Национально-региональный компонент в исследовательской деятельности учащихся при изучении географии
статья по географии по теме
Теоретическая часть в помощь учителю
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учитель географии
МБОУ СОШ №28 ст.Анастасиевская
Гарькавая Татьяна Алексеевна
Национально-региональный компонент в исследовательской деятельности учащихся при изучении географии
В современных условиях модернизации российского образования одним из важных вопросов является формирование его региональной составляющей. В Краснодарском крае региональный (национально-региональный) компонент содержательно реализуется посредством преподавания с 1 по 11 класс учебного предмета "Кубановедение", который является обязательным.
В последние десятилетия в России резко возрос интерес к проблеме изучения родного края. Ее решение продиктовано потребностями современного общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества. Как показывает жизнь, не устарела, а еще более обострилась проблема патриотического воспитания молодежи. Воспитание любви к своей Родине начинается с любви к своей “малой родине” – своему родному краю. Достигается это путем формирования у школьников знаний об особенностях природы, хозяйства, населения края; с другой стороны – путем воспитания ответственности за состояние окружающей среды и необходимости разумного хозяйствования на ее территории. Отсюда очевидна роль краеведения в становлении будущего гражданина.
Реализация национально - регионального компонента осуществляется через исследовательскую работу, которой я занимаюсь с ребятами уже много лет.
С чего начинается исследование? На мой взгляд с удивления Живет человек, воспринимает мир вокруг себя как само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению. Но однажды задается вопросом: “А почему это именно так, а не иначе?”. С этого момента человек, не довольствуясь уже готовыми схемами, пытается найти свой ответ. Вот оно – начало поиска, начало исследования… Потребность ребёнка в исследовательском поиске обусловлена биологически. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Основной идеей концепции модернизации образования является то , что современный учитель должен, прежде всего, не дать знания ученику, а вооружить его инструментом познания, научить его одновременно правильно выстраивать отношения с людьми и окружающим миром.
Одна из важнейших задач учителя в современных условиях уметь создать среду, провоцирующую учащегося на появление вопросов и желание найти ответы, то есть на проявление черт исследовательского поведения. Исследовательское поведение — один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире.
Цели научно- исследовательского обучения:
- Приобщение учащихся к плановому ведению исследования; вывести их на реальный результат (написание научной работы, выступление на научно – исследовательской конференции и т.д.).
- Научить учащихся умению ориентироваться в современном информационном пространстве.
- Способствовать развитию компьютерной грамотности учащихся.
- Развитие творческих способностей, проектных и исследовательских навыков учащихся, повышение социального статуса знаний.
- Развитие в процессе деятельности типов мышления, адекватных будущей профессиональной деятельности.
- Способствовать развитию интегрированного подхода к решению проблем.
Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры
Задачи научно- исследовательской деятельности:
- Познакомить учащихся теоретическими основами научно- исследовательской деятельности.
- Научить учащихся работать с различными источниками информации.
- Ознакомление учащихся с возможностями использования персональных компьютеров для решения практических задач.
- отработать навыки публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией.
- Организовать разнообразную творческую, общественно значимую исследовательскую деятельность детей.
Исследовательская деятельность учащихся служит достижению одной из важнейших целей образования – научить детей мыслить самостоятельно, уметь ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки.
Правильно структурировать исследовательскую деятельность учащегося
может только грамотный и заинтересованный в этом отношении учитель.
Существуют определённые требования к учителю, реализующему научно- иссле довательский подход к обучению. Учитель, руководящий исследовательской деятельно стью учащихся, должен:
- Тонко чувствовать проблемность ситуаций, с ко торыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить пе ред учеником (группой учащихся) реальные задачи в понятной для учеников форме.
- Выполнять функцию координатора исследова тельской деятельности и партнера учеников, избегать директивных приемов.
- Стараться увлечь учащихся проблемой и процес сом ее глубокого исследования, стимулировать твор ческое мышление при помощи поставленных вопросов.
- Проявлять терпимость к ошибкам учеников, пред лагать свою помощь или адресовать к нужным источ никам информации.
- Организовывать мероприятия, способствующие сбору учениками данных, консультации их со специ алистами по исследуемой проблематике.
- Предоставлять возможность для регулярных от четов учащихся, рабочих групп; обмена мнениями в ходе обсуждений. Поощрять критическое мышление учащихся.
- Заканчивать процесс исследовательской дея тельности до появления признаков потери интереса ребят к проблеме.
Главной целью учителя в реализации исследовательской деятельности учащихся является создание условий для развития творческой личности, её самоопределения и самореализации.
Таким образом, исследовательское обучение – особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира, в результате которого происходит формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Научно-исследовательская деятельность учащихся, цель которой – влияние достижений инновационных педагогической науки на творческое развитие личности ребёнка – создает в школе новую образовательную среду. В школе формируется новое педагогическое общение – творческое сотрудничество учителей и учащихся, атмосфера духовной близости и сотворчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация учебно - исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья
Организация учебно - исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья...
Творческое объединение школьников как одна из форм развития учебно-исследовательской деятельности учащихся по изучению родного края.
В статье приводится опыт работы творческого объединения учащихся "Экологическое краеведение" которое помогает ребятам приобрести опыт применения экологических знаний в конкретных жиз...
Научно-исследовательская деятельность учащихся при изучении истории и теории изобразительного искусства
Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий, совместной работы учащихся и педагогов. Важную роль в развитии и реализации творческих с...
Опыт организации исследовательской деятельности учащихся при изучении предметов естественного цикла (из опыта работы)
В статье представлено значение исследовательской деятельности учащихся. Рассмотрена роль учителя и методика организации исследовательской деятельности на примере конкретных работ....
"Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности"
Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организа...
Презентация :«Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности"
Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация учебно-исследовательско...
«Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности как средство развития экологической культуры личности
Многолетний педагогический опыт и творческий поиск привел меня к выводу о том, что одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры является организация учебно-исследовательско...