений
2) Со времен Гомера известен этот оксид – бесцветный газ с резким запахом. Одиссей, хитроумный герой Троянской войны, окуривал им помещение, в котором сражался, и в конце концов победил женихов Пенелопы. Плиний Старший, римский историк (23-79 гг. н. э.), тоже упоминал в своих сочинениях о газообразном оксиде, который уничтожает инфекцию и вредных насекомых. Тот же оксид стал причиной смерти Плиния во время извержения Везувия в 79 г н.э. В наши дни это соединение выбрасывается в атмосферу с дымом тепловых электростанций и металлургических заводов и является причиной «кислотных дождей».
Человек начинает ощущать едкий запах этого оксида серы, если в 1 м3 воздуха содержится 3 мг этого вредного газа. При вдыхании воздуха с таким содержанием этого газа в течение пяти минут у человека наступает ларингит - потеря голоса. Какое суммарное количество (моль) диоксида серы приводит к этому неприятному заболеванию? Примите объем легких человека равным 3,5 л, а периодичность дыхания - 4 с.
3) Вы прокипятили белое белье со стиральным порошком и содой в старом баке из оцинкованной жести и обнаружили, что на белье, которое находилось на дне бака, появились желтые пятна, а на стенках бака – белых рыхлый налет. Почему это произошло? Напишите уравнения реакций. Как можно удалить пятна с белья и налет со стенок бака? Что надо было делать, чтобы не испортить белье?
4)В кондитерском и хлебном производстве часто применяют так называемые пекарские порошки. Где же их найти? Его можно сделать дома. Этот рецепт я узнала в старших классах на уроках труда. Пекарский порошок – изобретение XX века. Он очень популярен в кулинарии стран Западной Европы и Америки.
Простейший состав пекарского порошка:
1 часть пищевой соды;
1 часть лимонной кислоты или другой кислой соли (например дигидрофосфата натрия)
1 часть муки, крахмала, сахарной пудры (или их смеси).
5)17дека6ря1916г. князь Феликс Юсупов с сообщниками пытался отравить Григория Распутина, который пользовался неограниченным влиянием на семью последнего российского императора и которого считают одной из самых одиозных фигур российской истории. Для этого заговорщики до6авили несколько граммов яда Х в пирожные. Однако яд не подействовал, Распутин лишь почувствовал лёгкое недомогание… Распутин 6ыл убит 11 выстрелами.
Проведённый анализ позволил определить состав яда. Он состоял из калия (60'/'), углерода(18,46%) и азота (21,54%).
6)По официальной версии Наполеон умер от рака желудка. В записи, сделанной Наполеоном в апреле 1821г, за 20 дней до смерти, говорится «Я умираю не своей смертью. Меня убила английская олигархия и её наёмный убийца» Спустя 140 лет ученые пришли к выводу, что, скорее всего, он был отравлен ядовитыми соединениями элемента Х. Вероятно, Наполеону длительное время подмешивали в пищу вещество состава Х2О3 в малых дозах.
7)У насекомых, образующих семьи, имеются особые химические вещества, предназначенные для оповещения членов группы об опасности (феромоны тревоги). Таким веществом у некоторых муравьев является цитраль С10Н16О, которое обладает следующими свойства: а) дает реакцию серебряного зеркала; б) при взаимодействии с бромом образует 2,3,6,7-тетрабром-3, 7-диметилоктаналь-1. Какое заключение можно сделать о строении соединения?
8)Соединение с молекулярной формулой С3Н8О подвергли окислительному дегидрированию, в результате чего получили продукт состава С3Н6О. Это вещество вступает в реакцию «серебряного зеркала», образуя соединение состава С3Н6О2. При действии на последнее гидроксидом кальция получили вещество, используемое в качестве пищевой добавки под кодом Е282. Оно препятствует росту плесени на хлебобулочных и кондитерских изделиях и, кроме того, содержится в таких продуктах, как швейцарский сыр.
9)олифы получают из растительных масел путём их частичной полимеризации. Поскольку все растительные масла содержат триглецериды непредельных карбоновых кислот:
олеиновой: C8H17CH=CH(CH2)7COOH,
линолевой: CH3(CH2)3(CH2CH=CH)2(CH2)7COOH,
и линоленовой: C2H5(CH=CHCH2)3(CH2)6COOH,
теоретически олифу можно получить из любого масла. Но чаще всего для этой цели используют льняное и конопляное масла, т.к. именно из них получаются самые лучшие олифы. Объясните это на основании информации о составе различных растительных масел, приведенных в таблице.
Масло | содержание триглицеридов кислот, % | ||
олеиновой | линолевой | линоленовой | |
льняное | 13-29 | 15-30 | 44-61 |
хлопковое | 23-35 | 34-57 | - |
конопляное | 6-16 | 36-50 | 15-28 |
подсолнечное | 24-40 | 46-62 | - |
оливковое | 54-81 | 15 | - |
рапсовое | 5-44 | 11-42 | 1-12 |
соевое | 20-30 | 44-60 | 5-14 |
10)В одном царстве жил капризный царь, захотел он выкрасить весь дворец в белый цвет и позвал мастера. Выслушал мастер и спрашивает: “ Где же я такой краски возьму, чтоб не портилась и на весь дворец хватило? “. Рассердился царь и дал мастеру сутки сроку. Взял мастер металлическую пластину с крыши, растворил ее в желудочной микстуре (3%-ный раствор соляной кислоты), зашипел в колбе газ; добавил щелочи едкой, выпал осадок белоснежный. Но, видно, не рассчитал, и исчез осадок. В другой раз аккуратнее он был. Получил осадок и отделил, потом на печке прокалил его. Так и получил он знатную краску, царь остался доволен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая мастерская: конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: опыт и перс
Выступление на конференции Конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национа...
Практико-ориентированные задачи при обучении химии в непрофильных классах
Статус химии как непрофильной дисциплины превращает её в малозначимую науку для многих школьников. В работе рассматриваются возможности практико-ориентированных задач по химии для повышения интереса к...
Экспериментальные творческие и ситуационные задания , контекстные, с практическим содержание задачи - средство достижения требований ФГОС при обучении химии.
Контекстными называют задания, которые представляют для учащихся определённый интерес, а также вопросы, на которые нужно ответить, поняв текст. При выполнении контекстных заданий учащиеся ...
Разработка урока химии в 8 классе по тема "Кислоты" с использованием технологии творческих мастерских.
Разработка урока по химии в 8 классе по теме "Кислоты" с использованием технологии творческих мастерских....
"Эспериментальные задачи в обучении химии"
Экспериментальная химическая задача – это модель проблемной ситуации, решение которой, в отличие от расчетной задачи, требует от учащихся не только мыслительных, но и...
Практико-ориентированные задачи при обучении химии
Практико-ориентированные задачи при обучении химии...