Жемчужина России - Байкал
методическая разработка по географии (9 класс) на тему
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления системы знаний и общеучебных и специальных умений по теме «Жемчужина России – Байкал» средствами компьютерной технологии.
Задачи:
Образовательные:
изучение особенностей озера Байкал;
закрепление умения работать с информационными образовательными ресурсами.
Воспитательные:
формирование чувства любви к родной природе;
формирование экологического сознания школьников на примере экологических проблем Байкала и их причин;
эстетическое воспитание учащихся при знакомстве с пейзажами озера;
патриотическое воспитание школьников.
Развивающие:
формирование критического мышления;
развитие навыков работы со справочными и публицистическими материалами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhemchuzhina_rossii_-_baykal.ppt | 1.5 МБ |
metodicheskaya_razrabotka.doc | 174 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
- так называли Байкал с незапамятных времен и коренные жители, и русские, пришедшие на его берега уже в XVII веке, и путешествующие иноземцы, преклоняясь перед его величественной неземной красотой. познакомиться с особенностями озера Байкал и его проблемами . Цель урока: "Святое море", "святое озеро", "святая вода"
№ п/п Список изучаемых разделов Время, отводимое на каждый раздел 1. Краткий обзор изучаемого материала 2 мин 2. Введение 2 мин. 3. Комплексное изучение озера Байкал 20 мин. 4. Выполнение теста 12 мин. 5. Подведение итогов урока 3 мин. 6. Домашнее задание 1 мин.
Слово о Байкале Краткий обзор изучаемого материала Уникальность озера Две войны, настигшие озеро Слово о Байкале
Введение … Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранять – их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.
Слово о Байкале Высота над уровнем моря: 456 м. Из озера вытекает река Ангара. Возраст: около 25 млн. лет Максимальная глубина: 1 637 метров Площадь: 31 500 кв. км. Объем: 23 000 км3. Длина: 636 км. Ширина: от 27 до 79,5 км. Протяженность береговой линии: 2 100 км. Количество островов: 26. Впадает: 133 рек и 411 ручьев. Самый крупный приток - река Селенга. Температура воды на глубине 50 м: в августе 5-6°С. Температура воды на поверхности на середине озера летом: не превышают 10°С Температура воды на поверхности у берегов (кроме мелководных заливов) летом: не превышают 14°С. Период ледостава: 15 января - 1 мая.
БАЙКАЛ Географическое положение Особенности озера Органический мир Байкал в произведениях писателей, поэтов, художников Две войны, настигшие озеро
Географическое положение озера Байкал В горах Южной Сибири на юго-востоке России довольно много озер, но самым замечательным озером, «чудом природы во всех отношениях», как писал Л.С. Берг, является Байкал. На всех географических картах Байкал называется озером. Местные жители исстари считают его морем. Вот и в песне поется: «Славное море, священный Байкал».
Громадная глубина Удивительная чистота и прозрачность воды Пресная вода Суровая сказочная красота берегов Своеобразный органический мир Особенности Озера Байкал
Органический мир озера Байкал Байкал – единственная в своем роде природная лаборатория, создавшая столь значительную коллекцию небывалых растений и животных. Более 70% обитателей Байкала не встречаются в других водоемах планеты. В Байкале 52 вида рыб, и 27 видов из них – эндемики. Они, больше нигде не существуют, в том числе и омуль. К числу таких видов относится голомянка – розовато-белая. Очень разнообразны бычки-подкаменьщики. В Байкале великолепно освоились типично морские животные – тюлень, или байкальская нерпа. Промысловое значение имеют хариус, сиг, налим и знаменитый байкальский омуль – небольшая рыбка длинной 30-40 см, байкальский тюлень с его ценным мехом. Не только рыбные ресурсы Байкала, но пушные богатства. Шкурки баргузинского соболя – самый ценный мех в Сибири.
В годы Великой Отечественной войны стало кормильцем Южной Сибири. Голомянку, состоящую на 1/3 из чистого рыбьего жира голодные военные дни, хоть и с трудом, но вылавливали для военных госпиталей – восстанавливать силы раненых. А омулем отоваривали мясные талоны продуктовых карточек Иркутской, Читинской областей и Бурятии. Это сказалось и на сокращении численности, и на весе рыбы. Омуль не успевал вырастать. Но и это еще не все. Главный город Бурятии Улан-Удэ поставлял фронту самолеты, шинельное сукно и мясопродукты. С этих предприятий в реку Селенгу сбрасывались отравляющие воду стоки, а шерстяной ворс запутывался в рыбьих жабрах. Селенга же самый крупный приток Байкала, дающий половину пресной воды из всех постоянно текущих 336 притоков озера. В итоге самая большая популяция омуля почти погибла. Две войны , настигшие озеро Байкал Завершилась Отечественная война, но для омуля и вообще для всего живого в озере началась война другая. Ее причина – восстановление народного хозяйства и строительство на берегу озера целлюлозно-бумажного комбината. Авторы проекта умолчали о том, что стоки комбината они собираются спускать в озеро. А эти стоки содержат 97 загрязняющих и отравляющих воду веществ.
И дань души своей влюбленной несут Байкалу с давних лет Рыбак, и труженник-ученый, и живописец и поэт... И сам он величав и вечен, В гранитной раме вырезной, И весь до донышка просвечен, И весь до капельки родной. А. Твардовский О, Русь, малиновое поле И синь, упавшая в реку. Люблю до радости и боли Твою озерную тоскую С. Есенин Чистой-чистой хрустальной чашей Он лежит меж обрывистых скал, Голубая жемчужина наша, Легендарное море Байкал. В. Панченко В его блистающем просторе, В глубинной толще вековой, В его повадках – облик моря И отзыв в говоре морской. А. Твардовский
Выводы Байкал – чудо природы. Оно возникло и продолжает жить благодаря удивительному сочетанию природных условий и сложившемуся в озере особому обмену веществ; Байкал – единственная своем роде природная лаборатория, создавшая столь значительную коллекцию небывалых растений и животных; В Байкале сосредоточено более 80% доступных для использования пресных вод России и 20% - мировых; Чтобы сохранить чистоту байкальской воды и, используя богатства озера, не навредить природе, необходимо создать единую систему разумного использования всего водосборного бассейна.
Тест «Жемчужина России –Байкал» 1 . Могучий ветер, воспетый в песне «Славное море – священный Байкал», дует главным образом в центральной части озера из ... долины поперек и вдоль Байкала. Этот ветер дует ровно, с постепенно нарастающей мощью. Этот ветер приносит с собой устойчивую солнечную погоду. А. Ангара Б.Баргузин В.Култук Г.Сарма 2. Единственная река вытекающая из озера Байкал? А. Лена Б.Селенга В. Ангара Г.Енисей 3. Максимальная глубина Байкала? А.1240 м Б.1460 м В.1620 м Г.1840 м 4. Первым из европейских ученых, описавших этих рыб, был Петер Паллас. Вот как он их описывает: «...тверда, как кусок сала, и справедливо так жирна, что если жарить, так одни только спиновые позвонки останутся, а прочее все расплывается. В сеть она никогда не попадает, и живой ее еще никогда не видывали» А.Сиг Б.Хариус В.Голомянка Г.Байкальская нерпа 5. Первооткрывателем жемчужины Восточной Сибири – озера Байкал был казацкий пятидесятник ... А. Л.С. Берг Б.И.М. Губкин В.Жак Ив Кусто Г.Курбат Иванов 6. Ученые, изучающие озера? А.Геоморфологи Б.Лимнологи В.Климатологи Г.Геологи 7. Самый большой остров на Байкале? А.Круглый Б.Ольхон В.Долгий 8. Какой самый свирепый ветер на Байкале? А.Ангара Б.Баргузин В.Култук Г.Сарма
Домашнее задание Предложите свой вариант использования Байкала и его окрестностей, не наносящий ущерба природе озера.
Словарь географических терминов Рельеф – это совокупность форм земной поверхности, различных по очертаниям, размерам, происхождению, возрасту и истории развития; Минерализация вод– количество растворенных веществ в воде, их состав и степень концентрации; Залив– часть океана, моря или озера, вдающаяся в сушу, но имеющая свободный водообмен с основной частью водоема; Водный режим– характер движения вод, их температура и т.д. Разделяют две группы по водному режиму – сточные и бессточные; Сарма – ураганный ветер, достигающий скорости более 40 м/с; Полуостров– глубоко вдающийся в море участок материка или острова, окруженный с трех сторон водой, с четвертой – соединенный с сушей; Озеро – природный водоем с замедленным водоснабжением, заполняющий впадину суши и закрытый от свободной связи с морем.
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. - Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240 с. Пармузин Ю.А. Живая география: книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1993. – 240 с. http : // www. atlasphoto. iwarp. com/index – r. htm/ ( географический каталог фотопейзажей) Источники дополнительных знаний
Предварительный просмотр:
Всероссийский конкурс педагогических достижений - 2012
Методическая разработка урока с использованием ИКТ по обучению и воспитанию детей среднего и старшего возраста
Тема урока:
«Жемчужина России – Байкал»
(для учащихся 8 класса)
Автор: Русских Ольга Юрьевна
Должность: учитель географии
Учебное учреждение: ГБОУ СОШ №374 Московского района Санкт-Петербурга
г. Санкт-Петербург
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Разработка по теме «Жемчужина России – Байкал» выполнена в рамках курса географии: «Природа России».
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления системы знаний и общеучебных и специальных умений по теме «Жемчужина России – Байкал» средствами компьютерной технологии.
Задачи:
Образовательные:
- изучение особенностей озера Байкал;
- закрепление умения работать с информационными образовательными ресурсами. Воспитательные:
- формирование чувства любви к родной природе;
- формирование экологического сознания школьников на примере экологических проблем Байкала и их причин;
- эстетическое воспитание учащихся при знакомстве с пейзажами озера;
- патриотическое воспитание школьников.
Развивающие:
- формирование критического мышления;
- развитие навыков работы со справочными и публицистическими материалами.
Реализация целей урока будет достигнута на основе овладения в режиме «само» новой информацией по Байкалу через развитие у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков работы с разными источниками информации, самостоятельное добывание знаний на основе использования информационных технологий.
Тип урока: изучения нового материала.
Форма организации обучения: урок-экскурсия по Байкалу.
Структура урока отвечает дидактической цели, соответствует логике изучения природной экосистемы с использованием различных источников географических знаний. Элемент новизны в использовании информационных технологий на данном уроке (компьютера, мультимедийной презентации, информационной сети Интернет). У учащихся формируется опыт привлечения дополнительной информации к учебнику с помощью глобальной сети Интернет, построения диаграмм, картосхем, графиков, оформления творческих работ, написания эссе, рефератов с помощью компьютера. Структура урока построена с использованием систем развивающего обучения учащихся: введение в тему, целеполагание и мотивация, актуализация знаний, получение новой информации и первичное закрепление способов деятельности, систематизация и обобщение ЗУН, рефлексия (познавательная в форме тестирования), задание на дом, подведение итогов.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Технология: компьютерная.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, практический.
Оборудование: физическая карта России, атласы, магнитофон, симфоническая музыка, стенд с подборкой литературы и репродукций по Байкалу, материалы из Интернета по Байкалу, презентация по теме «Жемчужина России – Байкал», сигнальные слова: таблица 1, раздаточные таблицы (Приложение1).
Информационный ресурс представлен в виде мультимедийной презентации, состоящей из 16 слайдов и, включает в себя следующие разделы:
- постановка цели урока;
- краткий обзор изучаемого материала;
- введение;
- комплексное изучение Байкала;
- вывод о проблеме сохранения природного комплекса уникального озера;
- выполнение теста;
- подведение итогов урока;
- домашнее задание;
- словарь географических терминов;
- источники дополнительных знаний.
Для удобства использования данного информационного ресурса в образовательных целях введены гиперссылки.
Работой предусмотрено формирование у учащихся не только знаний об уникальной озере России и всего мира, но и воспитания чувства патриотизма, чувства любви к родной природе, сопереживания, а также владение информационными образовательными ресурсами – как наиболее актуальными в образовательной сфере на современном этапе.
Урок проводится в рамках технологии информационного проекта, включает контрольное тестирование, и может с успехом быть использован педагогами образовательных учреждений.
ХОД УРОКА.
Список используемой литературы:
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. - Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240 с.
- Баринова И.И. Современный урок географии. Часть 1. – М.: Школьная пресса, 2002. -128с.
- Гусева О. На очарованном берегу. – М.: Советская Россия, 1990. – 230с.
- Пармузин Ю.А. Живая география: книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1993. – 240 с.
- http: // www. atlasphoto. iwarp. com/index – r. htm/ (географический каталог фотопейзажей)
Приложение 1
Заполните таблицу по номенклатуре Байкала
Города, посёлки | Реки | Острова | Заливы, бухты | Полуострова, мысы. |
Номенклатура:
Нижнеангарск
Ангара
Ольхон
Внучка
Покойники
Малый Колокольный
Песчаная
Ушканьи
Селенга
Большой Котич
Тонкий
Сарма
Бабушка
Большой Колокольный
Большая
Шумилиха
Давшее
Круглый
Долгий
Сенная
Курбулик
Аяя
Баргузин
Листвянка
Северобайкальск
Флориха
Шаманка
Богатырь
Пешерка
Иркутск
Верхняя Ангара
Катунь
Провал
Коврижка
Байкальск
Усть-Баргузин
Святой Нос
Валукан
Сагон-За
Всем - творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку: "Байкал- жемчужина России"
Презентация к уроку: "Байкал-жемчужина Россия"....
Жемчужина России- Байкал
Урок в 8 классе по теме: «Жемчужина России - Байкал». Образовательные цели:показать учащимся значимость Байкала в природе Восточной Сибири и жизни человека.Развивающие цели:ØСформиров...
Жемчужина России - Байкал
Методическая разработка урока - проекта, проводимого во 8 классе.В разработке представлен конспект урока - проекта и электронная презентация.Используемые технологии и приёмы: технология проенктной дея...
Байкал – жемчужина России
Изучение природы Байкала и прилегающей территории...
Байкал - жемчужина России
Изменения, происходящие в современном российском обществе, способствуют формированию новых приоритетов и ценностей во всех сферах жизни и деятельности, в том числе и в образовании. Одним из важн...
Байкал - жемчужина России.
Урок географии в 8 классе по теме: «Байкал – жемчужина России » представляется в номинации «Разработка Урока с применением ресурсов сети Интернет» Урок имеет воспитатель...
Презентация. Жемчужина России- Байкал.
Презентация. Жемчужина России- Байкал....