Формирование коммуникативной компетенции обучающихся средствами ИКТ на уроках английского языка
учебно-методический материал по английскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kommunikativnoy_kompetentsii_obuchayushchihsya_sredstvami_ikt.docx | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативной компетенции обучающихся средствами ИКТ
на уроках английского языка
В условиях перехода на ФГОС можно с уверенностью утверждать, что роль иностранного языка в формировании базовых компетенций возрастает. Это обусловлено расширением международных экономических связей, увеличением числа предприятий, работающих с зарубежными партнерами, большим использованием на предприятиях импортного оборудования и зарубежных технологий. Таким образом, в настоящий период возрастает потребность в специалистах со знанием иностранного языка, способных осуществлять эффективную профессиональную деятельность.
Коммуникативная компетенция – это готовность и способность к взаимодействию, вербальному и невербальному (мимика, язык тела), с другими людьми.
Следовательно, в основе всех методов коммуникативного обучения должно лежать умение установить связи, находить успешные формы общения на любом языке.
Целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, ибо без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации. Такую личность невозможно формировать без знаний о социокультурных особенностях страны изучаемого языка. Изучение языка и культуры на уроке и внеурочной деятельности одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых.
Но, однако, возникают противоречия:
- Между актуальной для современного общества потребностью в личности, способной к межкультурной коммуникации, и трудностями, связанными с формированием такой личности в рамках традиционной системы обучения.
- Между разнообразием современных технологий, направленных на формирование и развитие коммуникативной компетенции обучающихся, и недостаточное использование таких технологий в образовательном процессе.
Таким образом, можно определить проблему проблему как
недостаточный уровень сформированности коммуникативной компетенции у обучающихся.
Поэтому свою педагогическую деятельность я строю через решение следующих задач:
- формировать у учащихся мировоззренческие установки, ценностные, культурологические позиции для использования их в реальной жизни;
- развивать опыт творческой деятельности учащихся по отношению к образовательному стандарту по предмету;
- воспитывать уважение к чужой культуре, традициям, повышать культурный уровень учащихся посредством иностранного языка.
Актуальность данной проблемы состоит в том, в настоящее время в условиях модернизации образования информационно-коммуникационные технологии характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность. Таким образом процесс обучения становится более эффективным и личностно-ориентированным.
ФГОС общего образования акцентируют внимание учителя иностранного языка на формировании иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся, которая включает в себя языковую, социокультурную, учебно-познавательную, социальную составляющие.
Модель формирования коммуникативной компетенции включает в себя три основных взаимообусловленных компонента, непосредственно связанных с использованием ИКТ :
1. («Я знаю»).
2. («Я умею»).
3. («Я хочу и буду»).
Компонент «Я знаю» реализуется следующим образом:
формируются первоначальные представления о данной теме;
обучающимся предъявляются основные лексические и грамматические структуры.
В своей практике я использую элементы современных образовательных технологий. На пример, на уровне первого компонента формирования коммуникативной компетенции «Я знаю», я использую следующие средства ИКТ:
- Мультимедийная презентация
- Обучающие компьютерные программы
- Интерактивные онлайн упражнения
Новизна опыта:
Разработка модели применения компьютерных технологий, учитывающих формирование коммуникативной компетенции обучающихся средствами ИКТ
и метапредметный подход к обучению, адаптация учебного материала к конкретным условиям обучения, потребностям и способностям обучающихся
Для активизации лексического материала я использую онлайн интернет-ресурс Leaningapps.org.Данный ресурс создан профессорами немецкой высшей педагогической школы в Берне для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей.
Здесь можно найти упражнения по всем дисциплинам. В категории «Английский язык» упражнения разбиты по темам в алфавитном порядке.
Например, задание по теме “Clothes”: собери пазл, распределив данные слова по категориям: для головы для тела, для ног и ступней. Распределив все правильно по заданным категориям, откроется видео с песней и движениями по теме одежда для физкультминутки. Или задание по теме “Great Britain”: собери пазл, распределив данные слова по категориям: города-столицы, реки, королевы, писатели, страны, национальности. Распределив все правильно по заданным категориям, вы собираете пазл – в данном случае – карту Великобритании.
Данный вид работы способствует индивидуализации обучения и самообразованию за счет возможности неограниченное количество раз обращаться к справочной информации и к выполняемым заданиям.
Leaningapps.org предлагает также самим составлять различные упражнения по предложенным шаблонам, поэтому я использую его для реализации третьего компонента моей методической системы «Хочу и буду», развивая творческие способности обучающихся. Ребята имеют аккаунты на Leaningapps.org и создают свои упражнения на заданную тему, например, «традиции Британии» или «Праздники». Задания такого типа способствуют интеллектуальному развитию обучающихся средствами языка.
Но, к сожалению, не всегда есть доступ к интернету. В таких случаях я разрабатываю упражнения на множественный выбор на сайте tested.ru, которые работаю в оффлайн.
На уровне следующего компонента «Я умею» достигаются следующие цели:
формируется языковая коммуникативная компетенция
развивается умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем
Для реализации компонента «Я умею» я использую следующие элементы образовательных технологий с применением ИКТ:
- Интерактивная презентация
- Собственный электронный дидактический
- Групповая и парная работа
- Интернет ресурсы
Работа с интерактивной доской стала замечательным подспорьем в моей педагогической деятельности для изложения нового материала, уроков повторения, обобщения и контроля знаний.
Данный вид деятельности на уроках позволяет
- повысить мотивацию обучающихся к изучению предмета;
- активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала;
- повысить скорость изложения и усвоения информации;
В течение своей педагогической деятельности я осуществляю трансляцию своего опыта в системе:
- Регулярно участвую во всероссийских вебинарах, организуемых ведущими издательствами нашей страны: Просвещение, Cambridge Macmillan, Вентана-граф.
- Ежегодно выступаю на школьных методических объединений учителей английского языка. Моё недавнее выступление было по теме «Целенаправленная подготовка к ОГЭ и ЕГЭ».
В заключении хочу подчеркнуть, что, внедряя в учебный процесс информационные технологии, я вовсе не исключаю традиционные и другие инновационные методы обучения, а гармонично сочетаю с ними на всех этапах обучения: ознакомление, актуализация, контроль. (Так на уроке в 6-ом классе я сочетала квест с ИКТ). Но использование информационных технологий позволяет мне не только формировать коммуникативную компетенцию обучающихся, но и многократно повысить эффективность обучения, стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка. И это очень важно.
«Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу...» (Р. Олдингтон)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках английского языка в рамках ФГОС"
Описываются технологии формирования коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках английского языка в рамках ФГОС...
«Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках английского языка в рамках ФГОС»
Приводится опыт работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка в рамках ФГОС...
Формирование коммуникативных компетенций обучающихся средствами внеурочной деятельности
Виртуальня экскурсия по парку имени Ю.А. Гагарина города Комсомольска-на-Амуре...
«Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках английского языка в рамках ФГОС»
Актуальность: В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступ...
Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС.
Материал полезен для работы на начальной ступени обучения английскому языку....
Использование коучинг-технологий в процессе формирования коммуникативной компетенции учащихся 5 классов на уроках английского языка
Коучинг-технологии в обучении представляют собой технологии, направленные на преодоление языкового барьера и раскрытие личностного потенциала, которые реализуются в атмосфере яркого и эффективного общ...
Формирование коммуникативной компетенции посредством учебного проекта на уроках английского языка.
Скажи мне - и я забуду.Покажи мне - и я запомню.Вовлеки меня - и я научусь.(Китайская пословица)Формирование коммуникативной компетенции посредством учебного проекта на уроках английского языка.Творче...