Конспекты уроков по физической географии 6 класс
методическая разработка по географии (6 класс) по теме

Ориентирование по плану местности. Азимут. Ориентирование по сторонам горизна, с помощью компаса, правила работы с компасом, правила определения аримута.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azimut.doc218 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ермаковская средняя общеобразовательная школа №1»

администрация Ермаковского района.

Конспект урока по географии

Ориентирование по плану местности.

Азимут.

 (6 класс)

Составила:

Гольцева Н.В.

с. Ермаковское 2006г

Цель урока: Формирование у учащихся умения ориентироваться на местности по плану.

Задачи:

Образовательные: на основе полученных знаний изучить приемы определения азимута и правила работы с компасом;

Воспитательные: формирование умения взаимодействовать, решая поставленную задачу;

Развивающие: развитие навыков практического применения оборудования на уроке.

Методы обучения: словесные (рассказ, беседа);

                           наглядные (записи и схемы на доске);

                             практические (работа с компасом, нахождение азимута).

Оборудование: компас, транспортир большой, линейка.

Тип урока: изучение нового материала.

Основные понятия: компас, азимут.

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания, фронтальный опрос.

 Задания на знание понятий

-   Что называется масштабом?

-   Какие виды масштабов вы знаете?

-   Какие виды карт, отличающихся масштабом, вы знаете?

Задания на проверку умений

1. Выразите численный масштаб именованным:
1 250000;        1: 1 000000;
1   1 000;                                    1:50;
1 25000.

2. Выразите именованный масштаб численным:
в 1 см - 100 м;        в 1 см - 1 км;
в 1 см - 25 км;                          в 1 см - 350 км;
в 1 см-900 км;

5. В каком масштабе расстояние 30 км соответствует 3 см?

Задания на проверку практических навыков

-   Как определить расстояние на местности, имея топографическую карту?

-   Как измерить расстояние по карте с помощью линейного масштаба?

-   Как перевести именованный масштаб в численный?

-   Что нужно выполнить, чтобы перевести численный масштаб в именованный?

III. Изучение нового материала

А. Целепологание

-  Сегодня на уроке мы с вами вспомним, какие стороны горизонта вы знаете, как вы их умеете находить. Какие стороны горизонта вы знаете?

Учитель предлагает начертить схему сторон горизонта и вызывает одного учащегося к доске.

- Покажите северо-восток, юго-восток, северо-запад, юго-запад. 

 - Сегодня на уроке мы познакомимся с различными способами  нахождения сторон горизонта.

-  А как вы уже можете определять на местности стороны горизонта.

Б. Работа в группах

- Каждая группа должна приготовить рассказ об одном из способов нахождения сторон горизонта:

1) по муравейнику;

2) по ветвям одиноко стоящего дерева;

3) по годичным кольцам пней;

4) по таянию снега на крышах, склонах холмов;

5) по Полярной звезде.

 Выполнение задания

- Посмотрите на рисунок на доске.

 А. - Вам (крестик на плане) предстоит дойти до железнодорожной станции через хвойный лес. В каком направлении вы пойдете?

 - Нарисуйте в тетрадях эту схему, покажите направление на север.

Б. - Но ведь на северо-востоке находится и железнодорожный мост. Как узнать, куда вам идти?

В. - Прочитайте в учебнике с.15, что такое азимут? Покажите на схеме, где азимут.

 

Г. -  Определите значение азимута с помощью транспортира.

Д. -   Выполните задания на определение азимута (Г. С.15 рис. 8).        

Е. -   На планах определять азимут поможет транспортир, а на местности - компас. Если вам предстоит идти в поход, то сначала вам необходимо определить азимут по плану, а затем на местности идти в этом направлении с помощью компаса (на партах карточки с планом нахождения азимута).

Нахождение азимута по плану:

1. Определить направление на север.

2. От точки стояния условно провести линию, совпадающую с направлением на север.

3.

Определить с помощью транспортира значение уже по часовой стрелке.

В. Задание по топографическому плану

    -   Вы шли по направлению с азимутом 30°, по какому азимуту вы будете возвращаться?

    -   Определите азимут от сарая до отметки высоты 162,3 (по форзацу учебника)

    -   Итак, мы определили азимут по плану, и нам предстоит на местности идти по ному азимуту с помощью компаса.

Г. Знакомство с компасом

Устное изложение сообщения по предварительному заданию тема «Компас», учащиеся в тетрадях составляют  два вопроса по услышанному материалу.

Компас - это прибор, указывающий направление магнитного меридиана. Служит для определения сторон горизонта и измерения на местности магнитных азимутов.

Магнитный компас был изобретен в Китае. В китайских источниках 4000-летней давности есть упоминание о белом глиняном горшочке, который караванщики «берегут пуще всех своих дорогих грузов», В нем «на деревянном поплавке лежит коричневый камень, любящий железо. Он, поворачиваясь, все время указывает путникам сторону юга, а это, когда закрыто Солнце и не видно звезд, спасает их от многих бед, выводя к колодцам и направляя по верному пути».

Уже в начале нашей эры китайские ученые начали создавать искусственные магниты, намагничивая железную иглу. Только через тысячу лег намагниченную иглу для компаса стали применять европейцы. Традиционную для нас ориентировку по компасу ввели в XII в. арабские мореплаватели.

В начале XIV в. у компаса появилась шкала. Предполагают, что итальянский мастер Флавио Жиойя скрепил магнитную стрелку с бумажным кругом (картушкой) и по краю этого круга нанес градусные деления, а к центру его провел лучи, соответствующие 32 направлениям - румбам, для более удобного наблюдения за показаниями прибора при определении направления ветра. На картушке мастер нанес также рисунок, получивший название «роза ветров» и ставший эмблемой всего, что связано с далекими путешествиями.

-  познакомьтесь с правилами работы с компасом ( на партах карточки с правилами работы с компасом).

lV. Закрепление нового материала

  Работа в группах, по алгоритму

 - Задание: изучите правила работы с компасом, найти азимут на любой из предмета в кабинете, представить этапы работы.

Правила работы с компасом:

1.Компас положите горизонтально, на ровную неметаллическую поверхность.

2.  Подождите, пока компасная стрелка установится.

3.  Поверните компас так, чтобы северный конец стрелки совместился с нулем. В этом положении компас сориентирован и готов к работе.

4.  На компас кладут гонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету.

5. Азимут отсчитывают от северного конца стрелки до палочки по часовой стрелке.

VII. Домашнее задание

 - § 6, приготовиться к практической работе на улице, приготовить карандаш, лист плотной бумаги, компас, цветные карандаши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

конспект урока по физической географии Казахстана 8 класс "Арал-наша трагедия,Балхаш-наша печаль,Каспий-наша совесть"

Разработка урока по физической географии Казахстана 8 класс. Форма урока:пресс-конференция....

Конспект урока по физической культуре. Урок по физической культуре с использованием ИКТ Тема: «Обучение защитным действиям в баскетболе», 10 класс

Представлен опыт обучения защитным действиям в баскетболе, совершенствования зонной защиты и развития « чувства мяча и координационных способностей» ...

Конспект урока по физической культуре для 5 а класса Конспект урока по физической культуре для 5 а класса Тема: Совершенствование ловли и передачи мяча на месте и в движении.

Конспект урокапо физической культуре для 5 а класса Тема: Совершенствование ловли и передачи мяча на месте и в движении. Основные задачи:1.Совершенствование ловли и передачи мяча на мес...

Конспект урока по физической культуре в 2 классе, 3 четверть на тему: "Развитие координации движений", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Ляха ( 2 класс)

Конспект урока на тему: "Развитие координации движений", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Ляха в 2 классе...

Конспект урока по физической культуре в 4 классе, 3 четверть на тему : "Прыжок в длину с места", УМК "Физическая культура" под ред. В.И.Ляха (4 класс)

Конспект урока  на тему : "Прыжок в длину с места", УМК "Физическая культура" под ред. В.И.Ляха (4 класс)...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...