Реализация принципов развивающего обучения Л.В.Занкова на уроках русского языка в среднем звене
статья (русский язык, 5 класс) на тему
Опыт реализации принципов развивающего обучения Л.В.Занкова в среднем звене на уроках русского языка в 5-7 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_printsipov_razvivayushchego_obucheniya_l.v.zankova_v_srednem_zvene.docx | 20.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация принципов развивающего обучения Л.В.Занкова на уроках русского языка в среднем звене
Система Л.В.Занкова, построенная на идеях Л.Выготского о зонах актуального и ближайшего развития, на положении о том, что «обучение идёт впереди развития» (а не наоборот, как было широко распространено до него в педагогической практике), отвечает вызову времени, готовит школьника к самостоятельному активному освоению мира, способствует повышению качества знаний.
Л.В. Занков разрабатывал свою систему для начальной школы, и сегодня это государственная система с действующим комплексом учебников. Однако в 5 классе преемственность прерывается, так как многие учителя второй ступени, даже если они добросовестно выполняют основные требования принципов преемственности (изучение состава класса, с которым предстоит работать, учебных программ начальной школы и др.), по многим объективным и субъективным причинам опираются в основном на жесткий механизм традиционного обучения детей. Чтобы изменить ситуацию, в рамках эксперимента мы занимались продвижением принципов Л.В.Занкова в 5-8 классы.
В занковской системе приоритетной целью образования считается оптимальное общее развитие личности – интеллектуальной, волевой, эмоциональной, физической сфер личности. Основные принципы: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, ведущая роль теоретических знаний, быстрый темп изучения нового материала, осознание школьниками процесса учения, работа над развитием каждого ученика, в том числе слабого. Но принципы без методики остаются мёртвыми. Чтобы урок был по-настоящему «занковским», развивающим, нужно соблюдать заповеди занковского урока:
- Первая заповедь - идти от детей. Важно научиться любить детей понимать и принимать их такими, какие они есть, слышать их, уважать мнение каждого.
- Вторая заповедь – урок начинается с урока. Развивающий урок – это урок мы ведём совместно с детьми. Процесс обучения строится таким образом, чтобы ученик сам добывал знания самостоятельно, а учитель помогал ему, направляя на нужный путь.
- Ошибка ученика становится находкой для учителя. Это третья заповедь. Именно ошибка позволит ученику задуматься, попытаться разобраться самому, а если не получится, на помощь придут одноклассники.
- Четвёртая заповедь занковского урока – доверять силам детей. Если соблюдать меру трудности, ученики смогут использовать уже имеющиеся у них знания в новой ситуации, сами выйдут на открытие нового материала.
Т.о., занковский урок – это личностно-ориентированный урок, в основе которого лежат гуманистические идеи педагогики сотрудничества. Это всегда живой и разнообразный урок, на котором детям интересно.
Центральное место на уроке занимает учебные задания, формирующие общие умственные действия: умение анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать.
На уроках русского языка постоянно ребятам предлагаю учебные задания по чёткому разграничению разных признаков изучаемых явлений и объектов.
Например, в 5 классе даётся ряд слов: предл..жить, вел..сипед, насл..ждение. выр..стать, прод..вать, с..рень.
Традиционно учитель предложил бы вставить пропущенные буквы и объяснить. Развивающие приёмы Занкова реализуют следующие задания:
Проанализируйте слова. Что вы о них можете сказать?
Сравните их. Есть ли что-то общее? (Это слова самостоятельных частей речи; они стоят в начальной форме; в корне каждого слова безударная гласная).
Можно ли эти слова сгруппировать, классифицировать? (Можно сгруппировать 1) по частям речи; 2) выделить группу слов с безударной гласной непроверяемой, проверяемой, чередующейся; 3) выделить группу слов с приставками и без приставок).
Таким образом, ученики рассмотрели слова с разных точек зрения, установили, в чём сходны, в чём различны, дифференцировали их свойства, отношения. Подобные задания активизируют познавательный интерес, формируют мыслительные умения, ребята их любят. Кроме того, эти приёмы позволяют реализовать и актуальный ныне функциональный подход в преподавании русского языка: должна быть система знаний о слове с точки зрения фонетики, лексики, морфемики, морфологии, орфографии, синтаксиса.
Для 5-7 классов Федеральным научно-методическим центром имени Л.В.Занкова созданы учебники, я брала эти учебники в качестве дополнительных. Апробирование в течение нескольких лет в среднем звене учебника по русскому языку Н.В.Нечаевой и Белорусец, созданного ФНМЦ им. Занкова, в сочетании со стабильным УМК под редакцией В.В.Бабайцевой шло в рамках эксперимента. Авторы учебника считают, что цели занковской системы обучения – общее развитие личности учащихся – наиболее полно соответствует частнопредметная цель русского языка – освоение учащимися его коммуникативной функции. Учебник Н.В.Нечаевой реализует не столько информативную функцию, как в традиционных учебниках, сколько функцию организатора процесса обучения и руководителя познавательной деятельности учащихся. Самое главное – не давать знания в готовом виде, изучать новый материал на деятельностной основе.
Вот как, например, я организовала изучение материала по теме «Род несклоняемых существительных» с опорой на учебник Н.В.Нечаевой. Конечно, проще всего самому учителю рассказать, какие несклоняемые существительные относятся к среднему, какие к мужскому, какие к женскому роду. Но я выбрала деятельностный подход. В начале урока я спросила, что знают ребята о категории рода в иностранных языках (в 5 классе изучался английский и французский языки). Далее последовал вопрос: «Как ведут себя иноязычные слова, попав в русский язык?». В ходе анализирующего наблюдения по тексту был сделан вывод, что некоторые слова «подстраиваются» под русский язык и начинают склоняться, например: кабинет, милиция, фонарь, балкон, а некоторые остаются несклоняемыми: пальто, пюре, резюме, Миссури и др. Но в русском языке существительные согласуются с прилагательными и глаголами прошедшего времени в категории рода, следовательно, каждое существительное должно относиться к определённому роду. Дети формулируют вопрос: как определить род несклоняемых существительных? Предлагаю классифицировать записанные на доске несклоняемые существительные. Выделяем три группы, и в ходе обсуждения рождается следующая схема.
Как определить род несклоняемых существительных?
Неодушевлённые существительные: относятся к среднему роду: пальто, какао, резюме, кроме кофе (м.р.) и некоторых других.
Одушевлённые существительные: Определяются по полу конкретного лица или животного: мисс, леди - женский род, маэстро, конферансье – мужской род.
Собственные существительные: Определяются по нарицательному: Миссури – женский род, потому что река; Онтарио – средний род, потому что озеро
Таким образом, знания не даются в готовом виде, а «добываются» учениками на основе анализирующего наблюдения в ходе поисковой деятельности.
При изучении темы «Исторические изменения в языке» детям было предложено проанализировать отрывок из Библии на старославянском и современном русском языке (принцип обучение на высоком уровне трудности). Учащиеся сравнили два текста, сделали вывод о том, какие стороны языка - смысловая, грамматическая, знаковая - изменились. Можно сказать, что ученики 5 класса провели учебное исследование.
При изучении темы «Обращение» дети анализируют подборку обращений из писем А.С.Пушкина, затем делают вывод о том, как зависит обращение от адресата и характера сообщения, как обращение характеризует автора писем. Чтобы понять роль устаревших слов в современном русском языке, читаем отрывки из романа «Пётр I» и киносценария «Иван Васильевич меняет профессию». Культурологический компонент обогащает содержание образования и способствует развитию личности учащихся.
В рамках эксперимента мы, учителя-словесники, в сотрудничестве с психологом разработали методические рекомендации по определению уровня развития мыслительных умений на предметном материале русского языка. В течение учебного года трижды (в сентябре, в конце первого полугодия и в конце второго полугодия) словесники проводили контрольные срезы. Эти работы выполнялись после изучения какой-то конкретной учебной темы, после зачётной работы, после повторения и закрепления, т. е. после того, как ученики усвоят содержание темы. На предметном материале мы проектировали специальные работы, состоящие из нескольких частей. В каждой части вопросы определённого вида, определяющие уровень владения конкретным мыслительным навыком: анализом, синтезом, сравнением, логикой, классификацией. Мною был разработан комплект проверочных работ по русскому языку по различным темам, главным в которых была не традиционная проверка усвоения знаний, умений и навыков, а выявление уровня развития мыслительных ОУУНов - общеучебных умений и навыков.
Например, на материале учебной темы «Словосочетание» можно проверить основные мыслительные умения с помощью следующих заданий:
1.Анализ. Выпиши из предложения все словосочетания.
Весенний ветерок лихо гонит над степью клочья паровозных дымков.
2.Обобщение. О каком способе связи говорится, если известно, что зависимое слово связано с главным по смыслу, интонацией и порядком слов?
3.Классификация. Даны словосочетания. Распредели их по группам. Определи основание для классификации.
Выполнить искусно, художественная галерея, уверенность в будущем, сложили не торопясь, оптимистическое настроение, причалила к берегу.
Подумай, как ещё можно распределить слова.
4.Логика. Продолжи рассуждение.
«Восстановить город». Способ связи слов в этом словосочетании – управление, потому что ____.
Учащиеся «занковских» классов обладают хорошо развитой речью, устной и письменной, пишут интересные сочинения, любят рассуждать, умеют вести дискуссию, самостоятельны в суждениях, не боятся ошибиться. У них высокий уровень познавательной активности, они любят принимать участие в конкурсах.
Эксперимент давно закончился, но работа по продвижению принципов Л.В.Занкова в среднее звено продолжается.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»
Переход детей из начальной школы в среднюю часто сопряжён с падением успеваемости. Традиционно мы связываем это с трудностями социальной адаптации при переходе на предметное обучение, с по...
Приёмы работы по формированию УУД на уроках русского языка в среднем звене
Презентация с примерами форм и видов работы на уроках русского языка в 5-7 классах по формированию УУД с использованием различных элементов современных образовательных технологий....
Реализация принципа развивающего обучения на уроках немецкого языка в начальной школе
Основным источником обучающих, развивающих и воспитательных ценностей является сам предмет. Заметим попутно, что понятие «предмет» включает содержательные и процессуальные характеристики, ибо иностран...
Реализация принципов развивающего обучения на уроке геометрии по теме:" Прямоугольный треугольник и его свойства". Презентация.
Реализация принципов развивающего обучения на уроке геометрии по теме:" Прямоугольный треугольник и его свойства". Рекомендуется использовать на уроке открытия новых знаний в 7 ...
Урок- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения
Данная статья «Урок – основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» представляет собой описание инновационных технологий с опорой на личный педагогический опыт.Что такое и...
Реализация передовой технологии обучения «Перевернутый класс» на уроках английского языка в средней школе
Практическое применение передовой технологии "Перевернутый класс" спримерамим видео уроков английского языка....