РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН
статья по географии (10 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_dyukareva_as.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН
Автор: Дюкарева Анна Станиславовна
Место работы: Государственное общеобразовательное учреждение Гимназия № 498 Невского района Санкт-Петербурга
Стремительное развитие информатизации российского общества, электронных средств массовой информации, новых технических средств и телекоммуникаций вносит немало инновационного в содержание и методику обучения в образовательных учреждениях. Под информационными технологиями мы понимаем совокупность технических и программных средств сбора, обработки, хранения и передачи информации.
В современных условиях требуется подготовить школьника к быстрому восприятию и обработке поступающей информации, успешно ее отображать и использовать. Конечным результатом внедрения информационных технологий в процесс обучения предметам естественнонаучного цикла, является овладение учащимися компьютером в качестве средства познания процессов и явлений, происходящих в природе и используемых в практической деятельности.
Отличительной чертой применения информационных технологий в процессе обучения является разнообразие форм представления информации: тексты, таблицы, графики, диаграммы, аудио- и видеофрагменты, а также их сочетание. Такая мультимедийность создает психологические условия, способствующие лучшему восприятию и запоминанию учебного.
Одним из предметов естественнонаучного цикла является география. География - интегральный предмет, наука на стыке естественных и общественных наук. При изучении географии, актуализируются знания: физики, химии, литературы, математики, биологии.
Успех обучения, воспитания и развития школьника во многом зависит от того, насколько учителя смогут заинтересовать его, как построят систему работы, какие средства и методы будут использовать при этом.
Один из методов, который я использую в своей работе – игра. Учащимся предлагается создать туристическую фирму и разработать маршрут по изучаемой территории. Далее учащимся предлагается презентовать свой маршрут, составляя маршрут, ученики изучают социально-экономическую ситуацию, особенности природы, достопримечательности, а также биографии и наследие выдающихся деятелей культуры и науки, родившихся или проживавших на изучаемой территории. Презентация туристического маршрута в зависимости от возраста учащихся проводится на русском, английском или немецком языке. Благодаря такой форме проведения занятий у учащихся формируется целостная картина мира, понимание единства планеты и человека, реализуется воспитательная направленность урока.
Правильно организованная игровая деятельность помогает воспитывать у учащихся чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности, сознательной дисциплины, выдержки, умения признавать свои ошибки.
Информационно-коммуникативные технологии занимают особое положение в современном мире. Я стараюсь идти в ногу со временем, тоже применяю их в своей педагогической деятельности на уроках географии. Компьютер обладает способностью пробудить у учащихся все те качества, которые так необходимы для его быстрого творческого роста. С появлением компьютерных технологий в руках человека оказался мощный инструмент, позволяющий усилить его интеллектуальный потенциал за счет автоматизированного сбора, накопления, обработки и хранения информации. Было бы непростительно не попытаться использовать этот инструмент в целях повышения эффективности обучения. Изучаемые в географии явления изменяются в пространстве, поэтому должны рассматриваться с привязкой к карте, к тем или иным регионам и территориям.
Поэтому в современном информационном обществе большую помощь учителю географии оказывают электронные карты. На сегодняшний день создано множество уже готовых обучающих компьютерных программ, которые можно применять на своих уроках, например, «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии», «Электронные уроки и тесты. География в школе». Ряд компаний выпускают электронные карты, среди них - «Большая Энциклопедия Географических Баз», «Карта Мира», «Большой атлас России», «Все города России», «Все регионы России», «Карта мира», «СНГ и Балтия», «Старинные карты России» и др.
Также можно использовать обучающие программы созданные самостоятельно. Самым простым способом является MS PowerPoint. С помощью специальных функций программного продукта есть возможность двигаться по презентации не только последовательно, но и создавать возможность нелинейного перемещения между различными частями урока. Использование информационно-коммуникационных технологий, по моему мнению, повышает мотивацию обучения учащихся, повышает интерес к предмету, позволяет ускорить и облегчить адаптацию учеников и повысить уровень их знаний. Работая с презентацией, использую только новые факты и сведения.
Так же на своих уроках использую Google-сервисы, например Google Maps, Google Mars, Google Moon. Данные сервисы представляет собой карту и спутниковые снимки всего мира, а также Луны и Марса. С сервисом интегрирован бизнес-справочник и карта автомобильных дорог, с поиском маршрутов, охватывающая США, Канаду, Японию, Россию, Гонконг, Китай, Великобританию, Ирландию (только центры городов) и некоторые районы Европы. С использованием данного сервиса мы с учениками во время урока совершаем путешествия по изучаемым территориям. С сервисами также связано приложение Google Планета Земля - отдельная программа для Microsoft Windows. Как и карты Google, программа Google Планета Земля позволяет просматривать снимки земной поверхности, увеличивать и уменьшать масштаб и строить маршруты передвижения. Её достоинством является отображение земной поверхности с учётом рельефа, возможность наблюдения под произвольным углом, а не только отвесно сверху, возможность плавного изменения масштаба, а не просто выбора из нескольких предопределённых значений. Так же на своих уроках использую и другие интернет-ресурсы: календарь погоды (http://gismeteo.ru), энциклопедию городов и регионов России (http://www.mojgorod.ru) и многие другие.
С помощью информационных технологий можно более эффективно решать следующие задачи обучения:
1) архивное хранение больших объемов информации;
2) относительно легкий доступ к источникам информации и поиск необходимых данных;
3) передача информации на большие расстояния;
4) многократное повторение физического, естественнонаучного эксперимента или фрагментов учебного материала, усвоение которых вызывает наибольшие трудности у обучающихся;
5) управление отображением на экране монитора моделей вымышленных и реальных объектов, явлений, процессов;
6) автоматизация процессов вычислительной и информационно-поисковой деятельности учителя и ученика;
7) возможность накапливать и классифицировать допускаемые обучающимися ошибки, выяснять причины их возникновения.
В ходе использования ИКТ в образовательном процессе были получены следующие результаты:
- увеличилось количество учебно-методических материалов: собственных мультимедиа разработок уроков, Интернет-ресурсов;
- увеличилось количество учащихся, желающих выполнять творческие мультимедиа проекты;
- повышение качества знания учащихся;
- в результате использования на уроках географии ИКТ повышается учебная мотивация;
- формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока.
…Очень важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями. Это задача номер один не только для учащихся, но и для учителей – вся переподготовка должна быть ориентирована на использование современных технологий – президент Российской Федерации Д.А. Медведев.
Литература
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С. Полат – М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – 273 с.
- Дюкарева А.С. «Урок географии на тему: «Северо-Западный экономический регион. Экономико-географическое положение, состав, природные условия и трудовые ресурсы» с использованием MS PowerPoint», материалы фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2006/2007 учебного года.
- Андреев, А. А. Применение сети Интернет в учебном процессе / А. А. Андреев, д-р пед. наук // Информатика и образование. – 2005. - № 9. – С. 2 – 7.
- Дынько, И. П. Использование компьютерных технологий на уроках естествознания в 5 классе / И. П. Дынько // География в школе. – 2005. - № 3. – С. 38 – 40.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2001. – 271 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль мультимедиа технологии в повышении эффективности процесса обучения
Принципиальным вопросом в построении и практическом применении мультимедиа-ресурсов для системы образования, является нацеленность соответствующей методики на формирование позитивных мотивов, основанн...
Роль информационно-коммуникативных технологий в изучении биологии и работе классного руководителя
Данная статья может быть полезна учителям-предметникам естественнонаучного цикла. Она ориентирована на Концепцию "Нашей новой школы" (2010г) и обосновывает целесообразность применения ИКТ на уроках би...
Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Химия» как способ формирования общих и общеучебных компетенций и повышения эффективности преподавания дисциплины.
Предложены виды самостоятельных работ для студентов по дисциплине "Химия" и обоснован выбор именно этих видов работ....
Роль информационно-коммуникативных технологий в современном образовательном процессе
Статья посвящена роли информационно- коммуникативных технологий в современном образовательном процессе и использованию их в практике учителя русского языка и литературы...
"Технология развития критического мышления как средство повышения эффективности преподавания истории и обществознания"
В статье описывается опыт работы по применению ТРКМ на уроках в рамках ФГОС....
“Роль информационно-коммуникативных технологий в развитии интересов учащихся на уроках обществознания”
Мы живем в такую эпоху, когда человечество вступило в новую стадию своего развития - информационную эру. Сегодня наша жизнь становится все более зависимой от информационных технологий. Они широко, инт...
Проектная работа "Роль проектного метода в повышении эффективности преподавания раздела «Народные промыслы»
Проектная работа по изобразительному искусству...