Внеурочная деятельность
методическая разработка по географии по теме

Внеклассная работа должна достигать тех же целей, что и урок, но на ином материале и иными средствами. Основной целью внеурочной воспитательной работы является гармоничное развитие лич-ности учащегося с учётом его возраста, интеллекта и интересов, а также выявление и раскрытие природных способностей каждого ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochnaya_rabota_po_predmetu.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность по географии

Внеклассная работа должна достигать тех же целей, что и урок, но на ином материале и иными средствами.

Основной целью внеурочной воспитательной работы является гармоничное развитие личности учащегося с учётом его возраста, интеллекта и интересов, а также выявление и раскрытие природных способностей каждого ученика.

Однако все эти задачи не покрывают и не исчерпывают образовательного и воспитательного значения внеклассной работы по географии, две важные особенности которой обуславливают специфику ее познавательного и воспитательного значения для учащихся: добровольный характер внеклассной работы; возможность удовлетворения и дальнейшего развития индивидуальных познавательных интересов и наклонностей учащихся в области географии, в любом из ее разделов и по любой тематике. Этим определяется и увлеченность школьников, и их готовность к трудоемкой самостоятельной деятельности по избранной теме и многообразие тематического содержания внеклассной работы.

В ходе внеклассной работы происходит дальнейшее формирование познавательных интересов и любви к географии, достигается такое углубление знаний в определенной, пусть ограниченной области, какое немыслимо достигнуть в ходе классных занятий; осуществляется выработка и развитие умений и навыков серьезной самостоятельной умственной работы, заключающей в себе элементы поиска, исследования.

Таким образом, повышается уровень общей культуры учащихся, и улучшается результативность учебных занятий по географии и по ряду родственных предметов (история, биология). Следует, наконец, учесть, что участие школьников во внеклассной работе, как правило, протекает в определенном коллективе, где создаются благоприятные условия для укрепления среди учащихся дружбы и товарищества. Эта деятельность оставляет прочный след в сознании школьников. Вероятно, в практике многих учителей нередки такие случаи, когда, спустя много лет, бывшие ученики, встретив своего учителя, вспоминают и проведенную под его руководством экскурсию, и кружок, и свои доклады в нем.

Дополнительная учебная деятельность ценно, прежде всего, возможностью индивидуализировать процесс социализации ребенка, то есть подготовить ребенка к жизни в обществе. Значение дополнительного образования огромно. Оно дает учащимся возможность расширять базовое образование. Внеурочная воспитательная работа проводится по следующим направлениям:

1) учебно-познавательное:

- предметная неделя географии; 

-библиотечные часы;

-конкурсы, олимпиады, игры и другие учебно-познавательные мероприятия.

2) культурно-просветительное:

-посещение музеев города;

- туристические походы;

Походы - это не только средство физического и прикладного воспитания. Велика роль походов в воспитании нравственных качеств личности школьника, социализации и развитии коммуникативных качеств.

Нельзя недооценивать и того, что детскому возрасту свойственно стремление к необычности, к приключениям и романтике. Поход - прекрасное средство, которое естественным путем удовлетворяет потребности ребят. Ребята раскрываются совсем с другой стороны, чем в школе. В этом отношении поход особенно ценен для меня, так как позволяет глубже понять натуру каждого из ребят и найти подход к нему. Они способствуют настоящему взаимопониманию и установлению отношений сотрудничества.

В туристических походах школьников оживают и получают совершенно новое звучание многие знания, полученные на уроках географии, которые подчас усваиваются формально и остаются обременяющим память балластом, негодным ни к какому употреблению.

Туристический поход - средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни подростков. Именно там вырабатывается умение преодолевать трудности, ребята учатся коллективизму не на словах, а на деле. Вырабатывает у подростков сознательную дисциплину, настойчивость, ответственность.

Контакты, которые устанавливаются в походе, способствуют пониманию и установлению сотрудничества между участниками похода.

Исходя из приоритета обучения, предпочтение в туризме отдается краеведению, экскурсиям, не походам, в которых идёт воспитание здоровой, социализированной личности.

Особенно большое распространение получили дальние экскурсионные поездки, которые дают детям большой объём полезной информации.

- театральные представления и тематические постановки;

театральные зарисовки как пример неожиданной интерпретации действительности позволяют глубже запомнить какой либо факт или определение. Игра такого рода всегда проходит интересно и ярко.

- проведение школьного фестиваля фотографии.

Последнее время многие учащиеся стали интересоваться фотографией с новой силой. Появление цифровых камер позволило делать быстрые и качественные снимки. Интересные фотографии, сделанные в природе, были представлены на школьной выставке «Окно в мир». Атмосферные явления, естественные и культурные ландшафты, животные и растения глазами детей всегда неповторимы и удивительны.

3) общественно-патриотическое:

- встречи с ветеранами, «уроки мужества»;

- работа школьного музея;

- работа по сбору коллекции минералов;

- организация и проведение субботника по благоустройству школы.

4) физкультурно-оздоровительное и спортивное:

- обще оздоровительная работа;

- проведение бесед по охране здоровья;

5) нравственно-правовое:

- беседа о правилах безопасности дорожного движения;

-экологическая работа

6) эстетическое информационное:

-организация выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся; 

-проведение тематических лекций;

Для внеклассных мероприятий характерно следующее:

1) разнообразие тематики, составляемой с учётом предложений и интересов детей;

2) создание ситуации выбора и успеха;

3) использование приёмов групповой и индивидуальной рефлексии;

4) доброжелательная атмосфера при их проведении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные задачи внеурочной деятельности

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется обра...

"Приемы формирования исторического мировоззрения на уроках английского языка и во внеурочной деятельности "городской семинар «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках и во внеурочной деятельности»

Презентация к выступлению на городском семинаре «Приемы формирования исторического мировоззрения лингвистическими средствами на уроках  и во внеурочной деятельности» в рамках инновационной площад...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...