Использование принципов развивающего обучения
статья по географии по теме

Принципы развивающего обучения дают хорошие условия для формирования компетенций учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_principov_razvivayushchego_obucheniya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование принципов    

             развивающего обучения

                на уроках географии

Гимназия им.ГорькогоАМ

Р.п. Москаленки Омской области  тел. 9-15-64

Серкова Раииса Ивановна  -

адрес: Москаленки 1-я Северная  90-15

т. 9-17-23.

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий. кто желает к ним приобщится , должны достигнуть этого собственными силами, собственным напряжением .

                                                                                                              ( А.Дистерверг)

В современных условиях образовательного процесса на первый план выступает воспитание нестандартно мыслящего  человека – творца, обладающего не столько конкретными знаниями, сколько способного к опережающему развитию своего интеллекта.

   Почему? Общество, в котором мы живем, стало другим. Переход в рыночную экономику, новая активная информационная среда, сильнейшая экономическая конкуренция – все этот приводит к тому, что выпускник, который обучался стандартными способами, не готов самоопределиться.

Если говорить об образовании как о непроизводственной сфере, сфере услуг то оно должно соответствовать заранее предъявленным требованиям потребителя (родителям самого ученика, обществу в целом) то есть готовой продукцией будет являтся личность. Но  личность, которая ориентирована не только на потребление благ природы, а и ценящая  природу, как фактор бытия и воссоздающая её. Личность, на которую всегда есть спрос. Личность, обладающая следующими качествами:

  1. уметь ставить и решать проблему в новых ситуациях;
  2. обладающая интеллектуально-творческой инициативой;
  3. способная к критическому анализу;
  4. способна представлять будущие  результаты;
  5. личность уважающая другую личность, даже если та в чем-то заблуждается;
  6. личность, умеющую совместно трудится.

Всего вышеперечисленного можно добиться, используя принципы развивающего обучения.

Сегодня есть технологии обучения многих авторов. Взять их и принести в свою школу очень сложно. Учитель не готов, программы не соответствуют  этим технологиям, учебников нет, количество учащихся превышает 25, урок ограничен временем. Как  же быть? Возникает противоречие: ученики хотят стать учащимися (в полном понимании этого слова), хотят научиться учится, учителя, да и вся система образования не готовы. Эти проблемы решаются с используемыми мной принципами развивающего обучения.

Цели и задачи

 Конечной целью данного опыта является развитие личности, востребованной и родителями и обществом, а главное ученика самопределяющегося и самоудовлетворенного.

Воспитание человека заинтересованного в познании мира и воздействующего на него не только как потребителя, но и воспроизводящего природу.

 Для реализации поставленной цели вижу следующие задачи:

  1. установление субъект субъектных отношений между учителем и учащимися, между самими учащимися
  2. научить работать учащихся в малых группах согласованно, целеустремлённо, самостоятельно, на более высоком уровне обучения
  3. научится уважать себя и других, ценить время свое и других.

Концепция проекта:

Анализируя сложившуюся ситуацию в школе и обществе , пришла к выводу, что важно не столько «передавать и  информировать знания, умения и навыки  школьникам, а совместно с ними достигать  результата через собственную деятельность, собственными силами, собственным напряжением».

Целостную картину мира невозможно передать учащимся, как того требуют стандарты образования, без предварительного формирования культуры общения  и мышления, без самоорганизации учащихся и рефлексии.

Для разработки программы:

  1. изучены теоретические  основы развивающего обучения из книг:
  1. О.С.Анисимова «Азбука теории деятельности»,
  2. В.В.Давыдова «Психологическая теория  учебной деятельности»,
  3.  И.И.Тарадановой «Теория  и технологии развивающего обучения»
  4.  сборниках методических материалов областных конференций.
  1. участвовала в модулях по технологии развивающего обучения корректировала программу обучения учащихся по географии
  2. корректировала программу развития классного коллектива,
  3. организовывала родительские собрания
  4. возглавляю научно –исследовательскую работу с учащимися
  5. занимаюсь мониторингом по установлению уровня развития учащихся
  6. неоднократно давала уроки и внеурочные мероприятия с использованием принципов развивающего обучения для руководителей школ района и учителей географии

Главным условием данной технологии является деятельность учащихся в группах:

  1. установление личностных контактов
  2. появление внутригрупповых мотивов и ценностей
  3. самоорганизация деятельности
  4. внутригрупповая кооперативная деятельность
  5. появление межгрупповой деятельности

 Проектирование  учебного взаимодействия идет на основе учета личностных особенностей учащихся:

  1. создание условий для потребностей в группе
  2. рефлексия происходящего (положительного и отрицательного)
  3. совместное нахождение вариантов действий ведущих к изменению личности
  4. использование аналогов для решения задач

 Используются разнообразные форм общения, особенно активно диалога и полилога.

 Для учащихся создаются  ситуации успеха и неуспеха, и стимулирование, путем рефлексии, учеников к осуществлению коллективного труда:

  1. достижение поставленной цели
  2. определение причин неудачи (отрицательных оценок), как правило, это преобладание общечеловеческого общения над учебным.

Эти все действия учащихся заранее проектируются педагогом с прогнозом различных результатов. Организация деятельности учащихся  должна  быть разноуровневая: по образцу и творческая, с включением слабых учащихся в работу группы, что вызывает конфликт в группах, где причиной неудачи считаются слабые ученики .Для снятия противоречия – сильные ученики принимают решение о создании новых условий,  при которых слабые ученики начинают работать в группах, а сильные становятся организаторами деятельности группы. При этом сохраняется неудовлетворенность сильного ученика в своем развитии. Которые считают, что они недополучают знаний, а следовательно нужно корректировать микрогрупповую динамику (создать проблемную ситуацию  когда лидеры самостоятельно выполнить задание не могут).Результат  -осознание лидером неправильности своего поведения и готовность его коррекции.

Полученные промежуточные  результаты

На данный период:

  1. Сформированы постоянные группы в которых учащиеся активно вступают диалог и полилог ,что используется учителями других предметов для организации деятельности на уроке.
  2. Учащиеся 6-го класса стали победителями внутри школьного конкурса  «Интеллект»
  3. Отряд «Радостея» (6-го класса) является активным участником операций : «Дубок», «Чистый двор», «Санитары леса» за что поощрены  Районной детской организацией
  4. Учащиеся  школы трижды были участниками областной конференции исследовательских работ учащихся по географии и экологии и  дважды стали её лауреатами .
  5. Принимаем активное и результативное участие в районных и областных олимпиадах.
  6. По данным микроисследований  у учащихся класса появились новые личностные качества: самостоятельность при решении проблемных задач, высокая ответственность за порученное дело , целеустремленность, желание изменить в лучшую сторону черты характера
  7. Попадая в другой коллектив (оздоровительный лагерь, кружки), обладая коммуникативными способностями,  становятся лидерами .
  8. По данной технологии на базе школ района проведены четыре семинара с включением в деятельность самих педагогов :
  1. проектирование деловой игры «Урок–суд»(экология Омской области «Я фермер»)

  1. активные формы в преподавании географии
  2. группообразование как важный  фактор в развитии личности
  3. интерактивные формы  обучения  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация принципов развивающего обучения Л.В.Занкова на уроках русского языка в среднем звене

Опыт реализации  принципов развивающего обучения Л.В.Занкова в среднем звене на уроках русского языка в 5-7 классах...

Реализация принципа развивающего обучения на уроках немецкого языка в начальной школе

Основным источником обучающих, развивающих и воспитательных ценностей является сам предмет. Заметим попутно, что понятие «предмет» включает содержательные и процессуальные характеристики, ибо иностран...

Принципы развивающего обучения на уроках искусства.

1.       Статья рассказывает о развивающем факторе музыкально-художественногообразования с применением новых музыкальной технологии, применяемых на уроках искусства,...

«Принципы развивающего обучения в современной музыкальной педагогике»

Практическая деятельность ведущих преподавателей-методистов страны внесла весомый вклад в развитие музыкально-педагогической науки. Изданная методическая литература по обучению игре на музыкальных инс...

Дидактические принципы развивающего обучения.

Выступление на педсовете, обобщение опыта работы. В приложении есть файлы с экранами соревнований, которые использую для  иотивации решения залач повышенной сложности....

Реализация принципов развивающего обучения на уроке геометрии по теме:" Прямоугольный треугольник и его свойства". Презентация.

Реализация принципов развивающего обучения на уроке геометрии по теме:" Прямоугольный треугольник и его свойства".  Рекомендуется использовать на уроке открытия новых знаний в 7 ...

Урок- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения

Данная статья «Урок – основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» представляет собой описание инновационных технологий с опорой на личный педагогический опыт.Что такое и...