Использование сигнальных загадок на уроках по физической географии
статья по географии (8 класс) по теме

Сигнальные загадки - один из самых увлекательных видов работы для учеников и учителя. Работа с ними позволяет реализовать свой творческий потенциал и учителю, и ученику. Курс географии 8 класса - один из самых сложных, самых скучных, по мнению большинства школьников. Надо найти формы работы, чтобы интерес к географии не упал. В этом помогут сигнальные загадки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8

Г. Комсомольска-на-Амуре

Заместитель директора по УВР

Е.И. Федирко

______

Рассмотрено на ШМО

«____» ноября 2009 г.

Руководитель ШМО Макаренко И.А.

_______

Использование сигнальных загадок на уроках по физической географии

Одной из самых увлекательных видов работы в системе преподавания как для детей, так и для учителя, являются сигнальные загадки. Я занимаюсь этим видом работы практически с начала своей педагогической деятельности. Эта любовь вполне оправдана. Работа с сигнальными загадками позволяет любому человеку реализовать свой творческий потенциал и продемонстрировать его окружающим, что порой является не менее важным, чем просто оценка такой работы учителя.

Сигнальные загадки – разнообразие и неиссякаемая фантазия, это одна и та же фраза, зашифрованная 20 раз по-разному, уверенность в себе и адекватная оценка собственных способностей и потребностей; это конечно же, неиссякаемое желание работать. В общем-то, ничего особенного не предлагается. Схема стара как мир: синтез – анализ – синтез (с более длительной остановкой на анализе).

Задача формулируется так: на основе схемы-конспекта научить ребят вычленять в тексте главное, разбивать это главное на части, вычленять главное же в каждой из этих частей и оформлять такую мысль в отдельный блок. В целом, сигнальные загадки – это не что иное, как подготовка к составлению конспекта.

Конечно, в идеале и схему-конспект и сигнальные загадки можно научиться составлять в уме туи же, при чтении текста, таким образом, сжимая информацию до предела, отсекая лишнее, наносное.

Не стоит пугаться, что пропадут детали, останется только голая схема. При работе с загадками убеждаешься, что сигналу стоит появиться, как в памяти всплывает вся логическая цепочка, связанная с ним, в малейших деталях.

Не один раз проверялась память детей с помощью таких сигнальных загадок. К примеру, на третьем году обучения, увидев на доске сигнал, связанный с путешествиями Ф. Магеллана вокруг света, ребята вспоминали и пересказывали с подробностями все, что по идее уже давно должны забыть, «сдать в архив».

Итак, как же создавать сигнальные карточки? На первом этапе знакомства с сигнальными карточками дети воспринимают их как развлечение, потому что это все-таки загадки! Да, и кто сказал, что работа обязана быть тяжелой? Работа должна иметь достаточную нагрузку, но если она в удовольствие, то любой груз воспринимается иначе.

Сигнальная загадка может быть составлена конкретно по какому-то фрагменту текста, но может и объединить в себе различные его части или являться выводом. Связность изложения является основным условием зачета учителем отгаданных загадок. Сигнальные загадки чаще всего появляются при работе с конспектом. В этом случае в схеме находят элементы или фразы, несущие информационную нагрузку, и вычленяют их, иногда просто укрупняя размеры, связывая их с каким-то другим элементом, увязывая с элементами текста, не вошедшего в конспект, что побудит учеников еще раз обратиться к учебнику.

Предлагаю Вашему вниманию сигнальные загадки на примере темы Воздушные массы».

1.

???????

2.

3.        _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

В.М.

4.

5.            90  

?

                                                                                         

А теперь можете проверить себя по ответам:

  1. Ветер – горизонтальное перемещение воздушных масс над поверхность земли из области высокого давления в область низкого давления.
  2. Воздушными массами называется большой объем тропосферы, обладающий одинаковыми свойствами: температурой, влажностью, запыленностью.
  3. Пассатами называются постоянные ветра, которые дуют из области высокого давления в область низкого (к экватору от 30-х широт).
  4. Воздушные массы бывают 4-х типов – экваториальные, тропические, умеренные и полярные.

Если, еще не освоившись с работой, дети не смогут показывать у себя ассоциации рисунков с конкретной информацией, у них закрепляется образ (сигнал), предложенный учителем. Позже волшебная «коробочка» открывается, и мы станем свидетелем того, что она бездонная: нас начинает захлестывать творческая энергия учеников.

Однако стоит предупредить о скрытой опасности, которая подстерегает всякого увлекающегося человека. Это опасность в однобокости увлечения. Только с помощью разнообразия приемов привычная работа будет всегда казаться свежей и желанной.

Кстати, особый интерес у ребят вызывают сигнальные загадки, в которых мысль выражена с помощью парадоксальной математики. Причиной тому служит легкое неумение, возникающее при виде «неправильных» уравнений или неравенств. Вслед за чувством недоумения невольно возникает интерес, желание докопаться до сути – опровергнуть или (на радость себе) убедиться в правильности «неправильного.

Вот примеры: 1. 1=4. Ответ: Географическая оболочка состоит из 4-х сфер – литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы (Тема «Географическая оболочка», 7 класс).      2. 1+1+1+1=1. Ответ: Воды всех 4-х океанов Земли составляют один Мировой океан (Тема «Мировой океан», 7 класс).

А теперь, несколько советов из собственной практики. Используя различные варианты работы с сигнальными загадками, вы найдете оптимальный для себя. Пока дети не освоились  с загадками хорошо, оценки лучше ставить выборочно, оставляя право выбора за учениками. Те, кто получил плохую оценку, имеют возможность работать дальше, совершенствоваться. Каждый из учеников знает свои способности и желание работать, поэтому пусть они сами решают, какое количество загадок для них окажется достаточным.

Как правило, за пять правильно и грамотно отгаданных загадок, можно поставить отличную оценку, за четыре – хорошо, за три  и за две – только удовлетворительную.

Закончив работу с сигнальными загадками, не оставляйте их неразгаданными, поскольку те из ребят, кто отгадал их неверно, могут так и не узнать, что они не правы. Как правило, после устного отгадывания все учащиеся уже знают уровень своего ответа и сами могут оценить, т.е получается,  что учитель не навязывает своей оценки.

Бывает так, что на вашу сигнальную загадку дети дают ответ, далекий от вашего замысла, но вполне укладывающийся в символику описанного в квадратике. В таком случае желательно показать ученикам, насколько неоднозначен мир, насколько емки понятия и даже символы, их выражающие. И, наоборот, вполне допустимо (еще и интересно!) один и тот же текст зашифровать различными способами.

Но, как бы ни увлекла ребят работа с сигнальными загадками, ни один раз учитель сталкивается с трудностями во взаимопонимании. Чтобы их максимально исключить, нужно не так уж много: помнить о ключе к загадкам и усвоить правила, позволяющие идти верным путем к расшифровке квадратиков. Если загадки даются с использованием карты, нужно найти сходные конфигурации или аналогичные расположения частей. Требуется помнить, что каждый квадратик ориентирован на север, т.е. это своеобразная мини-карта или ее участок.

К вариантам применения сигнальных загадок во время классной работы относятся: опрос по конспекту (повторение, проверка подготовки к уроку), опрос по учебнику, составление загадок по схеме-конспекту, составление загадок по учебнику, урок-соревнование, дополнительные вопросы, контрольные работы, игровые моменты.

Используя на уроках сигнальные загадки, вы столкнетесь только с одним минусом, который при детальном рассмотрении тоже окажется плюсом. Этим минусом является то, что учителю довольно часто приходится проверять объемные пачки испачканных листов. Но, это помогает, по-настоящему оказаться просвещенным относительно роста учеников: данный контроль позволяет отслеживать динамику не только осмысления предметных понятий, но и формирования речи, логики и много другого у наших детей. Все остальное – плюсы. Самый же главный из них перечеркивает все мнимые минусы: дети учатся общаться друг с другом и с учителем, учатся уважать мнении другого и открывать значимость каждого человека.

Таким образом, с помощью предложенной формы работы можно научить детей логично и нестандартно мыслить, помочь им в познании себя и окружающих людей.

9.11.2009 г.

                                                   

Е.В. Плеханова, учитель географии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков по физической географии 6 класс

Ориентирование по плану местности. Азимут. Ориентирование по сторонам горизна, с помощью компаса, правила работы с компасом, правила определения аримута....

Разработка урока по физической географии Алтайского края в 8 классе. Тема: "Состояние водного режима реки Алей в зимний период".

Проблема экологии рек сегодня очень актуальна. В масштабах страны существует много исследований и аналитических материалов, посвященных этой теме, накоплен огромный статистический материал. На уровне ...

Статья "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках по физической культуре в школе".

Статья содержит  рекомендации для учителей  , по использованию современных  образовательных и здоровьесберегающих технологий  на уроках по физической культуре в школе....

Использование опорных конспектов в начальном курсе физической географии

Формы, методы использования, практическое значение опорных конспектов....

ЦИКЛ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ УРОКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ КАЗАХСТАНА В 8 КЛАССЕ

Серия последовательных уроков по физической географии Казахстана для учащихся 8 класса.Данная публикация является заключительным этапом совместной работы учителей школы-лицея № 23 города Шымкент Южно-...

Использование групповых технологий на уроках биологии и географии для формирования основных компетенций учащихся

Выступление  учителей (Лихачева Н.С.,Попова С.В.)на районной методической конференции...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках по физической культуре в школе

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении, в школе необходимо создать определенные условия: школьная спортивная площадка, бассейн, спортивный зал для физкультурных...