Использование принципов развивающего обучения
статья по географии по теме
Принципы развивающего обучения дают хорошие условия для формирования компетенций учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_principov_razvivayushchego_obucheniya.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование принципов
развивающего обучения
на уроках географии
Гимназия им.ГорькогоАМ
Р.п. Москаленки Омской области тел. 9-15-64
Серкова Раииса Ивановна -
адрес: Москаленки 1-я Северная 90-15
т. 9-17-23.
Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий. кто желает к ним приобщится , должны достигнуть этого собственными силами, собственным напряжением .
( А.Дистерверг)
В современных условиях образовательного процесса на первый план выступает воспитание нестандартно мыслящего человека – творца, обладающего не столько конкретными знаниями, сколько способного к опережающему развитию своего интеллекта.
Почему? Общество, в котором мы живем, стало другим. Переход в рыночную экономику, новая активная информационная среда, сильнейшая экономическая конкуренция – все этот приводит к тому, что выпускник, который обучался стандартными способами, не готов самоопределиться.
Если говорить об образовании как о непроизводственной сфере, сфере услуг то оно должно соответствовать заранее предъявленным требованиям потребителя (родителям самого ученика, обществу в целом) то есть готовой продукцией будет являтся личность. Но личность, которая ориентирована не только на потребление благ природы, а и ценящая природу, как фактор бытия и воссоздающая её. Личность, на которую всегда есть спрос. Личность, обладающая следующими качествами:
- уметь ставить и решать проблему в новых ситуациях;
- обладающая интеллектуально-творческой инициативой;
- способная к критическому анализу;
- способна представлять будущие результаты;
- личность уважающая другую личность, даже если та в чем-то заблуждается;
- личность, умеющую совместно трудится.
Всего вышеперечисленного можно добиться, используя принципы развивающего обучения.
Сегодня есть технологии обучения многих авторов. Взять их и принести в свою школу очень сложно. Учитель не готов, программы не соответствуют этим технологиям, учебников нет, количество учащихся превышает 25, урок ограничен временем. Как же быть? Возникает противоречие: ученики хотят стать учащимися (в полном понимании этого слова), хотят научиться учится, учителя, да и вся система образования не готовы. Эти проблемы решаются с используемыми мной принципами развивающего обучения.
Цели и задачи
Конечной целью данного опыта является развитие личности, востребованной и родителями и обществом, а главное ученика самопределяющегося и самоудовлетворенного.
Воспитание человека заинтересованного в познании мира и воздействующего на него не только как потребителя, но и воспроизводящего природу.
Для реализации поставленной цели вижу следующие задачи:
- установление субъект субъектных отношений между учителем и учащимися, между самими учащимися
- научить работать учащихся в малых группах согласованно, целеустремлённо, самостоятельно, на более высоком уровне обучения
- научится уважать себя и других, ценить время свое и других.
Концепция проекта:
Анализируя сложившуюся ситуацию в школе и обществе , пришла к выводу, что важно не столько «передавать и информировать знания, умения и навыки школьникам, а совместно с ними достигать результата через собственную деятельность, собственными силами, собственным напряжением».
Целостную картину мира невозможно передать учащимся, как того требуют стандарты образования, без предварительного формирования культуры общения и мышления, без самоорганизации учащихся и рефлексии.
Для разработки программы:
- изучены теоретические основы развивающего обучения из книг:
- О.С.Анисимова «Азбука теории деятельности»,
- В.В.Давыдова «Психологическая теория учебной деятельности»,
- И.И.Тарадановой «Теория и технологии развивающего обучения»
- сборниках методических материалов областных конференций.
- участвовала в модулях по технологии развивающего обучения корректировала программу обучения учащихся по географии
- корректировала программу развития классного коллектива,
- организовывала родительские собрания
- возглавляю научно –исследовательскую работу с учащимися
- занимаюсь мониторингом по установлению уровня развития учащихся
- неоднократно давала уроки и внеурочные мероприятия с использованием принципов развивающего обучения для руководителей школ района и учителей географии
Главным условием данной технологии является деятельность учащихся в группах:
- установление личностных контактов
- появление внутригрупповых мотивов и ценностей
- самоорганизация деятельности
- внутригрупповая кооперативная деятельность
- появление межгрупповой деятельности
Проектирование учебного взаимодействия идет на основе учета личностных особенностей учащихся:
- создание условий для потребностей в группе
- рефлексия происходящего (положительного и отрицательного)
- совместное нахождение вариантов действий ведущих к изменению личности
- использование аналогов для решения задач
Используются разнообразные форм общения, особенно активно диалога и полилога.
Для учащихся создаются ситуации успеха и неуспеха, и стимулирование, путем рефлексии, учеников к осуществлению коллективного труда:
- достижение поставленной цели
- определение причин неудачи (отрицательных оценок), как правило, это преобладание общечеловеческого общения над учебным.
Эти все действия учащихся заранее проектируются педагогом с прогнозом различных результатов. Организация деятельности учащихся должна быть разноуровневая: по образцу и творческая, с включением слабых учащихся в работу группы, что вызывает конфликт в группах, где причиной неудачи считаются слабые ученики .Для снятия противоречия – сильные ученики принимают решение о создании новых условий, при которых слабые ученики начинают работать в группах, а сильные становятся организаторами деятельности группы. При этом сохраняется неудовлетворенность сильного ученика в своем развитии. Которые считают, что они недополучают знаний, а следовательно нужно корректировать микрогрупповую динамику (создать проблемную ситуацию когда лидеры самостоятельно выполнить задание не могут).Результат -осознание лидером неправильности своего поведения и готовность его коррекции.
Полученные промежуточные результаты
На данный период:
- Сформированы постоянные группы в которых учащиеся активно вступают диалог и полилог ,что используется учителями других предметов для организации деятельности на уроке.
- Учащиеся 6-го класса стали победителями внутри школьного конкурса «Интеллект»
- Отряд «Радостея» (6-го класса) является активным участником операций : «Дубок», «Чистый двор», «Санитары леса» за что поощрены Районной детской организацией
- Учащиеся школы трижды были участниками областной конференции исследовательских работ учащихся по географии и экологии и дважды стали её лауреатами .
- Принимаем активное и результативное участие в районных и областных олимпиадах.
- По данным микроисследований у учащихся класса появились новые личностные качества: самостоятельность при решении проблемных задач, высокая ответственность за порученное дело , целеустремленность, желание изменить в лучшую сторону черты характера
- Попадая в другой коллектив (оздоровительный лагерь, кружки), обладая коммуникативными способностями, становятся лидерами .
- По данной технологии на базе школ района проведены четыре семинара с включением в деятельность самих педагогов :
- проектирование деловой игры «Урок–суд»(экология Омской области «Я фермер»)
- активные формы в преподавании географии
- группообразование как важный фактор в развитии личности
- интерактивные формы обучения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация принципов развивающего обучения Л.В.Занкова на уроках русского языка в среднем звене
Опыт реализации принципов развивающего обучения Л.В.Занкова в среднем звене на уроках русского языка в 5-7 классах...
Реализация принципа развивающего обучения на уроках немецкого языка в начальной школе
Основным источником обучающих, развивающих и воспитательных ценностей является сам предмет. Заметим попутно, что понятие «предмет» включает содержательные и процессуальные характеристики, ибо иностран...
Принципы развивающего обучения на уроках искусства.
1. Статья рассказывает о развивающем факторе музыкально-художественногообразования с применением новых музыкальной технологии, применяемых на уроках искусства,...
«Принципы развивающего обучения в современной музыкальной педагогике»
Практическая деятельность ведущих преподавателей-методистов страны внесла весомый вклад в развитие музыкально-педагогической науки. Изданная методическая литература по обучению игре на музыкальных инс...
Дидактические принципы развивающего обучения.
Выступление на педсовете, обобщение опыта работы. В приложении есть файлы с экранами соревнований, которые использую для иотивации решения залач повышенной сложности....
Реализация принципов развивающего обучения на уроке геометрии по теме:" Прямоугольный треугольник и его свойства". Презентация.
Реализация принципов развивающего обучения на уроке геометрии по теме:" Прямоугольный треугольник и его свойства". Рекомендуется использовать на уроке открытия новых знаний в 7 ...
Урок- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения
Данная статья «Урок – основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» представляет собой описание инновационных технологий с опорой на личный педагогический опыт.Что такое и...