Формирование экологической компетенции обучающихся средствами географии
статья (география) по теме
Аннотация
В докладе рассмотрена теоретическая основа компетентностного подхода, экологической компетенции, предложены методические рекомендации по формированию экологической компетенции обучающихся средствами географии в ходе внеурочной деятельности и системы урочной работы средствами современных педагогических технологий и результаты работы экологического кружка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_ekologicheskoy_kompetencii_obuchayushchihsya_sredstvami_geografii.docx | 17.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ.
Подготовила:
Ажигатова Ш.У. учитель географии МБОУ «Забузанская СОШ им.Турченко Э.П.» Красноярский район
Аннотация
В докладе рассмотрена теоретическая основа компетентностного подхода, экологической компетенции, предложены методические рекомендации по формированию экологической компетенции обучающихся средствами географии в ходе внеурочной деятельности и системы урочной работы средствами современных педагогических технологий и результаты работы экологического кружка.
Переход на Стандарты второго поколения четко ставит перед современным учителем задачу воспитания компетентных молодых людей, умеющих легко адаптироваться в стремительно меняющемся мире.
Одной из важнейших, на наш взгляд, ключевых компетенций, формируемых в ходе образовательного процесса является экологическая компетенция, подразумевающая совокупность знаниевого компонента в данной области, умений видеть и решать экологические проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать экологонаправленную деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы сохранения экологического равновесия; способность применять эти знания и умения в конкретной деятельности.
Результаты изучения уровня экологической грамотности школьников в 2012 году, показали, что, во-первых, в среднем звене преобладает число школьников с низким и средним уровнем экологической грамотности, во-вторых, уровень деятельностной активности обучающихся 6-7 классов выше, чем аналогичный уровень учеников 8-9 классов, что, на наш взгляд, обусловлено возрастными психологическими особенностями детей подросткового возраста.
Из результатов выполнения заданий стало ясно, что недостаточно сформированы экологические умения и навыки: ученики затрудняются при ответах на вопросы природоохранного содержания, не умеют найти взаимосвязь между техническим прогрессом и экологической обстановкой в регионе, личностная позиция проявляется слабо.
В чем проблема низких показателей экокультуры учащихся?
Конечно, главная причина это отмена преподавания экологии в школе.
Как выйти из затруднившейся ситуации? Ответ один -экологизация предметов.
Нам видится решение данной проблемы в создании комплекта методических рекомендаций, направленных на формирование экологической компетенции обучающихся, повышение уровня мотивации обучения, развитие творческих способностей через урочную и внеурочную деятельность.
В ходе работы мы планировали сформировать у обучающихся ряд навыков:
- устойчивый интерес к личностно - и социально-значимой экологической деятельности;
- осознанность, прочность усвоения экологических знаний и способов мыслительной деятельности, обеспечивающих выявление и решение проблем окружающей среды;
- практическое освоение различных видов экологической деятельности, наличие опыта в разработке и реализации учебных проектов, направленных на улучшение состояния окружающей среды;
- проявление экологических ценностей для личности.
Формирование экологической компетенции обеспечивается за счет таких базовых технологий как технология проблемного и проектного обучения, информационно-компьютерной технологии, исследовательский метод и метод эмоционального воздействия.
Проблемный метод позволяет не только отойти от декларативного подхода к изучению географии, но и развить среди учеников дискуссию, дать возможность им свободно выражать и отстаивать в полемике свою точку зрения, в том числе по вопросам экологии. Примером постановки проблемного вопроса может служить вопрос: «Нуждается ли богатейшая Россия в охране биологических ресурсов? От кого их нужно охранять?», поставленный перед изучением темы «Биологические ресурсы России и их охрана», или вопрос «Можно ли пить воду из родника, расположенного на территории Рабочего поселка?», сформулированный перед проведением экологической тропы.
Экологические исследования предпочитаю проводить в рамках занятий экологического кружка . Так же я предлагаю обучающимся проведение исследования на основе данных, собранных в ходе экскурсий, экологических троп, походов.
Информационная компетенция, подразумевающая, в том числе, свободный поиск информации с помощью Интернет-ресурсов, владение навыками работы с текстовым редактором Microsoft Office Word и т.д., бок о бок идет с экологической компетенцией. Поэтому в рамках занятий экологического кружка «Юные друзья природы» отводится время для создания компьютерного текста, графиков и диаграмм, создания презентаций
Компьютер в урочной деятельности используем на всех этапах обучения: при объяснении нового материала (мультимедийные презентации, слайд-шоу, иллюстрирующие изучаемый материал, фотографии изучаемых природных зон, экологических проблем изучаемых территорий; при закреплении; повторении (мультимедийные тренировочные задания по географии); контроле знаний, умений и навыков (электронные тесты, разработанные в программах Microsoft Office).
С целью формирования экологической компетенции используется целый ряд методов и форм занятий, ведущими из которых являются экскурсия , «Зеленый патруль», походы, творческие задания, городские, Всероссийские экологические акции , конкурсы ,фестивали и конференции.
Результаты за этот текущий год экокружка «Юные друзья природы»:
-участие в городском конкурсе «Отечество-2012»,в областном конкурсе исследовательских проектов «Астрахань-500»(2 место в номинации-экология),в открытом областном научно-практическом конференции учащихся (4 место в номинации «медицина»),участие в международном интерактивном конкурсе «Колосок-весенний»( 2призовых места,5 учащихся отмечены в номинации «Эколог»-Серебряным Колоском)
-участие в акции «Чистые берега», «Покормите птиц зимой!»
- Эковоспитание: выступление на родительских собраниях, конкурсы, фестивали среди школьников
-выпуск буклетов, памятков,листовок
-сотрудничество с местным органом власти
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологической компетенции обучающихся в учреждении дополнительного образования
Научная статья...
Формирование ключевых компетенций в процессе игровой деятельности обучающихся средствами географии
«Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет» – говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентно-ориентированный подход в обучении. Сегодня конкурентоспособность человека на рынке тр...
«ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ».
Статья для учителей русского языка и литературы...
Формирование коммуникативных компетенций обучающихся средствами внеурочной деятельности
Виртуальня экскурсия по парку имени Ю.А. Гагарина города Комсомольска-на-Амуре...
Формирование экологической компетенции обучающихся средствами географии.
из опыта работы...
Формирование коммуникативной компетенции обучающихся средствами ИКТ на уроках английского языка
В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формированиекоммуникативной компетенции обучающихся. Использование ИКТ становится наиболееэффективным...
педагогический проект "Формирование экологической компетенции обучающихся на уроках биологии через активные формы и методы обучения"
Учительский педагогический проект...