Байкал - жемчужина России
план-конспект урока по географии (9 класс) по теме
Изменения, происходящие в современном российском обществе, способствуют формированию новых приоритетов и ценностей во всех сферах жизни и деятельности, в том числе и в образовании. Одним из важнейших направлений является развитие свободной, активной, творческой и ответственной личности, обладающей яркими индивидуальными чертами,имеющей собственные взгляды на происходящие в мире события и процессы, умеющей не только критически мыслить, но и воспринимать различные точки зрения.
Как показывают научные исследования и опыт современного преподавания,формирование такой личности невозможно без дифференцированного подхода к обучению,при котором создаются наиболее благоприятные условия для развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Работая в школе учителем географии много лет, я широко использую дифференцированный подход на различных этапах урока: при изучении нового материала, при контроле знаний, при выполнении домашних заданий.
Желая достичь более высокого качества знаний, помочь детям самореализоваться и сохранить здоровье, я решила объединить применение дифференцированного подхода и элементов технологии критического мышления, т.к.
последняя тоже учитывает индивидуальные особенности учащихся,роль учеников в образовательном процессе активизируется, формируется личный интерес, происходит формирование собственной позиции, анализ собственных мыслительных операций, развиваются общеучебные умения работы с картами, тестами, текстами, дополнительной литературой.
Очень эффективно использование данных инновационных технологий на уроках изучения нового материала. Примером этого является урок в 9 классе «Байкал-жемчужина России».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пятницкая средняя общеобразовательная школа
Волоконовского района Белгородской области»
Урок географии
9 класс
Тема:
«Байкал – жемчужина России».
Учитель географии:
Пантелеева О.В.
п.Пятницкое 2012 год.
Изменения, происходящие в современном российском обществе, способст-
вуют формированию новых приоритетов и ценностей во всех сферах жизни
и деятельности, в том числе и в образовании. Одним из важнейших направлений является развитие свободной, активной, творческой и ответственной личности, обладающей яркими индивидуальными чертами,имеющей собственные взгляды на происходящие в мире события и процессы, умеющей не только критически мыслить, но и воспринимать различные точки зрения.
Как показывают научные исследования и опыт современного преподавания,формирование такой личности невозможно без дифференциро-
ванного подхода к обучению,при котором создаются наиболее благоприят-
ные условия для развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Работая в школе учителем географии много лет, я широко использую
дифференцированный подход на различных этапах урока: при изучении нового материала, при контроле знаний, при выполнении домашних заданий.
Желая достичь более высокого качества знаний, помочь детям самореализо-
ваться и сохранить здоровье, я решила объединить применение дифферен-
цированного подхода и элементов технологии критического мышления, т.к.
последняя тоже учитывает индивидуальные особенности учащихся,роль
учеников в образовательном процессе активизируется, формируется личный
интерес, происходит формирование собственной позиции, анализ собственных мыслительных операций, развиваются общеучебные умения работы с картами, тестами , текстами, дополнительной литературой.
Очень эффективно использование данных инновационных технологий на уроках изучения нового материала. Примером этого является урок в 9 классе
«Байкал-жемчужина России».
Тема: «Байкал – жемчужина России»
Цели: I. Сформировать образное представление об уникальной природной
жемчужине России и всей планеты – озере Байкал; изучить особенности
природы, происхождения, богатства флоры и фауны, взаимосвязи компо-
нентов природы; дать учащимся представление о значении озера Байкал
и возможностях его использования человеком; рассмотреть особенность
экологических проблем Байкала и возможные пути их решения.
II.Способствовать нравственному, гражданскому, экологическому воспи-
танию учащихся. Развивать критическое мышление, познавательный
интерес к географическим знаниям и проблемам.
III. Продолжить формирование умений самостоятельно выявлять причинно-
следственные связи, анализировать, делать выводы; умений работать с
различными источниками географической информации.
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием элементов техноло-
гии критического мышления.
Вид урока: рассказ + беседа + ролевая игра.
Оборудование: физическая карта России, карта Байкала, атласы, дополнительная
литература, учебники, картины, электронные наглядные пособия:
география 6-10 кл.Библиотека элекронных наглядных пособий.
Структура урока:
I. Мотивация учебной деятельности.
II. Изучение нового материала.
1) Стадия вызова
Разгадывание ребуса:
Н = Й , , ,
Высказывания и стихи о Байкале.
Байкал – бесценный дар природы-
Да будет вечен на Земле. А.Т.Твардовский
Чудо природы во всех отношениях. Л.С.Берг
Славное море – священный Байкал.( слова из песни)
Байкал – жемчужина Сибири.
Он уникален, наш Байкал.
К нему, красивейшему в мире,
Стремятся все и стар и мал.
Чисты, прозрачны его воды,
По глубине им равных нет
Такой вот памятник, природа,
Произвела на белый свет.
И сотни речек шумных, быстрых,
Порожистых и озорных,
Несут потоки вод неистовых,
С уступов, падая, крутых.
Но лишь одна имеет право
На расточительство добра –
Берет начало из Байкала
Стремительная Ангара.
Н.Наймушин
Заполнение таблицы.
Я знаю | Хочу узнать | Я узнал |
Какова же цель нашего сегодняшнего урока? ( отвечают ученики:познакомиться с особенностями природы, происхождением, разнообразием растений и животных, проблемами использования этого уникального творения природы)
План.
1.Географическое положение озера.
2.История образования и открытия озера.
3.Климат Байкала.
4.Уникальность воды.
5.Органический мир.
6.Экологические проблемы.
2) Стадия осмысления
Работа в группах (историки,географы,климатологи,биологи,экологи,гидрологи) Анализ текстов и карт атласа.
3)Стадия рефлексии (составляется логическая схема)
Географическое положение
Находится в центре Азии, окаймлён горами Южной Сибири;
S – 31,5 тыс.км2, длина с с-в на ю-з - 636 км, ширина от 25 до 79 км,
глубина – 1637 м; объём воды 23000 км3, 20% мировых запасов пресной
воды и 80% пресной воды России.
История Климат
«Бай» и «куль»- «богатое озеро», Побережье-признаки морского
возраст 25 млн.лет. тектоническое климата, t янв. -140С, -170С
формирование продолжается, пер- t июля +150С, +180С
вые люди 1000лет до н.э.-гунны А = 31…320С, осадки-800 мм
(тюрко-язычные народы). Ветры: сарма (40 м/с), баргузин,
Курбат Иванов 1643 год, култук, шелоник, сивер.
Н.Спафарий 1675 год,
Аввакум 1662 год,
Д.Г.Мессершмидт 1724 год,
Г.Ф.Миллер и И.Г. Гмелин Байкал
Вода Экология Органический мир
чистая, прозрачная,мягкая, загрязнение: ЦБК, БАМ, 70 %эндемиков,2630 видов флоры и
слабая минерализация, цветная металлургия, хи- фауны, омуль, сиг, осётр, таймень,
554 реки, Ангара, Селенга мическая промышлен- нерпа. голомянка, рачки эпишура
водообмен 380 лет, высота ность, рекреационная на- макрогиттопус, бычок Гурвича,
волн- 4 м, снеговой покров грузка. 1999г.-закон о баргузинский соболь, белка,
80-100 см, толщина льда- Байкале, заповедники: орлан-белохвост, чайка; кедр,
100-110 см, t воды 14-150С… Байкальский, Баргузин- лиственница, ходульные деревья.
+200С, замерзание озера с 21 кий, Байкало-Ленский,
декабря по 16 января, за 1год Джергинский.Националь-
вытекает 60 млрд м3 воды, ные парки: Забайкаль-
уровень воды – 456 м. кий, Прибайкальский,
Тункинский.
III. Физкультминутка (упражнения для глаз)
IV. Закрепление
1 уровень. Определить, какие цифровые данные соответствуют различным показа-
телям, характеризующим озеро Байкал. Укажите единицы измерения.
1. Число впадающих в озеро рек.
2.Объём воды в озере.
3.Длина озера.
4.Глубина озера.
5.Доля Байкала в общемировом запасе воды.
6.Возраст Байкала.
а)20;б)23000;в)554; г)25; д)636; е)1636.
2 уровень. Выбрать правильный ответ.
1.Местные ветра Байкала это: а) баргузин; б)сирокко; в)афганец; г)сарма; д)култук; е)фён.
2.Эндемики Байкала это: а)сом; б)голомянка; в)байкальская нерпа; г)лещ; д)линь;
е)байкальский омуль.
3.К природным ресурсам Байкала и его окрестностей относятся:
а)древесина; б)нефть; в)газ; г)пресная вода; д)рыба; е)пушнина.
3 уровень. Предложите свой вариант использования Байкала и его окрестностей,
не наносящий ущерба природе озера.
Вывод: Байкалу нет равных среди величайших озёр мира по глубине, по объёму пресных вод, по разнообразию животного и растительного мира. Поэтому важно относиться к нему не как к промышленному району, а как к «музею живых древностей».Не случайно забили тревогу учёные, а Андрей Вознесенский написал такие стихи:
Я ночью проснулся. Мне кто-то сказал:
«Мёртвое море – священный Байкал».
Я на себе почувствовал взор,
Будто я моря убийца и вор.
Слышу, не спит иркутянин во мгле.
Курит. И предок проснулся в земле.
Когда ты болеешь, все мы больны.
«Байкал, ты хрустальная печень страны».
И кто-то добавил из глубины:
«Байкал - заповедная совесть страны».
Плыл я на лодке краем Байкала,
Вечер просвечивал в полнакала.
Ну, неужели наука солгала
Над запрокинутым взором Байкала?
И неужели мы будем в истории-
«Эти, Байкал загубили которые?»
Надо вывесить бюллетень,
Как себя чувствует омуль, тюлень.
Это не только отстойников числа-
Совесть народа должна быть чистой.
Вот почему, узнав, показуху
Борются наши прорабы духа,
Чтоб заповедником стало озеро,
Чтоб его воды не целлюлозило,
Чтобы никто никогда не сказал:
«Мёртвое море – священный Байкал».
V. Домашнее задание.
1 уровень: §51, вопросы 1-3, стр.239.
2 уровень: придумать 5 вопросов о Байкале, начинающихся со слов «почему».
3уровень: предложить собственный проект спасения Байкала.
VI. Рефлексия.
Барометр настроения.
урок понравился безразличен не понравился
Группа «Географы».
В глубине континента, в самом центре Азии, в глубокой котловине, окаймлено горными хребтами Южной Сибири, раскинулось уникальное творение природы, глубочайшее озеро в мире – Байкал. Об этом знаменитейшем озере сложено множество легенд и сказаний, песен и стихов «Славное море- священный Байкал».
Морем называется озеро в знаменитой песне, морем его называли и русские перво-
открыватели, вышедшие к его берегам ещё в первой половине XVII века.
В озере Байкал сосредоточено 20 % мировых и 80 % российских запасов пресной воды. Площадь поверхности озера – 31,5 тыс. км2, его глубина – 1637 м. Байкал протянулся с северо-востока на юго-запад и его длина составляет 636 км, а ширина
- от 25 до 79 км. Объём вод равен объёму воды всего Балтийского моря или объёму всех пяти североамериканских Великих озёр и составляет 23000 км3.
Чтобы заполнить котловину Байкала водой, всем рекам земного шара пришлось бы «работать» почти год.
Определить местоположение Байкала на карте атласа с.48 и настенной карте.
Группа «Историки»
Первые люди на Байкале, по исследованиям академика А.П.Окладникова, появились
в конце первого тысячелетия до н.э. Это было племенное объединение гуннов, из которых в первой половине тысячелетия н.э. выделились тюрко-язычные народы.
Их считают предками народов, населяющих сейчас Якутию, Алтай, Памир. Они вели кочевой образ жизни, занимались охотой, рыболовством, скотоводством. Они
то и дали название озеру, т.к. слово Байкал происходит от тюркских слов «бай» и
«куль» - «богатое озеро» или «озеро озёр».
Первым исследователем Байкала является землепроходец Курбат Иванов, который
в 1643 году достиг западных берегов Байкала и побывал на острове Ольхон.
Он оставил потомкам свой труд «Чертёж Байкала и в Байкал падучим рекам». Первым рассказал о природе озера протопоп Аввакум , он переплыл озеро в 1662 г.
Более образно и детально описал природу Байкала русский посол и учёный Николай
Гаврилович Спафарий в 1675 г. в своём «Дорожном дневнике» и других трудах.
Научные экспедиции начались на Байкале в 1724 году естествоиспытателем
Д.Г.Мессершмидтом, он составил карту Байкала и дал описание озера. Велика роль в исследовании Байкала 2-й Камчатской экспедиции Беринга, участники экспедиции
Г.Ф.Миллер и И.Г.Гмелин составили карту и описание Забайкалья. В настоящее время на Байкале проводится много исследований Лимнологическим институтом
Сибирского отделения РАН, Иркутским госуниверситетом, гидрометеорологически-
ми станциями, заповедниками и национальными парками и др.
Байкал считается древнейшим озером в мире. Его возраст примерно 25млн.лет.
В этом районе были остатки огромного древнего исчезнувшего моря. Позднее здесь
неоднократно происходили интенсивные тектонические движения, которые сопровождались вулканизмом и землетрясениями. В Прибайкалье возникли горные хребты, а котловины между ними в начале четвертичного периода оказались запол-
ненными водами Байкала. Поэтому Байкал-это тектоническое озеро, формирование которого ещё не закончилось.
Определите местоположение Байкала по карте атласа с.48 и настенной карте.
Группа «Климатологи»
Огромная масса воды Байкала оказывает влияние на климат прибрежных районов, приближая его к морскому. Летом масса воды медленно нагревается, а зимой смягчает суровые сибирские зимы. В декабре озеро начинает сковываться ледяным панцирем и лишь в мае освобождается от него. Зима на берегах Байкала значительно теплее, лето прохладнее, чем в соседних районах. t янв. на побережье -14…-170С, а
средняя t июля +15…+180С. Годовая амплитуда А = 31 – 320С – минимальная в Сибири. Осадки в средне 800 мм. Перепады температур и давления воздуха над озером и окружающими хребтами приводят к возникновению сильных ветров. Эти ветры и штормы приносят большие неприятности рыбакам и судам. По числу штормовых дней Байкал превосходит Чёрное море.
В каждом районе озера дуют свои местные ветры, имеющие собственные названия: сарма (ураганный ветер со скоростью 40 м/с), баргузин (северо-восточный ветер),
верховик, култук (юго-западный), шелонник (юго-восточный), сивер 9северный ветер).
Определить местоположение Байкала по карте атласа с.48 и настенной карте.
Группа «Гидрологи»
Вода Байкала очень чистая и прозрачная, мягкая и химически однородная. она насыщена кислородом по всей толще. Учёные подсчитали, что в Байкал впадает 554 реки. Большинство из них короткими, бурными потоками начинаются на горных склонах. Лишь 123 реки имеют длину свыше 10 км, крупнейшая из них Селенга. Площадь водосборного бассейна соизмерима с площадью Франции. Вытекает же из озера могучая река Ангара, которая забирает до 85 % всей поступающей за год воды. Благодаря ей происходит водообмен в озере. Однако скорость его очень мала-
для полной смены водной массы в озере необходимо свыше 380 лет. За год из озера вытекает 60 млрд. м3 воды. Вот отчего свойства воды Байкала очень устойчивы и постоянны. Почему же вода в озере такая чистая и мягкая? Во-первых берега озера сложены из твёрдых кристаллических пород. Они трудно размываются и дают мало взвеси. Во-вторых здесь достаточное количество осадков, умеренное испарение, большое поступление хорошо отфильтрованных грунтовых вод (самоочищение воды). В- третьих у Байкала оказались свои «санитары»- рачки эпишура и макрогиттопус, которые нигде больше в мире не встречаются. Эти маленькие существа длиной 15 мм и каждый очищает 15 м3 воды в год. Тысяча таких малюток весит 1 мг. Они питаются микроорганизмами, вызывающими «цветение воды».
Высота волн на озере достигает 4 м , температура воды 14-150С, уровень воды в озере 456 м. Снеговой покров 80-100 см, толщина льда -100-110 см, замерзает Байкал с 21 декабря по 16 января. Исключительная мягкость байкальской воды объясняется очень слабой минерализацией.
Определить местоположение Байкала по карте атласа с.48 и настенной карте.
Группа «Биологи»
Ни одно озеро в мире не может сравниться с Байкалом по разнообразию животного и растительного мира. В настоящее время в озере известно 1550 видов животных и
1085 видов растительных организмов, причём 70% всех организмов – эндемики, т.е присущи только Байкалу и не встречаются больше нигде. Среди них омуль, нерпа, байкальский осетр, рачки, бычки, бычок Гурвича, голомянка, губки и т.д. Самая большая рыба Байкала –байкальский осетр, его вес 130 кг, длина около 2 м. Самая маленькая рыбка озера- бычок Гурвича, его вес -2 г.В низовьях байкальских притоков созданы рыболовные заводы по разведению промысловых рыб, т.к интенсивные выловы привели к заметному сокращению косяков рыб. Живёт в Байкале нерпа –«сибирский тюлень». Она даёт прекрасный мех, а шкура её так прочна, что из неё шьют одежду и обувь. Не только рыбными запасами знаменит Байкал. Пушные богатства Прибайкалья привлекали сюда поселенцев. Мех баргузинского соболя – самый ценный в Сибири и пользуется мировой славой. Белка является объектом пушного промысла. Большую хозяйственную ценность имеют древесные ресурсы тайги прибайкальских хребтов, состоящей из кедра, сосны, лиственницы. В широкой полосе полосе байкальского побережья находят приют обитатели, жизнь которых связана и с водой и с сушей. Это орлан-белохвост, чёрный коршун, скопа, чайки. Изумляет редкостная зимовка водоплавающих птиц в истоке Ангары, где всю зиму живут тысячи уток.
Определить местоположение Байкала по карте атласа с.48 и настенной карте.
Группа «Экологи»
Освоение Байкала имеет длительную историю. До прихода русских переселенцев, здесь проживали преимущественно эвенки и буряты. И тогда, и в последующее время освоения его богатств не наносило существенного вреда окружающей природе, не нарушало природного равновесия, складывавшегося тысячелетиями. И лишь в 20 веке нависла угроза экологического бедствия. Основная проблема Байкала – его загрязнение . За последние 40-50 лет на его берегах протянулись рельсы БАМа, появились крупные промышленные предприятия, т.к. недра байкальской горной страны хранят в себе золото и самоцветы, руды олова и полиметаллов, медистые песчанники и железные руды, каменный уголь и мрамор,
слюду и многое другое минеральное сырьё. Особый вред Байкалу был нанесен деятельностью крупных целлюлозно-бумажных предприятий, предприятий цветной металлургии, химии и энергетики. Недостаточная очистка сточных вод, а также аварийные сбросы неочищенных вод привели к загрязнению прибрежной полосы. Нужно помнить, что состояние озера зависит и от состояния всего водосборного бассейна Байкала. Очень много воды, загрязнённой промышленными и бытовыми отходами приносит в него Селенга, на берегах которой много городов и промышленных посёлков. Очень сильно загрязнена воздушная среда в юго-запад-
ном Прибайкалье. где находятся города Иркутск и Ангарск и др. В последние десятилетия сильно увеличилась рекреационная нагрузка на байкальское побережье.
Принято много постановлений правительства рациональному использованию природных ресурсов и охране природы в бассейне Байкала, налаживается очистка промышленных и бытовых стоков.В 1999 году принят специальный закон о Байкале.
В бассейне Селенги установлен особый режим хозяйственной деятельности для уменьшения загрязнения реки. В бассейне Байкала созданы заповедники: Джергинский, Баргузинский, Байкало-Ленский, Байкальский и национальные парки:
Забайкальский, Прибайкальский, Тункинский. Но этих мер недостаточно, т.к. до сих пор не закрыты ЦБК в Иркутской обл. и Бурятии, воды озера не могут уже самоочищаться, в воде обнаружены самые ядовитые вещества- токсиды, в рыбах нашли диоксиды.
Определить местоположение Байкала по карте атласа с.48 и настенной карте, определить местонахождение заповедников и национальных парков Байкала рис. 145 учебника.
Сообщения
Голомянка.
Водятся в Байкале и диковинные рыбы. К ним относится самая многочисленная рыбка в озере – голомянка. У неё нет чешуи, сама розовая, отсвечивающая перламутром, с плавниками, напоминающими крылья тропических бабочек. На свету сквозь её тонкую кожу и слой жира просвечивает скелет. Её длина меньше карандаша, а весит она всего 50 грамм. Живёт она на глубине 1200 метров. Голомянка относится к редким живородящим видам рыб. В период размножения рыбки выбрасываются на поверхность озера. Перепады давления разрывают тонкую кожицу на рыбьем брюшке, и оттуда появляются маленькие живые детёныши. В голомянке так много жира, что мёртвая она не тонет, а плавает на поверхности. В прошлом жители побережья Байкала собирали мёртвую голомянку и вытапливали из неё жир, который использовали для освещения и как лечебное средство.
Омуль
Омуль - самая многочисленная промысловая рыба Байкала. Взрослый омуль имеет вес до 5 кг и достигает более 50 см. Любит температуру воды от 90С до 120С. Может опускаться на глубину до 250 метров. Живёт до 25 лет. Вылавливают омуля в возрасте 6-7 лет. Питается он рачками, личинками, насекомыми. В Байкале живут разные популяции омуля: селенгинская, чивыркуйская, северобайкальская. посольская, баргузинская. Самый многочисленный омуль: селенгинский. Самка омуля выметывает до 30000 икринок. Если бы все рыбки выживали, то Байкал был бы заполнен омулем, и рыбы было бы больше, чем воды. Но этого не происходит, т.к. из 10000 икринок до взрослой особи выживает только 5-7 рыбок. Символом Байкала является омулевая бочка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку: "Байкал- жемчужина России"
Презентация к уроку: "Байкал-жемчужина Россия"....

Байкал - жемчужина России.
Урок географии в 8 классе по теме: «Байкал – жемчужина России » представляется в номинации «Разработка Урока с применением ресурсов сети Интернет» Урок имеет воспитатель...
"Байкал - жемчужина России"
Разработка урока для учащихся 8 классов, в которой представлены интересные факты, доказывающие уникальность данного географического объекта....
Презентация "Байкал - жемчужина России"
Презентация к уроку "Байкал - жемчужина России"...

План - конспект урока по теме:"Байкал - жемчужина России"
Разработка урока соответствует ФГОС и включает в свою основу стратегию "Шесть шляп" технологии развития критического мышления через чтение и письмо....