Формирование коммуникативных компетенций обучающихся средствами внеурочной деятельности
проект по русскому языку (7, 8, 9 класс) на тему
Виртуальня экскурсия по парку имени Ю.А. Гагарина города Комсомольска-на-Амуре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
virtualnaya_ekskursiya_park_gagarina.docx | 22.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Лицей 33
Образовательная экологическая экскурсия в парке им. Ю.А.Гагарина
«Зимний парк»
Цель: формирование базовой осведомлённости школьников в образовательной области Краеведение.
Задачи:
-дать экскурсантам некоторый начальный минимум сведений о парках и парковом строительстве;
-обратить внимание детей на особенности парка им. Гагарина, а также на экологическую, эстетическую и образовательную ценность парка;
-учить школьников определять деревья и кустарники в зимнем состоянии;
Использовать коллективное пребывание детей в природном окружении для неформального общения и формирования эмпатиии в отношении объектов показа.
План.
1.Перед выходом на маршрут, в здании школы:
-инструктаж по технике безопасности ( поведение в автобусе, на улице, в парке);
-контроль экипировки( одежда-обувь по погодным условиям);
-сообщение маршрута, темы и цели экскурсии.
2.Переезд автобусом до остановки «5» магазин и переход до 1-го объекта показа на улице Калинина.
3.Работа у 1-го объекта ( липа на улице Калинина).
4.Переход ко входу в парк им. Гагарина. Информация о парках как части инфраструктуры города, о значении парка для округа.
5.Работа на территории парка:
-информация об истории и особенностях парка; описание экосистемы парка( экосистема долинного смешанного леса);
-практическая работа: наблюдение и словесное описание видов деревьев и кустарников, определение ряда видов, наблюдение следов животных и деятельности человека;
6.Задание для выполнения в классе: составить синквейн о липе или о парке, сделать зарисовки( уже в школьном дворе) 1-2-х видов деревьев или кустарников;
Возвращение в школу.
Пока экскурсоводы сообщают данные об экскурсии( текст №-1). На экране удерживается слайд: «цели –задачи-план»
Экскурсовод в соответствующей форме, бэйдж.
Тексты экскурсоводов.
Текст №-1.
-Экскурсия, которую мы представляем, продолжается 40 минут. Поэтому наше ограниченное временем. Представление будет неполным.
-Но всё же мы постараемся вместить в отведённое время максимум сведений.
-Экскурсия называется «Зимний парк»( говорят все).
-Это новый вариант, потому что обычно экологическая экскурсия в парк им. Гагарина проводится в конце мая- июне.
-Конечно, эта экскурсия разработана педагогом и всё, что вы видите на экране, написано по-взрослому.
-Но мы проводим экскурсию для младших учеников и всё объясним по-своему.
-Наша цель: идём в парк полюбоваться зимней природой, узнать новое о парке им. Гагарина, поучиться узнавать деревья и кустарники зимой, когда они без листьев, цветов и плодов( или с плодами) и, конечно, пообщаться.
Текст №-2
-мы находимся на улице Калинина, почти напротив здания окружной администрации. Обычно с этого места мы начинаем экологические экскурсии в парк имени Гагарина.
- на это место мы приходим на свидание с Деревом! Вот оно-это Дерево!
Слайд ул. Калинина. Объект показа- липа, дети на экскурсии
-кто может определить его, сказать. что это за дерево?
-А как вообще, по каким признакам мы определяем принадлежность растений, к примеру, дерева к тому или иному виду?
-Верно, «по-фигуре», то есть по форме кроны, по форме, цвету и другим особенностям листьев, цветов, коры… А зимой? Что нам остаётся зимой, чтобы узнать дерево или кустарник?
- Верно, «фигура»-форма кроны, цвет и другие особенности коры, цвет и форма почек.
-Оказывается, не так уж мало, для наблюдательного человека!
-Итак, мы –наблюдатели. Давайте попробуем описать это дерево:
Крона имеет правильную куполообразную форму, кора матовая, тёмно-серая, почти чёрная, ветви равномерно растут во все стороны для того, чтобы листья могли получить как можно больше света, почки мелкие, тёмные, округлой формы…Наше дерево- липа
-Давайте попробуем подобрать определения, чтобы описать это дерево: красивое, кружевное, величественное, это взрослое дерево, но не старое( лет 50-ти или немного больше) весёлое, доброе , полезное…
-Это дерево имеет особенное значение и для души, и для здоровья, и для традиционного хозяйства русского человека.
-о липе можно многое рассказать, но вы это сделаете сами в классе, когда почитаете всё, что сможете найти.
Слайд: список литературы для школьников.
И ещё каждый составит синквейн и липе.
Переход ко входу в парк имени Гагарина со стороны улицы Советской.
Слайд: вход в парк, дети у входа.
Летний вид парка.
Текст№-3
- Сейчас мы войдём в парк.. А что вообще означает это слово?
-В русском языке оно появилось в 18 веке и заимствовано одновременно из английского и французского . По-французски оно означало «огороженное место», а в английском употреблялось в том значении в каком у нас сейчас употребляется.
- Словарь В.И. Даля так толкует слово: «Парк-это чистая роща, под уходом, с дорожками, для гуляния или для содержания дичи..
- То есть парк может быть большим, где даже олени живут. Или маленьким, где можно отдохнуть-погулять…
- Наш парк- совсем небольшой -это один городской квартал, ограниченный улицами Комшоссе, Калинина и Советской.
Слайд: карта округа
- И это неотъемлемая часть городского хозяйства, городской инфраструктуры, то есть системы жизнеобеспечения.
- Он для жителей округа особенно важен, потому что мы живём практически в «промышленной зоне», то есть в непосредственной близости от большого завода. И его главная функция-оздоровление той среды, где мы живём, улучшение экологической ситуации.
Слайд: вид парка летом;
Плакат «Зелёные насаждения-лёгкие города»
Текст №-4
- При королевских дворцах, дворянских усадьбах, городских особняках обязательно была территория, засаженная деревьями, кустами. Цветами…
Там могли быть устроены искусственные водоёмы, горки. гроты, устроены скамейки и беседки… парки специально проектировались с учётом особенностей самих растений.
-это целая наука, отрасль архитектуры. Сейчас это называется «парковедение», «садовый дизайн». Многие старинные парки являются не только национальным достоянием, а общечеловеческим, как произведения гениальных художников.
_Это ещё одно важное качество парка- здесь должно быть что-то такое, чем можно любоваться, парк должен иметь эстетические качества.
-Чем же можно любоваться в нашем парке?
Слайд: фото деревьев и кустарников.
- Здесь есть красивоцветущие деревья и кустарники: рябина и черёмуха, сирень амурская и сирень Вольфа, яблони… Есть красивые группы и сочетания деревьев… Например: амурская сирень на фоне старых могучих лиственниц… А главное- все деревья имеют здоровый и благополучный вид, несмотря на близость завода!
-Но вот особенность и отличие парка от других городских парков. Кроме Силинского, в том, что он имеет не только экологическое( оздоровляет среду0 не только эстетическое, но и образовательное значение: здесь можно проводить экообразовательные экскурсии!
--Этот парк не насажен на голом месте. не возник на пустыре или на кладбище… Это участок коренного долинного смешанного леса, типичного для низкого левого берега Амура.
- Так исторически сложилось, что при строительстве авиационного завода»жилая застройка шла вверх», в сторону сопок, где суше. Это называлось «соцгород» и это были ряды бараков с деревянными тротуарчиками –мосточками и рядами сараев между ними -для дров.
Кроме того застройка шла «Вниз» от «большой дороги»( Комшоссе), где рабочие строили собственные сначала времянки( типа фанз), а потом дома с огородами и возможностью держать животных, пасти коров или коз. Участок леса, остался. Через него ходили на работу и с работы, здесь на поляне можно было собраться в выходные-праздники, попеть-поплясать… Этот кусочек леса стал любимым местом отдыха. И так им и остался.
-Потом появилась ограда, парковые скульптуры лётчиков, красноармейцев и физкультурниц( они были гипсовые, разрушились), летняя эстрада, скамейки и фонтан с клумбами.
- Но все отдыхающие ходили только по дорожкам, устроенным на месте протоптанных тропинок, потому что обычно здесь было довольно сыро. Переувлажнение.
- вот и сохранилось здесь сообщество деревьев, кустарников и трав, приспособленных к этим условиям, -экосистема..
Слайд: фото растений
- Деревья изначального коренного леса- берёза и лиственницы, самые неприхотливые, выносливые и стойкие. При входе в парк- березняк, перемежающийся группами лиственниц. Из кустарников здесь были: спирея, жимолость съедобная и жимолость Максимовича, рододендрон даурский ( багульник)
Сейчас, правда, багульника и съедобной жимолости уже нет…
- Но в основном растения, характерные для такого леса, сохранились и живут, как и положено в лесу: есть взрослые деревья, есть подрост, есть кустарники и травы.
- Подсаживались , в основном тоже виды. Вполне характерные или возможные в этом лесу: сирень амурская, ильм долинный. Позднее- клён ясенелистный и сосна обыкновенная…
-В нижней части парка высажены тополя для осушения сильно переувлажнённого участка вдоль Комшоссе. Здесь было раньше почти болото с непросыхающими лужами. Оно было населено лягушками, которые устраивали тёплыми вечерами «свои концерты».
Текст №-5
-Далее у нас идёт практическая часть экскурсии: мы рассматриваем деревья и кустарники, давая им словесное описание. Фотографируем, задаём вопросы…
-Затем мы продолжаем работу в классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьные СМИ как средство формирования коммуникативных компетенций обучающихся
Условия для развития не только творческих, но и коммуникативных способностей учащихся можно смоделировать в своеобразной творческой лаборатории, которой, по сути, является любое шк...
Обучение комментированию цитат и афоризмов как средству формирования коммуникативной компетенции обучающихся иностранному языку (средняя и старшая ступени обучения АЯ)
ВведениеГлава I. Коммуникативная компетенция как одна из целей современного иноязычного образования1.1. Современные тенденции в методике преподавания и необходимость коммуникативно-ориентированного по...
Обобщение опыта работы по теме "Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся"
Обобщён опыт работы учителя русского языка и литературы по теме "Комлексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся". Информация ...
статья "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА"
Из опыта работы...
ДОКЛАД на тему: «Формирование коммуникативных качеств обучающихся во внеурочной деятельности по основам православной культуры».
.ДОКЛАД на тему: «Формирование коммуникативных качеств обучающихся во внеурочной деятельности по основам православной культуры»....
Формирование коммуникативной компетенции обучающихся средствами ИКТ на уроках английского языка
В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формированиекоммуникативной компетенции обучающихся. Использование ИКТ становится наиболееэффективным...
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических функций, процессов и...