Формирование глобальных компетенций обучающихся средствами уроков английского языка.
методическая разработка по английскому языку
Глобальная компетентность является базовым элементом формирования личности и специфическим ценностно-интегративным компонентом функциональной грамотности, имеющим определённое предметное содержание и нацеленным на развитие универсальных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_globalnyh_kompetentsiy_obuchayushchihsya.docx | 39.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование глобальных компетенций обучающихся
средствами уроков английского языка.
Якимчук Е.В., учитель английского языка
ГБОУ «Морской лицей» Приморского района Санкт-Петербурга
Глобальная компетентность является базовым элементом формирования личности и специфическим ценностно-интегративным компонентом функциональной грамотности, имеющим определённое предметное содержание и нацеленным на развитие универсальных навыков.
Компонентами глобальных компетенций являются:
- Знание, понимание (осознание и понимание глобальных проблем, осознание межкультурных различий, взаимопонимание);
- Навыки (аналитическое и критическое мышление, способность взаимодействовать уважительно, сообразно эффективно; способность сочувствовать, гибкость);
- Отношения (открытость представителям других культур, уважение других культур и культурных отличий, широта взглядов, ответственность);
- Ценности (человеческое достоинство , культурное разнообразие).
В содержании глобальных компетенций выделяют два типа компонентов:
1) предметные (предметное содержание учебных дисциплин),
2) интегративные (сопровождают любой предметный компонент функциональной грамотности).
Работа, направленная на формирование глобальных компетенций, с обучающимися может быть организована в следующих формах:
Кейс
Деловая / ролевая игра
Учебный тренинг
Беседа, дискуссия, дебаты
Инсценировка
Технология погружения
Формы работы | Умения |
Кейс | Выражать своё мнение ясно, уверенно, без злости, даже в случае принципиального несогласия. |
Учебный тренинг | Принимать задачу и работать над ней, продуктивно решать проблемы без участия учителя. Т.о.повышается самостоятельность суждений и поступков. |
Ролевая игра |
|
Дискус-сия |
|
Дебаты |
|
Технология погружения |
|
Проект | Принимать задачу и работать над ней, продуктивно решать проблемы без участия учителя; планировать, изучать, систематизировать, анализировать |
Приведём примеры занятий по темам «Environmental sustainability», «Human rights»:
Формы работы | Темы, инструкции | Умения |
ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ; ПРАВА ЧЕЛОВЕКА | ||
Кейс | Обучающиеся на подготовительном этапе изучают предоставленный преподавателем текст ситуации (кейсы) и выполняют необходимые задания, которые к нему относятся. С целью анализа ситуации метод кейсов включает в себя и этап диагностики ситуаций, который состоит из трёх частей:
Если различия удаётся зафиксировать, то определяется тип этих различий и разрабатываются возможные способы их устранения. Some people say that overpopulation is a major problem for the human race. Some people say that stress can ruin one’s life. Some people believe that going green has a lot of benefits. | Выражать своё мнение ясно, уверенно, без злости, даже в случае принципиального несогласия. |
Paper bags or plastic bags: which are best? | Класс — 8, общеобразовательный профиль Задание подгруппам: 1. Провести социальный опрос на тему «Ваш выбор: бумажные, полиэтиленовые или эко пакеты в нашей жизни». Для решения проблемы подготовлен кейс, в котором предложены статьи о том, как провести социальный опрос, как составить сравнительную таблицу экологичности пакетов, как провести экологический мониторинг, как производятся бумажные и полиэтиленовые пакеты, и видеофильмы «Почему полиэтиленовые пакеты — это зло?» и «Бумажные, полиэтиленовые пакеты или сумки многократного использования». Работа с кейсом За несколько дней до урока обучающимся озвучивается тема занятия “Paper bags or plastic bags: which are best?”. Также проговаривается, что занятие будет проводиться в режиме кейс-метода. (Диалогам и дискуссиям в рамках кейса предшествует работа над лексикой и грамматикой.) Учитывая то, что уровень языковой подготовки у всех обучающихся разный, они изучают материалы кейса индивидуально в качестве домашнего задания. После такой предварительной подготовки работа обучающихся в группе, участие в обсуждении будут более плодотворными. Это позволит им высказывать свое мнение, дискутировать, так как они будут подготовлены в языковом плане. Также обучающиеся должны провести экологический мониторинг уровня загрязненности своего микрорайона, составить сравнительную таблицу экологичности пакетов и провести социальный опрос на тему «Ваш выбор: бумажные, полиэтиленовые или экопакеты в нашей жизни», предложить меры по сокращению использования бумажных и полиэтиленовых пакетов, предложить экологически безвредные пакеты, обосновать свои предложения. Содержание кейса 1. Социальный опрос на тему «Ваш выбор: бумажные или полиэтиленовые пакеты в нашей жизни» Where do paper bags come from? Paper comes from trees — lots and lots of trees. Once the trees are collected, they must dry at least three years before they can be used. More machinery is used to strip the bark which is then chipped and cooked under tremendous heat and pressure, what was once wood becomes pulp. It takes approximately three tons of wood chips to make one ton of pulp. The pulp is then washed and bleached; both stages require thousands of gallons of clean water. Coloring is added to more water, and is then combined in a ratio of 1 part pulp to 400 parts water, to make paper. The pulp/water mixture is dumped into a web of bronze wires, and the water showers through, leaving the pulp, which, in turn, is rolled into paper. Where do paper bags end their life? When you’re done using paper shopping bags, for shopping or other household reuses, a couple of things can happen. They can be recycled in most mixed-paper recycling schemes ог they can be thrown away. If you compost them, the bags break down and go from paper to a rich soil nutrient over a period of a couple of months; if you throw them away, they’ll eventually break down of the period of many, many years. If you choose to recycle paper bags, then things get a little tricky. The paper must first be re-pulped, bleached and separated the pulp fibers. The fibers are then cleaned and screened to be sure they’re free of anything that would contaminate the paper-making process, and are then washed to remove any leftover ink before being pressed and rolled into paper, as before (it means more energy and chemicals are used). Используемые ресурсы V. Evans “Spotlight 8”, p.38–39 How are plastic bags made? Plastic bags are typically made from oil, a non-renewable resource. The biggest energy input for the plastic bag creation process is electricity, which, in this country, comes from coal-burning power. The oil industry causes pollution. Furthermore, the manufacturing of plastic bags uses a lot of electricity which is not good for the environment. How does plastic bag recycling work? Like paper, plastic can be recycled, but it isn’t simple or easy. In fact, we recycle only 1 in 200 plastic bags. Recycling involves essentially re-melting the bags and re-casting the plastic, though; manufacturing new plastic from recycled plastic requires two-thirds of the energy used in virgin plastic manufacturing. But, the quality isn’t quite good. So what happens to the rest? We throw them away. A plastic bag takes more than 1,000 years to decompose. In meantime, plastic bags cause over 100,000 sea turtles and other marine animals to die every year, when animals mistake them for food. Используемые ресурсы V. Evans “Spotlight 8”, p.38–39 Применение кейс-метода требует от учителя больше времени на подготовку по созданию кейсов, но данный метод позволяет учителю (если он полностью овладеет данным методом) сформировать у обучающихся самостоятельность мышления, умение аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. Когда учитель видит результаты своего труда, он получает большое удовлетворение от своей работы. | |
Учебный тренинг | Метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг достаточно часто используется, если желаемый результат — это не только получение новой информации, но и применение полученных знаний на практике. Сейчас тренинг достаточно модное направление не только в психологии, но и в образовании, однако следует понимать, что тренинг в психологии несет несколько иной оттенок, чем в обучении. Для педагога тренинг – это форма активного обучения, главной задачей которой является не только передача знаний, а, в основном, формирование умений и навыков.
| Принимать задачу и работать над ней, продуктивно решать проблемы без участия учителя. Т.о.повышается самостоятельность суждений и поступков. |
Ролевая игра | Род игровых методов активного обучения, основанных на моделировании и проигрывании социальных ролей в процессе решения учебно-профессиональной задачи. В условиях ролевой игры обучаемый сталкивается с ситуациями, в которых он вынужден изменять свои коммуникативные навыки. Эффективность обучения обеспечивается тем, что человек лучше овладевает знаниями, навыками и умениями при условии принятия той или иной социальной роли, ранее недостаточно известной ему или усвоенной им.
|
|
Дискуссия | Класс делится на 3 группы – 2 проблемные группы, 1 фокус-группа. Группа 1 придерживается строго одной точки зрения на проблему, группа 2 – прямо противоположной. Группы (после индивидуальной работы над кейсом, подготовки собственного выступления по теме в качестве домашнего задания) обсуждают свою точку зрения, выдвигают аргументы и примеры в его пользу. Группы 1 и 2 представляют свое мнение с доказательствами. Фокус-группа отслеживает выступления, выбирает наиболее объективное и грамотно аргументированное мнение, делает вывод (заключение). — это всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре. Другими словами, дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений. Подготовка занятия. При организации дискуссии в учебном процессе обычно ставятся сразу несколько учебных целей, как познавательных, так и коммуникативных. При этом цели дискуссии, тесно связаны с ее темой. Если тема обширна, содержит большой объем информации, в результате дискуссии могут быть достигнуты только такие цели, как сбор и упорядочение информации, поиск альтернатив, их теоретическая интерпретация и методологическое обоснование. Если тема дискуссии узкая, то дискуссия может закончиться принятием решения. Во время дискуссии студенты могут либо дополнять друг друга, либо противостоять один другому. В первом случае проявляются черты диалога, а во втором дискуссия приобретает характер спора. Как правило, в дискуссии присутствуют оба эти элемента, поэтому неправильно сводить понятие дискуссии только к спору. И взаимоисключающий спор, и взаимодополняющий, взаиморазвивающий диалог играют большую роль, так как первостепенное значение имеет факт сопоставления различных мнений по одному вопросу. Примеры тем для проведения дискуссий: - Несет ли каждый гражданин ответственность за охрану экологии или только правительство? - Некоторые люди говорят, что перенаселение является серьезной проблемой для человечества. - Может ли стресс разрушить жизнь человека? - Некоторые люди считают, «быть Зелёным» имеет много преимуществ. - Есть ли будущее у планеты Земля? - Толерантность – путь к миру. - "Я имею право отстаивать свое мнение перед учителем на занятие" - "Я имею право громко включать музыку в любое время суток" - "Милиция не имеет права меня задерживать без предварительного уведомления родителей или педагогов" - "Я имею право заниматься любой трудовой деятельностью не смотря на имеющиеся у меня дефекты речи (диктором телевидения, певцом, адвокатом, авиадиспетчером, конферансье)" - "Родители и педагоги не имеют права заставлять меня изучать те предметы, которые я не считаю важными для моей дальнейшей трудовой деятельности" - "Родители обязаны принимать все важные решения касающиеся нашей семьи, только посоветовавшись со мной (покупка дорогостоящих предметов, место проведения отпуска, приглашение гостей, в т.ч. неприятных мне; переезд на новое место жительства; планирование семейного бюджета)" - "Я имею право дружить и общаться, в том числе с лицом противоположного пола, не взирая на негативное мнение о моих друзьях родителей и педагогов, а также проводить с ними время (ночью) не ставя в известность взрослых". | Развить умение определять стили поведения при взаимодействии, их эффективность при принятии решений. Активно слушать не только то, что было сказано, но и как это было сказано (т.е. используя вербальные и невербальные формы общения Выражать своё мнение ясно, уверенно, без злости, даже в случае принципиального несогласия. Уважительное общение требует понимания ожиданий и перспектив разнообразной аудитории, применяя это понимание с целью удовлетворения потребностей аудитории. Идентифицировать и принять часто противоречивые точки зрения. Получить представление не только о точке зрения другого человека, но также понять как различные точки зрения связаны друг с другом. |
Дебаты | Основное отличие дебатов от дискуссий состоит в следующем. эта форма «круглого стола» посвящена однозначному ответу на поставленный вопрос – да или нет. Причем одна группа (утверждающие) является сторонниками положительного ответа, а другая группа (отрицающие) – сторонниками отрицательного ответа. Заранее учащиеся предупреждены о необходимой подготовке, готовятся самостоятельно. Разделились на 2 группы. Каждой группе дано задание найти и изучить подробный материал по своим темам. Организаторами подобран материал для тех, у кого были затруднения с поиском. Перед началом занятия команды при помощи жеребьевки узнают, какой стороной они будут – утверждающей или отрицающей. Игру начинает утверждающая сторона. Участники дебатов приводят примеры, факты, аргументируют, логично доказывают, поясняют, дают информацию и т.д. Процедура дебатов не допускает личностных оценок, эмоциональных проявлений. Обсуждается тема, а не отношение к ней отдельных участников. - Человек не может быть целым, пока большая часть мира разрушена - Робототехника, у неё есть недостаток? - Бесплатное образование - это право - Смертная казнь является несправедливой и унизительной. - Знаменитости не должны быть образцами для подражания. - Сотовые телефоны должны быть разрешены в школах. - Клонирование (человек / органы / терапевтические) - Общественные работы должны быть обязательными в старшей школе. - Коррупция, злоупотребление государственной властью в личных целях, не может быть искоренена. - Вандализм среди подростков невозможно остановить. | - развитие критического мышления (рациональное, рефлексивное и творческое мышление, необходимое при формулировании, определении, обосновании и анализе обсуждаемых мыслей и идей); - развитие коммуникативной культуры, навыков публичного выступления; - формирование исследовательских навыков (приводимые аргументы требуют доказательства и примеров, для поиска которых необходима работа с источниками информации); - формирование организационных навыков материалов); - формирование навыков слушания и ведения записей. |
Диспут для старшеклассников и родителей "Толерантность и межнациональные отношения"План
| формирование у воспитанников качества признавать равноправными и равноценными точки зрения на одно явление, а так же гуманных отношений между людьми независимо от их национальности, дать определение и показать ее важность в решении проблем межнациональных отношений | |
Беседа | Классный час “Экологические проблемы современности. Основные положения программы WWF”. «Судьба планеты в наших руках!» «Экологические проблемы. Отходы и их утилизация». "10 глобальных экологических проблем" «Мир прав и обязанностей» (7-8 класс) Права и обязанности граждан Российской Федерации. | |
Технология погружения |
| Приспособляемость. Принимать чьё-либо мышление и поведение в преобладающей культурной среде. |
Мозговой штурм | Оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Сущность метода заключается в том, что процесс выдвижения, предложения идей отделен от процесса их критической оценки и отбора. Кроме того, используются разнообразные приемы "включения" фантазии, для лучшего использования "чисто человеческого" потенциала в поиске решений. Например, иногда используется привлечение неспециалистов, которые могут благодаря неосведомленности сделать "безумные" предложения, которые в свою очередь стимулируют воображение "специалистов". Может быть применён в сочетании с другими формами работы, например перед дебатами или игрой. Продуктивен в сочетании с составлением кластера | |
Проект | Примерные темы: Автомобиль - источник химического загрязнения атмосферы. Бездомные собаки как элемент экологической среды мегаполиса. Влияние зеленых насаждений пришкольного участка на состояние воздуха. Влияние компьютерной зависимости на успеваемость обучающихся конкретных классов. |
Литература:
Ильина О.К. Использование кейс-метода в практике преподавания английского языка.
2. Земкова А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе.
3. Щетина Н. Ю. Использование кейс-технологий на уроках английского языка.
4. Федоринова З. В. Использование case study в организации образовательной деятельности студентов.
Кейс-технология на уроках английского языка. Статья в журнале «Учитель» № 1 за 2014 год. Учитель иностранного языка Свистунова Л.Н
Коваль Т.В.. Дюкова С.Е. Глобальные компетенции – новый компонент функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т.1, № 4 (61). С. 112-113
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках английского языка
текст выступления на ШМО учителей английского языка...
«Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках английского языка»
Использование коммуникативного подхода в обучении иностранному языку, происходящее в разных условиях, естественным образом корректирует отношение к тем или иным методологическим ориентирам. В условиях...
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений — формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способству...
ИНФОРМАЦИОННО — КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Одно их важных направлений - формирование у обучающихся ключевых компетенций. Их развитию способствует исп...
Выступление по теме: Педагогическое обеспечение формирования предметных компетенций обучающихся на уроках английского языка
Выступление по теме: Педагогическое обеспечение формирования предметных компетенций обучающихся на уроках английского языка...
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В статье рассмотрено влияние разнообразных современных педагогических технологий на становление личности обучающегося, владеющего ключевыми компетенциями, сформированными на уроках английск...
Роль регионального содержания в формировании социокультурной компетенции обучающихся на уроках английского языка
Включение регионального содержания в процесс обучения иностранным языкам позволяет совершенствовать социокультурную компетенцию обучающихся, учить их адекватно представлять родную культуру средствами ...