Урок географии "Человечество - единый биологический вид"
методическая разработка по географии (6 класс) на тему
Данный урок географии в 6-м классе позволяет установить существующие различия между народами, но в тоже время выявить и много схожего, общего, ибо эти различия и сходства позволяют понять тему "Человечество - единый биологический вид". В наши дни рейсы кораблей и самолетов, линии почтовой, телеграфной и спутниковой связи, отношения международного торгового и культурного сотрудничества тесно охватили нашу планету. Ни один народ сегодня не может замкнуться в своих национальных или этнических границах. Уже сейчас появились смешанные расы и в процессе дальнейшей эволюции, наверное, будет наблюдаться все большее и большее сглаживание расовых различий. С течением времени расовые признаки исчезнут, так как блага современной цивилизации дают человечеству возможность гораздо меньше зависеть от природных условий: жары и холода, солнца и ветра. Тема «Человечество-единый биологический вид» изучается в школе на уроках географии, истории и биологии. Межпредметные связи способствуют интеграции знаний, лучшему усвоению и формированию целостности знаний по данному вопросу. Знания, полученные на уроках географии и истории, дополняются и развиваются изучением темы на уроках биологии. Это позволяет создать целостную картину мира, формировать у подростков толерантное отношение к людям, не зависимо от их цвета кожи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_6_klass.doc | 68.5 КБ |
chelovechestvo_-_edinyy_biologicheskiy_vid.pptx | 2.45 МБ |
razdatochnyy_material.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по географии для обучающихся 6-го класса
Тема урока: «Человечество – единый биологический вид».
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.
Технология: личностно-ориентированный урок, групповая форма работы.
Цели и задачи урока:
- обучающие:
Создать условия для:
- усвоения терминов: «расы», «расовые признаки» и формирования знаний о влиянии условий окружающей среды на формирование расовых признаков;
- формирования умения выявлять расовые признаки, умения составлять портрет представителей различных рас
- развивающие:
- поиск, обработка, хранение текстовой и графической информации, работа с текстовой информацией
- развития умений организации поисковой и исследовательской работы, самостоятельного приобретения новых знаний из различных источников информации
- воспитывающие:
- формирования жизненной позиции о равенстве всех рас и толерантности по отношению к представителям всех человеческих рас;
- развития умений общаться между собой, осознания ценности совместной деятельности
Оборудование: учебник Т. П. Герасимовой, Н. П. Неклюковой «Начальный курс географии», атлас, презентация: «Человек – единый биологический вид». Интернет-ресурсы «Происхождение человека в мифах и религиях человека», «Научные представления о происхождении человека», дополнительная литература, раздаточный материал.
Ход урока:
. Организационный момент:
- Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, пусть это настроение будет с вами до конца урока. Сегодня на уроке мы будем говорить о человеке, тема урока «Человечество – единый биологический вид». А я бы хотела начать урок словами Н. Н. Миклухо-Маклая «Ценить людей надо по тем целям, которые они представляют». Почему? (слайды 1-2)
. Постановка цели урока:
- Вы часто слышите такое выражение «Все люди – братья и сёстры». Какой смысл несёт это крылатое изречение? Какую цель вы ставите перед собой при изучении темы сегодняшнего урока (слайд 3).
- Давайте обобщим ваши высказывания (слайд 4). Для достижения поставленных целей мы совершим путешествие во времени и попытаемся разгадать тайну происхождения людей на Земле. Совершим путешествие в пространстве и познакомимся с различными людьми, населяющими нашу планету. Познакомимся с человеческими расами. А чтобы вам было интересно, все записи будем заносить в «Дневник путешествия» На партах у вас лежат дневники путешественников, подпишите их. Наше необычное путешествие вглубь веков нам помогут совершить новые термины: антропогония и антропология. Много веков и тысячелетий люди пытаются разгадать тайну появления жизни на планете земля, в том числе и самого человека. За это время родилось множество гипотез, мифов и легенд. Антропогония – наука о многообразие мифов о происхождении человека. Вопросами, связанными с происхождением и развитием человека, занимается наука ан тропология (от греческого «антропос» - человек и «ло гос» - учение). Она собирает научные доказательства происхождения человека.
. Изучение нового материала. Работа по группам:
- Сегодня вы сможете побывать в роли учёных и высказать свои предположения и догадки. Запишите эти термины в «Дневник путешествия»
Каждая группа представит своё выступление: «Происхождение человека в мифах и религиях», «Научные представления о происхождении человека», «Космическое происхождение человека». (Ученики изучают дополнительный материал по группам, затем один от группы представляет свою версию).
- Ребята, вы услышали три мнения, какое из них мы будем брать за основу. Конечно, мы придерживаемся научной теории, в течение нескольких сотен лет учёные представили доказательства – одно из них теория Ч. Дарвина.
Мы совершили путешествие во времени и познакомились с мифами и научными представлениями о происхождении людей. Но наше путешествие продолжается, и теперь мы совершим путешествие в пространстве. Мы будем путешествовать по планете и познакомимся с человеческими расами (слайд 5-7).
- Человек разумный (Xomo sapiens) появился на Земле приблизительно 30 – 40 тыс. лет назад в Африке и Юго – Западной Азии. Постепенно люди расселились по другим материкам земного шара. Первыми были заселены материки Евразия и Африка. Затем древние люди проникли в Северную и Южную Америку и Австралию, не был заселен лишь материк Антарктида. Люди жили в разных природных условиях и постепенно изменялись. (Ученики работают с атласами, один ученик выходит к физической карте – показывает, как шло заселение материков) (слайд 8).
- В своём «Дневнике путешествий» вставьте пропущенное слово, какое определение получилось?
- Человеческие расы – это исторически сложившиеся группы людей с общими наследственными физическими признаками: цветом кожи, глаз, волос, разрезом глаз и строением век, формой головы и скелета. Наследственные признаки называются расовыми признаками.
- Рассмотрим классификацию, которая учитывает внешнее сходство людей одной расы, и их географическое распространение. Всех людей можно объединить в три большие расы:
- монголоидную
- европеоидную
- экваториальную (негроидно-австралоидная))
Каждую расу можно охарактеризовать по многим признакам. Сравним эти расы (слайд 9-18)
- В курсе 7-го класса «География материков и океанов» вы более подробно познакомитесь с представителями данных рас, узнаете о том, что есть смешанные расы (слайд 19). Узнаете как климатические условия, образ жизни повлияли на формирование данных рас. На уроках биологии вы получите более подробную научную картину человека с точки зрения биологического вида. Узнаете о том, какие группы выделяются в каждой из этих рас (слайд 20).
- Представители разных рас отличаются некоторыми особенностями своего организма, но эти отличия несущественны. Все человеческие расы равны. Ученые это давно доказали. Один из этих ученых – наш соотечественник Николай Николаевич Миклухо – Маклай. Он посвятил свою жизнь изучению народов проживающих на островах Тихого океана. Особенно известно его путешествие на Новую Гвинею, два с половиной года (1871-1872, 1876-1877 гг.) он прожил на северо-восточном берегу Новой Гвинеи, где завоевал любовь и доверие папуасов. Основываясь на результатах своих антропологических и этнографических исследований, Миклухо-Маклай отстаивал идею о видовом единстве и взаимном родстве человеческих рас. Он доказал, что папуасы и другие народы Океании и Юго-Восточной Азии отстали в своём развитии только в силу ряда исторических причин, но по своим способностям стоят не ниже европейцев.. Изучив жизнь островитян, Миклухо - Маклай пришел к выводу, что эти народы в той же степени способны к умственному развитию, как и любой другой народ на Земле (слайд 21).
- Благодаря его трудам, сделайте запись в своём «Дневнике путешествий».
- Но есть примеры, когда проявлялось превосходство одной расы над другой. Знакомство с терминами «расизм», «расовая дискриминация» (слайд 22).
V. Физкультминутка.
Звучит мелодия песни «Сколько нас». Под эту мелодию обучающиеся выполняют движения, гимнастику для глаз.
VI. Практическая работа «Портрет».
- Работаем по группам: первая группа составляет портрет представителя европеоидной расы; вторая – монголоидной, третья – экваториальной. Каждая группа зачитывает портрет представителя данной расы. Остальные проверяют по таблице (слайд 23).
Раса | Цвет кожи | Волосы | Другие внешние признаки | Районы проживания |
Беловатый или смуглый | Разных оттенков, волнистые или прямые | Узкий нос, тонкие губы | Евразия, Северная Америка, Северная Африка | |
Желтоватый или темно-смуглый | Жесткие, прямые, темные | Узкие глаза, уплощенное лицо | Азия, Америка | |
Темный | Курчавые или волнистые, темные и жесткие | Широкий нос, толстые губы, карие глаза | Африка, Океания | |
Темный | Волнистые, темные | На лице и теле обильно растут волосы. Широкий нос | Австралия, Новая Гвинея |
Вывод: современное человечество представляет собой единый биологический вид, расы которого объединены одинаковым уровнем физического и психического развития (слайды 24-25).
VII. Закрепление пройденного «Викторина»
1.Сколько и какие выделяют большие расы?
2.Каковы отличительные признаки представителей европеоидной расы?
3.Каковы отличительные признаки представителей монголоидной расы?
4.Каковы отличительные признаки представителей экваториальной (австрало-негроидной) расы?
5. Каковы гипотезы происхождения рас?
6. Можно ли расовые теории считать научными? Почему?
VIII. Рефлексия.
Выполните задание 6 из «Дневника путешествий»:
Что нового узнал? |
|
Что не понял? |
|
О чём бы ещё хотел узнать? |
|
IX. Итог урока:
- В заключение урока посмотрите видеофрагмент «Мир, который нужен мне».
X. Домашнее задание:
§ 51; нарисуйте иллюстрацию к видеофрагменту, которая отражала бы позитивное отношение ко всем расам Земли.
Литература:
1. Интернет-ресурсы:
http://imp.rudn.ru/psychology/anthropology/1.html
http://rudocs.exdat.com/docs/index-58046.html?page=2
2. Человек открывает Землю: По страницам журнала «Вокруг света»/ Сост.: А. А. Полещук и др. – М.: Мысль, 1986.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Ценить людей надо по тем целям, которые они представляют» Н. Н. Миклухо-Маклай
«Все люди – братья и сестры».
Цели урока: Разобрать новые термины, понятия и определения; Формировать представления и знания о населении Земли, происхождении человечества, численности населения и его размещении, расовом составе и расовых проблемах; Выявлять влияние условий окружающей среды на человечество; Развивать умения работать с таблицами, географическими картами; Воспитывать уважения к разным национальностям.
Путешествие в глубь веков Антропогония Антропология
Мифы, легенды, научные гипотезы о происхождении человека Атаентсик – в мифах гуронов – богиня земли и смерти, прабабка людей Амон – бог Солнца Птах , или пта – одно из имён Бога-творца в древнеегипетской религиозной традиции
Какие направления в эволюции человека можно выделить? Общие предки человека и человекообразных обезьян. Австралопитеки. Древнейшие люди -архантропы. Древние люди – палеоантропы. Первые и современные люди- неоантропы.
Человек разумный (Xomo sapiens) появился на Земле приблизительно 30 – 40 тыс. лет назад в Африке и Юго – Западной Азии. Постепенно люди расселились по другим материкам земного шара. Первыми были заселены материки Евразия и Африка. Затем древние люди проникли в С. и Ю Америку и Австралию, не был заселен лишь материк Антарктида. Люди жили в разных природных условиях и постепенно изменялись.
Европеоидная раса Назовите основные морфологические признаки
Северная форма Южная форма
Монголоидная раса
Азиатская ветвь монголоидных рас: континентальные монголоиды арктическая раса тихоокеанские монголоиды Американская ветвь монголоидной расы
Экваториальная раса австралоидная негроидная
Австралоидные (океанические) расы Папуасы Австралийцы
Негроидные (африканские) расы Пигмеи Негры
Смешанные расы Самыми известными являются метисы, мулаты, самбо Индейцы Европейцы Индейцы Европейцы Экваториальные народы Экваториальные народы метисы мулаты самбо
Н. Н. Миклухо-Маклай (1846-1888) Российский этнограф. Изучал коренное население Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании (1870-80-е гг.), папуасов северо-восточного берега Новой Гвинеи (ныне Берег Миклухо-Маклая). Выступал против расизма.
Расизм – антинаучное учение о расах , основой которого является утверждение физической и психической неполноценности « низших » и превосходства « высших » рас .
Раса Цвет кожи Волосы Другие внешние признаки Районы проживания Беловатый или смуглый Разных оттенков, волнистые или прямые Узкий нос, тонкие губы Евразия, Северная Америка, Северная Африка Желтоватый или темно-смуглый Жесткие, прямые, темные Узкие глаза, уплощенное лицо Азия, Америка Темный Курчавые или волнистые, темные и жесткие Широкий нос, толстые губы, карие глаза Африка, Океания Темный Волнистые, темные На лице и теле обильно растут волосы. Широкий нос Австралия, Новая Гвинея
Человеческая раса - исторически сложившаяся группа людей, характеризующаяся общностью наследственных физических особенностей: цвет кожи, глаз и волос, разрез глаз, строение век, очертания головы и т.п.
Вывод: Современное человечество представляет собой единый биологический вид, расы которого объединены одинаковым уровнем физического и психического развития .
Домашнее задание: Обязательное: Параграф 51, задание 3. Творческое: Нарисуйте литературных героев, (героев сказок или мультфильмов) которые относятся к разным расам.
Предварительный просмотр:
Дневник путешествия
Учени____ 6 класса _____________________________________
Задание 1. Впиши пропущенное название науки
Все многообразие мифов о происхождении человека, названо ?_____________________________ (от греческого «антропос» - человек и «гония» происхождение). |
Вопросами, связанными с происхождением и развитием человека, занимается наука ?___________________________________(от греческого «антропос» - человек и «ло гос» - учение. |
Задание 2.
Австралопитек Человек Человек ?______________________ Современный умелый прямоходящий человек
|
Задание 3. Впиши пропущенные название терминов
Человеческие ?______________ – это исторически сложившиеся группы людей с общими наследственными физическими признаками: цветом кожи, глаз, волос, разрезом глаз и строением век, формой головы и скелета.. |
Наследственные признаки называются ?__________________ признаками. |
Задание 4. Назови расы, для которых характерны данные признаки
Расы | Расовые признаки | Места расселения |
? | Светлая кожа, светлые глаза, узкий нос | Европа, Северная Америка, Африка. Юго-Западная Азия |
? | Желтоватый цвет кожи, прямые черные волосы, узкий разрез глаз, выступающие скулы | Азия, Америка |
? | Темная кожа, темные глаза, жесткие курчавые волосы, широкий нос, толстые губы | Африка, Америка, Австралия |
Задание 5. Вывод
Все человеческие расы ___________.
Человечество – это _________________________ биологический вид.
|
Задание 6. Заполни таблицу
Плюс (что нового узнал) |
|
Минус (что не понял) |
|
Интересно (о чем хотел бы еще узнать) |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Человечетво - единый биологический вид" география 6 класс
урок по географии в 6 классе...
Конспект урока по географии 6 класс "Общая численность населения Земли. Человечество - единый биологический вид. Основные человеческие расы. Равенство рас.
Конспект по географии для 6 класса....
"Человечество - единый биологический вид. Расы" Методическая разработка урока
В методической разработке представлены технологическая карта урока, презентация к уроку для учителя, презентация "Рабочая карта" для учащихся....
Человечество- единый биологический вид
Разнообразие населяющих Землю народов столь велико, что в несколько уроков невозможно охватить его полностью. Поэтому мы уделим внимание только основным вопросам. ...
Разработка урока "Человечество - единый биологический вид"
Разработка открытого урока, прошедшего апробацию на областном симинаре на тему "Инклюзия в образовательном пространстве г. Оренбурга. Первые шаги"....
Урок на тему "Биологические ресурсы России. Охрана биологических ресурсов"
При изучении нового материала (при помощи параграфа в учебнике) заполнить логически-опорный коспект....
Тема урока: «Человечество – единый биологический вид».
Тип урока; изучение и первичное закрепление знаний...