педагогический проект "Формирование экологической компетенции обучающихся на уроках биологии через активные формы и методы обучения"
проект

Головкина Светлана Александровна

Учительский педагогический проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped_proekt.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект                             С.А.Головкина – МБОУ СОШ №19 г.Мичуринска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №19»

г.Мичуринска  Тамбовской области

Педагогический  проект

«Формирование экологической компетенции обучающихся на уроках биологии через активные формы и методы

обучения»

Светлана Александровна Головкина,

учитель химии и биологии

МБОУ СОШ №19                                      

г. Мичуринска                            

Тамбовской области


► Сегодня при перестройке общественной жизни по капиталистическим принципам, выращивание интеллектуальной элиты, способной к конкуренции стало государственной необходимостью.

В аналитическом обзоре 2003 года «Реформы образования» было отмечено, что в связи с указанным выше процессом «…акценты с принципа адаптивности были перенесены на принцип компетентности выпускников образовательных учреждений».

Экологические проблемы в настоящее время носят глобальный характер и затрагивают все человечество. Поэтому на современном этапе развития общества вопрос экологического образования приобретает особую остроту.

Одной из важнейших, на мой взгляд, ключевых компетенций, формируемых в ходе образовательного процесса является экологическая компетенция, подразумевающая совокупность знаниевого компонента в данной области, умений видеть и решать экологические проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать экологонаправленную деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы сохранения экологического равновесия; способность применять эти знания и умения в конкретной деятельности.

►В современной школе явно прослеживается противоречие между уже имеющимися методами экологического образования и тотальной экологической безответственность и безграмотность школьников на выходе.

►Я выявила проблемы. 

Результаты изучения уровня экологической грамотности школьников в октябре 2019 года, показали, что, во-первых, в среднем звене преобладает число школьников с низким и средним уровнем экологической грамотности.

►Из результатов выполнения ЕГЭ в предыдущие годы, проведения пробного тестирования в 9-м классе стало ясно, что недостаточно сформированы экологические умения и навыки: ученики затрудняются при ответах на вопросы природоохранного содержания, не умеют найти взаимосвязь между строением и функциями организмов; их взаимоотношениями, изменением в строении в зависимости от изменений в окружающей среде.

►Одним из средств решения данных проблем мне видится создание системы методических рекомендаций, направленных на формирование экологической компетенции обучающихся, повышение уровня мотивации обучения, развитие творческих способностей через гармоничное сочетание традиционной и нетрадиционной формы учебной и внеурочной работы .

Проект рассчитан на обучающихся 7-9 -х классов и был реализован в течение 2019 – 2021 годов.

Цель проекта: Разработка методических рекомендаций по формированию экологической компетенции обучающихся средствами биологии.

►Указанная цель реализуется решением следующих задач:

  1. Уточнить сущность компетентностного подхода, специфику экологической компетенции.
  2. Обосновать возможности биологии при формировании экологической компетенции.
  3. Разработать модель формирования экологической компетенции и экспериментально её проверить.
  4. Продолжить реализацию программы дополнительного образования «Фитодизайн: в гармонии с природой».
  5. Определить выбор приемов и методов, эффективных для формирования экологической компетенции.

►Мы выдвинули гипотезу: формирование экологической компетенции способствует расширению кругозора школьников, развитию их социальной инициативности, креативности, расширению практической деятельности.

►На наш взгляд, данный проект может быть реализован через тематические занятия в рамках образовательной программы; проведение мониторинга образовательного процесса; тесное сотрудничество и взаимодействие с учителями; работу со школьниками в рамках программы дополнительного образования «Фитодизайн: в гармонии с природой»

Проект реализовывался в три этапа.

Информационно-аналитический (октябрь-май, 2019-2020 гг.). На основе изучения методической и научной литературы была создана теоретическая база для реализации проекта.

Практический (сентябрь-апрель, 2020/21 гг.). Была реализована авторская программа дополнительного образования «Фитодизайн : в гармонии с природой», система нетрадиционных уроков биологии, были привлечены обучающиеся к участию в различных мероприятиях, конкурсах и конференциях. На втором этапе происходило формирование экологической компетенции, повышение степени мотивации деятельности, самостоятельности и ответственности, формирование активной творческой личности.

В ходе Контрольно-аналитического этапа (май – июль 2021 г.) была проведена итоговая диагностика и подведение итогов с целью совершенствования экологической компетенции, обеспечение единства образовательного и воспитательного процессов, развитие креативности, экологической культуры.

►В последние годы значительно возросло внимание ученых к исследованию проблем экологического воспитания и образования. Особый интерес представляют работы Н. М. Верзилина, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Б. Г. Иоганзена, В. С. Липицкого, И. С. Матрусова, А. П. Мамонтовой, Л. П. Печко и др., которые рассматривают различные аспекты экологического образования обучающихся в учебно-воспитательном процессе и при организации общественно-полезной работы по охране природы.

►В ходе реализации нашего проекта мы планировали сформировать у обучающихся ряд навыков (составляющих):

  • устойчивый интерес к личностно - и социально-значимой экологической деятельности;
  • осознанность, прочность усвоения экологических знаний и способов мыслительной деятельности, обеспечивающих выявление и решение проблем окружающей среды;
  • практическое освоение различных видов экологической деятельности, наличие опыта в разработке и реализации учебных проектов, направленных на улучшение состояния окружающей среды;
  • проявление экологических ценностей для личности;
  • самооценка, ответственность, уверенность в себе.

►Формирование экологической компетенции обеспечивается за счет ряда технологий, реализация которых происходит в ходе проведения нетрадиционных уроков.

Уроки с измененными способами организации: лекции-визуализации, проблемные лекции (7 класс, проблемный вопрос: «Где живут гельминты?»; 6 класс, «Грибы – это растения?»). Проблемный метод позволяет не только отойти от декларативного подхода к изучению географии, но и развить среди учеников дискуссию, дать возможность им свободно выражать и отстаивать в полемике свою точку зрения, в том числе по вопросам экологии.

Уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ (уроки – экскурсии, уроки – экспедиции). Например, 6 класс  урок-экскурсия «Осенние явления в жизни растений. Подготовка растений к зиме». Целью этих уроков является установление связей теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами, обогащение знаний обучающихся, развитие наблюдательности, оценивание роли знаний о природе для жизни и успешной деятельности человека.

Уроки с игровой состязательной основой (мини – диспут, мозговой штурм, викторины, «лото», соревнования, турниры, игры – обобщения, «восхождение», «счастливый промысел», уроки- конкурсы). В 7 классе урок – обобщение по теме «Класс Рыбы» я провожу в форме соревнования. В 8 классе урок по теме «Железы внутренней секреции. Нервная система» провожу в форме игры-восхождения к вершине знаний, проводя на каждом этапе промежуточный контроль, и в конце урока предлагаю обучающимся провести самооценку. Данная форма способствует пробуждению, и активизации интереса к процессу обучения и учебному предмету, углублению и повышению оперативности их знаний, привлечения обучающихся к проблемам охраны природы.

Уроки по аналогии с организационными  могут служить итогом по изучению крупного раздела. Например, в 8 классе урок «Гигиена сердечно-сосудистой системы» провожу в форме пресс-конференции. Подобную форму я применяю для обобщения знаний, развития познавательной активности, актуализации нравственных аспектов отношения обучающихся к проблемам окружающей среды и своему здоровью.

На всех этапах развития школьников я использую уроки – исследования, т. к. большинство физиологических процессов живого организма, его строение изучаются с помощью проведения различных лабораторных опытов и практических работ. Уроки биологии дают широкую возможность для применения практической формы обучения. Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают новые знания в ходе самостоятельного выполнения и обсуждения предложенной лабораторной работы (9 класс, Жизненные формы).

►В течение года планируется создание и проведение защиты творческих проектов, реализация которых осуществлялась в течение всего года или определенного отрезка времени (по индивидуально выбранной школьниками теме). Защита подразумевает под собой не просто публичное выступление школьников в форме доклада, бюллетеня или слайдовой презентации, но и активное обсуждение результатов с выявлением сильных и слабых сторон выполненной работы.

►Я по-разному применяю компьютер в работе: на уроках, на занятиях курса, при подготовке и проведении внеклассных мероприятий, в исследовательской работе, при обмене информацией с учащимися с помощью электронных сервисов, обмен информацией с коллегами посредством Интернет-сайтов.

Компьютер в урочной деятельности я использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала (мультимедийные презентации, слайд-шоу, иллюстрирующие изучаемый материал, фотографии изучаемых природных объектов; Интерактивный курс «Биология», серии «Школа»); закреплении; повторении (мультимедийные тренировочные задания по биологии); контроле знаний, умений и навыков (электронные тесты, разработанные в программах Microsoft Office и на онлайн платформах).

Обязательным условием положительного результата моей работы считаю применение методов эмоционального воздействия, которые нацелены на развитие этических отношений и чувств, формирование у ребёнка приемлемых типов поведения и деятельности в окружающей природной среде.

►С целью формирования экологической компетенции используется целый ряд методов и форм занятий, ведущими из которых являются экскурсия (на Галичью гору с целью знакомства с видами охраняемых животных и растений), походы, творческие задания, городские, Всероссийские экологические акции (День птиц, День Земли и т.д.).

►Одним из важнейших средств реализации проекта служит Программа элективного курса «Юный физиолог», разработанная для учащихся 9 классов и призванная осуществлять предпрофильную подготовку. Курс продолжает изучение биологии по темам «Нервная система», «ВНД человека», рассматривается как неотъемлемая часть программного курса эковалеологии. В процессе изучения основ физиологии ВНД и психологии расширяются знания обучающихся о физиологических основах психических функций и типологических особенностях личности и на этой основе раскрываются их потенциальные возможности. Программа может служить основой подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

►Возрастные особенности девятиклассников таковы, что при изучении достаточно сложного теоретического материала требуется использование разнообразных форм работы. Наиболее часто используемыми являются упражнения-тренинги; урок - творческая лаборатория по созданию бюллетеней, буклетов; проблемные занятия; игровые формы, экскурсии.

►Была отмечена высокая оценка данного курса школьниками и их родителями.

►На мой взгляд, можно говорить о положительных результатах.

Рассмотрена теоретическая основа компетентностного подхода, экологической компетенции.

Практическим путем определен выбор приемов и методов, эффективных для совершенствования экологической компетенции.

Разработаны методические рекомендации для формирования экологической компетенции.

►Наблюдается положительная динамика качества знаний обучающихся 7-9 классов, что, несомненно, обусловлено возросшим интересом к предмету со стороны школьников.

►Мною был изучен предварительный и итоговый уровень экологических параметров по ранее описанным критериям. Результаты анкетирования показали, что после реализации проекта у большинства моих воспитанников возник устойчивый интерес к экологии и экологическим исследованиям. Прочность усвоения экологических знаний значительно возросла с 1 уровня и до 4 уровня. Большинство детей (60%) считают достаточным свой уровень практического опыта экологической работы. Ранг экологических ценностей школьников переместился с 1 и 2 уровня на 2 и 3. Явно повысилась самооценка и самостоятельность деятельности воспитанников.

►Это непосредственно отразилось на творческой активности моих воспитанников.

►Наблюдалась положительная динамика числа участников городских и Всероссийских акций.

►Теоретическая значимость проекта состоит в обобщении теоретических концепций по проблеме современного подхода в обучении биологии в соответствии с образовательным стандартом, с требованиями нового времени к выпускникам школы.

►Результаты данной работы можно использовать при планировании и организации образовательной деятельности, ориентированной на «ключевые компетенции» (в частности, экологическую), что даст более точные ориентиры для разработки измерителей уровня экологической культуры школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование ключевых компетенций у учащихся на уроках химии и биологии через активные формы и методы обучения»

Психологи доказали, что на каждом возрастном этапе жизни человека преобладает определенный тип ведущей деятельности, который развивает какую-либо компетенцию: от 0 до 1 года – эмоционально-м...

Формирование исследовательской компетенции обучающихся на уроках биологии

Формирование исследовательской компетенции обучающихся на уроках биологии и во внеурочное время...

Формирование исследовательской компетенции обучающихся на уроках биологии

Формирование исследовательской компетенции обучающихся на уроках биологии и во внеурочное время...

Формирование исследовательской компетенции обучающихся на уроках биологии

Исследовательская компетентность наиболее полно отражает современное требование к качеству школьного образования в аспекте развития личности учащихся, способных к исследовательскому типу мышления, акт...

статья "Воспитание гражданственности на уроках математики через активные формы"

Как воспитать гражданина своей страны на уроке математики?...