Роль информационно-коммуникативных технологий в современном образовательном процессе
статья по теме
Статья посвящена роли информационно- коммуникативных технологий в современном образовательном процессе и использованию их в практике учителя русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_informatsionno.docx | 15.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль информационно-коммуникативных технологий
в современном образовательном процессе
Совершенствование технологий обучения является ключевым моментом в развитии современного образования. до недавнего времени основной целью обучение было освоение обобщенных результатов того, что создано предшествующим опытом человечества. но обобщенные результаты выражены в научных знаниях. а вопросы освоения самой деятельности , процесса, способов и средств ее осуществления оставались за рамками учебно-воспитательного процесса. Но знания могут существовать и вне человека, способность узнавать новое значит больше накопленных знаний, способность расширяться важнее накопленного; поэтому сегодня, когда объемы информации возросли в сотни раз и популярным стал доступ к знаниям через интернет, ключевой навык - способность видеть смыслы и устанавливать связи между областями знаний. концепциями и идеями. Актуальными задачами современного образования становятся формирование навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности учащихся, развитие критического мышления, а основная цель учебного процесса - не только усвоение знаний, но и овладение способами этого усвоения, развитие познавательных потребностей и творческого потенциала учеников.
Какова роль учителя в образовательной среде обучения на основе средств информационных технологий? Сегодня необходимо быть преподавателем нового типа, обладать новыми компетенциями. Учитель сам должен уметь учиться, уметь переносить свой язык на компьютер и интернет, использовать также методы обучения, которые способствовали бы формированию личности, способной успешно организовать свою деятельность, обладающей широким кругозором, и положительно влияли бы на сетевое поведение школьников.
В моей педагогической практике учителя русского языка и литературы ИКТ используется давно и достаточно активно с целью быстрого получения информации, возможностью обмениваться педагогическим опытом на образовательных порталах, создания, хранения и редактирования документов, медиафайлов: фотографий, рисунков, карт, различных изображений, презентаций, альбомов, видеозаписей и аудиозаписей. Построение урока с использованием ИКТ позволяет сделать его содержательным, эстетически оформленным, эмоциональным, особенно, если включены видеосюжеты и имеется звуковое сопровождение, что позволяет формировать у учащихся личностное отношение к увиденному и услышанному, повышает мотивацию учения. Это очень мощные инструменты для повышения эффективности урока. Также ИКТ позволяют разрабатывать и применять принципиально новые средства информационного взаимодействия между обучаемым и обучающим. Направлено это взаимодействие на самостоятельный поиск , транслирование, обработку учеником информационных ресурсов. Решая поставленные учителем учебные задачи, он учится ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, адаптировать их. На сегодняшний момент наиболее эффективным и интересным, во многом расширившим горизонты работы с детьми является ведение блога. Возможности блога позволяют реализовать следующие учебные задачи:
1) устанавливать межпредметные связи и привлекать к более внимательному прочтению произведений;
2) проверочные работы, тестирование, викторины и т.д. можно проводить дистанционно, а на уроке решать первоочередные задачи: читать и обсуждать прочитанное;
3) размещение теоретического материала по предмету или ссылок на него позволяет ученику быстро найти нужную информацию, например, планы морфологического разбора частей речи, синтаксического разбора предложений, словари, планы анализа эпизода, характеристики литературного героя, поэтического текста и т.д.;
4) блог - альтернативный канал общения учителя с учениками и учеников друг с другом. здесь каждый может выразить себя, проявить именно в этой сфере деятельности, которая ему ближе, интереснее, высказать то, что не успел или постеснялся произнести на уроке;
5) создавать коллективные презентации, так как инструменты блога позволяют выйти за рамки изучаемого произведения путем привлечения иллюстративного материала и видеофрагментов, ссылок на научную, историческую. критическую и художественную литературу, а также способствуют формированию умения работать в группе. Так, например, к уроку обобщения по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" учащиеся создали в блоге презентацию "Литературные параллели". Опираясь на текстовый материал литературных произведений, ученики анализируютовали систему образов, сюжетные линии, отдельные эпизоды и определяли, с какими произведениями перекликается повесть А.С.Пушкина: это и русские народные сказки, и комедия Д.С.Фонвизина "Недоросль", и повесть Н.В.Гоголя "Тарас Бульба".
Таким образом, блог стал обучающим элементом, так как в результате выполнения заданий получаются новые знания. формируются навыки учебной и практической деятельности, обеспечивающий необходимый уровень усвоения материала; информационно-поисковым и справочным средством, так как формируется умение добывать. "фильтровать" и систематизировать информацию; и демонстрационным средством.
ИКТ позволяет учителю повысить уровень владения предметной информацией, развить имеющиеся и приобрести новые навыки работы с информацией в условиях постоянного совершенствования компьютерного оснащения, перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ученик становится активным субьектом учебной деятельности, сочетать индивидуальный подход и коллективные формы работы на уроке.
Таким образом, с использованием ИКТ в учебно-воспитательном процессе увеличивается производительность труда учителя и учащихся. Это можно рассматривать как рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль ЭОР и Интеренет-ресурсов в современном образовательном процессе
В данной статье представлен материал о роли в ЭОР в обучении немецкому языку...
Роль традиций в современном образовательном процессе"
Анализ ФГОС, Концепции, Закона об образовании в Российской Федерации свидетельствует о том, что базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравств...
Консультация "Применение информационно- коммуникативных технологий в воспитательно- образовательном процессе ДОУ"
Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Постепенно, компьютерные технологии входят и в систему...
«Роль хореографии в духовно-нравственном воспитании в современном образовательном процессе»
Система дополнительного образования так же озадачена вопросом, как воспитать гармонично развитую, духовно богатую личность в условиях современного общества. Огромную роль в решении этой проблемы играе...
Роль учителя в современном образовательном процессе
....Учитель – это не просто тот, кто дает детям новые знания в той или иной области. Он транслирует накопленный веками жизненный и культурный опыт всего человечества, разъясняет этико-моральные ...
Статья "Информационно-коммуникативные технологии как современная образовательная технология"
В данной статье рассматривается применение ИКТ учителем в учебном процессе и в конкретной предметной области....