Жемчужина России - Байкал
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме

Методическая разработка урока - проекта, проводимого во 8 классе.

В разработке представлен конспект урока - проекта и электронная презентация.

Используемые технологии и приёмы: технология проенктной деятельности, технология критического мышления, ИКТ

Ключевые слова: озеро, самое глубокое, самое чистое, самое древнее, эндемики, заповедники, баргузин, схема - фишбоун, синквейн

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_dlya_publikacii_baykal.doc45.5 КБ
Файл urok_baykal.rar244.69 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 411 «Гармония»

с углубленным изучением английского языка

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

 урока-проекта

«Байкал - жемчужина России»

8 класс

Учитель географии

Иванова Людмила Александровна

                   

2012 год


Предварительная подготовка к уроку:

  1. Определение количества групп и участников по пять - шесть человек в группе, распределение функциональных обязанностей каждого.
  2. Обсуждение источников информации, планов деятельности.
  3. Работа по темам проекта в группах:
  1. сбор информации  
  2. аналитическая работа над собственным материалом
  3. консультации учителя
  4. корректировка
  5. дальнейший поиск информации
  6. обсуждение полученной информации
  7. оформление материалов исследования

5.   Презентация проекта.

6.   Подведение итогов.

Цели урока-проекта:

  1. Сформировать знания и  представления  об особенностях и главных чертах природы, уникальности озера Байкал.
  2. Определить значение Байкала в жизни населения страны и мира.
  3. Оценить современное экологическое состояние Байкала.
  4. Прогнозировать изменение озера под действием природных и антропогенных факторов.
  5. Привлечь внимание учащихся к данной проблеме, наметить пути ее решения.  

Задачи  урока-проекта:

  1. Обучать учащихся самостоятельному поиску необходимой информации, с использованием различных источников.
  2. Обучать учащихся обмениваться информацией, поддерживать разговор, умению изложить свою тему и развить ее, умению выразить свою точку зрения и обосновать ее.
  3. Обучать учащихся работать индивидуально, в парах, в группах по теме проекта.
  4. Развивать чувство ответственности за порученное дело.
  5. Способствовать формированию бережного отношения  к природе.
  6. Обучать анализу и оценке собственных творческих и деловых возможностей.

Тип урока: изучение новой темы

Учебно-наглядный комплекс:

  1. учебник по географии «Природа России»;
  2. карты атласа 8 класс;
  3. видеофрагмент «Байкал»;
  4. задания для закрепления (в программе PowerPoint);
  5. индивидуальные рабочие листы;
  6. информационное сопровождение урока (в программе PowerPoint)

Приемы и технологии, используемые на уроке: технология проектной деятельности с элементами технологии критического мышления.

Для работы экспертной группы на урок приглашаются старшеклассники.

 Ход урока

1 этап. Организационный момент.

Учитель. Приглашаю Вам отправиться в небольшое путешествие.

Видеофрагмент под музыку Отторино Респиги « Пинии на Яникуле» о Байкале.

Учитель. О Байкале писали многие выдающиеся личности. Среди которых был А.Твардовский, обратившийся в стихотворении «Байкал» к будущим поколениям со словами: «Байкал – бесценный дар природы - Да будет вечно на земле» (Слайд 1).

 Учитель. Попытаемся обосновать данное высказывание и изучить это чудо - Байкал.

2 этап. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся.

Учитель. Запишите, что вам известно о Байкале в первую колонку знакомой таблицы (Слайд 2).

Прочитайте информацию, занесенную в таблицу.

Заполните 2ую колонку.

 Что вы в нее записали?

3 этап. Защита проектов.

 Учитель. Прошу представить проекты ваших заданий по темам, над которыми вы работали в группах.

Гостей попросим выступить в роли экспертов и оценить работу по следующим критериям:

  1. глубина содержания
  2. эмоциональность выступления
  3. техническое  оформление слайдов

Работу оцениваем по «5» бальной системе.

Одна группа представляет свой проект, а учащиеся из других групп, в ходе просмотра, заполняют ответы  на вопросы в индивидуальных рабочих листах.

Защита проекта: «Байкал- жемчужина России» (Слайд 3).

Учитель. Прошу экспертов оценить работу группы.

Эксперты аргументировано оценивают работу группы.

Учитель. Слушаем вторую группу    «Вода  Байкала». А вы, ребята, заполните индивидуальные листы (Слайд 4).

Учитель. Прошу экспертов оценить работу группы.

Эксперты аргументировано оценивают работу группы.

Учитель. Свой проект показывает третья группа «Природа Байкала». А вы, ребята, внесите ответы в индивидуальные листы. (Слайд 5).

Учитель. Прошу экспертов оценить работу группы.

Эксперты аргументировано оценивают работу группы.

Учитель. Поменяйтесь индивидуальными листами и проведите взаимопроверку.  

Для контроля на экране правильные ответы (Слайд 5, Слайд 6, Слайд 7).

4 этап.  Проверка  основных понятий темы.

Учитель. А теперь проведем мини-тест. Установите соответствие между буквой и цифрой

Выполнение мини-теста.(Слайд 8)

5 этап. Защита проекта по экологии.

Учитель. Байкал - всемирное наследие. Мы россияне в ответе за его сохранность перед всеми жителями планеты. Как обстоят дела с охраной природы Байкала, расскажут экологи. Им слово.

Защита проекта: «Экология Байкала».

А вы, ребята, систематизируйте проблемы и пути их  решения в виде схемы «Фишбоун» (Слайд 9)

Учитель. Проверим (Слайд 10)

6 этап. Рефлексия.

Учитель. Я думаю, что Байкал взволновал и затронул ваше сердце, и, как отклик, хочу услышать от вас отзыв в форме синквейна. (Слайд 11)

Учитель.  А я вижу Байкал таким. (Слайд 12)

7 этап. Домашнее задание.

Заполните 3 графу таблицы «Знаю. Хочу узнать. Узнал»



Подписи к слайдам:

Жемчужина России – Байкал Урок – проект 8 классУчитель географии ГБОУ № 411 «Гармония»Петродворцового районаИванова Л.А.
Байкал – бесценный дар природы Да будет вечно на земле
А. Твардовский
Знаю
Хочу знать
Узнал
Возраст _______ млн. лет. Котловина расположена ________Максимальная глубина ________ м Средняя глубина ________ м Длина Байкала ________ кмНазвание самого крупного острова ________
Вода Байкала составляет ____% общемировых запасов пресной водыСтепень прозрачности ____ мВремя полной смены воды ____ года В Байкал впадает ______ рек Самая крупная река __________Вытекает из Байкала __________7.Лимнология – это __________
Байкал находится в _______ климатическом поясеМестные ветры Байкала: 1)___________ 2)______________ 3)___________ 4)______________3.Эндемики – это __________4. Представители фауны Байкала ______5. Перечислите заповедники, расположенные на Байкале 1)__________2)___________ 3)__________
Возраст 20 – 25 млн. лет. Котловина расположена в тектоническом разломе3.Максимальная глубина 1642 м 4.Средняя глубина 740 м 5.Длина Байкала 636 км6.Название самого крупного острова Ольхон
Вода Байкала составляет 20% общемировых запасов пресной водыСтепень прозрачности 40 мВремя полной смены воды 332 года В Байкал впадает 336 рек Самая крупная впадающая река СеленгаВытекает из Байкала Ангара7.Лимнология – это наука, изучающая природу озёр
Байкал находится в резко- континентальном климатическом поясеМестные ветры Байкала: 1) сарма 2) култук 3) баргузин 4) верховик3.Эндемики – это организмы, встречающиеся только на Байкале4. Представители фауны Байкала кабарга, соболь, лисица, бурундук, бурый медведь, лось5. Перечислите заповедники, расположенные на Байкале 1) Баргузинский2) Байкальский 3) Байкало - Ленский
А. Число впадающих в озеро рекБ. Время, требующееся для полной смены воды в озереВ. Длина озераГ. Доля в общемировом запасе пресной водыД. Степень прозрачности1) 20; 2) 40; 3) 332; 4) 336; 5) 636; 6) 740; 7)1642
Озеро Байкал
Озеро Байкал
Закрытие предприятий
Воспитание экологической культуры
Сброс сточных вод
Замкнутый водоцикл
Предприятия металлургии и химии
Каскад водохранилищ
Отказ от разработок месторождений на берегах
ЦБК
Добыча полезных ископаемых
Вырубка леса
Дикий туризм
Запрещение сброса бытовых стоков
Создание заповедных зон
СИНКВЕЙН
БАЙКАЛ________________________________________________________________________________________________________________________
СИНКВЕЙН
БАЙКАЛОГРОМНЫЙ, ГЛУБОКИЙПОРАЖАЕТ, ВДОХНОВЛЯЕТ, УДИВЛЯЕТБАЙКАЛ – САМОЕ ДРЕВНЕЕ ОЗЕРОЗАГАДКА

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку: "Байкал- жемчужина России"

Презентация   к уроку: "Байкал-жемчужина Россия"....

Жемчужина России- Байкал

Урок в 8 классе по теме: «Жемчужина России - Байкал». Образовательные цели:показать учащимся значимость Байкала в природе Восточной Сибири и жизни человека.Развивающие цели:ØСформиров...

Жемчужина России - Байкал

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления системы знаний и общеучебных и специальных умений по теме «Жемчужина России – Байкал» средствами компьютерной технологии.Задачи: Образова...

Байкал – жемчужина России

Изучение природы Байкала и прилегающей территории...

Байкал - жемчужина России

Изменения, происходящие в современном российском обществе, способствуют формированию новых приоритетов и ценностей во всех сферах жизни и деятельности, в том числе и в образовании. Одним из важн...

Байкал - жемчужина России.

Урок географии в 8 классе по теме: «Байкал – жемчужина России » представляется в номинации «Разработка Урока с применением ресурсов сети Интернет» Урок имеет воспитатель...

Презентация. Жемчужина России- Байкал.

Презентация. Жемчужина России- Байкал....