Конспекты уроков по физической географии 6 класс
методическая разработка по географии (6 класс) по теме
Ориентирование по плану местности. Азимут. Ориентирование по сторонам горизна, с помощью компаса, правила работы с компасом, правила определения аримута.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azimut.doc | 218 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ермаковская средняя общеобразовательная школа №1»
администрация Ермаковского района.
Конспект урока по географии
Ориентирование по плану местности.
Азимут.
(6 класс)
Составила:
Гольцева Н.В.
с. Ермаковское 2006г
Цель урока: Формирование у учащихся умения ориентироваться на местности по плану.
Задачи:
Образовательные: на основе полученных знаний изучить приемы определения азимута и правила работы с компасом;
Воспитательные: формирование умения взаимодействовать, решая поставленную задачу;
Развивающие: развитие навыков практического применения оборудования на уроке.
Методы обучения: словесные (рассказ, беседа);
наглядные (записи и схемы на доске);
практические (работа с компасом, нахождение азимута).
Оборудование: компас, транспортир большой, линейка.
Тип урока: изучение нового материала.
Основные понятия: компас, азимут.
Ход урока.
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания, фронтальный опрос.
Задания на знание понятий
- Что называется масштабом?
- Какие виды масштабов вы знаете?
- Какие виды карт, отличающихся масштабом, вы знаете?
Задания на проверку умений
1. Выразите численный масштаб именованным:
1 250000; 1: 1 000000;
1 1 000; 1:50;
1 25000.
2. Выразите именованный масштаб численным:
в 1 см - 100 м; в 1 см - 1 км;
в 1 см - 25 км; в 1 см - 350 км;
в 1 см-900 км;
5. В каком масштабе расстояние 30 км соответствует 3 см?
Задания на проверку практических навыков
- Как определить расстояние на местности, имея топографическую карту?
- Как измерить расстояние по карте с помощью линейного масштаба?
- Как перевести именованный масштаб в численный?
- Что нужно выполнить, чтобы перевести численный масштаб в именованный?
III. Изучение нового материала
А. Целепологание
- Сегодня на уроке мы с вами вспомним, какие стороны горизонта вы знаете, как вы их умеете находить. Какие стороны горизонта вы знаете?
Учитель предлагает начертить схему сторон горизонта и вызывает одного учащегося к доске.
- Покажите северо-восток, юго-восток, северо-запад, юго-запад.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с различными способами нахождения сторон горизонта.
- А как вы уже можете определять на местности стороны горизонта.
Б. Работа в группах
- Каждая группа должна приготовить рассказ об одном из способов нахождения сторон горизонта:
1) по муравейнику;
2) по ветвям одиноко стоящего дерева;
3) по годичным кольцам пней;
4) по таянию снега на крышах, склонах холмов;
5) по Полярной звезде.
Выполнение задания
- Посмотрите на рисунок на доске.
А. - Вам (крестик на плане) предстоит дойти до железнодорожной станции через хвойный лес. В каком направлении вы пойдете?
- Нарисуйте в тетрадях эту схему, покажите направление на север.
Б. - Но ведь на северо-востоке находится и железнодорожный мост. Как узнать, куда вам идти?
В. - Прочитайте в учебнике с.15, что такое азимут? Покажите на схеме, где азимут.
Г. - Определите значение азимута с помощью транспортира.
Д. - Выполните задания на определение азимута (Г. С.15 рис. 8).
Е. - На планах определять азимут поможет транспортир, а на местности - компас. Если вам предстоит идти в поход, то сначала вам необходимо определить азимут по плану, а затем на местности идти в этом направлении с помощью компаса (на партах карточки с планом нахождения азимута).
Нахождение азимута по плану:
1. Определить направление на север.
2. От точки стояния условно провести линию, совпадающую с направлением на север.
3.
Определить с помощью транспортира значение уже по часовой стрелке.
В. Задание по топографическому плану
- Вы шли по направлению с азимутом 30°, по какому азимуту вы будете возвращаться?
- Определите азимут от сарая до отметки высоты 162,3 (по форзацу учебника)
- Итак, мы определили азимут по плану, и нам предстоит на местности идти по ному азимуту с помощью компаса.
Г. Знакомство с компасом
Устное изложение сообщения по предварительному заданию тема «Компас», учащиеся в тетрадях составляют два вопроса по услышанному материалу.
Компас - это прибор, указывающий направление магнитного меридиана. Служит для определения сторон горизонта и измерения на местности магнитных азимутов.
Магнитный компас был изобретен в Китае. В китайских источниках 4000-летней давности есть упоминание о белом глиняном горшочке, который караванщики «берегут пуще всех своих дорогих грузов», В нем «на деревянном поплавке лежит коричневый камень, любящий железо. Он, поворачиваясь, все время указывает путникам сторону юга, а это, когда закрыто Солнце и не видно звезд, спасает их от многих бед, выводя к колодцам и направляя по верному пути».
Уже в начале нашей эры китайские ученые начали создавать искусственные магниты, намагничивая железную иглу. Только через тысячу лег намагниченную иглу для компаса стали применять европейцы. Традиционную для нас ориентировку по компасу ввели в XII в. арабские мореплаватели.
В начале XIV в. у компаса появилась шкала. Предполагают, что итальянский мастер Флавио Жиойя скрепил магнитную стрелку с бумажным кругом (картушкой) и по краю этого круга нанес градусные деления, а к центру его провел лучи, соответствующие 32 направлениям - румбам, для более удобного наблюдения за показаниями прибора при определении направления ветра. На картушке мастер нанес также рисунок, получивший название «роза ветров» и ставший эмблемой всего, что связано с далекими путешествиями.
- познакомьтесь с правилами работы с компасом ( на партах карточки с правилами работы с компасом).
lV. Закрепление нового материала
Работа в группах, по алгоритму
- Задание: изучите правила работы с компасом, найти азимут на любой из предмета в кабинете, представить этапы работы.
Правила работы с компасом:
1.Компас положите горизонтально, на ровную неметаллическую поверхность.
2. Подождите, пока компасная стрелка установится.
3. Поверните компас так, чтобы северный конец стрелки совместился с нулем. В этом положении компас сориентирован и готов к работе.
4. На компас кладут гонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету.
5. Азимут отсчитывают от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелке.
VII. Домашнее задание
- § 6, приготовиться к практической работе на улице, приготовить карандаш, лист плотной бумаги, компас, цветные карандаши.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
конспект урока по физической географии Казахстана 8 класс "Арал-наша трагедия,Балхаш-наша печаль,Каспий-наша совесть"
Разработка урока по физической географии Казахстана 8 класс. Форма урока:пресс-конференция....
Конспект урока по физической культуре. Урок по физической культуре с использованием ИКТ Тема: «Обучение защитным действиям в баскетболе», 10 класс
Представлен опыт обучения защитным действиям в баскетболе, совершенствования зонной защиты и развития « чувства мяча и координационных способностей» ...
Конспект урока по физической культуре для 5 а класса Конспект урока по физической культуре для 5 а класса Тема: Совершенствование ловли и передачи мяча на месте и в движении.
Конспект урокапо физической культуре для 5 а класса Тема: Совершенствование ловли и передачи мяча на месте и в движении. Основные задачи:1.Совершенствование ловли и передачи мяча на мес...
Конспект урока по физической культуре в 2 классе, 3 четверть на тему: "Развитие координации движений", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Ляха ( 2 класс)
Конспект урока на тему: "Развитие координации движений", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Ляха в 2 классе...
Конспект урока по физической культуре в 4 классе, 3 четверть на тему : "Прыжок в длину с места", УМК "Физическая культура" под ред. В.И.Ляха (4 класс)
Конспект урока на тему : "Прыжок в длину с места", УМК "Физическая культура" под ред. В.И.Ляха (4 класс)...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...