Статья "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках по физической культуре в школе".
статья по физкультуре по теме

Статья содержит  рекомендации для учителей  , по использованию современных  образовательных и здоровьесберегающих технологий  на уроках по физической культуре в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование

здоровьесберегающих технологий

 на уроках по физической культуре в школе

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении, в школе необходимо создать определенные условия: школьная спортивная площадка, бассейн, спортивный зал для физкультурных занятий, оборудование которого обеспечивает профилактику нарушений осанки, плоскостопия; способствует укреплению мышц туловища, рук, ног, а также развитию двигательной  активности  и  координации движений; повышает эффективность общеизвестных упражнений и повседневных игр; положительно влияет на психоэмоциональную сферу.

  В основе построения воспитательно-образовательной работы в школе,  должен лежать уровень развития детей, заданный программой воспитания и обучения детей в  данной школе, а главным фактором,  являться учет состояния физического здоровья детей и их потенциала. Воспитательно-образовательный процесс  должен строиться с учётом использования различных здоровьесберегающих технологий. Под руководством взрослых ежедневно  должны проводяться  следующие здоровьесберегающие мероприятия, способствующие активизации двигательной деятельности:

Утренняя гимнастика – это заряд бодрости на весь день, одно из средств физического оздоровления детей. Разнообразие форм проведения утренней  гимнастики  способствует формированию  интереса  детей  к  ней: ритмическая гимнастика, гимнастика состоящая из хороводов, сюжетные танцы, обыгрывание сюжетного стихотворения, подвижные игры, оздоровительный бег, гимнастика в сюжетной форме с предметами и без них, оздоровительная  аэробика  и упражнения йоги. Утренняя гимнастика проводится ежедневно во всех возрастных группах в спортивном и музыкальном залах. Продолжительность утренней гимнастики  – 10 мин.

Физкультурные занятия

 Особое значение в воспитании здорового ребенка должно придаваться развитию движений на физкультурных занятиях.  Форма организации занятий гибка и разнообразна: фронтальные,  подгрупповые, индивидуальные, в спортзале и на воздухе. Физкультурные занятия проводятся  2-3 раза в неделю в спортивном зале, бассейне,  на школьной спортивной площадке или на стадионе, продолжительностью 45 мин. Физкультурные занятия имеют разную форму организации в зависимости от направленности обучения: традиционные, игровые, сюжетно-игровые, тренировочного типа, тематические, интегрировано -оздоровительные, занятия ритмической гимнастикой, занятия по интересам, занятия с использованием тренажёров и спортивных комплексов, занятия – соревнования.

В уроки по физической культуре необходимо включать  следующие  современные оздоровительные технологии и их элементы:

Стретчинг – комплекс  упражнений основанный на статических растяжках мышц тела, суставно-связочного аппарата и позвоночника ребёнка. Эти упражнения способствуют предотвращению нарушений осанки, оказывают глубокое оздоровительное воздействие на весь организм. Упражнения выполняются под музыку в форме сюжетно-ролевой игры в виде сказочного путешествия. Сюжет строится так, чтобы нагрузка была равномерной для разных групп мышц.

Ритмопластика  -  танцевально-гимнастический упражнения, которые позволяют детям раскрыть свой образ через музыкально-ритмический комплекс, способствующий распределению нагрузки на все группы мышц и дающий возможность перевоплотиться и снять эмоциональное напряжение.         

Корригирующая гимнастика включается в различные формы физкультурно-оздоровительных мероприятий: занятия, утреннюю гимнастику, в комплексы физкультминуток и комплексы ОРУ непосредственно на уроках. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей. упражнения носят игровой, сюжетный характер, способствуют укреплению мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса – «мышечного корсета».

В качестве профилактики плоскостопия и болезней опорного свода стопы в различных формах физкультурно-оздоровительной работы         используется ортопедическая гимнастика.

Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью физкультурно-оздоровительной работы. Комплексы дыхательной гимнастики способствуют выработке правильного дыхания, предупреждению простудных заболеваний.

Гимнастика для глаз проводится   ежедневно, по 2-3 мин., в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки во время физкультминуток на различных уроках.  

Самомассаж – способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения.

Точечный самомассаж. Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды. Проводится строго по специальной методике. Показан детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР- органов. Используется наглядный материал.

Для развития мелкой моторики,  ловкости, подвижности и улучшения работы мозга мы используется пальчиковая гимнастика.  Рекомендуется всем детям , особенно с речевыми проблемами.

Подвижные и спортивные игры.  Проводятся,   как часть физкультурного занятия, на прогулке, в классе - малой со средней степенью подвижности. Игры  подбираются в соответствии с возрастом детей, местом и временем их проведения. При организации подвижных игр в течении дня, учитывается равномерное распределение дневной нагрузки на разные группы мышц.

Релаксация – является необходимым компонентом физкультурного занятия.  В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии.        

Технологии музыкального воздействия. Используется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства, как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.        

Для развития у детей навыка концентрации, пластики, координации движений используется психогимнастика. Упражнения сопровождаются текстом, помогая детям лучше представить тот или иной образ и войти в него. Эти упражнения помогают создать на уроке положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость. Занятия проводятся по специальным методикам        .

Для воздействия на межполушарное взаимодействие и для укрепления здоровья детей используется кинезиологическая гимнастика, которая позволяет комплексно воздействовать на укрепление и сохранения здоровья   ребёнка.

Технологии эстетической направленности. Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др.  

Технологии коррекции поведения проводится  сеансами по 10-12 занятий, по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий. В свободное время, можно во второй половине дня  проводятся  проблемно-игровые (игротреннинги  и  игротерапия)        

Коммуникативные игры. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности.        

Коррекционные технологии:

Сказкотерапия. Её элементы используются на уроках по физической культуре в 1 классе, в период адаптации детей  к начальной школе,   для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать учитель, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей. Во время рассказа дети выполняют подражательные движения по показу учителя.        

Технологии воздействия цветом. Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров . Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой школьников        

         

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей физической культуры

Привлечь ребенка к самостоятельным занятиям спортом, отвлечь от пагубных привычек....

Индивидуальный план самообразования на 2010 – 2013 г.г. по теме: «Использование новейших здоровьесберегающих технологий на занятиях оздоровительной физической культуры»

Цель индивидуального плана самообразования направлена на повышение  профессиональной  подготовленности в области здоровьесберегающих технологий на занятиях оздоровительной физическ...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей физической культуры

Аналитические материалы по реализации программы "Укрепление и сохранение здоровья школьников"...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках по физической культуре в школе

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении, в школе необходимо создать определенные условия: школьная спортивная площадка, бассейн, спортивный зал для физкультурных...

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания физической культуры и внеурочной деятельности.

Программа реализации здоровьесберегающих технологий на уроках мною реализуется с 2005 года, одобрена и допущена к реализации на совещании трудового коллектива и методического совета учителей физическо...

Здоровьесберегающие технологии при проведении занятий физической культуры по разделу ,,плаваниe"

Здоровьесберегающие технологии при проведении занятий физической культуры по разделу ,,плавание"1. Роль педагога в здоровьесберегающей педагогике.2. Типы технологий:3.Определение понятия «здоровьесбер...

Интеграция здоровьесберегающих технологий в процессе преподавания физической культуры.

laquo;Здоровье-это состояние полного физического, психологического и духовно-нравственного (социального) благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» Данное определени...